Книжных редкостей уверенно считаем способ воскрешения впр
Мы уверенно считаем книгу наиболее сложным и великим чудом, содеянным человеком. Я, как и мои друзья-книголюбы, убежден, что книга будет жить вечно. Внешний вид книги, конечно, будет меняться. Книги на пальмовых листах с невыцветающими вечными миниатюрами — коллекцией таких книг я долго любовался в Улан-Баторе — имеют мало общего с современными изданиями в глянцевых суперах.
Нет радости более возвышенной, чем ежедневно через книгу входить, как говорил Л. Н. Толстой, в общение с мудрейшими людьми мира. Открывать новое в старом, читать и перечитывать.
Я читаю, следовательно, я мыслю, я существую…
Об уникальной библиотеке Николая Павловича Смирнова-Сокольского — выдающегося библиофила и видного артиста — многократно писалось в нашей периодике. Подвиг замечательного собирателя книг увековечен в кинолетописи, воспет поэтами в стихах, запечатлен художниками на полотнах, нашел свое воплощение в пластике. Но оценить в полной мере содеянное Смирновым-Сокольским мы можем только теперь, когда вышло в свет двухтомное описание его библиотеки, выпущенное издательством «Книга».
Библиотека Смирнова-Сокольского — плод собирательства и настойчивых, увлеченных библиографических разысканий, производившихся в течение почти четырех десятилетий. Недаром поэт написал о нем: «Он книжник был без лишних слов, азартный и суровый, за книгой он спешить готов, как бы на голос зова… Летит в жары и в холода, через туман и вьюгу, где книга светит, как звезда, как на свиданье к другу». Приобретая книгу, Николай Павлович заводил на нее карточку, куда вписывал все, что ему было известно об издании. Его записи не походили на обычные сухие библиографические справки. По сути дела, Смирнов-Сокольский создавал небольшие биографии приобретенных книг. Таким образом, год за годом возникали сотни, а затем и тысячи иногда довольно обширных, но чаще весьма лаконичных новелл о книгах. Новелл, в которых библиография, не утратив точности и научности, была возведена в поэзию. Известно, что Николай Павлович при жизни издал несколько сборников, в том числе знаменитые «Рассказы о книгах», полюбившиеся широкому кругу читателей. Но самого грандиозного своего замысла — полного описания библиотеки — Николай Павлович завершить не успел. После смерти великого книжника его работу продолжили друзья-библиографы, энтузиасты из числа тех, кого Смирнов-Сокольский называл «рыцарями книги».
И вот перед нами два прекрасно изданных тома. Нет нужды говорить о том, что теперь мы постоянно обращаемся к двухтомнику, что он стал настольным справочником.
«Моя библиотека» Смирнова-Сокольского — обширный свод сведений об отечественной книге, по сути дела, единственная в своем роде энциклопедия русской книги и периодики, рассчитанная на широкого читателя. В издании мы также находим опись русских выпусков зарубежных авторов и ученых, по преимуществу прошлого столетия. «Моя библиотека» — зеркало того, что делал замечательный московский библиофил всю свою сознательную жизнь, посвященную бескорыстному служению книге.
Основная тема собирательства Смирнова-Сокольского связана с историей русской журналистики. Николай Павлович собрал почти все, за редчайшим исключением, русские литературные альманахи и сборники, начавшие появляться на Руси с XVIII столетия. По ним можно проследить различные литературные школы и направления. Другой крупный раздел библиотеки — русские журналы, преимущественно литературные. Страстно и самозабвенно собирал Смирнов-Сокольский отдельные книги и собрания сочинений прозаиков и поэтов, отдавая предпочтение первым прижизненным и ранним изданиям. В библиотеку также вошли книги с автографами, альбомы, гравюры, рисунки, карикатуры. Известно, что Николай Павлович питал особую привязанность к издательской деятельности таких выдающихся просветителей, как Н. И. Новиков, П. П. Бекетов и А. Ф. Смирдин… Их издания собраны почти с исчерпывающей полнотой. Один из самых крупных разделов библиотеки был посвящен книгам XVIII столетия. В описи отмечается разнообразие имен, тем, жанров, типов изданий, богатство художественного и книгопечатного оформления. Этот отдел дает разностороннее представление о русской гражданской печати того времени. Просматривая великолепно сохранившиеся издания, невольно вспоминаешь о том, что Смирнов-Сокольский, как истинный книголюб, интересовался не только содержанием книги, но и самой книгой: как она напечатана, как переплетена, как иллюстрирована. Недаром он говорил: «Книга — это оркестр, все инструменты в котором должны звучать гармонично…»
Обширнейший раздел библиотеки посвящен пушкиниане. Прижизненные и посмертные издания великого поэта. Книги в таком виде, в каком знал их Пушкин и его современники, «Евгений Онегин», издававшийся по главам. Знаменитые обложки и виньетки пушкинской поры. Одно дело видеть их воспроизведенными в изданиях наших дней, совсем иное ощущение — трогать листы и типографские строки давних лет. Были у Смирнова-Сокольского и подлинные автографы Пушкина. Своеобразную часть пушкинианы занимают прижизненные издания произведений поэта в переводах на другие языки. Вот «Полтава» на украинском, «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» на немецком, «Бахчисарайский фонтан» на французском, появившиеся еще при жизни Пушкина.
Страстно увлекался Смирнов-Сокольский историей русской общественной мысли. Предмет его особой гордости и радости — первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, которое, как известно, было в свое время почти полностью уничтожено. В собрании мы видим сочинения и письма, вырезки из журналов, оттиски статей Н. Г. Чернышевского, П. Я. Чаадаева, А. Н. Пыпина, знаменитые сатирические листки и журналы шестидесятых годов прошлого века, носившие всякие уморительные названия, — «Бессонница», «Говорун», «Дядя шут гороховый», «Моим трутням совет», «Не журнал и не газета», «Муха», «Попугай».
Смирнов-Сокольский много размышлял о книге, о значении печатного слова в жизни народа и отдельного человека. Собиратель и библиофил говорил в свое время: «Я просто не верю, когда люди начинают бравировать своим равнодушием к старым книгам. Я точно знаю, что это неправда. Величие русской литературы, ее героическое прошлое, на основе которого растет и развивается наша новая, советская литература, — все это, выраженное в вечно живых свидетелях — книгах, не может не затронуть самых нежнейших струн человеческого сердца. Но кроме сердца у человека есть еще и разум, и знания, на развитие которых книга — новая она или старая — все равно оказывает решающее влияние. Книга — верный друг и помощник». Николай Павлович любил повторять, что книга щедро расплачивается за любовь к ней, что она учит даже тогда, когда вы этого и не ждете и, может быть, не хотите. Отсюда родилась основная философская идея Смирнова-Сокольского о власти книги, значение которой трудно переоценить. В этом высоком понимании общественной роли книги Смирнов-Сокольский выступал как верный последователь Белинского, считавшего, что книга — жизнь времени, что в ней нуждаются все — и старые и молодые.
Хочется отметить предисловие — прочувствованную статью С. П. Близниковской, верного друга Николая Павловича, нарисовавшей образ неутомимого труженика, доброго, остроумного, никогда не унывающего человека.
С. Близниковская пишет: «Рабочий день его начинался летом в шесть, зимой в семь утра. Недаром он называл себя „чернорабочим“, считая „талантом — труд“. До последнего вздоха он занимался любимым искусством эстрады, а уж о книгах и говорить нечего…»
Москва получала много подарков. Но даже среди обильных собраний города не затерялась библиотека Н. П. Смирнова-Сокольского, создателя единственного в стране музея отечественной книги. Издание каталога «Моя библиотека» — памятник великому книголюбу.
Источник
Книжных редкостей уверенно считаем способ воскрешения впр
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) утверждаешься в мысли
2) непрерывного роста
3) слова отмирают
4) произносятся по-другому
(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.
(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.
(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.
(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.
Источник
Пробный вариант ЕГЭ 2022 №211011 по русскому языку 11 класс с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новый пробный тренировочный вариант №211011 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки на 100 баллов от 11 октября 2021 года.
Данный тест составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы.
Решать пробный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №211011:
Задания и ответы для варианта
ОБМОРОК (синкопе) — внезапная потеря сознания, обусловленная преходящей ишемией мозга. Наиболее лёгкая форма острой сосудистой недостаточности.
Различают обморочную реакцию (липотомия) и собственно обморок. Липотомия характеризуется внезапным легким затуманиванием сознания, головокружением, звоном в ушах, тошнотой, похолоданием рук и ног. Объективно отмечаются резкая бледность кожных покровов, легкий цианоз губ, расширение зрачков, малый пульс, снижение артериального давления. Пароксизм липотомии длится несколько секунд. Собственно обморок начинается с симптомов липотомии, за следует потеря сознания. Больной медленно падает (оседает).
