Классы согласных по способу образования
Преграду на пути потока воздуха при образовании согласного звука создают разные артикуляторные органы (ими определяется место образования звука), но при этом преграда может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке — способ образования звука. Для производства согласного звука используется три основных способа артикуляции:
1) смычка, когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные, или взрывные, согласные [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];
2) щель, когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные, звуки [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’];
3) вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков — дрожащие сонорные, или вибранты, [р] / [р’]).
Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, — так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), [ц] и [ч’].
Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м’], [н], [н’]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков — согласные [л] / [л’], называемые также латеральными, или боковыми согласными).
Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.
Послушайте минимальные пары слов, различающиеся местом образования одного из согласных. Определите эти различия.
Источник
Классы согласных по способу образования
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат и голосообразующий аппарат – голосовые складки.
Статья:
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.
Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
согласные – все остальные.
Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
ротовые – все остальные.
Классификация звуков по работе голосовых складок:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
Классификация согласных звуков по способу образования:
смычно-взрывные – [п], [п‘], [б], [б‘], [т], [т‘], [д], [д‘], [к], [к‘], [г], [г‘];
смычно-проходные – [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘];
щелевые (фрикативные) – [ф], [ф‘], [в], [в‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ш], [ж], [щ], [й], [х], [х‘];
смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) – [р], [р‘].
Классификация согласных звуков по месту образования:
губно-губные – [п], [п‘], [б], [б‘], [м], [м‘];
губно-зубные – [ф], [ф‘], [в], [в‘];
переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л‘], [р], [р‘], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т‘], [д‘], [н‘], [с], [с‘], [з], [з‘], [ц];
заднеязычные – [к], [к‘], [г], [г‘], [х], [х‘].
Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:
верхний подъём – [и], [ы], [у];
средний подъём – [э], [о];
нижний подъём– [а].
Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:
гласные переднего ряда – [и], [э];
гласные среднего ряда – [ы], [а];
гласные заднего ряда – [у], [о].
Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:
лабиализованные – [о], [у];
нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].
Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.
Источник
Курсовая работа «Характеристика согласных звуков русского языка»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК»
ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Русский язык и Начальное Образование
Форма обучения: заочная
Чугурова Кристина Валерьевна
Пирманова Назира Исмековна
кандидат филологических наук, доцент
ГЛАВА I Характеристика согласных звуков в русском языке …………………………………………………………………………….. 6
1.1. Согласные звуки: классификационные признаки………………………..6
1.2. Артикуляционная классификация согласных звуков………….…………..7
ГЛАВА II Классификация согласных звуков в русском языке ………. 11
2.1. Шумные и сонорные, глухие и звонкие согласные звуки………………
2.2.Фонетическиечередования согласных по глухости-звонкости…………
Список использованной литературы ………………………………….
Изучение любого языка обычно начинается с фонетики. Без знакомства с фонетической системой невозможно дальнейшее изучение лексики и грамматики, практическое освоение языка.
Объектом исследования является звуковой строй русского языка.
Предметом исследования стали согласные звуки в звуковом строе русского языка.
Целью работы является выявление характерных признаков согласных звуков русского языка.
Указанная цель определяет ряд задач:
1.Раскрыть основные понятия;
2.Выяснить, какими свойствами обладают согласные звуки, и каковы их особенности;
3.Выявить характерные черты согласных звуков в русском языке;
4.Дать характеристику согласным звукам русского языка
Глава 1.Характеристика согласных звуков в русском языке
Согласные звуки: классификационные признаки
Согласные звуки в современном русском языке классифицируются по пяти основаниям:
1) по месту образования;
2) способу образования;
3) уровню шума (сонорность/шумность);
Выделяются следующие классификационные группы согласных :
1) по месту образования :
а) губно-губные: [п], [б], [м];
б) губно-зубные [в], [ф];
в) передне-язычные (зубные: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц];
г) передненебные: [р], [ш], [ж], [ч’];
д) среднеязычные одновременно и средненебные: [j];
е) заднеязычные либо средненебные: [к’], [г’], [х’], [γ’], либо задненебные: [к], [г], [х], [γ];
2) по способу образования выделяют щелевые, смычные, дрожащие:
а) щелевые (или фрикативные): щелевые срединные: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [γ], [õ]; щелевые боковые: [л], [л’];
б) смычные делятся на взрывные, аффрикаты, имплозивные, носовые (взрывные: взрывные ртовые [п], [б], [т], [д], [к];
— взрывные глоточные, или фаукальные [пм], [бм], [тн], [дн];
— аффрикаты, или смычно-щелевые слитные согласные: [ц], [ч’];
— срединные аффрикаты: [ц], [ч’];
— боковые аффрикаты [т’л’], [д’л’];
— имплозивные, или сомкнутые согласные, содержащие только фазу смычки;
а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j];
б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.;
4) по отсутствию или наличию голоса (тона) выделяются глухие и звонкие:
а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;
б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др
По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже есть пары по звонкости/глухости: [р] – [ ], [л] – [ ]. Глухие сонорные появляются на конце слов после глухих согласных;
5) по твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д.
При образовании мягких согласных наблюдается палатализация , при образовании твердых – веляризация (отвердение).
Дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему, мягкому небу, что вызывает твердость согласных.
При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
2) участие или неучастие голоса (звонкость / глухость),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.
Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости
1.2.Артикуляционная классификация согласных звуков
Вопрос о системе согласных целесообразно разделить на два более частных — артикуляционная классификация согласных и их системные отношения.
