- Что такое клиентоориентированность: пять ключевых признаков с примерами
- Содержание:
- Что такое клиентоориентированность
- Чем полезна клиентоориентированность
- Примеры клиентоориентированности
- Nordstrom и возврат чужих шин
- Casper и чат-бот для людей с бессонницей
- The Ritz-Carlton и проблема на $2 000
- Пять принципов клиентоориентированности
- Как определить клиентоориентирован ли бизнес
- Что такое клиентоориентированность компании: принципы и примеры
- Клиентоориентированность компании: не формально, а реально
- Клиентоориентированность персонала: как вежливые уборщицы удерживают клиентов
- Риски клиентоориентированности компании
- Корпоративная социальная ответственность (КСО) — что это и для чего?
Что такое клиентоориентированность: пять ключевых признаков с примерами
Содержание:
Об эксперте: Оксана Селендеева — ИТ-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY. Соорганизатор благотворительного проекта помощи детям Donate-Codding. Основательница групп Sell Your Head в соцсетях.
Что такое клиентоориентированность
Клиентоориентированность — это умение вовремя определить потребности и желания клиентов, чтобы удовлетворить их с максимальной пользой. В идеале — превзойти ожидания и вызвать восторг.
Это альтернатива продуктовым подходам «Продать можно все» и «Хороший товар найдет покупателя». Опираясь на них, компания сначала создает продукт, а уже потом думает, кому его продать, чтобы увеличить продажи. В клиентоориентированном подходе стартовая точка размышлений — желания клиента.
Перевернуть маркетинговую логику предложил экономист Питер Друкер [1]. «Клиент определяет бизнес», — писал он в книге «Практика менеджмента» еще в 1954 году. Не так важно, что компания считает ценностью товара, главное — за что платит клиент. Предназначение бизнеса — соответствовать его запросам.
«Наша задача — дать вам то, что удовлетворит желания, о которых вы не подозревали. После чего представить свою жизнь без этого станет невозможно», — CEO Apple Тим Кук [2].
Владельцам бизнеса бывает трудно провести грань между клиентоориентированностью и выполнением «хотелок» клиента. Главное правило — не нужно ориентировать бизнес на чужих клиентов. Различить здоровую и патологическую клиентоориентированность поможет вопрос: «Кто не наш клиент?» Например, бренду люксовой парфюмерии не стоит реагировать на просьбы провести розыгрыш продукта за репост в соцсетях, а веганскому ресторану — расширять ассортимент по просьбе любителей мяса.
Клиент всегда прав, если это ваш клиент. Нужно исполнять желания тех, кто четко подпадает под целевую аудиторию и, вероятно, принесет прибыль в долгосрочной перспективе.
Согласно статистике Gartner [3], 80% прибыли компании генерирует 20% клиентов — на них и стоит сконцентрироваться. Угождать им выгодно — по данным консалтинговой компании Invesp [4], привлечение новых клиентов обходится в пять раз дороже, чем удержание старых. А сохранение 5% клиентов может увеличить прибыль до 95%.
Клиентоориентированными могут быть не только бизнесы, но и люди. Это один из самых важных гибких навыков (soft skills). Просто перенесите принципы подхода на свои отношения коллегами, работодателями, друзьями и знакомыми.
Например, если меняете работу, проанализируйте свою целевую аудиторию. Это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.
Чем полезна клиентоориентированность
По данным Deloitte [5], клиентоориентированные компании на 60% прибыльнее тех, что не фокусируются на клиентах. А согласно статистике Forbes [6], 97% потребителей отмечают влияние качественного сервиса на лояльность к бизнесу. Бренды предоставляющие клиентам превосходный пользовательский опыт зарабатывают в 5,7 раза больше конкурентов, которые проигрывают по этому показателю.
Прибыль растет, потому что клиентоориентированность:
- увеличивает количество постоянных лояльных клиентов и снижает отток покупателей;
- запускает эффект «сарафанного радио», а это — экономит деньги на рекламе;
- помогает уменьшить ценовую конкуренцию и избежать демпинга. Отстройка от конкурентов идет в качественной, а не в количественной плоскости — бизнес «затачивается» под специфические потребности вашей целевой аудитории.
При этом клиентоориентированность — не панацея. Равняться только на потребителя нельзя по двум причинам.
- У компании снизится инновационность [7]. Люди склонны отвергать нововведения поначалу, даже если они объективно эффективнее старых решений.
- Если игнорировать позицию правительств, мнения значительных частей общества и других акторов рынка, компания может понести убытки.
