Кохлеарная имплантация как способ реабилитации глухих людей

Личный опыт: плюсы и минусы кохлеарной имплантации для взрослых

Существует много плюсов и минусов, о которых стоит знать человеку до согласия на операцию по установке кохлеарного импланта.

Многие люди считают, что установка кохлеарного имплантата делает человека слышащим. Это абсолютно не так. Глухой человек, которому проведена операция по установке кохлеарного имплантата, всё равно остаётся глухим. Никто не становится сразу слышащим как по волшебству. Существует много плюсов и минусов, о которых стоит знать до согласия на операцию. Правда состоит в том, что кохлеарные имплантаты могут помочь людям с глубокой потерей слуха или глухотой улучшить их коммуникативные навыки в слышащем мире. Тем не менее, не у всех слабослышащих есть позитивный опыт в сфере протезирования слуха. Некоторые глухие люди активно протестуют против использования кохлеарной имплантации.

Также есть пользователи кохлеарных имплантатов, которые возмущены тем эффектом, который производит устройство на их окружение: часто после установки имплантата друзья и семья отказываются предпринимать усилия при общении с пациентом, поскольку теперь-то он их слышит. Важно понимать, что для получения преимуществ от установленного имплантата пользователю требуется потратить много времени и сил. Ведь вы же не просто нажимаете на кнопку и «бум!» – вы можете слышать. Также стоит отметить, что такой метод восстановления слуха подходит не каждому. К тому же человек, имеющий слуховой опыт и затем потерявший слух, получит больше преимуществ от вживления ему кохлеарного имплантата по сравнению с человеком, родившимся глухим и не обладающим воспоминаниями о звуке.

История Тома

Том был слышащим и стал кандидатом на кохлеарную имплантацию уже во взрослом возрасте, когда он внезапно потерял слух. После установки имплантата он сказал: «Я активно боролся за то, чтобы мои речевые процессоры передавали звуки как можно «ближе» к натуральным. Я хотел снова слышать, что моя собака лает, а не крякает, как больная утка. Я хотел слышать тиканье часов, а не глухие стуки. И после 8 месяцев регулярных занятий со специалистом и самостоятельной тренировки слуха я обрёл тот бионический слух, о котором мечтал, максимально приближенный к естественному».

Как работает улитка?

Основной аппарат слуха человека состоит из трёх частей: наружного уха, среднего уха, внутреннего уха. Внутреннее ухо соединено со средним посредством овального и круглого окошек. Колебания, возникающие в овальном окошке, переходят на жидкость. Благодаря этому раздражаются рецепторы волосковых клеток, находящиеся в улитке, что приводит к образованию нервных импульсов.

Что делает кохлеарная имплантация?

Кохлеарные имплантаты – электронные девайсы, позволяющие людям с глубокой потерей слуха и полной глухотой воспринимать звуковые сигналы. Имплантаты преобразуют звуки в электрические стимулы, а речевой процессор, являющийся частью устройства, улавливает звуки из внешней среды и оцифровывает их. Эти цифровые сигналы затем отправляются к крошечным проводам с большим количеством электродов, которые имплантируются в улитку. Каждый электрод соответствует определенной частоте сигнала. Затем мозг получает сигнал через слуховой нерв. Проблема может возникнуть, когда два электрода стимулируют одни и те же нейронные популяции или перекрёстные нейронные популяции, что в итоге приводит к путанице звуков при их восприятии.

Насколько хорошо работает кохлеарный имплантат?

