Коллективные формы организации детей
консультация
Одной из задач в детском саду является обучение дошкольников умениям жить среди людей. Для этого нужно научить детей заниматься коллективной работой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnye_formy_3.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»
«Коллективные формы организации детей»
МБДОУ «Детский сад «26 «Теремок»
Старший воспитатель: Сорокина Л.Н.
Известно, что дети дошкольного возраста в силу своих особенностей всегда стремятся удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями и запросами других людей. Поэтому одной из задач в детском саду является обучение дошкольников умениям жить среди людей. Для этого нужно научить детей заниматься коллективной работой.
Обычно на занятиях и в свободной деятельности дети выполняют каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Замечено, что дети любят и коллективные работы, когда создается один общий продукт — картина, композиция. Это – коллективные работы, которые достигаются через коллективные формы организации детей. Коллективные работы с детьми создаются в рамках изобразительной деятельности по рисованию, лепке, аппликации или в их сочетании и объединении (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Организация коллективных форм работы с детьми младшего дошкольного возраста позволяет ребенку увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей. Дети старшего дошкольного возраста при выполнении коллективной работы учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании: вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей, переживать неудачу. Для того, чтобы научить ребенка работать в коллективе, нужна мотивация. Воспитатель объясняет детям, что вместе сделать картину гораздо проще, чем одному. В процессе коллективной деятельности дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, планировать, договариваться, подсказывать, сопереживать. Воспитатель должен научить детей договариваться, уступать друг другу, ценить помощь.
Коллективные формы организации детей строятся на следующих принципах:
— творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
— учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
— управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
— комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на один общий результата. При этом нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
В детском саду выделяют три формы коллективной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно – производственная.
1. Фронтальная форма представляет собой соединение индивидуальных рисунков детей. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребёнок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
3. Коллективно – производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.
4. Индивидуально – коллективная, разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать.
Для выполнения фронтальной работы воспитатель определяет для детей проблему, вместе с детьми определяет пути её решения, формулирует индивидуальные задания (тема, объём, размер). Воспитатель в процессе деятельности учит каждого ребенка корректировать свою работу в зависимости от результатов деятельности других детей. При создании коллективной композиции дети помогают собрать элементы, детали, части в одно целое. Затем все дети принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Качество созданной коллективной композиции во многом зависит от уровня творческой активности детей в рамках совместно – индивидуальной работы на занятии, что позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ребёнка. Кроме того, воспитатель может проследить за качеством деятельности и вкладом каждого ребёнка в коллективный результат.
Для обучения детей навыкам сотрудничества в процессе коллективной деятельности на занятии воспитатель должен обладать определёнными организаторскими способностями, а дети – умениями общаться в практической деятельности. Поэтому ребенок должен уметь общаться: высказывать свое мнение, уважать чужую инициативу, отстаивать свои собственные интересы, объективно оценивать результаты совместного творчества.
На занятиях по рисованию особенно сложно организовать коллективную работу совместно – взаимодействующей формы, в которой нужно учитывать взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Для этого на занятиях по рисованию нужно учитывать следующее:
— место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре занятия по рисованию;
— возрастные особенности детей – участников коллективной изобразительной деятельности;
— Посильность задания и доступность изобразительной технологии её выполнения.
Выбор места для организации коллективной формы организации деятельности в образовательном процессе. Для этого необходимо подготовить одинаковый уровень изобразительных умений и навыков детей, когда происходят обобщения знаний детей, полученных в течение цикла занятий по одной теме. Можно использовать совместную деятельность как игровой приём на занятии по рисованию с целью активизации изобразительного творчества детей и для развития у детей интереса к получению совместного результата. Структура занятия зависит от основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания детей, полученные в течение нескольких занятий. Коллективная деятельность может быть использована для активизации образовательного процесса с целью достижения поставленных задач. При выборе формы и методики организации совместной работы детей важно учитывать их готовность к коллективной деятельности, которая определяется возрастными особенностями и уровнем приобретённого опыта общения детей. Существуют возрастные особенности дошкольника, которые значительно влияют на его интерес и активность в изобразительной деятельности:
— конкретно – образное мышление;
— высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
— увлечённость процессом деятельности;
— низкая направленность интереса на качество результата;
— лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой;
— быстрая утомляемость от однообразной работы.
Эти особенности наиболее подходящие для детей 5 – 6 лет. С ними можно легко организовать работу в паре, в малой группе и далее к совместно – взаимодействующей деятельности. Зная возрастные особенности детей 5 – 6 лет, воспитатель может подобрать такую форму организации коллективной деятельности, которая делала бы изобразительную деятельность успешной для детей. Посильность совместного труда – еще одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Для того, чтобы дети могли работать сообща в определенной изобразительной технике, необходимо обеспечить доступность занятия в форме готовности детей к изобразительной деятельности. Дети будут иметь интерес к совместной деятельности, если результат коллективного творчества по качеству не будет ниже результата индивидуальной работы.
Как же организовать коллективное творчество детей 5 – 6 лет.
Для активизации творческого потенциала детей необходимо использовать игры и педагогические драматизации. Не следует пренебрегать направленными на развития изобразительных навыков, умения рисовать нужно использовать специальные игры и упражнения.
Структура организации коллективной деятельности:
— вводная беседа или знакомство с новым материалом;
— анализ задания, через рассматривание предмета, обсуждение замысла;
— организация совместной деятельности и руководство её процессом;
— составление коллективной композиции и её анализ;
— оценка результата совместного творчества.
