- Практическая работа №3. «Получение и свойства кислорода».
- Тесты по теме Оксиды, кислород
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Практическая работа №3. «Получение и свойства кислорода».
Практическая работа №3. «Получение и свойства кислорода».
Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства.
Приборы и оборудование : KMnO4 – перманганат калия KMnO 4 (марганцовка), С – древесный уголь, известковая вода, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спиртовка, спички, колба, вата, пробирка, штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель, халат химический, перчатки.
Правила техники безопасности.
Тушите спиртовку только колпачком (а).
Запрещается зажигать одну спиртовку с помощью другой (б).
Запрещается передавать спиртовку в зажженном виде (в).
Запрещается пробовать вещество на вкус (г).
Работу проводить только над столом (д)
Работа со спиртовкой:
§ Не переносите горящую спиртовку с места на место.
§ Гасите спиртовку только с помощью колпачка.
§ При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.
§ Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.
§ Дно пробирки не должно касаться фитиля.
Работа со стеклом:
§ Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке. Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть
Проверка прибора на герметичность:
§ Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой,
опустите конец трубки в стакан с водой.
Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.
Один опыт я ставлю выше,
чем тысячу мнений,
рожденных только
воображением.
Получение кислорода
методом вытеснения воздуха
1. Перманганат калия (КMnO4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность (рис. 1).
Рис. 1.
Проверка прибора
на герметичность
(Пояснения учителя, как проверить прибор на герметичность.) Укрепите прибор в лапке штатива.
3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм (рис. 2).
Рис. 2.
Получение из перманганата калия кислорода
и собирание его методом вытеснения воздуха.
Обнаружение кислорода тлеющей лучинкой
4. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности.)
5. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой (угольком). Что наблюдаете? Почему кислород можно собирать методом вытеснения воздуха?
6. Соберите полученный кислород в две колбы для проведения следующих опытов. Колбы закройте пробками.
7. Оформите отчет, пользуясь табл. 1, которую разместите на развороте тетради.
Получение кислорода
методом вытеснения воды
1. Пробирку заполните водой. Закройте пробирку большим пальцем и переверните ее вверх дном. В таком положении опустите руку с пробиркой в кристаллизатор с водой. Подведите к концу газоотводной трубки пробирку, не вынимая ее из воды (рис. 3).
Рис. 3.
Прибор для получения кислорода
и собирание его методом вытеснения воды
2. Когда кислород вытеснит воду из пробирки, закройте ее большим пальцем и выньте из воды. Почему кислород можно собирать способом вытеснения воды?
Внимание! Выньте газоотводную трубку из кристаллизатора, не прекращая нагревать пробирку с КMnО4. Если этого не сделать, то воду перебросит в горячую пробирку. Почему?
2. Обнаружение кислорода
Кислород поддерживает горение — это свойство кислорода используется для его обнаружения
Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ:
Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
Оформите отчет о работе в табл. 1.
Выполняемые операции
(что делали)
Рисунки с обозначениями исходных и полученных веществ
Наблюдения.
Условия
проведения реакций. Уравнения реакций
Объяснения наблюдений.
Выводы
Сборка прибора для получения кислорода.
Проверка прибора на герметичность
Выделяются пузырьки воздуха
Прибор собран герметично
Получение кислорода из KMnO4
при нагревании
При нагревании KMnO4 происходит реакция:
О2 получают в лаборатории разложением KMnO4 при нагревании
Доказательство получения кислорода при помощи
тлеющей лучинки
Тлеющая лучинка
(уголь) ярко загорается
в О2
Полученный газ О2 поддерживает горение
Характеристика
физических свойств О2. Собирание О2 двумя методами:
вытеснением воздуха (а),
вытеснением воды (б)
Kислород вытесняет воздух и воду из сосудов
Kислород – газ без цвета и запаха,
немного тяжелее воздуха, поэтому
его собирают в сосуд, поставленный на дно. Kислород малорастворим в воде
Характеристика химических свойств О2. Взаимодействие с простыми веществами: горение угля (a), горение железа (стальная проволока, скрепка, стружка) (б)
Раскаленный уголек ярко горит в О2:
Известковая вода мутнеет, т. к. образуется нерастворимый в воде осадок СaСО3:
СО2 + Са(ОН)2 СaСО3
+ H2O. Железо горит ярким пламенем в кислороде:
О2 взаимодействует
с простыми
веществами – металлами и неметаллами. Образование осадка белого цвета подтверждает наличие в колбе СО2
Сделайте письменный общий вывод о проделанной работе (5 мин).
Выводы: кислород в лаборатории можно получить разложением _________.
