Когнитивные способы переработки информации

Молчанов С.В., Войскунский А.Е., Маркина О.С., Бородина А.С. Особенности когнитив- ной переработки социальной информации подростками с разным уровнем морального развития // Националь- ный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 3–11. С.

Аннотация

Актуальность исследования определена значением информационной социализации для морального развитияподростков, в частности, ролью способов когнитивной переработки социальной информации (КПИ) для развития морального сознания.

Целью исследования стало изучение взаимосвязи уровня морального развития подростков и КПИ интернет-сети. Гипотеза исследования: особенности моральной чувствительности и уровень развития моральных суждений подростков обуславливают их преимущественную ориентировку на различные этапы когнитивной переработки социальной информации в сети интернета.

Описание хода исследования В исследовании были использованы следующие методы: методика «Справедливость – Забота», направленная на определение уровня развития моральных суждений (С.В. Молчанов), авторская методика выявления уровня моральной чувствительности, методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернета, разработанная на основе модели Крика и Доджа, «Шкала базисных убеждений Янофф-Бульман» (в модификации М.А. Падуна и А.В. Котельниковой). В исследовании приняли участие 208 подростков в возрасте 13–18 лет (48% юношей и 52% девушек). На основе кластерного анализа по уровню развития моральных суждений и показателям моральной чувствительности были выделены две группы: с высоким уровнем развития моральных суждений и высокой моральной чувствительностью и с низким уровнем развития моральных суждений и неоднородной моральной чувствительностью.

Результаты исследования. Показано, что моральная чувствительность определяет характер осознания морального содержания проблемных ситуаций. Для подростков с высоким уровнем морального развития характерна выраженная вера в справедливость окружающего мира и переживание ценности и значимости собственного Я. Выявлены различия когнитивной переработки социальной информации. Подростки с высоким уровнем морального развития более ориентированы на выбор ответного поведения с учетом его возможных последствий и оценки самоэффективности в процессе социального взаимодействия в интернет-пространстве. Подростки с низким уровнем морального развития более фокусированы на интерпретационном этапе анализа социальной информации, где задачей становится понимание морального содержания ситуации и выделение морального конфликта.

Выводы. Перспективой дальнейшего исследования должно стать изучение функциональной связи уровня моральных суждений и моральной чувствительности подростков в детерминации способов когнитивной переработки социальной информации и содержательный анализ представлений подростков о моральной регуляции в обществе в зависимости от уровня развития моральных суждений и продуктивности когнитивных способов переработки социальной информации в сети интернета.

Принята к публикации: 04.12.2019

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: моральное развитие; моральная чувствительность; информационная социализация; когнитивная переработка информации; подростковый возраст; Интернет

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Введение в проблему

Моральное развитие современных рос­сийских подростков реализуется в мире сложных, часто амбивалентных и проти­воречивых образцов морального поведе­ния. Многообразие моделей морального поведения, обусловленное мульти-культу­ральностью, мульти-религиозностью, разнообразием социокультурных и эконо­мических различий слоев современного российского общества порождает широ­кую вариативность этических эталонов. Анализ среды, задающей образцы для под­ражания, показывает изменение каналов передачи информации – происходит повышение значения дистантных форм по­знания и коммуникации, что значительно трансформирует образ жизни и характер общения подростков. Информационное сообщество задает новые формы комму­никации, специфика которых начинает находить отражение и в содержании са­мого взаимодействия, в том числе и мо­ральных норм, используемых в интернет- общении (Войскунский, 2014).

