- Молчанов С.В., Войскунский А.Е., Маркина О.С., Бородина А.С. Особенности когнитив- ной переработки социальной информации подростками с разным уровнем морального развития // Националь- ный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 3–11. С.
- Аннотация
- Введение в проблему
- Проведение исследования
- Результаты
Молчанов С.В., Войскунский А.Е., Маркина О.С., Бородина А.С. Особенности когнитив- ной переработки социальной информации подростками с разным уровнем морального развития // Националь- ный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 3–11. С.
Аннотация
Актуальность исследования определена значением информационной социализации для морального развитияподростков, в частности, ролью способов когнитивной переработки социальной информации (КПИ) для развития морального сознания.
Целью исследования стало изучение взаимосвязи уровня морального развития подростков и КПИ интернет-сети. Гипотеза исследования: особенности моральной чувствительности и уровень развития моральных суждений подростков обуславливают их преимущественную ориентировку на различные этапы когнитивной переработки социальной информации в сети интернета.
Описание хода исследования В исследовании были использованы следующие методы: методика «Справедливость – Забота», направленная на определение уровня развития моральных суждений (С.В. Молчанов), авторская методика выявления уровня моральной чувствительности, методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернета, разработанная на основе модели Крика и Доджа, «Шкала базисных убеждений Янофф-Бульман» (в модификации М.А. Падуна и А.В. Котельниковой). В исследовании приняли участие 208 подростков в возрасте 13–18 лет (48% юношей и 52% девушек). На основе кластерного анализа по уровню развития моральных суждений и показателям моральной чувствительности были выделены две группы: с высоким уровнем развития моральных суждений и высокой моральной чувствительностью и с низким уровнем развития моральных суждений и неоднородной моральной чувствительностью.
Результаты исследования. Показано, что моральная чувствительность определяет характер осознания морального содержания проблемных ситуаций. Для подростков с высоким уровнем морального развития характерна выраженная вера в справедливость окружающего мира и переживание ценности и значимости собственного Я. Выявлены различия когнитивной переработки социальной информации. Подростки с высоким уровнем морального развития более ориентированы на выбор ответного поведения с учетом его возможных последствий и оценки самоэффективности в процессе социального взаимодействия в интернет-пространстве. Подростки с низким уровнем морального развития более фокусированы на интерпретационном этапе анализа социальной информации, где задачей становится понимание морального содержания ситуации и выделение морального конфликта.
Выводы. Перспективой дальнейшего исследования должно стать изучение функциональной связи уровня моральных суждений и моральной чувствительности подростков в детерминации способов когнитивной переработки социальной информации и содержательный анализ представлений подростков о моральной регуляции в обществе в зависимости от уровня развития моральных суждений и продуктивности когнитивных способов переработки социальной информации в сети интернета.
Принята к публикации: 04.12.2019
Разделы журнала: Психология виртуальной реальности
Ключевые слова: моральное развитие; моральная чувствительность; информационная социализация; когнитивная переработка информации; подростковый возраст; Интернет
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Введение в проблему
Моральное развитие современных российских подростков реализуется в мире сложных, часто амбивалентных и противоречивых образцов морального поведения. Многообразие моделей морального поведения, обусловленное мульти-культуральностью, мульти-религиозностью, разнообразием социокультурных и экономических различий слоев современного российского общества порождает широкую вариативность этических эталонов. Анализ среды, задающей образцы для подражания, показывает изменение каналов передачи информации – происходит повышение значения дистантных форм познания и коммуникации, что значительно трансформирует образ жизни и характер общения подростков. Информационное сообщество задает новые формы коммуникации, специфика которых начинает находить отражение и в содержании самого взаимодействия, в том числе и моральных норм, используемых в интернет- общении (Войскунский, 2014).
Для современной молодежи процессы социализации и индивидуализации посредством интернет-ресурсов и социальных сетей становятся приоритетными, по сравнению с влиянием печатных и телевизионных источников информации, включая традиционные СМИ (Белинская, Тихомандрицкая, 2013; Войскунский, 2017; Марцинковская, 2012). Как известно, существуют определенные виды онлайн-рисков при использовании интернета. К ним относятся контентные, коммуникационные, потребительские, технические риски. Рассматривая роль онлайн-рисков в моральном развитии, следует, в первую очередь, выделить контентные и коммуникационные риски как наиболее важные в потенциальном генезисе аморального поведения. Более половины подростков сталкивалась с контентными рисками, около трети – с коммуникационными (Солдатова, Рассказова, 2014; Soldatova, Rasskazova, 2014) Контентные риски связаны со столкновением с информацией, содержащей противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию, коммуникационные риски – с участием в кибербуллинге, незаконных контактах и т.п. Представляется, что контентные и коммуникативные риски в совокупности могут оказывать воздействие на характер морального развития подростков – знакомство с противоречащим моральным нормам и противоправным контентом с последующей его реализацией в отношениях порождает риски десоциализации и искажения представлений о социальных и моральных нормах взаимодействия.
