Коллажирование как способ первичной обработки информации

Презентация на тему: Коллажирование

Основы проектной деятельности 6-7 класс © Колоскова Е.В., учитель технологии и ОПД, МОУ «СОШ 15 г.Балашова Саратовской области» МОУ «СОШ 15 г.Балашов Саратовской области»

Цель Выполнить коллаж Задачи: 1.Узнать что такое коллажирование, коллаж; 2.Придумать тему коллажа; 3.Выполнить коллаж и провести его защиту; 4.Оформить выставку работ.

Коллажирование – ассоциативный способ обработки информации. Коллаж (фр. Collage- приклеивание) – изображение, сделанное путем наклеивания на бумажную основу тканей, фотографий, вырезок из прессы и т.д. Коллаж технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Кстати, очень интересные фактуры можно получить прогоняя через ксерокс или сканер помятую бумагу, ткань, марлю, листики, травку, цветочки и все что помещается на планшете. Только следите за тем, чтобы все это не очень сильно выпирало из под крышки ксерокса или сканера, или накройте аппарат темной тканью – иначе чревато засветить лампы.

В настоящее время также встречается применение термина «коллаж» как обозначение отдельного, самодостаточного жанра в искусстве. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов. В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова. Оба они также увлекались составлением коллажей в обычном смысле этого слова.Сергей ПараджановЕгора Летова Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст, также Джон Хартфилд. В России Родченко, Телингатер, в наше время Анатолий Брусиловский, который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека).Макс ЭрнстДжон ХартфилдРодченкоТелингатер Анатолий БрусиловскийНеделяСлавомира Мрожека

Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами тушью, акварелью и т. д. Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения аппликации, то есть применения разнообразных материалов и структур тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации. аппликацииинкрустации

Фотоколлаж Фотоколлаж это соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости, проще говоря, в одной картинке. Техника фотомонтажа начала свое развитие еще в XIX веке, практически одновременно с развитием самой фотографии, и изначально применялась для исправления технических особенностей снимков того времени. Но вскоре фотомонтаж начали использовать и новаторы-художники для создания оригинальных, порой причудливых фото-картин с большой смысловой нагрузкой. Художественный фотомонтаж это моделирование собственного мира, обычно подкрепленное философским подтекстом.фотомонтажафотомонтаж

Источник

«Что такое коллажирование?»

В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в горсточке песка.
Уильям Блейк.

В психопрофилактической и коррекционной работе психологи все чаще обращаются к арт-терапии. В нашей стране эта технология применяется не так давно. Чаще всего арт-технология используется как элемент диагностики, коррекции, профилактики в психологии, психотерапии, на сегодняшний день также используется еще и в самом учебном и воспитательном процессе со всеми участниками образовательного процесса разного возраста и категорий. Остановимся на такой разновидности арт-технологий как техника коллажирования.

Цель данной техники – раскрытие потенциальных возможностей человека. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.

Что же такое коллаж?

Коллаж (фр. collage – “наклеивание”) – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, развитие мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций, развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Какое значение он играет для учащихся.

Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике.

Чем старше ребёнок, тем сложнее темы, тем больше усилий необходимо приложить, тем богаче полёт творческой мысли и фантазии. Дети подбирают материалы, вырезают картинки из газет и журналов, советуются, прислушиваются к советам друг друга, работают сплоченной командой. У детей развивается воображение, фантазия. Работа над коллажем стимулирует необходимость совершенствовать сложную систему умственных действий и операций. Умственные действия формируются постепенно, планомерно проходя ряд этапов:

  • мотивационный (для чего это делать),
  • ориентировочно (что делать и в каком порядке),
  • материальный (выполнение действий),
  • громкой речи (проговаривание способов действия вслух),
  • речь про себя.
Читайте также:  Все способы поставить мат

Коллаж стимулирует у ребёнка умение думать. В процессе работы над коллажем прослеживаются способы формирования умственных действий анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и отношений.