Кохлеарные имплантаты не подходят одинаково хорошо всем глухим людям, и не каждый человек с ослабленным слухом может стать кандидатом на получение кохлеарного имплантата. Поэтому международная команда специалистов-аудиологов старается предупредить кандидатов на вживление имплантатов о том, что не стоит возлагать на операцию нереалистичные ожидания. Также они предлагают операцию только будучи уверенными в преимуществе слуховых имплантатов для пользователя. Конечно же, они не могут со стопроцентной точностью предсказать результат реабилитации. По статистике, большинство пациентов получают все желаемые преимущества. Те, у кого потеря слуха не является врожденной, восстанавливают свою способность слышать при помощи кохлеарной имплантации гораздо быстрее, чем те, кто родился глухим и не имел слухового опыта. Так как я тоже отношусь ко второй категории пациентов, мой аудиолог сразу сообщил мне, что не стоит возлагать нереалистичных ожиданий на результаты от операции. Мне всё равно по-прежнему придётся читать по губам. Но благодаря реабилитационной терапии, прослушиванию музыки и аудиокниг во время выполнения повседневных задач, постоянных уточнений у окружающих меня людей, верно ли я расслышала звук, я продвинулась довольно далеко в освоении слуха и речи. Теперь я могу даже пользоваться телефоном и переговариваться с человеком, находящимся в другой комнате. Но всё равно многое зависит от того, как именно говорит собеседник, и иногда это осложняет точность моего восприятия.

С моими слуховыми аппаратами у меня не было надежды на понимание речи. С кохлеарными имплантатами у меня эта надежда появилась, и с большим количеством практики, упорства и труда я смогла продвинуться в развитии своей способности слышать. Это как подготовка к марафону – вы получаете то, что вложили. Важно помнить, что все люди разные и результаты при активации кохлеарного имплантата у них тоже разные. Имплантат не вылечит глухоту, но, по моему опыту, он гораздо лучше, чем слуховой аппарат.

Читайте также:  Перечислите способы внесения удобрений основной предпосевной подкормка

Существует множество факторов, которые могут повлиять на результаты кохлеарной имплантации, в их числе:

  • наличие и уровень остаточного слуха;
  • продолжительность отсутствия слуха или утери части спектра слухового восприятия;
  • ваш возраст, общее состояние здоровья и другие медицинские данные;
  • функционирует ли ваш слуховой нерв;
  • тип имплантируемого устройства;
  • опыт хирурга;
  • послеоперационные осложнения.

Плюсы кохлеарной имплантации

  1. Слух
    Улучшает ваше слуховое восприятие, упрощает общение с друзьями и семьёй.
  2. Восприятие речи
    Кохлеарная имплантация значительно улучшает восприятие речи в условиях шума.
  3. Карьера
    Кохлеарная имплантация может значительно расширить ваши профессиональные возможности, устраняя опасения работодателя по поводу наличия у вас потери слуха.
  4. Обучаемость
    Кохлеарный имплантат улучшает качество восприятия информации, способствуя лучшему обучению и позволяя при изучении материала обходиться без посторонней помощи.
  5. Безопасность
    Кохлеарная имплантация даёт возможность своевременно реагировать на возникновение потенциальной опасности, например, услышать сирену или раскаты грома.
  6. Музыка и телефон
    Многие пациенты после установки им кохлеарного имплантата могут наслаждаться музыкой и пользоваться телефоном.
  7. Уверенность в себе и независимость
    Пользователи кохлеарных имплантатов испытывают прилив уверенности в себе, имея возможность полноценно участвовать в диалогах.

Минусы кохлеарных имплантатов

  1. Фоновый шум
    Фоновые шумы, такие как голоса людей вокруг и звуки на улице, могут отрицательно влиять на восприятие речи пользователем кохлеарного имплантата. Дополнительные аксессуары могут значительно улучшить качество слуха в подобных ситуациях.
  2. Операция
    Любая операция сопряжена с риском.
  3. Ограничение в спортивной активности
    Вам придётся с осторожностью подходить к любым видам физической активности, включая высококонтактные и водные виды спорта.
  4. Обслуживание
    Наличие кохлеарного имплантата подразумевает регулярное обслуживание у специалиста. (замена батареек, замена проводов или речевого процессора).
  5. Побочные эффекты
    Требуется время, чтобы привыкнуть к кохлеарному имплантату. Устройство может раздражать вашу кожу или вы можете испытывать мускульные спазмы, онемение или паралич лицевой мышцы. К счастью, это крайне редкое явление.
  6. Реабилитационные занятия
    Звуки передаются через девайс и могут первое время восприниматься мозгом «ненатурально». Вам придётся пройти серию реабилитационных занятий и много тренировать слух самостоятельно, чтобы достигнуть наилучшего результата.
  7. Никаких гарантий
    Нет никаких гарантий, что имплантат сработает отлично именно в вашем случае. Вы можете потерять остаточный слух.