Кислород собирают методом _______. В результате горения простых веществ в кислороде
Выводы: кислород в лаборатории можно получить разложением _________.
Кислород собирают методом _______. В результате горения простых веществ в кислороде
Выводы : кислород в лаборатории можно получить разложением _________. Кислород собирают методом _______. В результате горения простых веществ в кислороде образуются _________.
Приведите рабочее место в порядок (3 мин): разберите прибор, расставьте посуду и принадлежности на свои места.
Источник
Тесты по теме Оксиды, кислород
1. . – самый распространенный элемент на Земле, его содержание в земной коре по массе 49%, в гидросфере – 89%.
2. В каких случаях речь идет об элементе кислород (1), в каких – о простом веществе (2)?
а) В состав молекул воды входит атом кислорода;
б) плотность кислорода равна 1,43 г/л;
в) в воздухе содержится 21% кислорода;
г) водные организмы дышат растворенным в воде кислородом;
д) валентность кислорода равна двум.
3. Молекула кислорода содержит . атома, молекула . – три атома кислорода.
4. Физические свойства кислорода: . , без . , растворим в воде, . воздуха.
5. Кислород собирают способом вытеснения . и . .
6. Сосуд для собирания кислорода одним из способов держат . , т. к. кислород . воздуха.
7. Кислород собирают способом вытеснения воды, т. к. кислород . растворим в воде.
8. Обнаружить наличие кислорода можно . лучинкой, в присутствии кислорода . лучинка . .
9. Активность кислорода в химических реакциях . (высокая/низкая).
10. Кислород взаимодействует с . и . веществами с образованием . .
11. . – бинарное соединение кислорода.
12. Молекулы бинарных соединений состоят из . атомов.
13. Выберите формулы оксидов:
Соотнесите формулы веществ с названиями:
а) оксид алюминия,
в) оксид железа(III),
г) оксид водорода (вода),
е) оксид железа(II),
з) сульфид натрия.
17. Наиболее распространенной реакцией кислорода с различными веществами является реакция . , сопровождающаяся выделением . и света.
18. Реакция горения относится к реакциям . .
19. . является аллотропной модификацией кислорода.
20. Аллотропия – явление существования элемента в виде . веществ.
21. . (химический элемент/простое вещество) кислород образует . (простые вещества/химические элементы) кислород и озон.
22. Физические свойства озона: . .
23. Озон – . (более/менее) активный, чем кислород.
24. Слой озона в атмосфере, защищающий Землю от ультрафиолетового излучения, называется «. экран».
Подготовка к зачету
Примечание. Вопросы, помеченные звездочкой (*), могут иметь несколько ответов.
1*. Речь идет о химическом элементе кислород:
а) кислород используется в медицине;
б) валентность кислорода всегда равна двум;
в) кислород – газ;
г) молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода;
д) кислород входит в состав воздуха;
е) относительная атомная масса кислорода равна 16;
ж) кислород входит в состав оксидов;
з) массовая доля кислорода в воде равна 11%.
2. Является оксидом:
3*. Является окислительным процессом:
б) взаимодействие СuО и Н2;
4. Коэффициентами уравнения
5. Когда кислород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд держат:
6*. Эндотермические реакции:
в) 2Н2О = 2Н2 + О2 – 571 кДж;
д) СаСО3 = СаО + СО2;
е) 2Н2 + О2 = 2Н2О + 571 кДж;
з) 2С2Н2 + 5О2 = 4СО2 + 2Н2О + Q.
7. Массовая доля кислорода в молекуле серной кислоты H2SO4 равна:
8. Формула оксида азота(II):
9. Рассчитайте количество теплоты (в кДж), поглотившееся при разложении 440 г углекислого газа:
СО2 = С + О2 – 394 кДж.
10. Известковая вода мутнеет в колбе с:
в) углекислым газом;
11. Сколько моль железа нужно для получения 3 моль оксида железа(III):
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3?
12. В воде какого моря кислород лучше растворим?
13. Распознайте колбы с кислородом, азотом, углекислым газом, воздухом, озоном.
Задания зачета 2
1. Речь идет о простом веществе кислород:
а) кислород входит в состав оксидов;
б) в молекуле оксида фосфора(V) содержится пять атомов кислорода;
в) кислород поддерживает горение;
г) в земной коре содержится 49% кислорода.
2. Выберите формулу оксида:
3. Является реакцией горения:
а) СuО + Н2 = Сu + Н2О;
б) Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2;
г) 4Р + 5О2 = 2Р2О5.