Читайте также:  Штукатурная станция способ работы

Для современной молодежи процес­сы социализации и индивидуализации посредством интернет-ресурсов и соци­альных сетей становятся приоритетны­ми, по сравнению с влиянием печатных и телевизионных источников информа­ции, включая традиционные СМИ (Бе­линская, Тихомандрицкая, 2013; Вой­скунский, 2017; Марцинковская, 2012). Как известно, существуют определенные виды онлайн-рисков при использовании интернета. К ним относятся контент­ные, коммуникационные, потребитель­ские, технические риски. Рассматривая роль онлайн-рисков в моральном разви­тии, следует, в первую очередь, выделить контентные и коммуникационные риски как наиболее важные в потенциальном генезисе аморального поведения. Бо­лее половины подростков сталкивалась с контентными рисками, около трети – с коммуникационными (Солдатова, Рас­сказова, 2014; Soldatova, Rasskazova, 2014) Контентные риски связаны со столкнове­нием с информацией, содержащей про­тивозаконную, неэтичную и вредонос­ную информацию, коммуникационные риски – с участием в кибербуллинге, не­законных контактах и т.п. Представляет­ся, что контентные и коммуникативные риски в совокупности могут оказывать воздействие на характер морального раз­вития подростков – знакомство с проти­воречащим моральным нормам и про­тивоправным контентом с последующей его реализацией в отношениях порожда­ет риски десоциализации и искажения представлений о социальных и мораль­ных нормах взаимодействия.

В подростковой среде происходит зна­чительная популяризация блогов, включа­ющих текстовой и визуальный контент, в которых происходит обсуждение важ­ных политических, социальных, экономи­ческих и межличностных тем. Возрастает посещаемость интернет-ресурсов, предлагающих не только развлекательный кон­тент, но и темы, представляющие социаль­ный интерес: вопросы отношений между полами, гетеро- и гомосексуальные отно­шения, особенности сексуальных отноше­ний, вопросы моно- и полигамии, различ­ных форм семейного функционирования и пр. Появляются интернет-герои, мнение которых становится для подростков бо­лее значимым, чем социальная и полити­ческая позиция литературных персона­жей, исторических деятелей и т.п. Личная активность при создании контента в интернет-пространстве и социальных се­тях часто оказывается сфокусированной на создании условий повышения собственной популярности – намеренно вы­бираются темы и точки зрения, вызыва­ющие сильные эмоциональные реакции как положительной, так и остро отрица­тельной окраски (хайпы и хейты). Стрем­ление к популярности как к желаемому личностному ресурсу начинает опреде­лять уже не только содержание предлага­емого и просматриваемого контента, но и постепенное встраивание жизненной по­зиции подростка в этот контент. Мнения, взгляды, идеи, в том числе идущие вразрез с моральными установками – все, что обеспечивает популярность, из пустой де­кларации трансформируется в реальную основу ценностно-смыслового самоопре­деления подростков (Молчанов, 2007). Это обстоятельство придает особую ак­туальность проблеме когнитивной переработки социальной информации интер­нет-среды.

Многообразие теоретических подхо­дов к оценке морального развития обусловлено широким спектром условий и факторов, определяющих как ход и на­правление морального развития, так и его содержание. Реализуемые людьми в по­ведении социальные и моральные нор­мы оказываются весьма вариативны и на уровне индивидуальных различий, и на уровне личности, действующей в различ­ных социальных ситуациях. В условиях разнообразия и вариативности морально­го поведения представляется обоснован­ным выделение двух базовых принципов, лежащих в основе морального действия: принципа справедливости и принципа за­боты (Молчанов, 2007). Моральную ори­ентацию на справедливость или заботу необходимо рассматривать шире, чем мо­ральные суждения в отношении справед­ливости и заботы. Моральная ориентация предполагает определенный тип воспри­ятия и конструирования жизненных мо­ральных ситуаций на основе формулиро­вания моральных суждений – объяснений своего и чужого поведения с дальнейшей оценкой правильности поведения в мо­ральной дилемме (Fisher and Tronto, 1990; Juujarvi, 2003; Lyons, 1983, 1988; Noddings, 1984). Однако понимание моральной ориентации на заботу в межличностных отношениях в философии и психологии подменялось моралью ответственности и взаимоотношений, а моральная ориен­тация на справедливость – моралью прав и обязанностей. Вместе с тем, исследова­ние собственно моральной ориентации на заботу предполагает более широкий контекст, чем мораль ответственности и взаимоотношений. Оно включает ис­следование роли эмпатии и симпатии в моральном поведении (Hoffman, 2000), изучение генезиса просоциального пове­дения (Eisenberg, 1986).

Читайте также:  Голд кили матча латте способ приготовления

Важным компонентом морального по­ведения в современных подходах к пони­манию морального развития признается моральная чувствительность (сензитив­ность) – понятие, предложенное в концепции Дж. Реста. Необходимость в мо­ральном выборе возникает в ситуации, когда происходит столкновение целей, планов, желаний и ожиданий различных людей. Важной составляющей морально­го поступка является чувствительность к желаниям, потребностям и правам дру­гих людей, особенно в ситуации, когда они противоположны твоим собствен­ным интересам (Hoffman, 1987). До вы­бора действия в ситуации моральной ди­леммы человек должен почувствовать необходимость выбора действий и быть способным адекватно интерпретировать ситуацию, т.е. ориентироваться в услови­ях ситуации и быть к ним чувствителен. Эта чувствительность может проявляться в рефлексии о последствиях своих потен­циальных и реальных действий для дру­гих людей. Моральная чувствительность определяется Дж. Рестом как осознание человеком того, как его действия могут по­влиять на других людей (Rest, 1986; 1994). Это «осознание» в модели автора включа­ет в себя следующее: знание о том, кто яв­ляется участником ситуации морально­го выбора, конструирование возможных вариантов поведения в указанной ситуа­ции, представление о том, какое влияние предпринятые действия окажут на разных участников ситуации, и как последние могут реагировать на последствия. Мораль­ная чувствительность, таким образом, выступает как процесс осознания мораль­ного содержания проблемных ситуаций. Д. Нарваез предположил, что моральное восприятие организует стимульную ин­формацию таким образом, чтобы она мо­гла восприниматься осознанно (Narvaez, 1998). А поскольку когнитивные схемы восприятия индивидуальны, то возможно расхождение в восприятии морального содержания проблемной ситуации вслед­ствие разночтений и искажения ее смысла у участников (Narvaez, 2001). Важно пом­нить о том, что условия функционирова­ния моральной чувствительности могут варьировать. Есть моральные ситуации, которые требуют немедленного решения здесь и теперь с минимальным количе­ством условий, например, ребенок, кото­рый может попасть под колеса автомоби­ля, играя на оживленной проезжей части. А есть ситуации, решение которых затраги­вает большое число людей, действующих в разных социальных контекстах и усло­виях, например, вопрос легальности абор­тов (Narvaez, Rest, 1995).

Моральная чувствительность как ин­терпретация ситуации основывается на когнитивно-эмоциональном единст­ве психики, когда когнитивная оценка субъектом ситуации во многом опреде­ляется характером эмоций и чувств, пе­реживаемых им по отношению к участ­никам ситуации. Дж. Рест подчеркивает роль дистресса и эмпатии в ориентировке при оценке ситуации. Переживаемые эмо­ции могут носить неконтролируемый ха­рактер, активизироваться автоматически и с трудом поддаваться вербализации. На­пример, если мы испытываем симпатию к жертве, мы более расположены прийти к ней на помощь. И, наоборот, отвращение или страх, испытываемые по отношению к участнику моральной ситуации, могут повлечь отрицание его прав. Эмоциональ­ное впечатление может повлиять на про­цесс ориентировки в ситуации. Понятие «моральная чувствительность» стало ши­роко использоваться при анализе осо­бенностей поведения представителей так называемых «помогающих» профессий – в первую очередь, медицинских работни­ков разного уровня: от медсестер до вра­чей. Существуют различные диагностиче­ские средства анализа уровня моральной чувствительности. Например, в исследованиях М. Бебе (Bebeau, 2002) предлага­ется анализировать процесс ориентиров­ки в моральном содержании ситуации не на основе вербального рассказа, а после предъявления ситуации в форме видеосю­жета или аудиозаписи.