Если вы слышащий человек, то при прочтении этой статьи вы можете удивиться упоминанию факта, что многие глухие люди против кохлеарной имплантации. Причина такого недружелюбия к технологии восстановления слуха кроется в отношении к глухоте не как к недостатку или недугу, который нужно устранить. Многие глухие ратуют за то, чтобы не быть причисленными к инвалидам, а считают себя членами малочисленной культурной группы. Они не думают, что глухота – это проблема или болезнь. Сообщество глухих в большинстве своём считает, что кохлеарная имплантация разрушает их особую индивидуальность и культурные ценности.

Я не могу согласиться этой точкой зрения. У меня два кохлеарных имплантата и всё равно я считаю себя глухой. Я имею в виду, что мне до сих пор приходится тяжело в шумных условиях и при общении сразу с несколькими людьми. Я никогда не стану слышащей, и это нормально. Я не только приняла свою глухоту, но теперь ещё и обладаю преимуществом избирательного слуха. Я понимаю, что глухие люди таким образом борются за уникальность своей культуры, и это здорово. Но каждый человек имеет полное право принимать решение о кохлеарной имплантации и не обязан его отстаивать перед кем-либо.

Вывод

Кохлеарная имплантация не даст вам нормальный слух, но позволит слышать гораздо лучше во многих ситуациях. Когда я говорю «гораздо лучше», я имею в виду сравнение кохлеарных имплантатов со слуховыми аппаратами. Современные имплантаты гораздо более высокотехнологичны и имеют больше преимуществ, чем их предшественники. Но до сих пор кохлеарные имплантаты не способны вернуть вам нормальный слух. Вам необходимо взвесить все плюсы и минусы прежде, чем решиться на операцию, поскольку это решение принадлежит не сообществу, не вашим друзьям и семье и даже не лечащему врачу, а вам и только вам. И я призываю также уважать мнения других людей по этому поводу и не судить их.

Кохлеарные имплантаты и слуховые аппараты очень разные. Теперь я знаю, почему слышащие люди с трудом понимают, что значит не слышать, а глухие не понимают, что такое слышать. Это как ночь и день. Я прошла сложный путь от практически нулевого слуха до почти полного слухового восприятия. Это было похоже на американские горки, но я бы сделала это снова, если потребовалось.

Тина Ай – профессиональный специалист
по зрительному восприятию речи,
пользователь двух кохлеарных имплантатов.

Источник

Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых

Электродное протезирование слуха

Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха)/ И.В.Королева. СПб.: КАРО, 2009. Илл.77.-752 с.

Рецензенты:

  • Г.Н.Пенин, д-р пед.наук, проф., заведующий кафедры сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена
  • А.И.Лопотко, д-р мед. наук, профессор проблемной лаборатории по реабилитации слуха и речи С.-Петербургского ГМУ им.И.П.Павлова

Книга посвящена кохлеарной имплантации (электродное протезирование слуха) – современному высокотехнологичному методу слухоречевой реабилитации глухих детей и взрослых. Представлены все аспекты проблемы – история метода, устройство, принцип работы систем кохлеарной имплантации, диагностическое обследование и отбор кандидатов на имплантацию, хирургическая операция имплантации, настройка речевого процессора кохлеарного импланта, закономерности и этапы слухоречевой реабилитации у детей и взрослых. Подробно описана послеоперационная слухоречевая реабилитация разных категорий пациентов: позднооглохших детей и взрослых, ранооглохших детей раннего, дошкольного, школьного возраста и взрослых, билингвальных и слепоглухих пациентов. Описаны методы развития слуха и речи у глухих детей разного возраста и взрослых после кохлеарной имплантации. Книга включает речевой материал для развития слухоречевого восприятия у детей и взрослых с кохлеарным имплантом, рекомендации для родителей по развитию слуха и речи у глухих детей раннего возраста в ежедневных ситуациях общения, методики оценки развития слухового восприятия у детей после имплантации. Рассмотрены вопросы послеоперационного медицинского и технического сопровождения пациентов с кохлеарными имплантами.

