Коллективная и командная работа на уроках.
статья на тему
Коллективная и командная работа на уроках.
Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnaya_i_komandnaya_rabota_na_urokah.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективная и командная работа на уроках.
Под коллективной формой обучения подразумевается работа учащихся, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом образовательного коллектива. Если такие учебные занятия проходят в классе, то это значит, что каждый ученик по очереди вступает в содержательное общение со всеми своими одноклассниками, являясь то их учеником, обучаемым, то их учителем, т. е. обучающим; коллектив (т.е. все) обучает каждого и каждый обучает всех. Поэтому такая форма названа коллективной формой организации процесса обучения (КФО)
Коллективный способ обучения включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая – коллективная организационная форма [Дьяченко, 2001, с. 496].
Каждый способ осуществляется на основе реализации своих принципов. Принципы коллективных способов обучения разработаны В.К. Дьяченко.
Согласно теории В.К. Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть положены восемь принципов:
Но я не буду сейчас останавливаться подробно на этих принципах. Так как моя задача поделиться своим опытом в работе. И скажу кратко:
И как уже было сказано, коллективное обучение, по мнению Дьяченко, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Коллективная работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы, т.е на базе разделения и распределения обязанностей. При этом она приобретает следующие признаки:
- класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
Групповая работа на уроке (командная)
- Урок-закрепление, где основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.
Ученики подразделяются на три группы, в состав которых входят 2-3 ученика, умеющих проявить свои знания.
Четвертая группа формируется из сильных учеников, проявляющих аналитические способности при изучении материала, а также и при повторении.
Цель: на любом этапе такого урока ( домашнее задание, выполнение упражнений , устный опрос) ведется коллективная работа, в котором ученики, освоившие материал, выступают в роли учителей, наставников и помогают детям с другими способностями ( не так быстро усваивать материал) освоить материал.
Сильная группа курирует работу всего класса, делает свои замечания.
При этом при выполнении упражнения этой группе предоставляется материал более сложного уровня.
- Урок обобщения и систематизации . Мы знаем, что такой урок является обязательным завершающим этапом в процессе усвоения учащимися учебного материала. И на таком уроке я стараюсь применить работу в группах.
*** ( После урока планируется самостоятельная работа по пройденной теме).
Ученики распределяются равномерно в группах, учитываются индивидуальные способности .
( 1этап-воспроизведение повторяемого материала, 2 этап – систематизация и обобщение ранее изученного)
На 3 этапе урока углубления и расширения знаний
группам дается работа, которая курируется сильными учениками. При этом все ученики работают и отвечают по очереди.
Задача учителя при этом следить за работой каждой группы и быть участником каждой группы: задавать вопросы, требующие неоднозначных ответов.
В итоге работа по подготовке к с.р. проведена. Навыки получены.
- ***
Урок – проверки и оценивания индивидуальной работы ученика , а именно оценивание выполнения ДЗ учеником в форме доклада на заданную тему. ( Искусство, литература)
Такой урок подразумевает уже изначально быть скучным, и для того, чтобы урок все-таки был интересным и ребята запомнили , о чем говорили их одноклассники создается следующая ситуация.
Такой метод работы я называю «Атака и оборона», где атака – это ряд вопросов, а оборона в свою очередь готова предоставить ответы на эти вопросы.
Коллектив делится произвольно на 4 группы. Ребята из группы отвечающего ученика готовятся к обороне, а три другие команды – к атаке.
Цель: проявить у учеников интерес к отвечающему ученику,
таким образом, получая новые сведения по изучаемому предмету.
В итоге урок приобретает оттенок игры, где ученики с азартом пытаются задать грамотный вопрос, а другие ученики готовы ответить на вопрос.
После этого идет оценивание отвечающего ученика путем рассуждения, в котором дается оценка и два аргумента в пользу своего мнения.
Положительных результатов здесь много.( умение слушать, формировать вопросы, грамотно отвечать, рассуждать – все это приводит к усвоению предоставленного материала)
Коллективная работа на уроке – проекте.
Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Уроки с использованием интегрированных творческих проекто в нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Таким образом, коллективная работа на уроках –проектах – это процесс над созданием заданного учебного продукта.
Технологическая цепочка такой коллективной работы состоит из:
- Проблема ( задает учитель)
- Проектирование ( планирование)
- Поиск материалов.
- Создание продукта. ( сайт, видео-ролик, презентация , газета, журнал, учебное пособие и т.д.)
- Презентация продукта ( различные средства: игра, конференция, экскурсия, заочное путешествие, демонстрация и т.д..)
- Рефлексия.