Коллажирование – это одна из самых свободных техник, которая практически не имеет ограничений. Она позволяет детям создавать открытки, панно, газеты, картины для интерьера и многое другое. Коллаж позволяет замечать красоту самых необычных материалов, которые не являются художественными и самостоятельно использовать их в творчестве. Коллаж позволяет детям почувствовать себя художниками изобретателями, у детей возникает желание придумать что-то новое, красивое, увлекательное.

С точки зрения сочетания и синтеза отдельных материалов и предметов можно сказать, что коллаж существовал всегда. Он лег в основу живописи (краска-штукатурка, краска-холст); ваяния (металл-камень); архитектуры (песчаник, золото, гипс). Самостоятельным видом искусства коллаж был признан лишь в 20 веке, когда художники (кубисты, футуристы) стали использовать в своих произведениях куски газет, обоев, фотографий, наклеивая их на холст. Датой возникновения коллажа принято считать 1912 год, когда фр. художник Жорж Брак использовал в своей картине вырезки из газет. Пабло Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

В недалёком прошлом коллажи именовались стенгазетами и занимали почетное место в школах. Т.к. до середины 90-х годов далеко не в каждой семье была возможность купить компьютер, поэтому стенгазеты приходилось рисовать вручную. Это было очень трудоёмким и долгим занятием. Далеко не каждый мог это сделать. Ведь согласитесь, более-менее прилично рисовать сможет наверно процентов 30 населения. С появлением компьютеров и обилия глянцевых журналов в нашей жизни процесс изготовления коллажей стал намного более быстрым, лёгким и приятным. И теперь самостоятельно изготовить коллаж может даже 10-летний ребенок или 80-летний пенсионер…

Можно сказать, что коллаж прошел путь от самостоятельной поделки до индустрии кино (киноколлаж), театра (декорации), рекламы (жостеры, вывески, видеоролики), и остается на сегодняшний день одной из самых популярных и распространенных техник.

Единственный в своем роде музей с богатой коллекцией произведений коллажа находится во Франции (г. Сержен). Музей регулярно проводит практические занятия по технике коллажа и организует в Париже международный салон современного коллажа, на котором выставляется до 110 художников 25-ти национальностей. Кроме того, Музей организует студии коллажистов в школах, домах отдыха, больницах.

Сколько времени занимает создание коллажа?

Подготовка к созданию коллажа – максимум 50 минут:

Вырезание картинок и надписей из журналов – 20 минут

Поиск и скачивание фотографий и изображений в интернете – 20 минут.

Распечатка фотографий и изображений – 10 минут.

Поиск и распечатка стихов, поздравлений, анекдотов – всего, что может понадобиться.

Непосредственно создание коллажа – 1 час.

Итого, общее время создания полноценного коллажа – 2 часа.

Для самостоятельного изготовления коллажа потребуются:

Большой ватман или просто подходящий плотный лист бумаги; фотографии тех людей, о ком или для кого делается коллаж, ножницы для бумаги, клей-карандаш, глянцевые или обычные журналы различной тематики, фломастеры, в некоторых случаях компьютер и принтер.

Для построения композиции коллажа необходимо:

1. Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя.

2. Определить формат размеры, форма, высота, ширина.

3. Выбрать схему, и выражает ли выбранная схема вашу мысль и настроение коллажа?

Схем построения коллажа немного. В их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.

1) “Одиночество”.
Решается через представление одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства.

2) “Малая величина”
объекта передается через контрастное сопоставление с большим объектом.

3) “Подавленность”
передается через размещение объекта в нижней части плоскости и перегруженную элементами/цветами верхнюю часть.

“Декупаж” – техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения).

“Ассамбляж” – техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов.

“Аппликация” – техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа).

“Аккумуляция” – сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта.

“Киноколлаж” – соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино.

“Алтарь” – декорирование домашнего интерьера, при котором создается “музей кумира” (вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды).

Читайте также:  Парацетамол при простуде способ применения

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Техника коллажирования обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач, а именно: получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность; выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляды, свое понимание темы; развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; проявить оригинальность и уникальность личности участника группы; проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками); в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок.