Читайте также:  Таблица способы форматирования абзацев

Книга является первым и уникальным изданием на русском языке, которое детально рассматривает кохлеарную имплантацию как систему медицинских, технических и психолого-педагогических мероприятий по реабилитации глухих детей и взрослых.

Предназначена для сурдопедагогов, логопедов, психологов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей и взрослых с нарушениями слуха.

Оглавление

Глава 1. Характеристики звуков, слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения).

1.1. Характеристики звуков

1.2. Особенности распространения звука в пространстве.

1.3. Слуховая система.

1.4. Возникновение слуховых ощущений.

1.5. Основные характеристики слуха человека.

1.6. Развитие слуховой системы человека в онтогенезе.

1.7. Развитие поведенческих реакций на звуки и речь у детей .

1.8. Оценка слуха.

1.9. Нарушения слуха.

1.10. Методы реабилитации людей с нарушениями слуха.

Глава 2. Системы кохлеарной имплантации.

2.1. Сущность кохлеарной имплантации.

2.2. Краткая история метода.

2.3. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта.

2.4. Характеристики кохлеарных имплантов.

2.5. Перспективы развития систем кохлеарной имплантации.

2.6. Бинауральная кохлеарная имплантация.

ГЛАВА 3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.

3.1. Медицинское обследование.

3.2. Сурдопедагогическое обследование пациентов-кандидатов на кохлеарную имплантацию.

3.3. Оценка перспективности использования кохлеарного импланта.

3.4. Оценка результатов диагностического обследования и отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.

ГЛАВА 4. ОПЕРАЦИЯ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ.

4.1. Хирургическая операция.

4.2. Осложнения при операции кохлеарной имплантации.

4.3. Период восстановления.

ГЛАВА 5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

5.1. Что необходимо, чтобы человек слышал, понимал речь и использовал ее для общения.

5.2. Чему надо учить позднооглохших пациентов с кохлеарным имплантом?

5.3. Чему надо учить ранооглохших детей и взрослых с кохлеарным имплантом?

5.4. Подведем итоги

ГЛАВА 6. НАСТРОЙКА РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССОРА КОХЛЕАРНОГО ИМПЛАНТА.

6.1. Общие сведения о подключении, программировании и настройке речевого процессора кохлеарного импланта.

6.2. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у позднооглохших взрослых и детей.

6.3. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у маленьких детей.

6.4. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта у детей с врожденной глухотой старшего дошкольного и школьного возраста.

6.5. Контроль правильности настройки речевого процессора кохлеарного импланта.

6.6. Настройка процессора КИ при бинауральной кохлеарной имплантации.

ГЛАВА 7. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ И РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ/ВЗРОСЛЫХ С ПРОГРЕССИРУЮЩИМ СНИЖЕНИЕМ СЛУХА И СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ.

7.1. Восстановление/развитие восприятия речи и окружающих звуков с кохлеарным имплантом.

7.2. Коррекция нарушений произношения и голоса.

7.3. Психологическая помощь пациенту и его близким.

ГЛАВА 8. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

8.1. Цели, задачи, направления и методы абилитации.

8.2. Развитие коммуникативных навыков.

8.3. Развитие слухового восприятия неречевых звуков и речи с помощью кохлеарного импланта.

8.3.1. Развитие остаточного слуха со слуховым аппаратом до операции.

8.3.2. Развитие слухового восприятия у ребенка после подключения процессора КИ.

