Кочевое хозяйство
«Передвигайтесь, не будьте оседлыми,кочуйте по весенним, летним и зимним пастбищам и землям у моря, не зная недостатка. Пусть у вас не убавятся молоко, сметана, кымран».
Огуз-хан
Обычно считают, что все, кто ведет подвижный образ жизни — кочевники. Такая точка зрения относит к кочевникам австралийских аборигенов, охотников и собирателей, американских конных охотников на бизонов. Это не совсем верно. К номадам можно отнести лишь скотоводов, основа хозяйства которых — производство, а не присваивание.
Кочевое скотоводство — это особый вид производящей экономики, при котором преобладающим занятием является подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочевки. На территории Казахстана жители с древних времен занимались кочевым скотоводством. Постоянство маршрутов перекочевок описано древнегреческими учеными. Географ Страбон писал: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами; зимою в болотах около Меотиды, а летом на равнинах».
Через 2000 лет Плано Карпини утверждает, что «все они зимою спускаются к морю, а летом по берегам этих самых рек поднимаются на горы». Таким образом, более 2000 лет эти маршруты остаются постоянными.
Во 2 тысячелетии до н.э. в евразийских степях бытуют так называемые «культуры степной бронзы». Скотоводы вели подвижный образ жизни, следовали на телегах, запряженных лошадьми за своими стадами.
Кочевое скотоводство характерно и для более суровых мест. Крупнотабунное оленеводство на севере России существовало совместно с присваивающим хозяйством (охота, рыболовство). Олени использовались как транспортное средство. Саамы разводили оленей еще в VII веке. Ненцы, коми, ханты, манси, энцы, кеты, юкагиры, коряки, чукчи, нганасаны занимались оленеводством вместе с охотой и рыболовством.
Зарождение кочевого скотоводства в Степи невозможно объяснить одной причиной. Здесь много причин и факторов. Пастушеское скотоводство, при наличии определенных условий, могло быть исходной формой для полукочевого и кочевого хозяйства. Толчком, побудившим скотоводов окончательно забросить земледелие и перейти к кочевничеству, стало наступление сухого климата во 2 тысячелетии до нашей эры.
Уже в древний период кочевой хозяйственно-культурный тип деятельности получил широкое распространение на всем ареале степной, полупустынной и пустынной зон Евразии. Кочевничество стало формой адаптации человека к сложным географическим условиям. Образ жизни во многом зависит от среды обитания и географических условий.
Большая часть территории Казахстана представляет собой степную и полупустынную зоны со слабо обводненной поверхностью. Короткое жаркое лето с суховеями и длительная, суровая зима с буранами затрудняют ведение земледелия. Поэтому господствующим способом ведения хозяйства здесь становится кочевое скотоводство.
Кочевое скотоводство в наиболее чистом виде в Казахстане существовало на западе. Для юга характерно полукочевое скотоводство. Здесь в качестве второстепенного и вспомогательного занятия выступало земледелие.
Полукочевое скотоводство представляется многими вариантами. Полуоседлое скотоводство отличается от полукочевого тем, что земледелие в балансе хозяйства становится преобладающим. В евразийских степях скифы, гунны, золото-ордынские татары имели полукочевые группы. Полуоседлое скотоводство подразумевает наличие сезонных перекочевок отдельных скотоводческих групп и семей в данном обществе.
Пастушеское или отгонно-пастбищное скотоводство характеризуется тем, что большая часть населения живет оседло и занимается земледелием, а скот целый год находится на вольном выпасе.
Оседлое скотоводство имело варианты: придомностойловое, когда часть скота находится на пастбищах, часть -в стойлах, придомно-оседлое с вольным выпасом, иногда с минимальной заготовкой кормов.
В чем особенности кочевого скотоводства? Скотоводство было преобладающим видом хозяйственной деятельности.
Хозяйство носило экстенсивный характер, связанный с круглогодичным внестойловым содержанием скота на подножном корму. При этом в перекочевках участвовало все население, или, по крайней мере, его большая часть. Кочевники заботились о сохранности пастбищ. И не только казахи. Оленеводы Севера России стремятся уменьшать нагрузку на пастбищные ресурсы.
Бедуины воздерживались от использования летних пастбищ, у сомали вожди обладали властью объявлять определенные пастбища закрытыми с целью их восстановления. Увеличение поголовья скота ради получения прибыли в долгосрочной перспективе было невыгодно — результатом стал бы перевыпас и истощение пастбищ. А это равносильно тому, что называется «рубить сук, на котором сидишь».
Источник
Переход от придомного и отгонного скотоводства к кочевому скотоводству
Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Особенности природы Казахстана таковы, что большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна.Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Бетпакдала, мелкосопочник Центрального Казахстана, горы Мангистау, горные районы Алтая и Алатау больше удобны для скотоводства, чем для земледелия. Здесь очень бедные почвы, мало выпадает осадков, постоянно дуют ветры, зима была суровой, а лето – очень коротким.
В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования – кочевому скотоводству. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы.
