Коллективные способы обучения ксо дьяченко

Содержание
  1. КСО — коллективный способ обучения В.К. Дьяченко
  2. Коллективный способ обучения по А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко
  3. Оглавление
  4. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)
  5. Научные концепции усвоения социального опыта.
  6. Ассоциативно- рефлекторная теория обучения.
  7. Положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения.
  8. Характерные черты ассоциативно-рефлекторной теории обучения.
  9. Принципы технологии коллективного обучения
  10. Приёмы и методы КСО:
  11. Особенности фронтального и коллективного способов обучения.
  12. Техника проектирования обучающей системы КСО
  13. Основные преимущества КСО:
  14. Нейропсихология детского возраста
  15. Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
  16. Современные методы арт-терапии: базовые техники
  17. Оставьте свой комментарий
  18. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  19. Подарочные сертификаты

КСО — коллективный способ обучения В.К. Дьяченко

I. Работаю в школе 23 года. Учителем начальных классов. Полагаю, что ни одна другая профессия не имеет сегодня такого большого значения, как профессия учителя.

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Каким должно быть наше образование? Проблемы… Нам известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. Активное участие в методической работе школы, района, в проведении семинаров по нестандартным формам обучения позволили подойти мне к проблеме, как заставить учеников самостоятельно “добывать” знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Мне близка идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Дидактическая основа КСО — сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  • обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами, за разное время;
  • одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Преимущества КСО:

  • в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
  • работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Общие правила организации парной работы:

  • необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.

Проработка этих шагов — в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;

  • разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия;
  • детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь;
  • при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества);
  • перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Золотые правила при организации парной работы:

  • Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить при-чину отказа от работы.
  • 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
  • Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
  • Не наказывать лишением работы в паре.
Читайте также:  Самый эффективный способ борьбы с вшами

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1. Общение в паре (два человека)

Индивидуально-парная (один учит другого)

Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) — до ХVI-ХVII вв.

2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.

Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же, как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.

Неэффективно применять в первом классе с первых уроков групповую работу и работу в парах сменного состава. Данную работу следует заменить коллективной, потом научить ребят работать в парах постоянного состава, а только потом в парах сменного состава. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава. Учитель вначале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между учащимися. Педагог должен быть готов работать индивидуально весь год с учеником, не желающим обучаться в паре, группе.

II. На уроках русского языка я часто провожу взаимные диктанты со сменой партнёра.

Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из них читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».

В 3-4 классах разрешается ставить оценки друг другу, но, как показывает опыт сначала надо их подготовить, так как на этой почве могут возникнуть споры. Совместная работа пары заканчивается, её участники объединяются в другие пары. Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следующий раз сам диктует этот же текст другому, проверяет, отмечает ошибки и требует от своего нового партнёра их анализ.

Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и приступают к работе в третьей и т. д.

Ребята с большим удовольствием включаются в такую работу. При анализе ошибок они используют памятку: «Работа над ошибками». (Приложение 2) Но уже в 3-4 классах обращение к памятке становится всё меньше. Этому способствует и работа по вопросникам.

Работа по вопросникам.

Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала.

Впервые применять лучше эту работу во 2 классе. (Приложение 3).

Сразу возникает вопрос: как используется вопросник при работе в парах сменного состава? Обычно возникает необходимость повторить изученный материал, привести его в систему и добиться прочных знаний.

Он был размножен и роздан ученикам. На уроке ученики читают вопросы и находят ответ в учебнике, эта работа не занимает много времени, потому что страница указана после каждого вопроса. Каждый ответ на вопрос подтверждается своими примерами. Когда вместе с классом разобраны несколько вопросов, ученики объединяются в пары, где происходит диалог: каждый спрашивает партнёра по всем вопросам и добивается от него правильных ответов. После повторения теории ученики выполняют одно или два упражнения с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.

Таким образом, с помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

Читайте также:  Определитель матрицы 3х3 способы

Так же составляются карточки по математике, которая состоит из трёх частей:

  • один или два вопроса по теории с указанием страницы, на которой ученик может найти ответ;
  • текстовая задача;
  • примеры для устного счёта и один или несколько – для письменного решения. (Приложение 4)

Литература:

В.К.Дьяченко «Новая дидактика» — М.: Народное образование – 2001 г.

