Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат
Просмотр содержимого документа
«Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат»
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат
Цель урока: познакомить учащихся с кодированием информации, способами кодирования и методом координат
Проверка домашнего задания.
Основная часть урока.
Новый материал излагается в сопровождении презентации
Информация, которую мы получаем из окружающего мира, поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.
Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал от кого-то, но и расшифровать его.
Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пришло время просыпаться;
телефонный звонок — кому-то нужно с нами поговорить;
школьный звонок сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.
Обратное преобразование называется декодированием.
Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Существует три основных способа кодирования информации:
Числовой способ — с помощью чисел.
Символьный способ — информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст.
Графический способ — информация кодируется с помощью рисунков или значков.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так,
числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами и др.
для общения и письма мы используем код — русский язык, в Китае — китайский и т.д.
с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика.
часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге.
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся:
семафорная азбука и др.
Методами шифрования занимается специальная наука — криптография.
Метод координат — это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.
Метод координат — способ определять положение точки или тела с помощью чисел.
Чтобы «связать» числа и точки, используют системы координат.
Мы рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат в честь французского математика Рене Декарта.
Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные числовые оси, точку их пересечения обозначим через O.
Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей OX и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 («ноль»).
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси OX, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.
На рисунке точка A имеет координаты (3;5).
Чтобы не путать порядок следования координат, вспомним, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями.
Далее мы будем работать только в первой координатной четверти.
По данным координатам точек можно нарисовать знакомую картинку. На координатной плоскости отмечаем точки, заданные координатами, в порядке их следования. А затем соединяем каждую точку с предыдущей отрезком.
M(12;1), N(7;1), O(2;11), P(1;18), Q(2;23), R(5;24), S(7;22), T(5;11), U(8;7), V(12;7), W(16;11), X(16;14), Y(11;14).
Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности A—B—C—D—E—F—G—H—I—J—K—L—M—N—O—P—Q—R—S—T—U—V—W—X—Y—A, то получим рисунок.
Мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего из 15 соединённых отрезками точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.
7. Домашнее задание: § 7, отвечать на вопросы.
Источник
Урок по информатике для 5 класса «Формы представления информации. Метод координат»
Открытый урок по информатике и ИКТ в 5 классе
« Формы представления информации. Метод координат».
МБОУ «СОШ № 50» г.Курска
Учитель Жукова Л.И.
Цели урока: Совершенствовать знания учащихся о формах представления информации.
систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
показать обучаю щимся многообразие окружающих человека кодов;
объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
стимулировать интерес обучающихся к изучаемым на уроках темам и предмету «Информатика» в целом;
познакомить учащихся с методом координат;
закрепить методику работы с координатной сеткой решением задач.
развивать умения применять полученные знания при решении задач;
развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;
развитие познавательного интереса к предмету через использование дополнительных сведений об Рене Декарте и его системе координат;
развивать логическое и алгоритмическое мышление учащихся;
развивать творческие способности при работе с интерактивной доской;
развивать память, усидчивость, внимание;
развивать творческую активность учащихся, самостоятельность, аккуратность.
воспитание мотивации к учению и положительного отношения к знаниям;
развитие навыков сознательного и рационального использования современных средств обучения.
Межпредметные связи: математика, русский язык, история.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой с лицензированным программным обеспечением, установлена ОС Windows 7 и пакет Microsoft Office 2010, интерактивная доска Hitachi StarBoard , мультимедийная презентация, музыкальное оформление, интерактивный тренажер «Морской бой», цветные карандаши, смайлики 3-х видов эмоций.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Приемы устного опроса, оценивания, повторения пройденного, повышения интереса к учебному материалу.
код, кодирование, декодирование;
формы представления информации;
способы кодирования информации (графический, числовой, символьный);
Рене Декарт, прямоугольная декартовая система координат;
начало координат, ось OX , ось OY , координаты точки;
Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала , используя возможности интерактивной доски.
Объяснение нового материала, используя возможности интерактивной доски.
Работа с интерактивным тренажером «Морской бой».
Выполнение индивидуальных заданий в печатной тетради.
Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала , используя возможности интерактивной доски.