Артикуляционная классификация согласных намного сложнее классификации гласных. Она учитывает пять их характеристик и в целом хорошо отражает свойства основных аллофонов согласных фонем.
а) Активный (или действующий) орган и место образования. По активному органу согласные делятся на губные и язычные. Губные согласные образуются действием обеих губ (губно-губные — /б, п, м, б’, п’, м’/) или сближением нижней губы с верхними зубами (губно-зубные — /в, ф, в’, ф’). Язычные согласные делятся на переднеязычные /д, т, з, с, л, н, ц, ч, ш, р и др./, среднеязычные (/j/ — только один звук) и заднеязычные /к, г, х, к’, г’, х’/. Активный (или действующий) орган смыкается или сближается с (неподвижным) пассивным. Указание на пассивный орган (место образования) дается или во второй части термина (губно-зубные), или в виде второго определения (переднеязычные зубные).
Заднеязычные согласные по пассивному органу являются задненёбными, среднеязычный /j/, естественно, средненёбным. Указание на пассивный орган в этих случаях, как правило, не дается в силу его избыточности. Самую многочисленную группу согласных составляют переднеязычные. В зависимости от работы кончика языка переднеязычные согласные разделяются на апикальные, дорсальные и какуминальные. Апикальные /л/образуются при сближении или смыкании кончика языка с верхними зубами. Дорсальные /с, с’, з, з’, т, т’, л’, р’, н, н’, ц/ образуются при опускании кончика языка к нижним зубам. Какуминальные /ж, ш, ч, р/ образуются при поднятом и слегка загнутом кверху кончике языка.
По пассивному органу переднеязычные согласные разделяются на зубные (апикальные и дорсальные) и передненёбные (какуминальные).
б) Способ образования. По способу образования согласные разделяются на смычные, щелевые и дрожащие. При артикуляции смычных нагляднее всего прослеживаются три фазы артикуляции согласных. Начальная фаза (экскурсия) заключается в том, что органы речи принимают положение, необходимое для образования данного звука. У смычных это полное смыкание активного органа с пассивным (смычка). Средняя фаза (выдержка) заключается в том, что произносительные органы на какое-то время остаются в этом положении (у смычных это беззвучная смычка). Конечная фаза (рекурсия) состоит в том, что органы артикуляции, изменяя свое положение, переходят в нейтральное состояние. У смычных рекурсия связана с раскрытием смычки, порождающим характерный шум. Раскрытие может происходить, во-первых, внезапно, мгновенно; воздух выходит при этом резким толчком. Такие согласные называются взрывными /б, п, д, т, г, к, м, н и др./. Во-вторых, раскрытие смычки может происходить медленно, плавно; воздух при этом постепенно выходит через образовавшуюся щель. Согласные этого типа называются аффрикатами. Их всего две: /ц/ и /ч/. У взрывных и аффрикат, таким образом, одинаковое начало (смычка) и различная конечная фаза — взрыв и щель.
При артикуляции щелевых активный орган сближается с пассивным, образуя суженный проход — щель, через которую с характерным шумом трения выходит струя воздуха. К щелевым согласным относятся, например, /в, ф, з, с, ж, х, л/.
При артикуляции дрожащих кончик языка, загнутый кверху и находящийся вблизи переднего нёба, под давлением воздушной струи приходит в колебание, то открывая, то прерывая ток воздуха. Это движение напоминает дрожание. Дрожащих в русском языке всего два — /р/ и /р’/. Кончик языка может производить одну или больше вибраций: получается /р/ одноударное, двухударное и т.д.
в) Работа голосовых связок создает главное различие звонких и глухих согласных. При сомкнутом положении голосовых связок возникает голос, характеризующий звонкие согласные, при расслабленном положении образуются глухие согласные. Звонкие и глухие согласные в большинстве случаев образуют пары типа /г-к, ж-ш/ и т.д. Дополнительное, вторичное различие звонких и глухих заключается в степени напряженности. Глухие произносятся при большем напряжении речевого аппарата, более энергично, чем звонкие, с большим шумом, так как образуются при участии более сильной воздушной струи.
г) От положения средней части спинки языка зависит различие твердых и мягких согласных. При образовании мягких согласных она приподнимается к твердому нёбу. Это движение, как бы накладывающееся на основную артикуляцию, определенным образом совмещается и взаимодействует с ней. Оно называется палатализацией. Вызываемое палатализацией уменьшение объема средней части ротового резонатора создает акустический эффект мягкости. Палатализация вызывает изменения основной артикуляции. Так, при образовании /х’/ щель создается не задней частью спинки языка, а средней частью; палатализованные /д’, m’/, в отличие от непалатализованных, характеризуются не внезапным, а постепенным раскрытием смычки, что сближает их с аффрикатами. Общая артикуляторная особенность твердых согласных характеризуется лишь отрицательно: она состоит в отсутствии палатализации.
Палатализация является одним из видов дополнительной артикуляции. Видами дополнительной артикуляции являются также лабиализация согласных перед /о, у/ и назализация гласных в соседстве с носовыми согласными, однако только палатализация имеет фонематическое значение: /д/ и /д’/ составляют пару по твердости-мягкости.
д) Положение нёбной занавески обусловливает различие носовых согласных /м, м’, н, н’/ и неносовых. В первом случае нёбная занавеска открывает доступ воздушной струе в полость носа, во втором случае закрывает. Ср.: /м/— носовой, /б/ — неносовой
Таким образом, при классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
2) участие или неучастие голоса (звонкость / глухость),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.
Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.
Источник