Источник

Коллективный способ обучения по А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Московский областной медицинский колледж № 1» Рузский филиал

« Коллективный способ обучения КСО
(А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)
»

Оглавление

Коллективный способ обучения КСО
(А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)

Коллективный способ обучения – это работа учащихся в парах переменного состава, при котором учащиеся по очереди занимаются (обучают и учится) с каждым членом коллектива, выполняя роль то учащегося (обучаемого), то преподавателя, т.е. обучающим коллектив, т.е. все друг для друга являются как обучающими, так и обучающимися.

Научные концепции усвоения социального опыта.

На данном этапе развития педагогической науки, наибольшее значение имеют следующие направления:

Теория поэтапного формирования умственных действий;

Бихевиористкие теории научения;

Суггестопедическая концепция обучения;

Теория нейролингвистического программирования;

Теория содержательного обобщения;

Теория когнитивного учения;

Ассоциативно- рефлекторная теория обучения.

Ассоциативно- рефлекторная теория обучения.

Ассоциативно- рефлекторная теория обучения — опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Положения ассоциативно-рефлекторной теории обучения.

Проведение обучающегося через усвоение знаний, формирование навыков и умений, развивающих личностные качества человека — есть процесс образования в сознании и подсознании различных ассоциативных связей, по принципу от простых к сложным.

И как следствие – происходит приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей, открытие талантов.

Восприятие учебного материала;

Осмысление учебного материала, доведённое до понимания внутренних связей и разрешения противоречий;

Запоминание в кратковременной и сохранение в долговременной памяти изученного материала;

Самостоятельное применение усвоенного в практической деятельности.

Активизация мыслительной деятельности обучаемого при решении теоретических и практических учебных задач.

Достижение наивысшего результата в обучении достигается:

Формированием активного и ответственного отношения к обучению со стороны обучаемых;

Подготовка и подача учебного материала определённой направленности в определённой последовательности;

Практическое применение различных приёмов умственной и практической деятельности для закрепления полученных знаний и навыков;

Самостоятельное применения знаний и практических навыков в учебных и жизненных ситуациях, и т.п.

Характерные черты ассоциативно-рефлекторной теории обучения.

Направленность учащихся на активизацию познавательной деятельности;

Направленность учащихся на умственное развитие;

Формирование у учащихся стремления к самостоятельному творческому мышлению.

Принципы технологии коллективного обучения

Направленность учащихся на достижение высших конечных результатов;

Развитие стремления делиться и передавать полученные знания друг другу;

Развитие сотрудничества и взаимопомощи между учащимися;

Максимально возможное разнообразие тем и заданий;

Обеспечение комфортности учащимся при условии разноуровневости участников педагогического процесса;

Обеспечение возможности обучения по способностям учащихся;

Педагогическая охваченность деятельности каждого учащегося.

Приёмы и методы КСО:

Работа в парах сменного состава;

Совместная проработка сложных моментов изучаемого тматериала;

Работа в парах сменного состава по карточкам;

Взаимообмен заданиями (ВОЗ);

Методика работы по тестам и вопросникам;

Методика Ривина А.Г.;

Взаимопомощь и сотрудничество учащихся «по вертикали» (сильные со слабыми);

Педагогическое обеспечение сотрудничества и «погружение».

Особенности фронтального и коллективного способов обучения.

Чёткость и упорядоченность отсутствует

Общение учащихся отсутствует

Постоянное рабочее место

Смена рабочих мест

Весь материал − сразу и для всех

Разные темпы и материал

Усвоение и применение – разнесены

Усвоение и применение – максимально приближены

В соответствии с индивидуальными особенностями

Систематический характер обучения

Не учатся выступать

Каждый работает на себя

Каждый работает на себя и на других

Отношения ответственной зависимости, коллективистские

Не умеют говорить, объяснять

Усваивают быстро и качественно

Педагогические способности не развиваются

Педагогические способности развиваются

Техника проектирования обучающей системы КСО

Подготовка учебного материала.