  • Что значит научить ребенка слышать с кохлеарным имплантом?
  • Ключевые этапы развития слухового восприятия у ребенка с КИ.
  • Динамика развития слухового восприятия с кохлеарным имплантом у разных групп детей младшего возраста.
  • Развитие восприятия неречевых звуков окружающей среды.
  • Развитие восприятия слов, предложений, понимания речи.
  • Использование музыки для развития слухового восприятия.

8.3.3. Начальный этап слухоречевой реабилитации.

8.3.3.1. Основные цели начального этапа слухоречевой реабилитации детей младшего возраста.

8.3.3.2. Адаптация ребенка к процессору КИ и обучение родителей контролю работоспособности КИ.

8.3.3.3. Примерный сценарий занятий с ребенком 1,5-4 лет на начальном этапе слухоречевой реабилитации с кохлеарным имплантом.

  • Приветствие малыша педагогом и педагога малышом и мамой.
  • Игра с барабаном.
  • Игра с шумящими баночками.
  • Игра «волшебный мешочек».
  • Игра в укладывание игрушек спать.
  • Использование случайных ситуаций на занятии.
  • Игра в «ку-ку».
  • Игра в сказку «Теремок».
  • Учим малыша условно-рефлекторной реакции на звук.
  • Надоело слушать! Я устал.
  • Учим малыша различать и узнавать 2 и более звуков.
  • Учим малыша различать качества звуков «тихий-громкий», «один-много», «длинный-короткий».
  • Родные лица.
  • Использование музыки для развития слуха.
  • Как вызывать голосовые реакции и звукоподражания у неговорящего малыша.

8.3.3.4. Игры- упражнения для детей со слуховым опытом и функциональной речью

8.3.4. Особенности развития слухового восприятия у слепоглухих детей, детей глухих родителей, детей со слуховой нейропатией, аномалией улитки и гипоплазией слухового нерва.

8.3.5. Подведем итоги.

8.4. Развитие произносительных навыков и устной речи.

Читайте также:  Разработка способов оценки качества

8.4.1. Что нужно для того, чтобы ребенок заговорил?

8.4.2. Развитие произносительных навыков.

8.4.2.1. Дооперационный этап.

8.4.2.2. После подключения речевого процессора кохлеарного импланта.

  • Общий подход к развитию устной речи у малышей с кохлеарным имплантом на начальных этапах его использования.
  • Вызывание звучания голоса и звуков речи.
  • Артикуляционная гимнастика и массаж.
  • Развитие речевого дыхания и голоса.
  • Развитие интонационно-ритмической структуры речи.
  • Развитие голосового контроля.
  • Использование чтения в развитии произносительных навыков.

8.4.3. Развитие устной речи.

  • Развитие устной речи как средства общения.
  • Как помочь развитию у ребенка диалоговой речи.

8.4.4. Подведем итоги.

8.5. Развитие языковой системы (системы родного языка).

8.6. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков.

8.7. Психологическая помощь. Роль родителей и близких ребенка.

8.8. Рекомендации для родителей по развитию слуха, речи, навыков общения и познавательной активности у маленьких детей с КИ.

8.8.1. Как помочь ребенку пользоваться своим слухом

8.8.2. Как разговаривать с малышом, который вас не понимает и пока не всегда слушает?

8.8.3. Как понять, что он пытается мне сказать?

8.8.4. Поем вместе

8.8.5. Ситуации, игры и упражнения для развития у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить.

  • Учимся слушать
  • Учимся понимать первые слова
  • Учимся искать звук
  • Учимся искать звук на расстоянии
  • Учимся различать и узнавать звуки с разной громкостью и темпом
  • Учимся слушать речь и говорить
  • Учимся управлять голосом
  • Развиваем речевое дыхание
  • Учимся узнавать и имитировать звукоподражания
  • Учимся использовать речь в ежедневных бытовых ситуациях

8.8.6. Предметы домашнего окружения, которые могут быть использованы в обучении ребенка младшего возраста

ГЛАВА 9. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

9.1. Методические подходы и организация реабилитации.

9.2. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими школьниками и взрослыми с низким уровнем языкового развития.

