- Стили переработки информации
- Особенности восприятия информации. Что такое когнитивный стиль?
- Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)
- Узость или широта диапазона эквивалентности
- Широта категории
- Гибкость или ригидность познавательного контроля
- Восприимчивость к нереалистическому опыту
- Сканирующий или фокусирующий контроль
- Заострение или сглаживание
- Рефлективность или импульсивность
- Абстрактная или конкретная концептуализация
- Когнитивная сложность или простота
Стили переработки информации
(когнитивные стили)
Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации, анализа, структурирования, прогнозирования и т.д.). В современной литературе насчитывается около двух десятков когнитивных стилей, при этом они образуют своего рода «полюса». Как указывает М.А. Холодная [22], когнитивные стили можно сгруппировать в зависимости от лежащего в их основании стиля кодирования информации следующим образом.
Словесно-речевой стиль кодирования информации связан с формированием следующих когнитивных стилей:
· узкий/широкий диапазон эквивалентности;
· толерантность к нереалистическому опыту (в той ее форме, которая связана с особенностями организации семантических схем).
Визуальный стиль кодирования информации способствует формированию следующих когнитивных стилей:
· толерантность к нереалистическому опыту (в той ее форме, которая связана с особенностями организации перцептивных схем).
Сенсорно-эмоциональный стиль кодирования информации определяет такие когнитивные стили, как:
· ригидный/гибкий познавательный контроль;
· медленное/быстрое течение психического времени.
Для предметно-практического стиля кодирования информации пока не удалось выявить соответствующих когнитивных стилей.
Таким образом баланс и степень выраженности основных когнитивных стилей, по-видимому, определяются мерой сформированности стилей кодирования информации. Остановимся на нескольких основных когнитивных стилях более подробно, опираясь на работу
М.А. Холодной [22].
Узкий/широкий диапазон эквивалентности (в отечественной литературе – аналитичность/синтетичность).Представители аналитического стиля склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. Представители синтетического стиля склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований. Методики – «Свободная сортировка объектов», «Константность размера» – Гарднера и др. [22]).
Стиль когнитивной простоты/сложности. Стиль, при котором в одном случае интерпретация ситуации осуществляется в упрощенной форме (когнитивная простота) с ограниченным набором сведений, либо, когда создается многомерная модель данной реальности (когнитивная сложность) и формируется множество взаимосвязей, призванных раскрыть происходящее [22].
Нетолерантность/толерантность к нереалистическому опыту.Стиль, который характеризует людей в ситуации отношения к нереалистическому опыту. В неопределенных, двусмысленных ситуациях представители толерантного стиля оценивают опыт по фактическим характеристикам, а нетолерантные, встречаясь с противоречиями, сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличным знаниям. Можно использовать в качестве методики «Пятна Роршаха» (см. [27]). Показатель нетолерантности: количество очевидных ответов, построенных на ясных прямых деталях пятна и его легко выделяемой форме; отсутствие ассоциативной разработки ответа. Нетолерантные испытуемые в заданиях на сортировку отличаются тенденцией формировать группы объектов по стандартным основаниям. Нетолерантные склонны задавать много уточняющих вопросов в условиях анализа неопределенных интерперсональных ситуаций [22].
Полезависимость/поленезависимость. Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям в ситуации оценки положения объекта в пространстве, а также с трудом преодолевают видимое поле при необходимости его детализации и структурирования. Представители поленезависимого стиля в аналогичной ситуации полагаются на внутренние проприоцептивные впечатления, основной упор они делают на внутренний опыт, и кроме того, они быстро и точно выделяют любую деталь из целостного пространственного контекста.
Впервые идея существования этого стиля была выдвинута Г. Уиткином (Witkin) в 1948 г. Выполнено очень много исследований по изучению этого стиля. Методики – «Стержень-рамка», «Регулирование положения тела» (Уиткин). Одна из популярных методик для диагностики – «Включенные фигуры» (Уиткин и др.). Данная методика имеет много модификаций. В любой из них задача испытуемого – найти простую фигуру внутри сложной геометрической фигуры. Быстрое и правильное обнаружениепростой фигурыхарактеризуетполенезависимость, медленное и ошибочное – полезависимость. Это позволяет оценить, насколько индивидуальные особенности восприятия находятся под влиянием видимого поля [22].