4. Кислород собирают способом вытеснения:
а) воздуха, держа сосуд вверх дном;
б) воздуха, держа сосуд горизонтально;
в) воды, держа сосуд вниз дном;
г) воздуха, держа сосуд вниз дном.
5. Коэффициентами уравнения
. Аl + . O2 = . Al2O3
в) азот и кислород;
г) смесь газов, водяного пара и пыли.
7. Массовая доля кислорода в оксиде серы(IV) SO2 равна:
8. Формула оксида азота(II):
9. При полном сгорании спирта С2Н5ОН образуются:
10. Аллотропной модификацией кислорода является:
11. Сколько граммов кислорода прореагирует с 20 г водорода:
12. Экзотермическая реакция:
а) СаСО3 = СаО + СО2;
б) СО2 + 394 кДж = С + О2;
в) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + 803 кДж;
г) 2Н2О = 2Н2 + О2.
1. Речь идет об элементе кислород:
а) плотность кислорода равна 1,43 г/л;
б) в воздухе 21% кислорода;
в) валентность кислорода равна двум;
г) водные организмы дышат растворенным в воде кислородом.
2. Является оксидом:
3. Реакция горения:
а ) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3;
б ) 2 М g + O2 = 2MgO;
г ) Fe + 2HCl = H2 + FeCl2.
4. Положение пробирки для собирания кислорода способом вытеснения воздуха правильное:
5. Коэффициентами уравнения
6. Основной компонент воздуха:
в) углекислый газ;
7. Массовая доля кислорода в оксиде азота(II) равна:
8. Формула оксида железа(III):
9. При полном сгорании сероводорода H2S образуются:
10. Эндотермическая реакция:
а) СаСО3 = СаО + СО2;
б) 2Н2 + О2 = 2Н2О;
в) 4Р + 5О2 = 2Р2О5;
г) 2Мg + O2 = 2MgO.
11. Сколько граммов кислорода прореагировало с 6,4 г меди:
12. Большее количество растворенного кислорода содержится в морях:
в) умеренных широт;
г) во всех одинаковое.
1. Речь идет о простом веществе кислород:
а) кислород входит в состав оксидов;
б) в молекуле Р2О5 пять атомов кислорода;
в) все живые организмы дышат кислородом;
г) валентность кислорода равна двум.
2. Является оксидом:
3. Не является реакцией горения:
а) СuО + Н2 = Сu + Н2О;
б) 2Мg + O2 = 2MgO;
в) 3Fe + 2O2 = Fe3O4;
г) 2Н2 + О2 = 2Н2О.
4. Кислород собирают способом вытеснения воды, т. к. он:
а) хорошо растворим;
б) взаимодействует с водой;
в) плохо растворим;
г) тяжелее воздуха.
5. Коэффициентами уравнения
6. Тлеющая лучинка в сосуде с кислородом:
в) продолжает тлеть;
г) сгорает со взрывом.
7. Массовая доля кислорода в оксиде меди(II) СuО равна:
8. Формула оксида хрома(VI):
9. При полном сгорании пирита FeS2 образуются:
10. Сколько граммов кислорода нужно для получения 16 г оксида магния МgO:
11. Рассчитайте скорость химической реакции (в г/мин), если за 5 мин масса реагента уменьшилась с 15 г до 5 г:
12. Лимонад на жаре «вскипает», потому что:
а) растворимость газов уменьшается при увеличении температуры;
б) растворимость газов увеличивается при увеличении температуры;
в) увеличивается объем жидкости;
г) вода начинает испаряться.
1. Речь идет о химическом элементе кислород:
а) кислород используется в авиации и космонавтике;
б) кислород – составная часть воздуха;
в) смесь кислорода и водорода в соотношении 1:2 – гремучий газ;
г) молекула озона состоит из трех атомов кислорода.
2. Является оксидом:
3. Не является окислительным процессом:
б) взаимодействие СuО и Н2;
4. Основное сырье для получения кислорода:
5. Коэффициентами уравнения
6. Эндотермическая реакция:
а) СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О;
б) N 2 + O 2 = 2 NO ;
в) Si + O 2 = SiO 2;
7. Массовая доля кислорода в молекуле азотной кислоты HNO3 равна:
8. Формула оксида азота(IV):
9. Рассчитайте количество теплоты (в кДж), выделившееся при сгорании 24 г углерода:
С + О2 = СО2 + 394 кДж.
10. Известковая вода мутнеет в колбе с:
в) углекислым газом;
11. Сколько моль алюминия нужно для получения 3 моль оксида алюминия:
4Al + 3O2 = 2Al2O3?
12. В воде какого моря кислород лучше растворим?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ
НА ЗАДАНИЯ ЗАЧЕТА
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-364789
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник