- Разработка к практическому занятию по Менеджменту Тема: «Принятие управленческого решения решения» учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Все основные методы разработки и принятия управленческих решений кратко
- 1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев
- 1.1. Методы ситуационного анализа
- 1.2. Методы моделирования
- 2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив
- 3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив
- 4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата
Разработка к практическому занятию по Менеджменту Тема: «Принятие управленческого решения решения»
учебно-методический материал на тему
Разработка содержит вопросы для обсуждения, тест, ситуационные задания по теме «Принятие управленческого решения» и тест на определение наличия способности влиять на людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_1.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Принятие управленческого решения»
- закрепление теоретических знаний;
- решение ситуаций по теме;
- определение умения влиять на окружающих.
Вопросы для обсуждения: (по 3 балла)
- Решения и их разновидности.
- Определите особенности стратегических решений
- Укажите особенности директивных решений
- В каких ситуациях решения принимаются едино?
- Формы коллективного решения
- Коллективный метод принятия решения имеет свои преимущества и недостатки, назовите их
- Этапы принятия рационального решения.
- Определенность, неопределенность и риск в ходе реализации решения.
Работа студентов по подгруппам с контрольными вопросами и логическими упражнениями.
Контрольные вопросы и логические упражнения
1. Используя матрицу БКГ, ответьте на вопрос «Что делать?»: ( 3 балла)
А. Господствовать; Б. Инвестировать; В. Зарабатывать; Г. Снять урожай. Если доля реализуемой продукции Вашего предприятия возросла с 1% до 5%
Относительная доля рынка
квадрат 1 — ЗВЕЗДА — предприятие, завоевавшее большую долю рынка в растущем секторе экономики;
квадрат 2 — ЗНАК ВОПРОСА — предприятие, завоевавшее небольшие доли рынка в быстро растущих отраслях;
квадрат 3 — ДОЙНАЯ КОРОВА — предприятие, завоевавшее большие доли рынка в зрелых отраслях;
квадрат 4 — СОБАКА — предприятие с низкой долей рынка в отраслях, переживающих стагнацию.
- Примите правильное решение:
а) как менеджер крупного предприятия, занимающего монопольное положение в области безалкогольных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства;
б) как глава комиссии по антимонопольному регулированию, приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства;
в) как потребитель продукции, на чью сторону Вы станете в.случае опроса мнений?
- Какова сущность запрограммированного и незапрограммированного решения?
- Назовите основные принципы выработки и принятия решения.
- Каким образом черты характера лидера влияют на характер принимаемого им решения?
- Перечислите основные требования к методам решения проблем.
- Выполните тест
Тест «Решение управленческих проблем»
1. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?
1) чем больше информация, тем лучше
2) избыток информации также вреден, как и ее недостаток
3) получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя
4) избыточный объем информации – залог успеха
2. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?
1) для оптимального решения комплексной задачи
2) для сохранения «группового» стиля работы
3) для проверки квалификации рабочих
4) все перечисленное
3. Что означает «принять решение»?
1) перебрать все возможные альтернативы
2) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы
3) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы
4) отдать распоряжение к реализации конкретного плана
4. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?
1) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы
2) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя
3) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат
4) уровень превышения своих полномочий
5. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?
1) если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать
2) по точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных
3) проверка надежности административной структуры
4) проверка надежности экспертной структуры
6. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?
1) интенсификация мыслительного процесса
2) анализ нестандартных решений
3) выявление альтернатив
4) вовлечение всех участников в процесс принятия решений
7. Кому принадлежит авторство идей при использовании коллективных методов принятия решений
1) организации, где работают участники совещания
2) всем участникам совещания
3) участнику, выдвинувшему первоначальный вариант решения
4) участнику, выдвинувшему окончательный вариант решения
Задание 1 (6 баллов)
Укажите стиль принятия управленческого решения по классификации В.Вруума и Ф.Йеттона при следующих условиях:
Условия принятия решения
Стиль принятия решения
На предприятии создалась ситуация, требующая немедленного изменения технологического процесса. Для руководителя, имеющего достаточный опыт и квалификацию, может быть важным мнение главного технолога и начальника планово-экономического отдела.