Поэтому клиентоориентированный подход нужно применять с учетом многофакторности рынка и здравого смысла.
Примеры клиентоориентированности
В клиентоориентированных компаниях философию подхода чувствуют на каждом этапе: от удобного расположения кнопок на сайте до качества упаковки товара. Сейчас мы воспринимаем это как должное, но чтобы выгодно отстроиться от конкурентов, нужны уникальные кейсы.
Nordstrom и возврат чужих шин
В 1975 году мужчина купил зимние шины в шиномонтажной мастерской, но спустя несколько недель обнаружил дефект и решил их вернуть. Когда он подъехал к предполагаемой мастерской, обнаружил, что она закрыта, а на ее месте стоит магазин Nordstrom. Компания продавала обувь, модную одежду и товары для дома. Тем не менее мужчина не растерялся и объяснил ситуацию продавцу, а тот — принял его шины и вернул деньги [8].
Вывод. Возврат дорогого товара, который нельзя перепродать, выглядит абсурдно. Но если пренебречь небольшим финансовым ударом, в долгосрочной перспективе ситуация оказалась выгодной. Спустя полвека люди продолжают рассказывать эту историю, а если загуглить Nordstrom tires, вы найдете около 3 млн результатов. Теперь поведение продавца выглядит мудро, четко по методичке компании [9], в которой всего одно правило: «Используй здравый смысл в любой ситуации».
Эта история скорее исключение, чем правило. Регулярная работа в минус разорит компанию, но закладывая небольшой бюджет на подобную блажь для клиентов, действительно можно получить хороший PR-эффект. Особенно, если строить бренд вокруг сильного сервиса. Nordstrom регулярно получает один из наивысших уровней потребительской лояльности (NPS) [10]. По этому показателю компания даже обогнала Apple в 2018 году.
Casper и чат-бот для людей с бессонницей
Производитель матрасов Casper создал чат-бота [11], с которым можно поболтать бессонной ночью. Глава отдела коммуникаций Casper Линдси Каплан объясняет: «Мы хотели сделать бота, который делает 3 часа ночи не такими одинокими». Insomnobot 3000 шутит и поддерживает любимые темы людей с бессонницей: стресс, кофе и сериалы. Бот бесплатный, но помогает компании собирать номера телефонов клиентов, чтобы отправлять рекламные материалы.
Вывод. Casper — одна из немногих компаний, которая использовала чат-бот с измеримой пользой в виде PR-эффекта и сбора базы теплых контактов. Для этого достаточно приправить заботу о целевой аудитории актуальным трендом.
The Ritz-Carlton и проблема на $2 000
Международная сеть гостиниц The Ritz-Carlton разрешает сотрудникам потратить до $2 тыс., чтобы решить любые проблемы гостя без лишних вопросов [12].
Например, один из клиентов забыл в гостинице зарядное устройство. Он обнаружил пропажу на следующий день, но не успел позвонить в отель, потому что получил посылку. Это был небольшой пакет с запиской: «Мистер Джулиус, я хотел убедиться, что вы получили посылку. Уверен, вам это нужно, и на всякий случай я отправил вам дополнительное зарядное устройство для ноутбука».
Вывод. Ошибка клиента — возможность впечатлить его продуманностью сервиса.
Так можно придумать бюджетные варианты решения проблем, которые возникают из-за неосмотрительности клиентов. Такие решения дают конкурентное преимущество и производят wow-эффект.
Пять принципов клиентоориентированности
Основа клиентоориентированности — интересы клиентов и их опыт взаимодействия с вами. Идеальная цель подхода — превратить всех клиентов в постоянных покупателей с растущим средним чеком, готовых рекомендовать компанию другим людям.
Всем сотрудникам не обязательно работать с клиентами напрямую. Но программист, специалист по работе с партнерами, упаковщик и охранник тоже могут быть проактивными приверженцами подхода. Вот пять принципов клиентоориентированности, о которых следует помнить.
- Эмпатия и глубокое понимание мира клиента. В 70% случаев компании теряют клиентов из-за низкого эмоционального интеллекта — работники просто не понимают своих покупателей [13]. Нужно уметь смотреть на мир и компанию с точки зрения потребителя.
- Забота и желание помочь. Задача бизнеса — сделать жизнь клиентов проще и приятнее. Поэтому сотрудникам следует принимать проблемы клиентов, как вызовы, а не повинность.