Пульс малый или совсем не определяется, артериальное давление резко снижено, дыхание поверхностное, сухожильные и кожные рефлексы не вызываются. Длительность потери сознания 10 ⸺ 30 с. После обморока некоторое время сохраняются общая слабость, тошнота, дискомфорт в брюшной полости. Самый частый вариант обморока — вазовагальный — провоцируется отрицательными эмоциями и болью, духотой, длительным стоянием, резким переходом из горизонтального положения в вертикальное.
1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (синкопе, пароксизм, ишемия, липотомия, вазовагальный и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (пульс, артериальное давление, потеря сознания, сосудистая недостаточность и др.).
- 2) Все глаголы текста употреблены в настоящем времени (отмечаются, следует, длится, сохраняются, провоцируется и т.д.), чтобы описать обморок как явление действительности, а не как отдельный случай, произошедший с конкретным человеком.
- 3) Использование эпитетов (кожные покровы, поверхностное дыхание, сухожильные рефлексы, общая слабость и др.) способствует выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
- 4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, вводные слова, эллипсис.
- 5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – назвать причины и внешние признаки заболевания, определить его суть.
Ответ: 125
2)Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в восьмом предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: которыми
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РЕАКЦИЯ, -и, ж.
- 1) Ответ на раздражение, воздействие извне. Реакция глаза на свет.
- 2) Резкая перемена в самочувствии, упадок, слабость после напряжения. Сейчас люди все терпят, ждут, а потом у некоторых может наступить реакция — усталость, болезни.
- 3) Хим. Взаимодействие между двумя или несколькими веществами, приводящее к образованию нового вещества. Реакция соединения.
- 4) Физ., хим. Показатель каких-л. процессов или свойств. Реакция излучения. Реакция оседания эритроцитов. Реакция почвы (кислая или щелочная).
- 5) только ед. Политика, государственный политический режим, осуществляющий возврат и защиту старых порядков путем борьбы с революционным движением и проявлениями всякого прогресса (полит.). После революции 1905—1906 гг. в России наступила пора жестокой реакции.
Ответ: 2
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. включИшь, цепОчка, загодЯ, нанЯвшийся, кУхонный.
Ответ: загодя
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В 1911 году в Ялте состоялся БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ базар, на котором императрица с дочерьми самолично торговала сувенирами, выполненными ее же руками. Чувство собственного достоинства не позволяет человеку терпеть УНИЗИТЕЛЬНОЕ отношение к себе. Не у каждой ЖЁСТКОЙ позиции есть убедительное оправдание. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ состав оркестра включает струнные и духовые инструменты. Нина Заречная, главная героиня «Чайки» А.П. Чехова, к сожалению, не обладала яркими АРТИСТИЧНЫМИ способностями.
Ответ: артистическими
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Пословица «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» несет простую мысль, что каждый ищет самые оптимальные условия для существования.
Ответ: самые
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- опытные ДОКТОРА
- СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ стульями
- нет НОСКОВ
- сливочные КРЕМА
- ТРОЕ товарищей
Ответ: кремы
8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ: 59321
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1) ростовщик, примирять (врагов), блистательный
- 2) бравада, зарянка, сиреневый
- 3) равнина, пловчиха, выгарки
- 4) занимать, сотворение, собирательный
- 5) поводырь, заявление, касательная
Ответ: 34
10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) пр..имущество, пр…равнять, пр…зумпция
- 2) под…ячий, бел…этаж, п…едестал
- 3) вз…браться, пр…ректор, не…писуемый
- 4) не…говорчивый, чере…полосица, во…зрение
- 5) без…нициативный, с…митировать, пред…стория
Ответ: 235
11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) марл…вый, гуттаперч..вый
- 2) досух…, издавн…
- 3) никел…вый, милост…вый
- 4) сгущ…нка, крыж…вник
- 5) солдат..кий, каза…кий
Ответ: 12
12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) слыш…мый, реша…мый
- 2) задерж…нный, увид…нный
- 3) (они) бор…тся, (орехи) кол…т
- 4) движ…щийся, (они) тащ…т
- 5) неотъемл…мый, наде…шься
Ответ: 35
13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Оказалось, что королю Лиру на старости лет НЕ(ГДЕ) голову приклонить. Ботинки со вчерашнего дня НЕ(ЧИЩЕНЫ). Птицы летели на юг, к никогда НЕ(ЗАМЕРЗАЮЩИМ) берегам. Страх придал сил, она мчалась, НЕ(РАЗБИРАЯ) дороги. НЕ(ПОЛЮБИЛА) мачеха падчерицу, заставила работать с утра до ночи.
Ответ: негде
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. «(ПО)ОДИНОЧКЕ пропадём!» ─ наставлял старик стоявшего (ПО)ОДАЛЬ внука. Уставшие путники расположились (В)ВИДУ замка, (ЧТО)БЫ насладиться великолепным пейзажем. (В)ТЕЧЕНИЕ недели я был оповещён о том, что моё дело отложено (НА)КОНЕЦ месяца. ИССИНЯ(ЧЁРНЫЕ) кудри Натали только оттеняли её роскошное (БЕЛО)СНЕЖНОЕ бальное платье. Тогда я еще плохо понимал (ПО)ИСПАНСКИ, (ПО)ЭТОМУ мне пришлось отложить чтение «Дон Кихота» в оригинале.
Ответ: поодиночке поодаль
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Неожида(1)ая встреча Онегина с Татьяной в Петербурге позволила герою увидеть в этой утонче(2)ой и женстве(3)ой даме когда-то влюблё(4)ую в него ю(5)ую девушку.
Ответ: 1234
16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. 2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно. 3) То бойкие то нежные и задушевные переливы русской гармошки не могут не тронуть человеческого сердца. 4) Не слышно ни звука и на деревьях не шевелится ни один листок. 5) Целый день шел мелкий дождь и одиноко выл в трубе ветер.
Ответ: 234
17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.
Ответ: 14
18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Всё в Ольге… но любой роман Возьмите и найдёте (1) верно (2) Её портрет: он очень мил, Я (3) прежде (4) сам его любил, Но надоел он мне (5) безмерно. Позвольте мне (6) читатель мой (7) Заняться старшею сестрой.
Ответ: 1267
19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.
Ответ: 124
20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.
Ответ: 134
21)Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)По-своему украшали вятские крестьяне своё простое жилище, и во многих крестьянских избах мы видели расписные «доски» – шкафчики возле печки. (2)В некоторых избах – расписная дверь и почти всегда голбец, деревянный короб, как бы прикрывающий печь с одной стороны. (3)Завершался голбец непременно коником – деревянной фигурой, вырезанной в условной форме конской головы. (4)На тёмно-коричневом или бордовом фоне «досок» распускались сказочные цветы, сидели на ветках пёстрые птицы, пересекались яркие полосы. (5)Живопись эта относилась, по-видимому, к концу XIX ─ началу XX века и связана была с развитием промыслов. (6)Опыт многих поколений, знающих дерево и умеющих работать с ним, чувствовался даже в мелком калаче – пряжке для стягивания воза сена. (7)Деревянные весы, чаши и вилы, полосы лыка, лапти, туеса, плетёные короба, кадки, прялки – все эти вещи были сработаны добротно, умно и красиво.
Ответ: 136
22)Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Сын рассказчика очень внимательно относился к выбору подарков для младших, чтобы получить лучшие игрушки. 2) Родителям казалось смешным, что, получив столько подарков, сын остался недоволен. 3) Счастливое детство помогает человеку стойко переносить неприятности дальнейшей жизни. 4) Рассказчик уверен, что его был сын сильно избалован чрезмерным потаканием в детстве. 5) Родители начинали покупать подарки для сына перед самым Новым годом.
Ответ: 145
24)Подберите синоним к слову «блюдёт» из предложения 58.
Ответ: хранит
25)Среди предложений 44–50 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(- а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 48
26)«З. Прилепин с удовольствием вспоминает годы детства своего старшего ребёнка. В тексте используются как тропы: (А)________ («замечательно бедны» в предложении 2) и (Б)_______ («опыт… научил» в предложении 62), так и синтаксические приемы, например, (В)_______ (предложения 17-21). Эмоциональность текста подчёркивается с помощью лексического средства (Г)________ («выползает» в предложении 13, «заприметил» в предложении 15, «выгрузил» в предложении 22, «набаловок» в предложении 42).
Источник