В связи с предстоящим сокращением численности работников на предприятии образовались оппозиционные мини-группы, лидеры которых отстаивают личные мнения, создалась конфликтная ситуация
Проблема, возникшая на предприятии, нова и неординарна. Руководитель не располагает достаточным количеством информации для ее решения, и для него важны мнения сотрудников. В коллективе царит атмосфера демократии и взаимопонимания.
В организации предстоит провести сокращение численности работников. Предстоящее решение не совпадает с личными целями сотрудников. Руководитель пользуется авторитетом и его мнение воспринимается позитивно членами группы.
Проблема, по которой предстоит принять решение, является для руководителя достаточно сложной и новой. У него недостаточно информации, которую легко получить от подчиненных. Однако групповое обсуждение нецелесообразно.
При принятии решения возникли разногласия и голоса разделились на равные части. Времени для дальнейшего обсуждения недостаточно. Имеются результаты объективного анализа.
Задание 2 (3 балла)
Заполните таблицу, указав, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее:
- в условиях дефицита времени;
- для избежания субъективизма;
- для большей продуманности возможных последствий;
- при наличии конфликтной ситуации;
- при низкой квалификации сотрудников;
- для снижения сопротивления несогласных.
Задание 3 (по 3 балла)
Прочтите афоризмы о психологии принятия решений и объясните их смысл:
- Если принял решение ты, пусть отныне не дрогнет рука:
можешь выбрать ты смелость советчика,
можешь выбрать совет смельчака
- обсуждать надо часто, решать – однажды
- не столь опасно принять дурное решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно
Задание 4 (2 балла)
Заполните таблицу, указав вид принимаемого решения (запрограммированное или незапрограммированное) в зависимости от ситуации:
Новые, неординарные условия
Число возможных альтернатив ограниченно, и они легко формулируются
Стандартные, регулярно повторяющиеся ситуации
Ситуация, где требуются глубокие знания, интуиция
Задание 5 (3 балла)
Представьте, что Вам необходимо принять решение на основе анализа двух альтернатив, выбрав одну из них .
Сущность проблемы: необходимо выбрать поставщика энергетических и сырьевых ресурсов из двух возможных партнеров.
1 фирма 2 фирма
1. Количество и качество поставок 1. Количество и качество поставок
удовлетворяет потребителя удовлетворяет потребителя
2. Поставки осуществляют бесперебойно 2. Поставки осуществляются
(от 2—3 дней до 1-й недели)
3. Цены на сырье и энергию выше 3. Цены на сырье и энергию
отраслевых на 3% соответствуют отраслевым
Задание 6 (3 балла)
Определите проблему и примите решение по алгоритму:
- Выработка и постановка цели (формулировка проблемы)
- Изучение проблемы
- Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений
- Рассмотрение вариантов решения. ( Оценка всех плюсов и минусов, по каждому варианту )
- Выбор и окончательное формулирование решения
Тест: руководитель, принимая управленческое решение, должен уметь повлиять на подчиненных с тем, чтобы убедить их в правильности решения, заручиться поддержкой, что обеспечит качественное исполнение решения. Проверьте наличие у вас такой способности.
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
- Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
- Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
- Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
- Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
- Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
- Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
- Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
- Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был не изменен?
- Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
- Любите ли вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?
- Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
12. Любите ли вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?
13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
Оценка результатов. Подсчитайте набранное вами количество баллов по приведенной таблице.
Источник
Все основные методы разработки и принятия управленческих решений кратко
В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.
Для удобства изучения и использования этих методов их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. Некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого использования в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.
Далее представлен анализ особенностей, условий и ограничений применения существующих методов.
Отметим, что большинство методов имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований автора и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а также для удобства их практического применения.