Источник

Современные педагогические технологии: Коллаж

Содержимое публикации

Шипулина Наталья Александровна

КГКУ детский дом №10 г. Комсомольск на Амуре

Современные педагогические технологии. Коллаж

Одним из ключевых моментов становления новой системы образования является глобальная информатизация. Приоритетом выступает формирование всесторонне развитой, активной, творческой личности. Воспитание творческого отношения к делу понимается как умение видеть красоту в обыденных вещах, способность креативно мыслить, подавать информацию в нестандартном виде. Использование информационных технологий открывает новые перспективы в творческом образовании, создает предпосылки для модернизации образовательной сферы. Информационная компетентность определяет уровень образованности и профессиональной компетентности человека, а творческое мышление определяет умение решать нестандартные задачи или находить новые принципиально подходы к проблемной ситуации. Важнейшей задачей профессиональной подготовки педагога трудового обучения является развитие креативности. В связи с этим методы обучения должны носить творческий характер. Среди таких методов следует отметить метод коллажа, как особый вид художественного творчества. В условиях перехода к информационному обществу необходимым является подготовка педагогических кадров, владеющими современными прогрессивными технологиями.

Инновационные методы развития творческих способностей взаимосвязаны с информационными технологиями. Прогрессивным средством развития творческих способностей у педагогов и воспитанников является создание графического коллажа с помощью ИТ технологий.

Коллаж – это включение с помощью монтажа в произведения литературы и искусства разностилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия. Целью создания коллажа может являться графическая иллюстрация с ярко выраженным эффектом неожиданности сочетания разнородных материалов, стилей, ресурсов.

Коллаж используется главным образом как способ для импровизации, для получения остроты образа за счёт столкновения на первый взгляд несовместимых элементов, стилей, подходов, сочетания несочетаемого. В этом аспекте коллаж следует понимать, как элемент художественного творчества, содействующий развитию воображения, пространственного мышления, колористического восприятия, формированию эстетической культуры и эмоциональной отзывчивости. Навыки и умения художественного творчества дают возможность удовлетворения потребности в созидании, реализации потребности создавать, изменять, творить.

Коллаж как метод обучения способен реализовывать важнейшие педагогические функции:

— развитие эстетического вкуса и художественного воображения;

— развитие конструкторского мышления;

— знакомство с понятием «технология» как поэтапного выполнения задания;

— умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;

— формирование колористического восприятия;

— развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

— умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;

— навыки планирования деятельности;

— умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.

Важно отметить, что автору в работе над графическим коллажем с помощью ИТ технологий не требуются специальные навыки рисования. Эта особенность позволяет открыть творческие способности человека, которые ранее были ему недоступны.

Доказано, что человек интеллектуально развивается и работает более продуктивно только в той сфере деятельности, которая приносит ему моральное удовлетворение и вызывает гордость за проделанный труд. В настоящее время существует множество различных методов и программ по развитию творческих способностей человека. Требуется рациональный подход к выбору оптимальных методов по времени и перспективам на полученный результат. Следует отметить, что в процессе создания графического коллажа человек имеет непосредственную возможность работать с необходимыми ему ресурсами, имея при этом полноценный зрительный контакт и возможность наблюдать за протекающими изменениями в их свойствах. Это свойство позволяет реализовать важнейший принцип педагогики – наглядность.

Суть метода коллажа заключается в эмоционально-образном воплощении и проектировании образа. Сегодня коллаж является основным приемом при создании объектов разнообразного назначения – полиграфическая и рекламная продукция, обучающие плакаты и буклеты, объекты предметно-пространственной среды.

Читайте также:  Способ изображения молекулы молекулярная структурная сокращенная структурная или электронная формула

Коллаж позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов.

Создавая графический коллаж, используя компьютерные технологии, автор имеет возможность быстро менять его параметры (положение, оттенок, непрозрачность, резкость и т. д.), выбирать наилучшие варианты, всегда имея возможность моментально вернуть прошлый результат, что существенно экономит время и дает возможность добиться наилучших результатов. Проделывая данные операции множество раз, человек может уже мыслимо воображать, какое изображение будет выглядеть лучше и какие изменения следует провести для оптимального результата. Данный метод формирует эстетический вкус человека, вырабатывает его индивидуальный стиль, и развивает творческое мышление.