В подростковой среде происходит значительная популяризация блогов, включающих текстовой и визуальный контент, в которых происходит обсуждение важных политических, социальных, экономических и межличностных тем. Возрастает посещаемость интернет-ресурсов, предлагающих не только развлекательный контент, но и темы, представляющие социальный интерес: вопросы отношений между полами, гетеро- и гомосексуальные отношения, особенности сексуальных отношений, вопросы моно- и полигамии, различных форм семейного функционирования и пр. Появляются интернет-герои, мнение которых становится для подростков более значимым, чем социальная и политическая позиция литературных персонажей, исторических деятелей и т.п. Личная активность при создании контента в интернет-пространстве и социальных сетях часто оказывается сфокусированной на создании условий повышения собственной популярности – намеренно выбираются темы и точки зрения, вызывающие сильные эмоциональные реакции как положительной, так и остро отрицательной окраски (хайпы и хейты). Стремление к популярности как к желаемому личностному ресурсу начинает определять уже не только содержание предлагаемого и просматриваемого контента, но и постепенное встраивание жизненной позиции подростка в этот контент. Мнения, взгляды, идеи, в том числе идущие вразрез с моральными установками – все, что обеспечивает популярность, из пустой декларации трансформируется в реальную основу ценностно-смыслового самоопределения подростков (Молчанов, 2007). Это обстоятельство придает особую актуальность проблеме когнитивной переработки социальной информации интернет-среды.
Многообразие теоретических подходов к оценке морального развития обусловлено широким спектром условий и факторов, определяющих как ход и направление морального развития, так и его содержание. Реализуемые людьми в поведении социальные и моральные нормы оказываются весьма вариативны и на уровне индивидуальных различий, и на уровне личности, действующей в различных социальных ситуациях. В условиях разнообразия и вариативности морального поведения представляется обоснованным выделение двух базовых принципов, лежащих в основе морального действия: принципа справедливости и принципа заботы (Молчанов, 2007). Моральную ориентацию на справедливость или заботу необходимо рассматривать шире, чем моральные суждения в отношении справедливости и заботы. Моральная ориентация предполагает определенный тип восприятия и конструирования жизненных моральных ситуаций на основе формулирования моральных суждений – объяснений своего и чужого поведения с дальнейшей оценкой правильности поведения в моральной дилемме (Fisher and Tronto, 1990; Juujarvi, 2003; Lyons, 1983, 1988; Noddings, 1984). Однако понимание моральной ориентации на заботу в межличностных отношениях в философии и психологии подменялось моралью ответственности и взаимоотношений, а моральная ориентация на справедливость – моралью прав и обязанностей. Вместе с тем, исследование собственно моральной ориентации на заботу предполагает более широкий контекст, чем мораль ответственности и взаимоотношений. Оно включает исследование роли эмпатии и симпатии в моральном поведении (Hoffman, 2000), изучение генезиса просоциального поведения (Eisenberg, 1986).
Важным компонентом морального поведения в современных подходах к пониманию морального развития признается моральная чувствительность (сензитивность) – понятие, предложенное в концепции Дж. Реста. Необходимость в моральном выборе возникает в ситуации, когда происходит столкновение целей, планов, желаний и ожиданий различных людей. Важной составляющей морального поступка является чувствительность к желаниям, потребностям и правам других людей, особенно в ситуации, когда они противоположны твоим собственным интересам (Hoffman, 1987). До выбора действия в ситуации моральной дилеммы человек должен почувствовать необходимость выбора действий и быть способным адекватно интерпретировать ситуацию, т.е. ориентироваться в условиях ситуации и быть к ним чувствителен. Эта чувствительность может проявляться в рефлексии о последствиях своих потенциальных и реальных действий для других людей. Моральная чувствительность определяется Дж. Рестом как осознание человеком того, как его действия могут повлиять на других людей (Rest, 1986; 1994). Это «осознание» в модели автора включает в себя следующее: знание о том, кто является участником ситуации морального выбора, конструирование возможных вариантов поведения в указанной ситуации, представление о том, какое влияние предпринятые действия окажут на разных участников ситуации, и как последние могут реагировать на последствия. Моральная чувствительность, таким образом, выступает как процесс осознания морального содержания проблемных ситуаций. Д. Нарваез предположил, что моральное восприятие организует стимульную информацию таким образом, чтобы она могла восприниматься осознанно (Narvaez, 1998). А поскольку когнитивные схемы восприятия индивидуальны, то возможно расхождение в восприятии морального содержания проблемной ситуации вследствие разночтений и искажения ее смысла у участников (Narvaez, 2001). Важно помнить о том, что условия функционирования моральной чувствительности могут варьировать. Есть моральные ситуации, которые требуют немедленного решения здесь и теперь с минимальным количеством условий, например, ребенок, который может попасть под колеса автомобиля, играя на оживленной проезжей части. А есть ситуации, решение которых затрагивает большое число людей, действующих в разных социальных контекстах и условиях, например, вопрос легальности абортов (Narvaez, Rest, 1995).