Учитывая то, что дети 5 – 6 лет начинают проявлять активный интерес к сверстникам и их изобразительному творчеству, у них появляется активное желание общаться и взаимодействовать друг с другом. Для того, чтобы отношения между детьми носили доброжелательный характер, задачи по обучению рисованию сочетать с задачами воспитательного характера. Поэтому необходимо начать с формирования у детей интереса к общему продукту. Важно показать детям, что все вместе они могут сделать то, что не под силу кому – либо одному из них. Поэтому на первых занятиях общий продукт необходимо создавать всей группой, чтобы дети чувствовали, что они занимались очень важным делом. Это можно показать в игровой или сказочной ситуации. Для создания коллективной композиции можно использовать принцип свободного размещения, когда элементы будущей коллективной работы размещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над коллективной композицией «Огород» на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные овощи, размеры и цвет изображения могут быть разными. На общей плоскости предметы размещают свободно. Дети могут до конца занятия не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце занятия, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит детям чувство радости и гордости, так как они осознают свою сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер группы. Основным критерием успеха являются представления детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. В свободной форме располагаются предметы, по размеру, задуманному исполнителем. Можно также использовать шаблоны — заготовки для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (жуки, тарелки, игрушки).
Дети часто обращаются к изобразительным материалам в свободное время. В соответствии с требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), развивающая предметно –пространственная среда по художественно-эстетическому направлению в детском саду содержательно – насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровьесберегающая и эстетически – привлекательная. На группах должны быть перспективное и календарное планирование работы по организации изобразительной деятельности детей. Воспитатель использует различные нетрадиционные формы работы в продуктивных видах деятельности, организует выставки предметов искусства, приобщает детей к культуре родного края, организует игры, знакомит с цветом, оттенками цвета.
Педагог планирует и проводит индивидуальную работу с детьми, учитывает полоролевые отличия, индивидуальные склонности и интересы. Работы детей хранятся в группе. Иногда дети забирают с собой домой. Индивидуальные занятия проводятся часто. По планированию воспитателя коллективные занятия детей проводятся один раз в полгода. Работы выполняются на хорошем эмоциональном фоне, со слов воспитателя доставляют детям удовольствие, радость. Детям нравится работать совместно. Тематика коллективных работ разнообразна – времена года, традиционные праздники, народные промыслы, сказки и другие. Коллективные виды работ помогают развивать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Дети с удовольствием участвуют в выполнении коллективных работ, потому что они знают, что получат один общий результат. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога: воспитатель, как режиссер, предлагает детям распределить обязанности среди всех участников. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активно выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.
Список используемой литературы
М.А., Беляев В.В., Поздеев Г.А.: Научно – методический журнал «Вестник педагогического опыта» — выпуск 12, 2000.-44 с.
Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений: — 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-272 с.
Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение,1995.- 64 с
Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности»: Ж. для воспитателей дошкольных учреждений. – Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2’2005.-96 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ — ДИДАКТИКА», 2006.-208 с.,
Источник
Методика организации коллективных видов деятельности
Марина Краснова
Методика организации коллективных видов деятельности
Одной из форм проведения занятий в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется
нравственно — эстетическое воспитание детей,вырабатываются следующие умения:
-договариваться о совместной работе, ее содержании;
-обсуждать интересные варианты замыслов и принимать
-работать вместе,уступать друг другу, помогать, подсказывать, учиться критиковать и вырабатывать навыки
-планировать свою работу, определять ее последовательность,
содержание, композицию, дополнения, рациональное размещение материалов и оборудования;
— оценивать, быть внимательным, радоваться успехам своим и товарищей при создании коллективных работ.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение.
Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать
картину, сделать украшение к празднику, украсить группу,
коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения
ребенка, декорации к играм, спектаклям, книжку в подарок,
проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры из мульт-
фильмов. При этом оценивается не только общий результат,
но и вклад каждого ребенка в коллективную работу.
В организации коллективных видов деятельности выделены
три основные формы.
1. Совместно- индивидуальная.
Дети работают индивидуально по единому замыслу и только на завершающем этапе деятельность становится
частью общей композиции. Работа организуется так, что
композиция коллективной работы продумывается заранее, выбирается цвет, размер, расположение; выбирается материал и техника для фона и деталей ;
продумывается процесс выполнения коллективной
Расположение элементов на фоне может быть свободным, на одной линии, организованное расположение и мозаика.
2. Совместно -последовательная.
Работа одного ребенка взаимосвязана с предыдущим и
последующим ребенком. Дети работают индивидуально
над элементом, а потом следует последовательная работа
связанная со сборкой.
3. Совместно — взаимодействующая.
Коллективный вид деятельности ведется одновременно
всеми детьми, согласовывая все действия на каждом
этапе. Дети делятся на группы, у которых будут разные
задачи по выполнению коллективной работы (фон,герои
деревья, дома, цветы, животные) .
На занятиях по коллективным видам деятельностииспользуются разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по- своему, понимать творческие задачи ; учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.
Регулярно используя на занятиях коллективную форму работы, можно получить красивую художественную
работу, положительный, эмоциональный настрой детей, воспитателей и желание работать в коллективе.
Занятие в детском саду в свете ФГТ и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ» Занятие в детском саду в свете федеральных государственных требований и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273.
Творческий проект «Книга маленьких волшебников» На занятиях по рисованию дети изучают окружающий мир, копируя его. Одной из форм занятий по изодеятельности являются коллективные работы,.
Источник