Юрта – основной вид жилища у кочевников
Жили кочевники в шатрах – палатках, балаганах и юртах. Юрта становится основным жилищем кочевников.
Юрта – кииз уй относится к типу разборных решетчато-войлочных построек, которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ. По сравнению с другими типами такого рода жилищ она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов.
Кииз уй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками (названия войлочных покрытий юрты), поверх их – двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.
По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. Издревле была в почете белая юрта – ак уй, считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела 6-8, нередко и 12 кереге в кругу, 140-150 уыков, вдвое больше, чем в обычной, т. е. темной юрте – кара уй. Ак уй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в ее цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой – баскур. Неизменными принадлежностями юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения – тангыш, шанырак-бау, аркан, уыкбау, желбау, аякбау и др. Двери юрты – сыкырлаук – украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью, прикрывались войлочной завесой. Юрты малого размера (отау уй) ставились для новобрачных.
Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М. С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отделанная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т. д. сохранили талант древних мастеров и основы национального узоротворчества. Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, корпеше – ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастык – подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости – еще и кусжастык, копшик – подушки мягкие, набитые перьями. На стены вешали разноцветные ковры.
Во время коротких остановок на путях кочевий степняки обычно ставили юрты малых размеров – туырлык уй, с небольшим шаныраком. Снаружи такая юрта покрывалась лишь туырлыками, доходящими от шанырака до земли, а шанырак – тундуком.
Походная юрта – жолама уй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с короткими уыками и миниатюрным шаныраком кибитку.
Кос – жилище пастухов, в отличие от обычной общепринятой юрты имело конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены – кереге и свода.
У бедноты были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-четырехстворчатые юрты. Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался шайла – шалашом. А совсем обездоленные ставили курке – балаганы из трех связанных вверху жердей – бакан, прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.
Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой, если приходилось зимовать, особенно при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми.
Тебеневка
Начиная с эпохи поздней бронзы скотоводы постепенно переходили к кочевому образу жизни. Однако в районах Жетысу и Южного Казахстана, где климат был благоприятен для занятия земледелием, наряду с полукочевым скотоводством получило развитие и земледелие, в т. ч. поливное.
Лошадей люди стали использовать как тягловую силу и средство передвижения. Лошади маловосприимчивы к холоду, могут тебеневатъся, добывая из-под снега корм, не нуждаются в специальных загонах.
Овцы тоже имеют рефлексы тебеневки и стадности. Они неприхотливы, могут пить солоноватую воду и даже способны терпеть отсутствие воды, обходясь снегом. Овцы выносливы в жару и холод.
Верблюды использовались как транспортно-тягловая сила. Они имеют высокую скорость передвижения и могут поднимать до 350 килограммов груза. Интересно, что верблюды способны обходиться без пищи и воды до 10 дней.
Кроме лошадей, овец и верблюдов, скотоводы разводили крупный рогатый скот. Коровы не могут тебеневать, поэтому для их содержания нужно было заготавливать корма. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая.
На соотношение видов скота влияло много факторов: наличие богатой растительности, озер и рек, продолжительность зимы и лета, выпадание снега. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец.
Ученые выделяют разные стадии развития кочевничества. Возможно, вначале древние жители пасли скот вблизи поселений. С течением вре мени в поисках лучших пастбищ они стали перегонять скот от одного пастбищного участка к друго му. Так возникло пастушеское скотоводство. В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли специально назначенные пастухи.
Кочевники постоянно совершенствовали конское снаряжение. Они изобрели стремена, удила, седло. Громоздкие предметы из керамики, стекла, металла заменялись предметами, изготовленными из более мяг ких и легких материалов — кожи, кошмы, дерева.
Со временем кочевники отказались от кибиточного способа кочевания, так как реки, озера, холмы препятствовали движению. Они стали завьючивать животных. На верблюдов и лошадей грузили юрту, одежду, утварь, предметы быта.
На видовую структуру стада влияло наличие растительности. Так, в пустынных зонах нашей страны произрастает 288 видов трав. Из них лошади и коровы поедают 109 видов, верблюды – 148, а овцы – 167. Из 180 видов солянок овцы поедают 132 вида, коровы же – лишь 24.
Виды сезонных пастбищ – коктеу, жайляу, кыстау, кузеу
Кочевать – это не значит скитаться, пассивно следуя за табунами и стадами с одного пастбища на другое. Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с известной летовки – жайляу, на знакомую зимовку – кыстау. Они тщательно выбирали время года и место, которое могло бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой.
Весенние пастбища – коктеу – обычно располагались на сопках и возвышенностях. Весна – праздник для всех. Весь световой день кочевники проводили вне дома, под открытым небом. Отощавший скот набирал вес, приносили приплод овцы, кобылицы и верблюдицы, Работа увеличивалась весенней стрижкой овец и верблюдов. Овца за двухразовую стрижку давала 2-2,5 килограмма шерсти, верблюд — 4-8 килограммов.