В своей работе я использовала краткосрочные проекты – 2-3 урока.
На уроках литературы каждой группе учеников в качестве домашнего задания дается определенная задача, которую ребята должны решить и показать.
Например, ребята из трех групп должны были предоставить информацию о поэтах – романтиках в форме презентации.
На этот раз я не принимала участия в делении детей на группы, их задача была в том, что самостоятельно разделиться, образовав равноценные группы , учитывая особенности каждого ученика.
— в результате все ученики класса принимали участие в подготовке и создании презентации, при этом показывая свою работу, ученики одной группы коллективно предоставляли информацию о поэте.
Долгосрочные проекты – четвертные.
«Лето Господне» И. Шмелева в программу не входит, но я решила познакомить детей с этим произведением , предоставив им самостоятельно изучить произведение и подготовить свою работу — проект – видеоролик, на заданную тему.
В итоге, ребятами была проведена большая исследовательская работа, которая была выполнена самостоятельно ( при курировании учителя, играющего роль наставника). При этом был применен метапредметный подход в подготовке материала ( история, география)
ВОВ «Лирика военных лет» 8 классы : видео ролики.
7 классы: устный коллективный ответ каждой группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что
Коллективная форма работы – направлена на выработку таких важных умений, как:
1) самостоятельно изучать заданную литературу;
2) мыслить творчески, анализировать и делать выводы;
3) излагать свои мысли, знания полностью и без искажений (научить другого);
4) слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);
5) обладать хорошими знаниями;
6) коллективно трудиться: навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки [Золотова, 1989, с. 34-35].
И показать себя и на других посмотреть.
1. Принцип завершенности. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и опыт и теми, кто их приобретает. Можно считать, что обучение осуществилось, если знания и умения обучаемым усвоены, и тот, кто был учеником, может уже без чьей — либо помощи обучать всему тому, чему его научили другие, при этом ничего не теряя и не искажая.
2. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи знаний. Обучение может стать завешенным тогда, когда ученик имеет возможность каждую новую тему излагать своим товарищам столько раз, сколько необходимо для ее глубокого и прочного усвоения. «Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Ведь чрезвычайно правильно известное положение «Кто учит других, учится сам» – не только потому, что, повторяя, он укрепляет в себе свои знания, но также и потому, что получает возможность глубже проникать в вещи» – так излагает Коменский величайшую педагогическую мудрость.
3. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи. Традиционный учебный процесс строился на индивидуалистической основе, каждый отвечал только за себя, за свою подготовку. В КСО действует иной принцип: один учит всех и все одного, и таким образом ученики взаимно помогают друг другу добиться успеха в освоении учебного материала.
4. Принцип разновозрастности состава образовательного коллектива. Взаимообучение и сотрудничество учащихся одного уровня и одного возраста, как правило, оказывается небогатым по содержанию. Наибольшими образовательными возможностями обладает разновозрастный коллектив.
5. Принцип обучения в соответствии со способностями. Систематическое «сдерживание» развития способностей наиболее одаренных и трудолюбивых ведет к притуплению этих способностей и потере интереса к учению. За рубежом и у нас в стране наблюдается стремление индивидуализировать обучение, предоставить возможность каждому ученику продвигаться вперед при изучении учебного материала «своим темпом» независимо от темпа работы других учащихся. Это труднореализуемая и достаточно дорогостоящая задача.
6. Принцип разнообразия тем или распределения учебных заданий. При коллективной работе распределение тем, функций, обязанностей является важнейшим и необходимым условием для обмена знаниями.
7. Принцип педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий. При коллективных занятиях выполнение учительских функций становится нормой деятельности, постоянной обязанностью. Чтобы каждый мог обучать и воспитывать своих товарищей, необходимо развитие и учащихся педагогического мастерства. Развитие педагогического мастерства происходит под руководством профессионального педагога во время ежедневной обучающей деятельности каждого учащегося.
8. Принцип интернационализации процесса обучения (многоязыковой основы обучения). Одним из важных шагов в развитии системы современного образования является построение учебного процесса сначала на двуязыковой, а затем и на многоязыковой основе при разнонациональном составе учащихся [Дьяченко, 1991, с. 192].
Источник
Коллективные способы и формы обучения
Коллективной моделью работы называют учебные занятия в парах со сменными составами, ориентированные на вырабатывание и оттачивание умений:
- самостоятельного освоения литературы;
- творческого размышления, проведения анализа и заключений;
- высказывания собственных мыслей, познаний без искаженностей;
- выслушивания и извлечения необходимой информации;
- обладания отличными твердыми познаниями;
- совместной работы.
Чтобы применить наиболее приемлемый вид структуры урока, следует обратить внимание на важность приобретения организации учебной работы учащихся на занятии.
Коллективный способ обучения – это такое обучение, при котором все члены группы действуют слаженно, прослеживается активное участие каждого из них, происходит процесс обучения товарищей умением работать в коллективе.
Групповой тип организации учебной деятельности – это подготовление и работа с детьми в динамических парах или парах со сменным составом.
Способы обучения
Переход к учебе в динамических парах или сменного состава возможен при наличии обучения в постоянных парах и группах. Поэтому подготовительная деятельность на уроках начальных классов предусматривает комбинирование общеклассной и персональной форм деятельности. Практика показывает отсутствие возможности справиться с аналогично предложенной задачей самостоятельно, падает динамичность принятия участия в общей классной работе, так как не все способны разобраться с поставленным вопросом. Учитель не может учесть степень подготовленности и личные особенности каждого.
Реализация данной деятельности возможна посредством включения дифференцированных задач. При внедрении их в образовательный процесс, педагог поэтапно готовит группу к коллективной форме изучения.
Наличие коллективной формы организации в заданиях дает шанс индивидуально продвинуться с определенным темпом, содействуя с проявлением и формированием способностей каждого ребенка. Это подтверждается узкой взаимосвязью развивающего преподавания и коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса. При появлении в новых коллективах учащимся трудно контактировать со сверстниками. Целью учителя является научить детей взаимодействовать вместе как одна группа.
Применение различных форм общественной работы учениками считаются особо важными для становления мотивации учения, что может трактоваться наличием некоторых факторов. Групповые формы позволяют втягивать в работу всех детей, в особенности «глухих», также выполняющих установленные задания совместно. Действие в микроколлективе позволяет активизировать всех членов группы. Командная деятельность способна сплотить учащихся и вызвать особую заинтересованность товарищей значимостью предоставленного процесса. Ребенок может начать по-другому относиться к учебной деятельности, то есть ценить и осознавать ее важность. При появлении этих двух факторов возможно введение учащегося в интенсивную работу, со временем перерастающую в необходимость, обретающую значимость, приводимую к становлению мотивации учения.
Главное условие формирования учебной работы младших классов – наличие взаимосвязи и коллективности у детей. Зачастую педагоги ошибочно откладывают совместную работу на второй план. Это способствует реализации части возможностей формирования ребенка.
Поэтому рекомендуется применять коллективную форму работы для организации учебно-воспитательного процесса, так как она основывается на совместной работе и взаимопомощи, дает гарантии участия во время мероприятия или урока всех учащихся, способна выявить индивидуальные характерные черты, создает условия формирования персональных качеств личности.
Разработка задач и проведение уроков
Для организации коллективной деятельности педагог берет на себя ответственность по приготовлению специального материала, созданию задач, подготовке детей к партнерским отношениям. Рекомендовано внедрение компонентов коллективной деятельности с начала обучения. Рассаживание детей идет согласно группам. Создание категорий производится при помощи определенной расстановки мебели (не всегда).
Появление групп согласно содержанию происходит намного позже. На момент процесса работы группа является механизмом помощи. Урок служит главной формой организации преподавания, домашнее задание носит многообразный характер индивидуального вида, что снижает перегруженность учащихся. Благодаря компетентности педагога, занятие включает в себя сочетание нескольких форм деятельности, характер отношений между учителем и детьми, рассматривается как нестандартный и мобильный урок.
Для выработки умений с получением высокого развивающего результата необходима постановка педагогом неординарных учебных задач и организация группового поиска.
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на результатах детей. Ребята учатся высказываться, искать правильные решения, сортировать и убирать ошибочные, внимать к суждениям других участников. Если имеется такая форма организации учебного процесса, то прогнозируется рост мотивации обучения, создание коллективных отношений, формирование независимости. Групповая форма способствует наталкиванию на высказывания стеснительных учащихся, так как они будут находиться в тот момент в более узком окружении по сравнению с целым классом, то есть произойдет некая поэтапная адаптация.
Проявление активности и независимости подростков возможно при наличии психического настроя на работу:
- концентрация;
- интерес;
- мыслительные действия;
- внимание к процессу;
- проявление индивидуальной инициативы.
Активный отклик в рассмотрении трудностей, проблем, задач, устанавливаемых учащимися в группах, желание принять участие в обсуждении выводов товарищей, их расширение, внесение коррективов – все это является существенными аспектами познавательной самостоятельности и инициативности, указывающими на становление ученика субъектом учебно-воспитательной работы, то есть осуществляется развивающее обучение.
Источник