Импульсивность/рефлективность. Представители импульсивного стиля быстро выдвигают гипотезы в ситуации неопределенного альтернативного выбора, при этом допускают много ошибочных решений, так как при таком подходе не исключены множественные ошибки в идентификации воспринимаемых образов. Представители рефлективного стиля более замедленно реагируют в подобной ситуации, допускают мало ошибок в силу тщательного предварительного анализа альтернативных объектов, при этом для них характерен более замедленный темп принятия решений и более точная идентификация перцептивных образов. Определение принадлежности к стилю можно произвести с помощью теста Дж. Кагана «Сравнение похожих рисунков» [27], (см. прил. 1).
Ригидный/гибкий познавательный контроль.Этот стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным. Для диагностики используется методика словесно-цветовой интерференции Струпа (1935). В методике используется набор карточек с названиями цветов, написанных цветом, соответствующим и не соответствующим названию цвета. Интерференция является результатом конфликта вербальных и сенсорно-перцептивных функций: испытуемый должен подавлять значение слова и назвать цвет, который он видит (см. прил. 3 в [22].
Ригидность/флексибельность. Полюс ригидности связан с относительной неспособностью личности в случае требований объективной ситуации изменить свою пихическую установку, реагировать на новую ситауцию, изменить действие или отношение, поставить себя на место другого человека, изменить поведение, реорганизовать проблемный материал, переструктурировать способы поведения, усвоить новые средства приспособления. Полюс флексибельности определяется как способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации [14].
В работе [16] проведено исследование стиля ригидность / флексибельность. В качестве методик использовались Томский опросник ригидности [14], методика «Словесный лабиринт», методика А. Лачинза (см., например, [27]).
По мнению Г.В. Залевского [14], одним из условий психического здоровья является гибкость в оценке самого себя и окружающей действительности. Это особенно актуально для современного быстро изменяющегося мира. В то же время диагностический инструментарий оценки ригидности недостаточно разработан. Томский опросник ригидности (ТОРЗ) был опубликован Г.В. Залевским в работе [14], а затем новая редакция дана в работе [15] (см. прил. 2). Как пишет автор, опросник может быть использован как в клинической практике, так и при работе со здоровыми людьми. причем, по-видимому, возможно использование опросника в модифицированных вариантах без предъявления испытуемым некоторых шкал. Подробное описание шкал можно найти в работе [15].
«Расщепление» «полюсов» когнитивных стилей. Например, со стилемполезависимость / поленезависимость наблюдаются четыре типа испытуемых: фиксированные/мобильные полезависимые и фиксированные/мобильные поленезависимые. Стиль импульсивность/рефлектив-ность проявляется в типах точные/неточные импульсивные и точные/неточные рефлективные.
М.А. Холодная [21] считает когнитивные стили «другим» типом интеллектуальных способностей по сравнению с традиционными, которые отражаются в эффективности решения задач, тогда как когнитивные стили отражаются в своеобразии подходов к их решению. Когнитивный стиль характеризируется, во-первых, тем как строится ментальный образ конкретной ситуации и, во-вторых, тем как организуется контроль процесса переработки информации.
Исследования показали, что существует феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей, иными словами когнитивный стиль – это не биполярное (см. выше, например, импульсивность/ рефлективность), а квадриполярное измерение [22]. Это означает, что возможны сочетания:
импульсивные/точные и импульсивные/неточные;
рефлективные /точные и рефлективные /неточные.
Выполненные исследования, например, в работе М.А. Холодной и И.С. Кострикиной [23], показали правомерность представлений
о квадриполярности когнитивных стилей. Там же показана связь особенностей проявления интеллекта, творческих способностей и когнитивных стилей. В этой же работе [23] указывается на психологическую неоднозначность коэффициента интеллекта (IQ) как способа измерения интеллектуальных способностей, так что при высоких IQ могут проявляться специфические качества, которые снижают интеллектуальную продуктивность и ограничивают развитие интеллектуальных возможностей личности, т.е. может наблюдаться неэффективная форма стилевого поведения. В связи с этим можно выделить продуктивные
и непродуктивные формы стилевого поведения.
Источник
Особенности восприятия информации. Что такое когнитивный стиль?
Когнитивный стиль относится к индивидуальным особенностям мышления человека. Люди воспринимают информацию по-разному. И когнитивный стиль рассказывает о способах восприятия и обработки информации об окружающей действительности в её разных проявлениях: анализе, структурировании, оценке, категоризации.