Разработать технологическую капсулу изучения темы;

Расчленить учебный материал (текст, §) на смысловые единицы, абзацы;

Разработать целевые задания (карточки) – обучающие, развивающие, контрольные, в том числе и домашние;

Организация работы учащихся. Подготовка их к отработке необходимых учебных умений:

Умения слушать партнёра и слышать, что он говорит;

Умения работать в шумовой среде;

Умения ориентироваться в пространстве класса, передвигаться от пары к паре, работать по способу «лабиринт», ориентироваться с помощью цветовых сигналов и маршрутных листов;

Умения переводить слова в образ и образ в слова (понимать и объяснять, находить общий язык);

Умения находить необходимую информацию;

Умения соблюдать правила игры, т.к. здесь часто используется игровая ситуация.

Познакомить учащихся с технологической капсулой темы и на каждом занятии показывать продвижение по теме. Технологическая капсула темы (на 10 часов) может включать следующие виды деятельности на занятиях:

Читайте также:  Голофитный способ питания у кого

1 пара (2ч.) – вводная лекция;

2 пара(2ч.) – отработка материала, текста по методикам КСО;

3 пара(2ч.) – отработка темы по карточкам;

4 пара(2ч) – практическое занятие по методикам КСО;

5 пара(2ч.) – тематический контроль.

Ход учебного занятия в технологии КСО опирается на основной алгоритм, который следует отработать и освоить с учащимися на первых этапах введения этой технологии:

Прочитай текст и подели его на смысловые абзацы;

Найди первого партнёра;

Проработайте вместе первый абзац твоего текста:

О чём этот абзац?

О каких явлениях, фактах, событиях идёт речь в этом абзаце (ключевые слова)?

Какова основная мысль абзаца (определяется по ключевым словам)?

Как связана основная мысль с предыдущим абзацем? О чём будет идти речь дальше?

Выдели и выпиши основные понятия (незнакомые слова и словосочетания) в свою тетрадь;

Перескажи текст данного абзаца партнёру;

Ответь на вопросы партнёра;

Подумайте над заголовком данного абзаца, который станет опорным сигналом при дальнейшем пересказе текста, запишите его в тетради;

Прочитайте второй абзац текста;

Выпишите новые слова;

Выслушай пересказ партнёром первого и второго абзацев;

Задай вопросы партнёру по первому и второму абзацу;

Подумайте и запишите заголовок второго абзаца.

Поблагодарите друг друга за работу.

Посадка учащихся в технологии КСО имеет большое значение.

Лекция, объяснение – посадка рядами;

Семинар, диспут – круговая посадка;

Групповая работа – посадка по 4 или по 6 человек;

Защита проектов – посадка в два ряда напротив друг друга.

При разработке карточек-заданий следует придерживаться цветовых сигналов:

1 уровень – репродуктивные задания на воспроизведение материала имеют жёлтый цветовой сигнал;

2 уровень – задания конструктивного типа на объяснение, установление причинно-следственных связей, сравнение, выведение закономерностей имеют синий цветовой сигнал;

3 уровень – творческие задания на создание собственных проектов, моделей, написание сочинений, рецензий имеют зелёный цветовой сигнал (что можно рассматривать как сумму жёлтого и синего).

Контрольные карточки имеют красный цвет.

Учёт знаний при работе по технологии КСО ведётся на специальных оценочных листах, которые имеются у каждого ученика, в каждой малой группе или один на весь класс – в зависимости от использующейся методики.

Основные преимущества КСО:

Регулярно повторяющиеся упражнения совершенствуют навыки логического мышления и понимания;

Активизация речевых процессов развивают навыки мыследеятельности, включает работу памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знании;

Все участники чувствует себя раскованно, работают в индивидуальном темпе;

Происходит повышение ответственности как за свои успехи, так и за результаты коллективного труда;

Нет надобности в сдерживании темпа одних и понукания других учащихся, что улучшает микроклимат в коллективе;

Происходит формирование адекватной самооценки личности учащегося, адекватная самооценка своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

Возможность обсуждения одной и той же информации с несколькими сменяемыми партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, и обеспечивает более прочное усвоение, запоминание и возможности самостоятельного использования полученных знаний и навыков.

Курс повышения квалификации

Нейропсихология детского возраста

  • Сейчас обучается 261 человек из 53 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1230 человек из 83 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 153 человека из 44 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1139786

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы