КОЧЕВНИЧЕСТВО (НОМАДИЗМ)
Кочевничество (номадизм) — особый вид хозяйственной деятельности и связанный с ним тип общества, когда большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством.
В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей) или мигрирующие группы населения, например цыгане. Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками: 1) экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности; 2) периодические перекочевки большей части населения и скота; 3) особая материальная культура, тип общества и мировоззрение обитателей степи.
Кочевники жили в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является оптимальным видом хозяйственной деятельности. Главной их пищей были различные виды молочных продуктов, реже — мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии скота (эпизоотии) могли за одну ночь лишить кочевника всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи — каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота. Поскольку животным постоянно требуются новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников являлись различные варианты разборных, легко переносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (т. е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла.
Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков. Это в свою очередь нашло отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), в культовом отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых чистых кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголы и некоторые другие народов евразийских степей).
Вопрос о происхождении К. до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Еще в Новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой точке зрения, К. сформировалось как альтернатива земледелию в засушливых зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Споры вызывает и вопрос о времени сложения К. Некоторые фиксируют следы номадизма в Леванте в IX—VIII тысячелетиях до н. э. Часть исследователей считает, что К. сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций в IV—III тысячелетиях до н. э. Другие полагают, что переход к классическому К. произошел не ранее рубежа II—I тысячелетий до н. э. в евразийских степях.
Существует большое количество различных классификаций К. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и основы экономической деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство, отгонное (когда часть населения живет, кочуя со скотом), яйлажное (от тюркс. «яйлаг» — летнее пастбище в горах). В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы — равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено К.: 1) евразийские степи, где разводят «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, буряты, казахи, кыргызы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные державы (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.); 2) Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.); 3) Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.); 4) Вост. Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.); 5) высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Южн. Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных, как як, лама, альпака и др.; 6) северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).
Расцвет К. связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (середина I тысячелетия до н. э. — середина II тысячелетия н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступавшей оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). Завоевывая земледельцев, они могли переселяться на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, болгары и другие).
Известны несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом Древним. После монгольских завоеваний сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов («монгольская глобализация»). Именно в результате этих процессов в Зап. Европу попали порох, компас и книгопечатание.
С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате начало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, возникли болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были предприняты попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию (переход к оседлости) кочевников, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В настоящее время примерно 35—40 млн человек продолжает заниматься кочевым скотоводством (Сев., Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах, как Нигер, Сомали, Мавритания и др., кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.
В обыденном сознании превалирует точка зрения, будто кочевники являлись только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром — от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению малопригодных для жизни территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и другие инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации.
Лит.: Андрианов Б. В. Неоседлое население мира. М., 1985; Барфилд Т. Опасная граница: кочевые империи и Китай. СПб., 2008; Крадин Н. Н. Кочевники Евразии. Алматы, 2007; Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов. М.–Алматы, 1995; Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. 4-е изд. СПб., 2008; Humphrey C., Sneath D. The End of Nomadism? Durham, 1999; Salzman P. Pastoralists: Equality, Hierarchy, and the State. Boulder, 2004.
Источник
КОЧЕ́ВНИЧЕСТВО
В книжной версии
Том 15. Москва, 2010, стр. 530
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЧЕ́ВНИЧЕСТВО, номадизм (от греч. νομάς , род. п. νομάδος – пастух, скотовод, кочевник), образ жизни, основанный на периодич. перекочёвках. Как правило, термин «К.» применяется к обществам, занимающимся экстенсивным скотоводством ; иногда он относится ко всем, кто ведёт подвижный образ жизни, включая бродячих охотников-собирателей, подсечных земледельцев, «морских кочевников» оранг-лаутов Юго-Вост. Азии, мигрирующие этнич. группы (напр., цыган ) и др. Выделяют типы К. в зависимости от степени оседлости: кочевое (население постоянно перемещается со стадами, не имея оседлых поселений), полукочевое (часть времени, обычно зиму, проводят оседло), полуоседлое (со стадами кочует только часть населения). Учитывается также направление кочевания: вертикальное (горы – равнины) и горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д. Направления могут варьировать в зависимости от экологич., политич. и др. факторов. Почти всегда кочевники, помимо скотоводства, занимаются земледелием; при этом скотоводство в кочевых обществах сохраняет престижный характер, а группы, специализирующиеся на земледелии и переходящие на полуоседлый или оседлый образ жизни, состоят из обедневших скотоводов.
Источник
Кочевничество
Кочевничество, возникнув на рубеже II-I тысячелетий до н.э. в аридной зоне Евразии и Северной Африки, сохранилось на протяжении длительного времени и даже распространилось на север Евразии, где в форме оленеводства известно у многих народов тайги и тундры. Поныне кочевничество сохраняется более чем в 30 странах Азии и Африки (Судан, Египет, Саудовская Аравия, Йемен, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Турция, Афганистан, Пакистан и др.), охватывая около 40 млн человек.
Кочевничество характеризуется особой материальной культурой (легкие разборные жилища — кибитки и шатры, ковры, преимущественно металлическая посуда и т. п.) и особой социальной организацией (обычно — полувоенного типа).
Длительное сохранение кочевничества было обусловлено природными и социально-экономическими факторами в степных, аридных и северных зонах Старого Света, где земледелие при низком уровне производительных сил не могло получить достаточного развития и стать основой хозяйства. Начавшийся еще в древности процесс оседания кочевников в новейшее время значительно усилился в результате упадка экстенсивного скотоводства во многих районах мира, его отмирания. На смену кочевничеству приходит интенсивное оседлое скотоводство.
Кочевничество включает как собственно кочевые, так и полукочевые и полуоседлые (переходные к оседлости) формы. К кочевым относятся различные варианты кочевничества: от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочеваний по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без постоянных жилищ на них, причем расстояния перегона скота могут составлять на протяжении года от нескольких километров до нескольких сотен километров. Непрерывное кочевание скорее исключение, чем правило в образе жизни кочевников, и вызывалось особыми историческими условиями (войны и др.). К полукочевым могут быть отнесены те хозяйства скотоводов, которые, совершая сезонные перекочевки всей семьей по замкнутым маршрутам, имеют постоянные жилища на местах зимовок. К полуоседлым относятся скотоводческие хозяйства, которые, совершая лишь две перекочевки (с зимников на летники, и обратно), имеют зимние и летние поселения с постоянными жилищами.
У кочевников Старого Света имелось четыре хозяйственно-культурных типа (ХКТ): 1) кочевое скотоводство степей и полупустынь (из древних: скифы, гунны и др., из современных: бедуины, монголы и др.); 2) кочевники-скотоводы высокогорных плато (главным образом тибетцы); 3) охотники-оленводы тайги (главным образом эвенки); 4) оленеводы тундры (ненцы, чукчи и др.). Причем для ХКТ кочевников-скотоводов степей и полупустынь характерен ряд локальных вариантов — центральноазиатский, среднеазиатский, переднеазиатский, аравийско-африканский, южноафриканский и др.
Кочевники сыграли важную роль во всемирно-историческом процессе, значительно повлияли на многие оседло-земледельческие народы Евразии в ходе войн (гуннское и монгольское нашествия и др.) и культурно-хозяйственного взаимодействия с ними, оказали значительное влияние на формирование этносов Передней, Центральной и Средней Азии, Восточной Европы, Северной Африки (Великое переселение народов и другие этнические миграции, вызванные главным образом движениями номадов).
Кочевничество развивалось на базе комплексного оседло-земледельческого хозяйства в конце эпохи бронзы первоначально преимущественно в горно-степных районах с отгонным животноводтвом. По другой гипотезе кочевничество возникло у подвижных (бродячих) охотничьих народов, населявших в эпоху бронзы районы Евразии, сопредельные с лесостепными и аридными территориями, заселенные оседлыми земледельцами-скотоводами. У последних они заимствовали доместицированных животных — прежде всего транспортных (предки бедуинов заимствовали вначале ослов, затем верблюдов; предки степных кочевников Евразии — сначала лошадь, затем мелкий и крупный рогатый скот; народы Северной Евразии — оленей) — и постепенно перешли к кочевому скотоводству, в том числе оленеводству, сохранив многие элементы приспособленной к подвижному быту материальной и духовной культуры. При этом кочевники, воздействуя различными путями на соседние оседло-земледельческие народы (войны и подчинения, глубокие и длительные связи) вовлекали в кочевничество и последних. Процессы заимствования племенами подвижных охотников доместицированных животных у оседлых соседей зафиксированы в памятниках Древнего Востока (архив государства Мари), в свидетельствах об освоении охотничьими племенами прерий Северной Америки лошади, заимствованной у европейских переселенцев, о переходе ряда охотничьих племен Сибири к оленводству и др. Вместе с тем, вероятно, существовали и другие пути возникновения кочевого скотоводства.
Древние племена степных кочевников (скифское и гуннское время), у которых шло формирование кочевничества, нередко называют ранними кочевниками, а раннесредневековые скотоводческие народы, завершившие формирование кочевых форм материальной культуры (в частности, создавшие наиболее приспособленные к кочевому быту жилище — войлочную решетчатую юрту, освоившие жесткое седло со стременами и др.), называют поздними кочевниками.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .
Источник