Читайте также:  Способы сборки змейки рубика

Проведение исследования

В предыдущем исследовании нами была выявлена взаимосвязь между типами когнитивной переработки информации в сети интернета и особенностями мо­рального сознания и представлений под­ростков о моральной регуляции отноше­ний в обществе. Высокая эффективность когнитивной переработки информа­ции в интернете сочетается с предпоч­тением моральных суждений посткон­венционального уровня (Л. Кольберг), готовностью признать моральную ответ­ственность в ситуации нарушения мо­ральной нормы и чувствительностью к моральному содержанию межличност­ного взаимодействия. Низкая эффек­тивность когнитивной переработки ин­формации в интернет-сети коррелирует с высокой значимостью моральных суждений преконвенционального уровня, гетерогенностью морального сознания, низкой готовностью к признанию мо­ральной ответственности при нарушении моральной нормы (Молчанов и др., 2018). Вместе с тем, значение такого параметра морального развития, как моральная чувствительность, для когнитивной перера­ботки социальной информации в сети ин­тернета исследовано не было.

Целью нашего нового исследования стало изучение особенностей способов когнитивной переработки информации подростками с разным уровнем мораль­ного развития. Мы предположили, что особенности моральной чувствитель­ности и уровень развития моральных суждений подростков обуславливают преимущественную ориентировку на различные этапы когнитивной перера­ботки социальной информации в сети интернета.

Выборка исследования. В исследова­нии приняли участие 213 подростков в возрасте 13 от до 18 лет. Из них 102 ис­пытуемых (47.9 %) – юноши и 111 респон­дентов (52. 1%) – девушки. Сбор данных проходил в общеобразовательных школах города Москвы в групповой форме.

Методики исследования. В качестве методик исследования были использо­ваны:

Методика «Справедливость – Забота» направленная на определение уровня развития морального сознания в рам­ках двух подходах: Л. Кольберга (прин­цип справедливости) и К. Гиллиган (принцип заботы).

Авторская методика выявления уровня моральной чувствительности, включа­ющая в себя четыре подшкалы: пред­ставления о том, как организовывать межличностное взаимодействие; пред­ставления о том, как оказывать по­мощь; чувствительность к моральным конфликтам и моральное значение, придаваемое собственной деятельнос­ти. Методика разработана на основа­нии исследовании D. Nora и коллег (Nora et al., 2017).

Авторская методика когнитивных спо­собов оценивания социальной инфор­мации из сети интернета, разработан­ная на основе модели Крика и Доджа (Crick, Dodge, 1994), включающая такие шкалы, как: восприятие информации (включая декодирование), интерпре­тация информации, прояснение целей, построение возможных ответных дей­ствий, решение о действии, реализация действия.

«Шкала базисных убеждений Янофф- Бульман» (в модификации М.А. Падуна и А.В. Котельниковой), направленная на исследование когнитивно-эмоцио­нальных имплицитных представлений о мире. В этом опроснике посредством пяти субшкал операционализована когнитивная модель мира, включаю­щая в себя набор представлений лич­ности об окружающем мире, собствен­ном «Я» и способах взаимодействия «Я» с миром. Выделяются субшкалы: 1) до­брожелательность окружающего мира; 2) справедливость окружающего мира; 3) образ Я; 4) вера в удачу; 5) уверен­ность в контроле над жизнью.

Результаты

Нами был проведен кластерный ана­лиз особенностей морального развития подростков. В основу кластерного ана­лиза были положены результаты мето­дик «Справедливость – забота» и «Моральная чувствительность». Были выделены 4 кластера, выражающие особенности морального развития. Первый кластер вклю­чал 41 испытуемого, второй – 66, третий – 17, четвертый – 84 подростка. В целом кластерный анализ позволил описать 208 человек из 213. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Табл. 1. Параметры морального развития

Стадии и параметры морального развития

Источник

Оцените статью
Разные способы