- Свобода персонала в работе с клиентом. В высококлассном сервисе нельзя долго принимать решения. Нужно убирать преграды, которые мешают сотрудникам проявлять инициативу. Например, в компании Zappos не нужно спрашивать разрешения менеджера, чтобы удивить клиента. Поэтому 75% покупок — повторные заказы [14].
- Индивидуальный подход и внимательность. Чем внимательнее подход, тем приятнее опыт. Исследование Epsilon показывает, что 80% клиентов сделают покупку с большей вероятностью, если компания проявит персональный подход [15].
- Желание приятно удивлять. Делать больше обещанного — верный способ выгодно выделиться на фоне конкурентов.
Как определить клиентоориентирован ли бизнес
Чем довольнее клиент на каждом этапе путешествия с вашим брендом (Customer Journey Map), тем выше клиентоориентированность. Для каждого бизнеса карта путешествия клиента уникальна, но можно выделить пять базовых элементов.
Позиционирование и реклама
- Ценности компании резонируют с ценностями целевой аудитории.
- Главное сообщение — на языке клиентов.
Сайт
- Сайтом удобно пользоваться: легко найти нужный раздел и понять подсказки.
- Можно купить в один клик.
- Есть раздел с ответами на популярные вопросы.
- Легко найти контакты для связи.
Продукт
- Отвечает запросам пользователей. Его создают, опираясь на исследования потребностей и желаний потенциальный клиентов.
- Материалы — безопасные и экологичные.
- Предвосхищает ожидания.
Поддержка
- Клиент быстро получает обратную связь.
- С сотрудниками компании можно связаться несколькими способами.
- Консультанты общаются на языке клиента.
Логистика
- Быстрая доставка.
- Если доставку задерживают, клиенту дают бонусы.
- Передвижение товара можно отследить в реальном времени.
Источник
Что такое клиентоориентированность компании: принципы и примеры
Что такое клиентоориентированность? Как клиентоориентированность влияет на продажи компании? Как сотрудников сделать клиентоориентированными? Принципы клиентоориентированности и как компании её повысить?
Это суммарные действия представителей бренда, направленные на удовлетворение потребителя товаров или услуг данного бренда.
Результатами действий являются следующие качественные и количественные показатели:
У клиента возникает:
- Понимание, что вы работаете для него.
- Комплекс положительных эмоций от пользования товаром или услугой данного бренда.
- Готовность рекомендовать данный бренд другим без дополнительной мотивации.
- Стремление продолжать приобретать товары и услуги данного бренда как себе, так и в подарок.
- Увеличивается заинтересованная аудитория.
- Появляются новые клиенты.
- Растут продажи.
- Снижаются затраты на рекламу.
- Снижается ценовая конкуренция.
Стать клиентоориентированным брендом в современных реалиях для любого бизнеса значит стать успешным, а порою — это единственная возможность остаться на рынке, ведь если бренд не удовлетворяет потребности клиента, то последний:
- будет недоволен покупкой, и перестанет покупать в будущем;
- с высокой вероятностью расскажет о негативном опыте в своем кругу общения, чем снизит интерес к бренду и породит негативные эмоции.
Отсутствие клиентоориентированности приводит к:
- недополучению прибыли;
- «сливанию» маркетинговых бюджетов;
- падению имиджа компании в глазах сотрудников и оттоку квалифицированных кадров.
Клиентоориентированность компании: не формально, а реально
Основоположником клиентоориентированного подхода стал известный американский миллионер Маршалл Филд, и его знаменитая фраза «Клиент всегда прав».
Но чтобы понять, насколько Ваш бренд и Ваша компания клиентоориентирована, предлагаем обратиться к истории и посмотреть на 3 маркетинговые модели: 4P, 4С, SIVA:
В 1990м году Боб Лотеборн перевернул привычную для всех, но уже не работающую модель маркетинга 4P, превратив её в 4С. И вот уже клиентоориентированный маркетолог, руководитель видит:
- Не «продукт», а «нужду покупателя».
- Не «цену», а «расходы потребителя, удовлетворяющими его потребности».
- Не «дистрибуцию», а «удобство покупки».
- Не «продвижение», а «коммуникацию».
Чуть позже в 2005м году благодаря Дону Шульцу и Чекитану Деву появилась модель SIVA, где уже:
- Продукт стал решением, которое удовлетворяет потребности.
- Продвижение стало информацией, которую потенциальные покупатели должны знать.
- Цена стала ценностью покупки, выгодой.
- Дистрибуция — доступом, то есть насколько легко и быстро можно приобрести товар.