Когнитивные стили служат для целей очередной типизации людей по сходствам и различиям в когнитивной сфере. В психологии существуют 10-15 когнитивных стилей, выделенных психологами в процессе изучения вопроса, почему люди по-разному воспринимают информацию. Стоит отметить, что когнитивные стили присущи человеку не в чистом виде, а в их сочетаниях. Рассмотрим когнитивные стили, которые выделила психолог-исследователь М.А. Холодная.
Полезависимость (ПЗ) и поленезависимость (ПНЗ)
Определяет референцию человека – внутреннюю или внешнюю. Внутренняя референция отличается аналитичностью, критичностью, принятием решения, исходя из накопленного опыта и знаний. При конфликте внешних ориентиров с внутренними установками, вторые приоритетны. Внешняя референция – опора на внешние ориентиры, мнения других людей, которые синтезируются и обрабатываются.
Люди с внутренней референцией выбирают деятельность с возможностями высокого уровня самостоятельности в выборе средств достижения цели. Люди с внешней референцией предпочитают работать в команде, при заранее заданных средствах деятельности.
Узость или широта диапазона эквивалентности
Узость в данном контексте – склонность к аналитике, поиску различий. При этом информация лучше всего усваивается небольшими частями. Широта – синтетичность, нахождение общего. Объем критического значения не имеет, но тематика должна быть одна, несколько разных тем при большом объёме не сработает.
Широта категории
Этот когнитивный стиль характеризует восприятие шкалы параметров одного конкретного признака, категории, сужение её или расширение.
Узкие категоризаторы склонны к спецификации своих впечатлений и ограничению области применения определенной категории. Широкие категоризаторы подводят под одну категорию большое количество подтверждающих её примеров.
Гибкость или ригидность познавательного контроля
Этот когнитивный стиль характеризует способность к восприятию информации, передаваемой разными способами, необходимость в паузах и предварительной подготовке при смене способа подачи информации.
Люди с ригидным контролем сложно переключаются на разные способы обработки информации, им нужно предварительно подготовиться к смене деятельности. Люди с гибким познавательным контролем легко используют разные способы обработки информации одновременно, могут работать сразу с текстовой, графической и другой информацией.
Восприимчивость к нереалистическому опыту
Низкая восприимчивость к неопределённым и двусмысленным ситуациям говорит о недостаточности креативности и творческого мышления. С другой стороны, выполнение шаблонных и рутинных задач не представляет никакой сложности.
Высокая восприимчивость представляет возможности разрешения ситуаций с позиции оригинальной точки зрения. Развитое творческое мышление помогает находить новые подходы к решениям, но рутинно-алгоритмизированные задачи вызывают скуку и раздражение.
Сканирующий или фокусирующий контроль
Этот когнитивный стиль описывает способность направлять и распределять внимание на предъявляемых объектах. При фокусирующем контроле происходит концентрация внимания на детальном изучении одного объекта. При сканирующем внимание равномерно распределяется между несколькими объектами.
Заострение или сглаживание
Этот стиль описывает методы запоминания информации. При сглаживании для детального запоминания лучше давать информацию малыми порциями и на более длительное время. При заострении информация сохраняется в большом объёме, четко и в подробностях.
Рефлективность или импульсивность
В этом случае описывается свойство быстро принимать решения, делать моментальный выбор, однако не безошибочный. Рефлективность показывает свойство определять гипотезы, проверять их и только потом отвечать. Импульсивный человек принимает решения быстро, а в ситуации альтернативного выбора определяется моментально.
Абстрактная или конкретная концептуализация
Абстрактная концептуализация характеризуется ориентацией на внутренний опыт, развитое творческое мышление, ограничение стереотипов, склонность к независимости, гибкость. Конкретная концептуализация показывает склонность к стереотипизации, зависимости от мнения авторитетов, невозможность воспринимать гипотетичность вариантов, черно-белое мышление.
Когнитивная сложность или простота
Шкала когнитивной простоты или сложности показывает количество критериев, принятых к интерпретации данных для вынесения суждения и понимания наличия скрытых связей. Чем более полная информация воспринимается и учитывается, чем более полные связи находятся, тем более выражена сложность или простота мышления.
Рассмотренные когнитивные стили позволяют понять, как человек воспринимает информацию. Все они в той или иной степени свойственны любому человеку. И при необходимости тот или ной полис любого когнитивного стиля можно развить. Для этого необходимо регулярно тренировать мозг. Тренажеры Викиум эффективно развивают когнитивную сферу, способствуют улучшению работы мозга и всех его функций.
Источник