Моральная чувствительность как интерпретация ситуации основывается на когнитивно-эмоциональном единстве психики, когда когнитивная оценка субъектом ситуации во многом определяется характером эмоций и чувств, переживаемых им по отношению к участникам ситуации. Дж. Рест подчеркивает роль дистресса и эмпатии в ориентировке при оценке ситуации. Переживаемые эмоции могут носить неконтролируемый характер, активизироваться автоматически и с трудом поддаваться вербализации. Например, если мы испытываем симпатию к жертве, мы более расположены прийти к ней на помощь. И, наоборот, отвращение или страх, испытываемые по отношению к участнику моральной ситуации, могут повлечь отрицание его прав. Эмоциональное впечатление может повлиять на процесс ориентировки в ситуации. Понятие «моральная чувствительность» стало широко использоваться при анализе особенностей поведения представителей так называемых «помогающих» профессий – в первую очередь, медицинских работников разного уровня: от медсестер до врачей. Существуют различные диагностические средства анализа уровня моральной чувствительности. Например, в исследованиях М. Бебе (Bebeau, 2002) предлагается анализировать процесс ориентировки в моральном содержании ситуации не на основе вербального рассказа, а после предъявления ситуации в форме видеосюжета или аудиозаписи.
Проведение исследования
В предыдущем исследовании нами была выявлена взаимосвязь между типами когнитивной переработки информации в сети интернета и особенностями морального сознания и представлений подростков о моральной регуляции отношений в обществе. Высокая эффективность когнитивной переработки информации в интернете сочетается с предпочтением моральных суждений постконвенционального уровня (Л. Кольберг), готовностью признать моральную ответственность в ситуации нарушения моральной нормы и чувствительностью к моральному содержанию межличностного взаимодействия. Низкая эффективность когнитивной переработки информации в интернет-сети коррелирует с высокой значимостью моральных суждений преконвенционального уровня, гетерогенностью морального сознания, низкой готовностью к признанию моральной ответственности при нарушении моральной нормы (Молчанов и др., 2018). Вместе с тем, значение такого параметра морального развития, как моральная чувствительность, для когнитивной переработки социальной информации в сети интернета исследовано не было.
Целью нашего нового исследования стало изучение особенностей способов когнитивной переработки информации подростками с разным уровнем морального развития. Мы предположили, что особенности моральной чувствительности и уровень развития моральных суждений подростков обуславливают преимущественную ориентировку на различные этапы когнитивной переработки социальной информации в сети интернета.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 213 подростков в возрасте 13 от до 18 лет. Из них 102 испытуемых (47.9 %) – юноши и 111 респондентов (52. 1%) – девушки. Сбор данных проходил в общеобразовательных школах города Москвы в групповой форме.
Методики исследования. В качестве методик исследования были использованы:
Методика «Справедливость – Забота» направленная на определение уровня развития морального сознания в рамках двух подходах: Л. Кольберга (принцип справедливости) и К. Гиллиган (принцип заботы).
Авторская методика выявления уровня моральной чувствительности, включающая в себя четыре подшкалы: представления о том, как организовывать межличностное взаимодействие; представления о том, как оказывать помощь; чувствительность к моральным конфликтам и моральное значение, придаваемое собственной деятельности. Методика разработана на основании исследовании D. Nora и коллег (Nora et al., 2017).
Авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернета, разработанная на основе модели Крика и Доджа (Crick, Dodge, 1994), включающая такие шкалы, как: восприятие информации (включая декодирование), интерпретация информации, прояснение целей, построение возможных ответных действий, решение о действии, реализация действия.
«Шкала базисных убеждений Янофф- Бульман» (в модификации М.А. Падуна и А.В. Котельниковой), направленная на исследование когнитивно-эмоциональных имплицитных представлений о мире. В этом опроснике посредством пяти субшкал операционализована когнитивная модель мира, включающая в себя набор представлений личности об окружающем мире, собственном «Я» и способах взаимодействия «Я» с миром. Выделяются субшкалы: 1) доброжелательность окружающего мира; 2) справедливость окружающего мира; 3) образ Я; 4) вера в удачу; 5) уверенность в контроле над жизнью.
Результаты
Нами был проведен кластерный анализ особенностей морального развития подростков. В основу кластерного анализа были положены результаты методик «Справедливость – забота» и «Моральная чувствительность». Были выделены 4 кластера, выражающие особенности морального развития. Первый кластер включал 41 испытуемого, второй – 66, третий – 17, четвертый – 84 подростка. В целом кластерный анализ позволил описать 208 человек из 213. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Табл. 1. Параметры морального развития
Стадии и параметры морального развития
Источник