Но самым привольным временем являлось лето, когда скот перегонялся на жайляу ― место летней пастьбы скота. Обычно места для него выбирались на окраинах и рубежах степи. В это время многие старались справлять свадьбы, проводились игры, скачки, состязания борцов, люди слушали сказителей. В аулах шла заготовка на зиму сыра, масла, иримшика, жира, курта. В этот период в каждом доме делали айран, катык, кумыс.
Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища ― кузеу. Осенью проходили народные собрания, где решались важные для всего рода, племени вопросы.
Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство.
Для кочевников характерны все известные в истории виды кочевания ― так называемые «меридианальное», «вертикальное», «призимовочное», определяемые, прежде всего количеством скота в хозяйствах, природно-климатическими условиями, в которых находились те или иные группы кочевников-скотоводов.
Для всех видов кочевания казахов характерен был свой видовой состав скота. При «меридианальной» системе кочевания в стаде было много овец, лошадей, верблюдов, особенно двугорбых, способных тебеневаться, т. е. самостоятельно доставать корм и переносить трудности длительного перехода. При «вертикальной» системе — к овцам, лошадям добавлялись и коровы, а при «призимовочной» — и те и другие животные, но только в ограниченном количестве.
Последовательное передвижение по сезонным пастбищам являлось единым производственным процессом, при котором кочевка выступала как стадия его замкнутого годового цикла. Несмотря на трудности перехода, летние перекочевки — лучшее, что степняк мог испытывать в жизни, когда скот на летнем подножном корму быстро набирает вес, можно наслаждаться свежим мясом, молоком и кумысом, провести беспечно несколько месяцев на чистом воздухе под открытым небом. Это и пора свадеб, состязаний в песнях, ловкости, силе. И потому щедрое лето с его красочными переездами воспето в песнях, эпической поэме «Кыз-Жибек» всеми красками стихосложения. По всей вероятности, именно с тех далеких времен у казахов осталась традиция любовно украшать ковровыми изделиями навьюченного верблюда, для которого специально изготовляли попоны с вышивкой и всевозможными подвесками. Караван навьюченных верблюдов обычно водила девушка в богатом наряде на коне-иноходце или на головном верблюде — наре.
Праздник Наурыз
Весна – время праздников. Древнейшим праздником, дошедшим до нас, является Наурыз. Некоторые ученые считают, что его отмечали еще более 3 000 лет назад.
Считалось, что в день весеннего равноденствия все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях деревьев, буйное прорастание зелени. Отношение народа к Наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в день весеннего равноденствия, нарекали Наурыз-баем, Наурызбеком, девочек — просто Наурыз, Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахском эпосе сравнивают с белым снегом наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной на фоне обновляющегося мира. В этот день в каждой семье накрывали дастархан — скатерть с различными яствами.
Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе «наурыз коже», из смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса — культивируемых в данном районе злаковых,— с мясом, солью и жиром, в другом варианте — просто из семи компонентов: мяса, соли, жира, лука, пшеницы, курта, иримшика (курт, иримшик ― молочные продукты), то есть из тех, что имеются в наличии. Девушки готовили ритуальные блюда «уйкы ашар» из свежего мяса и молозива. Этому яству по древним поверьям приписывалась способность пробудить у юношей физическую силу и чувства любви. Им угощали парней, как правило, женихов, чтобы они не проспали весеннего обновления природы. В ответ на угощение джигиты преподносили подарки «селт еткизер»: зеркальце, гребенку, мыло, духи, завернутые в платок.
До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои жилища, хозяйственные постройки, посевной инвентарь, тщательно протирали домашнюю утварь, расплачивались с долгами. Находившиеся в ссоре мирились, потому что, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни, жизненные невзгоды и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, шубатом, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Каждый старался одеться опрятно, чисто, по возможности надевал что-нибудь новое.
В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали арыки, колодцы ― тескен, истоки родников. Старики высаживали деревья со словами «Пусть от человека остается потомкам дерево, нежели скот», «Срубишь одно дерево — посади десять!», женщины кропили молоком посаженные деревья, очищенные родники, что символизировало пожелание благополучия земле-матушке.
Знания кочевников
Скотоводы должны были знать местность, в которой они жили, и окружающую их природу. Надо было знать, в какое время года начинаются паводковые разливы, чтобы вовремя перегнать скот на новые места и не остаться на малопригодном для жизни и выпаса скота месте из-за разлившихся вод реки. Важно было, чтобы каждый знал место расположения пастбищ и колодцев, кратчайшие и разнообразные маршруты кочевания.
Народные знания казахов, накопившиеся веками, являются результатом положительного, рационального опыта об окружающей природе и самом человеке, проявляющегося в материальной и духовной жизни людей.
Казахи с древнейших времен широко пользовались древним народным календарем, основанном на 12-летнем животном цикле (мушель), возникшем в самом начале нашей эры или немного ранее в Центральной Азии среди древних кочевых племен, входивших в состав гуннского политического союза, который распространился среди многих народов Средней Азии. Эту систему использовали только для исчисления лет. Отличительная черта ее заключается в том, что годы названы именами животных и через 12 лет повторяются в той же последовательности.
Источник