На магнитной доске вывешиваются, напечатанные на отдельных листах, термины, использующиеся в течение урока .
Что вы понимаете под кодированием информации?
[Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]
С какой целью люди кодируют информацию?
[Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]
Что можно назвать кодом?
[Код – это система условных знаков для представления информации.]
Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.
Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.
за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.
Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел);
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
◙ проверка выполнения заданий РТ: №15, 16 с.18,19
Объяснение нового материала, используя возможности интерактивной доски.
Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.
Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.
Для декодирования нужен код.
Шахматная доска. Вдоль ее нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого края – ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.
Прямоугольная система координат, Рене Декарт, ось (ОХ), ось (ОУ), начало координат, единичный отрезок, координаты точки.
Метод координат рассматривается как один из примеров представления (кодирования) информации с помощью чисел.
Релаксирующая пауза (звучит музыка)
1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение одной-двух минут просто подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Посчитайте до трех (пяти), когда делаете вдох, и до пяти (семи), когда выдыхаете. Затрата большего времени на выдох создает мягкий успокаивающий эффект. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким, неторопливым дыханием, все неприятности, раздражение, беспокойство постепенно улетучиваются.
Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки.
Положив на затылок ладони, сначала наклоните голову вперед, помогая этому движению, затем — назад, оказывая ладонями сопротивление. Соедините пальцы в замок и вытяните руки максимально вперед, вывернув кисти.
2. Теперь займемся глазами. Во-первых, не забывайте почаще давать глазам возможность отдохнуть. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на зелень деревьев, на небо, «выйдите» на мгновение под холодный дождик или в снежную вьюгу.
Чаще, как можно чаще моргайте глазами, эта элементарная мера позволит глазам отдохнуть без «отрыва от производства». Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте. Повторите несколько раз.
Потом снова закройте глаза и выполняйте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.
Следующее упражнение улучшит кровоснабжение в глазах и расслабит уставшие глазные мышцы. Сидите спокойно, откинувшись на спинку стула (желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света). Закройте глаза и расслабьте веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми пальцами. Почувствуйте, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Лицо и тело тоже расслаблены, это даст дополнительный отдых. Посидите так одну-две минуты, потом мягко надавите на закрытые глаза подушечками пальцев в течение десяти секунд два-три раза.
3. А что делать, если устают руки? Гимнастика для рук жизненно необходима всем, кто много пишет, печатает, и т. п., чьи кисти и пальцы находятся в постоянном напряжении. Известно, что пальцы рук теснейшим образом связаны с головным мозгом. Уделив несколько минут в день специальным упражнениям для пальцев, вы сможете существенно повысить свою работоспособность. Начните с расслабляющего упражнения. Опустите руки вниз и несколько раз встряхните кистями так, будто вы пытаетесь сбросить с кончиков пальцев капли воды. Затем хорошенько разотрите каждый палец, особое внимание, уделяя суставам. Если у вас совсем уж мало времени, можно ограничиться общим растиранием кистей.
Работа с интерактивным тренажером (учебная логическая игра «Морской бой»).
Выполнение индивидуальных заданий в печатной тетради.
На интерактивной доске включается таймер.
Задание РТ: №34 с.32-37.
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
Вариант 1
1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.
13 – 14 – 15 – 16 – 13.
1(1,2), 2(1,3), 3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7), 10(17,7), 11(17,6), 12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15(13,4), 16(14,3), 17(14,2), 18(13,1), 19(2,1).
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 1.
1(3,6), 2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14), 10(10,14), 11(16,6).
5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11.
1(2,6), 2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2), 10(5,2), 11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.
1(40,10), 2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80), 8(90,60), 9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60), 14(130,40), 15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140,10).
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 1.
1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30), 17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – 1.
Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.
§1.8, учебник с.34 №5,
РТ № 34 доделать.
Осмысление и анализ изученного материала и практического задания. Выставление оценок.
Учащиеся рисуют на интерактивной доске своё отношение к уроку, своё настроение в виде смайликов и других фигурок
Дополнительное задание:
Выполнение заданий в печатной тетради: №4, №6, стр. 30 учебника.
№ 4. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 — 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 380 с.
Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 4-е, испр. / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 320 с.: ил.
Источник