- Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО) — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО)» — Транскрипт:
- Презентация на тему: «Коллективный способ обучения»
- Презентация по теме «КСО — коллективный способ обучения на уроках в начальной школе».
- Просмотр содержимого документа «Презентация по теме «КСО — коллективный способ обучения на уроках в начальной школе».»
Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО) — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТимур Евлашин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО)» — Транскрипт:
1 Педагогические технологии Коллективный способ обучения (КСО)
2 Организационная структура учебного процесса и стадии её развития Вид общения Организационная форма обучения Способ обучения 1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек) Индивидуально- обособленная самостоятельная работа с источником Индивидуально — самостоятельный 2. Общение в паре (два человека) Индивидуально -парная (один учит другого) Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI- XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную 3. Групповое общение (три и более человека) Групповая ( один одновременно учит многих) Групповой способ обучения (ГСО)-XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную 4. Общение в парах сменного состава Коллективная (каждый учит каждого) Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
3 Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
4 ПРИНЦИПЫ КСО: 1.Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты. 2. Непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу. 3. Сотрудничество и взаимопомощь между учениками. 4. Разнообразие тем и заданий. 5. Разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса. 6. Обучение по способностям индивида.
5 Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (ПО В.К. Дьяченко)
6 Групповой СОКоллективный СО организационные Чёткость, упорядоченностьОтсутствует Говорит одинГоворят все Общение учащихся отсутствуетВсе общаются МолчаниеРабочий шум Постоянное рабочее местоСмена дидактические Обучает педагогОбучают ученики Весь материал сразу и для всех Разные темпы и материалы Мало самостоятельностиПолная самостоятельность Сотрудничество отсутствуетСотрудничество — основа обучения Усвоение и применение разнесены Максимально приближены
7 ГСОКСО развивающие Ученик – объектУченик – субъект+объект Уравниловка, усреднение способностей детей В соответствии с индивидуальными особенностями Систематический характер обучения Спонтанный характер Не учатся выступатьУчатся выступать, рассуждают, доказывают Не умеют объяснятьРазвитие педагогических способностей воспитательные Каждый работает на себяНа себя и на других Отношения неколлективистскиеОтношения ответственной зависимости: коллективистские
8 Привычная функция учителя- рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационно й и организационной функцией Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь
9 Различные методики КСО Поабзацная проработка текста Обмен заданиями Обратная методика Мурманская методика и другие
10 Поабзацная проработка текста Методика А.Г. Ривина Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочерёдно то в роли слушателя ( ученика), то в роли рассказчика ( учителя). Оптимальное количество тем в группе – девять – одиннадцать. Поэтому если в классе 30 – 40 учеников, то одновременно 3 – 4 группы « специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются 15 – 20 рассказов, которые распределяются между детьми. Методика А.Г. Ривина
11 Объём статей для изучения не должен быть слишком маленьким ( не меньше одной страницы); С самого начала перед учеником ставится цель: овладеть материалом данной статьи так, чтобы уметь её рассказать, ответить на все вопросы; Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя ( схема представлена на следующем слайде);
12 Технологическая схема КСО учитель- ученик — Работа в динамических парах Определение целей деятельности Инструктаж (установление правил деятельности) Распределение функций, формирование групп, пар текущий контроль индивидуальная помощь Подведение итогов (тематические зачёты)
13 Обратная методика Методика А.Г. Ривина Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты
14 Обмен заданиями Методика М.А. Мкртчян Работа начинается с ввода так называемого « запуска» раздела; Учитель работает индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «А» того задания, которое должен выполнить ученик. Даёт теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика; Задачу «Б» своего задания ученики решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у учителя. После проверки ученику ставится в таблице учёта «+»; Раздел считается введённым в работу ( запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником.
15 На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой. Удобно нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7.Буквы для обозначения разделов, цифры для номеров задания в данном разделе; Сначала организуются несколько групп по 5 – 7 ребят в каждой. В классе может действовать одновременно пять – шесть групп и все по разным темам; На «запуск» урока можно пригласить своих «свободных» коллег или учеников старших классов (это норма при КСО)
16 Мурманская методика В данной методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить ( повторить) в самостоятельной работе (приём «самозапуска»).; Затем каждый выбирает партнёра, и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнёра; При этом ведётся экран учёта работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
17 Разновидности итогового контроля Зачёт по «вертикали» несколько учащихся принимают зачёт по определённой карточке у всех в данном классе Зачёт по «горизонтали» принимает зачёт один параллельный класс у другого в парах « Зачёт – вертушка» проводится в группах переменного состава, где в роли экспертов – координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ Зачёт принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО) Зачёт принимает учитель и ассистенты – учащиеся того же класса Тестирование машинное и безмашинное
18 Методика взаимотренажа Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне определённую образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость. Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
19 Приложение 2 Алгоритм изучения текста по методике Ривина (вариант для начальной школы) Договариваемся, над чьим текстом будем работать. I. Работа над собственным текстом. 1. Читайте новую часть текста. 2. Что узнали из этой части? 3. Объясните непонятные слова. 4. Какие слова считаете главными? Объясните их. 5. Задайте вопросы друг другу. 6. Приведите примеры. 7. О ком или о чём говорится в этой части? 8. Что об этом говорится? 9. Озаглавьте эту часть. Заголовок запиши в тетради. 10. Запиши на полях инициалы напарника. 11. Перескажи изученную часть. II. Помоги напарнику изучить его часть текста. Работайте по пунктам III. Найди нового напарника. Перескажи напарнику изученные части. Работайте с напарником над новой частью по пунктам IV. Помоги напарнику. Выслушай изученные напарником части текста. Дальше работайте по пунктам 1-11.
20 Литература Учительская газета 35 от от Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.,
Источник
Презентация на тему: «Коллективный способ обучения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентацию подготовила: учитель биологии МБОУ Воротынская средняя школа Макарова Лариса Сергеевна Коллективный способ обучения
«Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать». Я. А. Коменский
Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого. Основная идея технологии КСО — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот суть данного подхода.
У истоков данной технологии стоял А. Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А. Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В. К. Дьяченко, его поддержали М. А. Мкртчян, А. Г. Границкая и др. А. Г. Ривин В. К. Дьяченко
Теоретические основы КСО сформулированы В. К. Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения: Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя. Парная – «учитель — ученик», «ученик – ученик» (один объясняет материал, а другой слушает или совместно работают над одним материалом, но каждый выполняет свою часть работы). Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В. К. Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения. Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает». К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят справа не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева или менять ряды.
Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен: изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа); объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре); найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава); отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).
Источник
Презентация по теме «КСО — коллективный способ обучения на уроках в начальной школе».
Презентация к докладу по теме «КСО — коллективный способ обучения на уроках в начальной школе»
КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
- принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
- интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
- дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
- всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
- разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
- разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
- педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
- непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
- изучение текстового материала по любому учебному предмету;
- взаимообмен знаниями (применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий) ;
- решение задач и примеров по учебнику;
- взаимные диктанты;
- разучивание стихотворений в сменных парах;
- выполнение упражнений в парах;
- работа по вопросникам;
- изучение иностранного языка.
Существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, работающие по этой технологии ( рисунок 1)
Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме «КСО — коллективный способ обучения на уроках в начальной школе».»
«Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.
Обучать – это значит всё
усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам
или всякому желающему
Технология КСО имеет различные названия:
- организованный диалог
- коллективное взаимообучение
- обучение в сотрудничестве
Эта технология разрабатывалась
А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К.Дьяченко в 90-е,
а также тремя группами
Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном
в течение жизни»-
Гуманизация обучения предполагает преодоление стереотипов мышления, поиск более гибких форм организации деятельности учащихся. Одной из таких форм является коллективная.
Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
Организационная форма обучения
1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек)
Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником
2. Общение в паре (два человека)
Индивидуально -парная (один учит другого)
3. Групповое общение (три и более человека)
Индивидуальный способ обучения (ИСО) – до XVI-XVIIв. включает две формы: парную и индивидуальную
Групповая ( один одновременно учит многих)
4. Общение в парах сменного состава
Групповой способ обучения (ГСО)- XVII-XXвв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную
Коллективная (каждый учит каждого)
Коллективный способ обучения (КСО) включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную
Основная идея технологии КСО — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе –
вот суть данного подхода.
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
- наличие сменных пар учащихся
- их взаимообучение
- взаимоконтроль
- взаимоуправление.
Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко)
- четкость, упорядоченность
- говорит один
- общение учащихся отсутствует
- молчание
- постоянное рабочее место
- отсутствует
- говорят все
- все общаются
- рабочий шум
- смена рабочего места
- обучает профессиональный педагог
- весь материал – сразу и для всех
- мало самостоятельности
- сотрудничество отсутствует
- усвоение и применение — разнесены
- обучают ученики
- разные темпы и материалы
- полная самостоятельность
- сотрудничество – основа обучения
- максимально приближены
- ученик-объект
- уравниловка, усреднение способностей детей
- систематический характер обучения
- не учатся выступать
- не умеют объяснять
- ученик-субъект+объект
- в соответствии с индивидуальными особенностями
- учатся выступать, рассуждают, доказывают
- развитие педагогических способностей
- каждый работает на себя
- на себя и на других
В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:
- принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
- интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
- дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
- всеобщего сотрудничества и взаимопомощи : любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
- разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
- разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
- педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
- непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
В свое время А. Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
- изучение текстового материала по любому учебному предмету;
- взаимообмен знаниями решение задач и примеров по учебнику;
- взаимные диктанты;
- разучивание стихотворений в сменных парах;
- выполнение упражнений в парах;
- работа по вопросникам;
- изучение языков.
Технологическая схема КСО.
Подготовительный этап в работе по организации коллективной формы обучения.
Признаки характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся:
- наличие у всех учащихся общей цели;
- разделение труда, функций и обязанностей;
- работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;
- участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;
- работа каждого приобретает общественную значимость.
- эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;
- деятельность каждого ученика становится общественно полезной.
На первом этапе школьники должны изучить правила общения:
- отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;
- ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;
- исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);
- для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Учащимся также необходимо приобрести навыки:
- читать вполголоса так, чтобы самому понимать текст и чтобы партнёр его понимал;
- говорить вполголоса, но внятно;
- слушать внимательно партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль;
- задавать вопросы по существу, обсуждая тему;
- управлять процессом работы пары и группы.
При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.
«Человек не может
по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Источник