1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев
1.1. Методы ситуационного анализа
«Мозговая атака». Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.
Двухтуровое анкетирование. Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Применяется не только для установления влияющих факторов, но и для решения других задач ситуационного анализа. Относится к числу универсальных методов ситуационного анализа.
Факторный анализ. Получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа. Аналитическая зависимость получается на основании статистических данных.
Многомерное шкалирование. На основании математической обработки информации устанавливаются факторы, влияющие на развитие ситуации. Применяется для сокращения числа факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ситуации, а также для содержательной интерпретации получаемого набора факторов. Способствует понижению размерности задачи принятия решения.
1.2. Методы моделирования
Модели теории массового обслуживания. Определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества. Наиболее разработаны и удобны для использования методы, в которых входящий поток является пуассоновским.
Модели управления запасами. Определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Применяется для сведения к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Существует несколько систем регулирования запасов.
Имитационное моделирование. Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.
Экономический анализ. Оценка финансово-экономического состояния предприятия. Используется в условиях доступности и достоверности бухгалтерской отчетности. Типичная экономическая модель основана на определении точки безубыточности.
Оптимальное линейное программирование. Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) — гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения. Традиционные критерии оптимальности: «максимум прибыли», «минимум затрат», «максимум рентабельности» и др.
IDEF-моделирование. Анализ и разработка систем. Применяется для моделирования и анализа деятельности предприятий, так как предоставляет богатый набор возможностей для реинжиниринга бизнес-процессов. Метод основывается на технологии структурированного анализа и разработки (SADT).
2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив
Морфологический анализ. Получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы). Применяется для генерации альтернатив решений в условиях определения класса средств для выполнения заданных функций, а также параметров объекта. Может использоваться для прогнозирования.
Методы ассоциаций и аналогий. Выявление новых идей. Применяются для генерации альтернатив решений в условиях поиска модификаций известных систем. Характеризуются простотой и эффективностью.
Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота. Подведение к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. Могут применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы. В вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов для решения поставленной задачи.
Метод «матриц открытия». Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Применяется для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования. В отличие от метода морфологического анализа часть выбранных характеристик может относиться не к системе, а к условиям ее эксплуатации.
Синектика. Поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Применяется для активизации творчества, позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа мыслей и значительно расширяет диапазон поиска новых идей. Метод синектики широко использует личную аналогию (эмпатию).
3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив
Методы экспертной оценки. Построение экспертом рациональной процедуры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов. Применяются для широкого круга неформализуемых проблем, которые не всегда могут быть оценены в количественном измерении, а также для решения проблем социально-экономического характера или в условиях отсутствия информации из внешних источников. Существуют высокие требования к компетентности экспертов.
Экспертные методы. Прогнозирование на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта в будущем. Применяются при прогнозировании объектов, которые не поддаются математической формализации. В состав экспертных методов входят как индивидуальные, так и коллективные методы.
Фактографические методы. Прогнозирование на основании фактической информации о прошлом и настоящем развитии объекта. Применяются в условиях, когда вероятность сохранения факторов, обусловивших процесс развития в прошлом, больше, чем вероятность их изменения. При появлении непредвиденных ограничений использование этих методов может привести к ошибкам в прогнозах. Надежность и точность фактографических методов может быть увеличена за счет сочетания их с экспертными методами прогнозирования.
Комбинированные методы. Прогнозирование на основе экспертной и фактографической информации. Применяются для решения проблем широкого профиля (от формализуемых до неформализуемых). Часто эти методы используются для принятия решений на высшем уровне управления.
4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата
Метод цепных подстановок. Последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию. Применяется в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер. Позволяет выявить, за счет каких факторов произошли отклонения фактических величин от плановых.
Причинно-следственный анализ. Определение иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему. Применяется в условиях, когда лицо, принимающее решение, располагает полной и достоверной информацией об исследуемом объекте. Сложно определить момент, когда следует остановиться в построении причинно-следственной цепи.
Источник