Коллаж является средством кодирования/декодирования информации, делает процесс обработки и передачи информации наглядным, понятным, контролируемым и управляемым.

Коллаж – универсальное средство методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся, характерными признаками которого являются оригинальность формы и содержания. Как средство обучения, коллаж отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему:

— выступает в материальной форме, являясь орудием труда педагога и учащегося;

— ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения комплекса целей и задач в практику;

— воплощает в структурно-схематической форме определенный объем содержания, связанного с ключевым понятием коллажа;

— соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных частнометодических принципах (коммуникативная необходимость и достаточность, учебно-методическая целесообразность, тематико-ситуативная соотнесенность);

— является конечным результатом приёма коллажирования, его фиксированным отражением.

Совершенствование навыков коллажирования заключается в оптимизации приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным или техническим произведением. В этом контексте коллаж является универсальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного проекта.

Коллажирование – универсальный и многоступенчатый процесс, предполагающий:

— отбор материалов изобразительного, графического и текстового ряда;

— организацию отобранных материалов в блок-коллаж, учебный параграф, составляемый в зависимости от всей иерархии целей и задач;

— работу по изучению предметных и материалов блока-коллажа с целью формирования адекватного представления о ключевом понятии, ядре блока-коллажа;

— непосредственное дизайнерское исполнение коллажа и представление результатов деятельности.

По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. По содержанию коллаж характеризуется информативность и наглядностью – обилие картинок, изображений, короткой разноплановой текстовой информации, наличие схем, диаграмм, связей.

Коллажирование реализуется посредством создания визуальной модели, которая включает в себя определенные этапы:

1.1. Определение цели моделирования.

1.2. Определение сценария полного цикла моделирования.

1.3. Выбор информационной среды, в которой будет реализовано визуальное моделирование.

1.4. Подготовка списка статических визуальных моделей.

1.5. Определение цветовых и тональных отношений.

2.1. Задание палитры и системы визуальной передачи.

2.2. Задание параметров представления ракурсов и масштабов.

2.3. Изготовление шаблона.

2.4. Работа над эскизом.

3.1. Доработка композиции в соответствии с первоначальным или видоизмененным замыслом.

3.2. Оценка и презентация художественного продукта (оформление, экспонирование).

3.3. Разработка механизмов информационной защиты.

Работа над эскизами в технике коллажа развивает у воспитанников цельное видение натуры, творческое мышление при компоновке элементов композиции и выборе цветовых сочетаний. Метод коллажного эскизирования является эффективным в педагогической практике и позволяет активизировать творческое мышление на стадии композиционного замысла.

Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы учащихся. Коллажирование развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию, необходимую для изготовления коллажа. Таким образом, коллаж является одним из инновационных методов обучения творчеству, обладающий воспитательным и образовательным значением в развитии учащихся.

1. Беспалова М.С. Техника коллажирования как способ развития умений монологической речи на уроках английского языка // Новые технологии в обучении иностранным языкам : сборник статей региональной научно-практической студенческой конференции. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун- та, 2012. – 92 с.

2. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: Дис. канд. пед. наук. – Петербург, 2011. – 278 с.

3. Векслер А.К. Методико-педагогические аспекты преподавания коллажа в художественном образовании в XX веке / / Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 11: Научно-теоретический журнал. –Пятигорск.– 2010. – С. 104 – 111.

4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. ¬– Минск.: Харвест, 1998. – 301 c.

5. Драйден Гордон. Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому – М. : Парвинэ, 2003. – 670 с.

6. Русакова Т.Г., Шлеюк С.Г., Левина Е.А. Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов дизайнеров // Вестник ОГУ. – 2014. — №5 (166. – С. 194 – 199.

7. Шорыгин С. М. Визуальное моделирование в информационных технологиях // Перспективы Науки и Образования. – 2014. – №6(12). – С. 19 –

Источник

Оцените статью
Разные способы