9.3. Особенности коррекционной работы с ранооглохшими пациентами с неразвитым остаточным слухом и пользующихся жестовой речью.

9.4. Начальный этап слухоречевой реабилитации. Сценарий первых занятий.

9.5. Последующая слухоречевая реабилитация.

9.5.1. Развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом.

9.5.2. Развитие языковой системы (системы родного языка).

9.5.3. Развитие устной речи.

9.5.3.1. Коррекция произносительных характеристик речи.

9.5.3.2. Развитие навыков речевого общения.

9.5.4. Развитие мышления, других психических функций и двигательных навыков.

9.5.5. Психологическая поддержка пациента и его близких.

ГЛАВА 10. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ.

10.1. Позднооглохшие пациенты.

10.2. Оценка развития слуха и речи у детей раннего возраста.

  • Оценка слуховых реакций ребенка во время занятия с сурдопедагогом.
  • Анкета для родителей «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» (LittlEARS).

10.3. Оценка развития слуха и речи у ранооглохших детей дошкольного и школьного возраста с кохлеарными имплантами.

10.3.1. Батарея тестов «Оценка слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами EARS».

10.3.2. Оценка развития фонематического слуха.

10.3.3. Оценка кратковременной слухоречевой памяти.

10.3.4. Уровни развития слухового/слухоречевого восприятия и устной речи.

у детей с кохлеарным имплантом. Интегральная экспертная оценка.

10.4. Подведем итоги.

ГЛАВА 11. МЕДИЦИНСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ.

11.1. Сурдологическая и неврологическая помощь пациентам с кохлеарным имплантом.

11.2. Техническое сопровождение пациентов с кохлеарным имплантом.

11.3. Меры предосторожности для пациентов с кохлеарными имплантами.

  • Общие меры предосторожности.
  • Бытовые ситуации.
  • Медицинские противопоказания.
  • Занятия спортом, игры, досуг.

11.4. Кохлеарный имплант и слуховой аппарат.

11.5. Кохлеарный имплант и FM – системы (системы «учитель-ученик»).

11.6. Кохлеарная имплантация, интеграция и общество глухих.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 3.

Приложение 3.1. Вопросы, наиболее часто задаваемые пациентами-кандидатами на кохлеарную имплантацию, и краткие ответы на них .

Приложение 3.2. Карты обследования поздноглохшего пациента-кандидата на кохлеарную имплантацию.

Приложение 3.3. Карты обследования ребенка-кандидата на кохлеарную имплантацию (дошкольный возраст).

Приложение 3.4. Карты обследования пациента- кандидата на кохлеарную имплантацию (ранооглохшие дети школьного возраста и взрослые) .

Приложение 3.5. Договор-обязательство с родителями о подготовке и проведении слухоречевой реабилитации ребенка-кандидата на кохлеарную имплантацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 7.

Приложение 7.1. Речевой материал для тренировки слухоречевого восприятия слов у позднооглохших и ранооглохших пациентов, владеющих связной речью.

Приложение 7.2. Речевой материал по развитию восприятия предложений.

Приложение 7.3. Речевой материал для тренировки восприятия слитной речи у позднооглохших пациентов.

Приложение 7.4. Речевой материал для развития опознавания звуков речи у пациентов с кохлеарным имплантом.

Приложение 7.5. Речевой материал для развития восприятия текстов у позднооглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8.

Приложение 8.1. Памятка для родителей по обучению детей слышать с КИ в начальный период.

Приложение 8.2. Двигательные, слуховые, коммуникативные, языковые и речевые навыки ребенка в возрасте от 1 года до 5-ти лет.

Приложение 8.3. Пособия, необходимые для развития слухоречевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей.

Приложение 8.4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 9.

Приложение 9.1. Речевой материал для развития слухоречевого восприятия с КИ у ранооглохших школьников/взрослых с низким уровнем языкового развития.

Приложение 9.2. Упражнения для тренировки слухоречевой памяти.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10.

Иллюстративный материал к батарее тестов EARS.

Источник

Оцените статью
Разные способы