Формулировки «клиент всегда прав», «мы — клиентоориентированный бренд», принятые только на формальном уровне с высокой вероятностью будут вызывать внутреннее отторжение и сопротивление у персонала.
Истинное стремление понять потребности клиента делает бренд по-настоящему клиентоориентированным. Для этого обратимся к психологии и пирамиде потребностей Маслоу:
Потребность по Маслоу | Как звучит на языке клиента | Как это отражается в характеристике — ставим ТЗ маркетологам, бренд-менеджерам | Как это может выражаться (примеры) |
Физиологическая потребность | Я удовлетворен. Мне хорошо. | Продукт данного бренда делает клиента сытым, здоровым, позволяет быстрее передвигаться или восстанавливаться. | Ночная доставка. Сайт адаптирован для людей со слабым зрением, видеоряд сопровождается сурдопереводом или бегущей строкой. |
Потребность в безопасности и защите | Я доверяю. Со мной и моими близкими всё хорошо. Нет поводов беспокоиться. | Продукт или услуга данного бренда дают клиенту ощущение безопасности от использования самого продукта и делают саму жизнь безопаснее. | Увеличенный срок возврата товара, особые условия обмена на новый, бесплатный пакет программ для безопасности, страховка в подарок. |
Потребность в принадлежности и социальной группе, причастности, поддержке | Я такой же, как они. Мы — вместе. Они такие же, как и я. | Продукт или услуга данного бренда делает клиента частью определённого сообщества или объединяет с теми людьми, с кем без данного продукта он не смог бы сделать сам. | Участие бренда в благотворительности — 1 рубль с каждой покупки идет в помощь детям — сиротам. Забота об экологии: Упаковка продукта производится из биоразлагаемого сырья с использованием возобновляемых природных ресурсов. |
Потребность в уважении и признании | Меня знают, ценят, уважают, мой выбор одобряют значимые для меня люди. | Персонифицированный подход, закрытые мероприятия, встреча с vip персонами. | Имя на чашке кофе, организация посещения vip ложи в Большом театре для своих клиентов. |
Потребность в самовыражении | Я уникальный, я креативный, мой уровень свободы выше, чем был, я могу больше, я могу всё. | Больше возможностей для творчества и самовыражения. | Участие в творческом конкурсе с использованием продукта, логотипа. |
Клиентоориентированность персонала: как вежливые уборщицы удерживают клиентов
Клиентоориентированность — это один из soft skills навыков, влияющих на успешность как сотрудника, так и команды. Считается, что данные навыки закладываются в детстве и их можно развивать.
Компания, решившая стать клиентоориентированной должна содействовать развитию этого навыка у всех сотрудников, взаимодействующих с клиентами напрямую и косвенно: консультантов, менеджеров, операторов колл-центра, администраторов ресепшен, сотрудников технической поддержки, амбассадоров бренда.
Для развития клиентоориентированности — организовывайте обучение.
Не забывайте мотивировать сотрудников и профилактировать эмоциональное выгорание, поскольку ваши сотрудники, так же как и клиенты — это в первую очередь индивидуальности и от их удовлетворенности зависит успех компании.
Показательный пример: если в компании даже низкоквалифицированный персонал, как например уборщица при случайной (или не случайной) встрече улыбнется клиенту или вежливо уберёт случайно разбитый стакан с кофе — это добавит яркий положительный факт в опыт взаимодействия с брендом.
Риски клиентоориентированности компании
Любой подход при его неправильном применении имеет свои риски. Важно их распознавать и не допускать:
- В стремлениях стать клиентоориентированной компанией важно соблюдать меру, чтобы не превратиться в клиентоодержимую.
- Отказавшись от новых подходов только из-за негативной реакции клиентов вы рискуете снизить инновационность бренда.
- Ориентируясь не на того клиента — вы удовлетворяете потребности и желания «чужого» клиента, распыляя ценные ресурсы.
- Удовлетворяя желания клиентов, противоречащие позиции значимых частей общества (власти, религии) рискуете потерять бизнес.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — что это и для чего?
Корпоративная социальная ответственность (КСО) бренда — это удачный способ завоевать доверие клиента, привлечь к себе новую более осознанную аудиторию и повысить клиентоориентированность. Участвуя в благотворительности и реализуя с некоммерческими организациями совместные проекты, вы показываете клиентам, что заботитесь о них и их близких, об их городе, о нашей планете. Такой ход никого не оставит равнодушным.
Если вы дошли до конца, но не получили ответы на все вопросы или хотите поделиться мыслями, — оставьте комментарий ниже и автор статьи ответит вам.
Источник