Классифицируйте государственные органы по способу образования

Классификация государственных органов

Классификацию органов государства можно проводить по разным основаниям.

I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:

● Законодательные — органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер — то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления. В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Московская областная Дума (50 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей). Обобщающим названием для такого типа органов является термин «парламент» (французское слово, буквально означающее «говорильня»).

● Исполнительные — органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.

● Судебные — органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.

Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля — например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.

Надо учитывать, что конкретный орган государства может выполнять несколько видов функций. Например, Государственная Дума России не только принимает законы, но и осуществляет определенные контрольные полномочия (в частности, может пригласить на заседание Государственной Думы члена Правительства России для ответов на вопросы депутатов), а также решает определенные исполнительно-распорядительные вопросы (в частности, кадровые — например, дает согласие на назначение Председателя Правительства России). Аналогично, Правительство России не только выполняет исполнительно-распорядительные функции, но также осуществляет нормотворческую деятельность (в частности, утверждает всевозможные правила; определяет конкретные ставки некоторых налогов и сборов). Тем не менее, основные органы государства достаточно четко вписываются в традиционную схему «законодательные — исполнительные — судебные», которая имеет большое значение для доктрины «разделения властей»

II. В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на:

1. Центральные — органы, территорией деятельности которых является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в столице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются «федеральными». Примеры: Федеральное Собрание России, Министерство внутренних дел России, Федеральный канцлер ФРГ.

2. Региональные — органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно — формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область). В федеративных государствах, состоящих из государственных образований — субъектов федерации, региональные органы государства могут являться как органами собственно субъекта федерации (Московская областная Дума, Сенат штата Мэрилэнд, Правительство земли Бавария), так и федеральными по своей природе органами, действующими на территории определенного субъекта федерации (Представитель Президента России по Московской области, Прокуратура города Москвы) или на территории нескольких субъектов федерации (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление ФСБ России по Москве и Московской области).

3. Местные — органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая «элементарная» административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна) или даже отдельное поселение (город, поселок). Аналогично ситуации с региональными органами, можно выделить на местном уровне собственно местные органы власти (Городской Совет города Долгопрудный, Мэр города Нью-Йорка) и региональные или даже центральные по своей природе органы, действующие на местном уровне (Народный суд города Долгопрудный, Прокуратура Мытищинского района).

Читайте также:  Замороженная горбуша способ приготовления

К этой классификации можно сделать два замечания. Во-первых, разумеется, не обязательно в конкретном государстве имеется ровно три уровня органов — центральные, региональные, местные. В небольших государствах бывает два уровня (Мальта) или даже один уровень (Сан-Марино, Андорра). В очень больших государствах число уровней может быть более трех — например, система Советов в СССР в некоторых местах включала пять уровней: Верховный Совет СССР — Верховный Совет РСФСР — Московский областной Совет — Долгопрудненский городской Совет — Поселковый Совет поселка Шереметьевский. Во-вторых, следует различать понятие «орган государства» (в том числе — центральный, региональный, местный) в теории государства и права и определение «орган государственной власти» в законодательстве конкретной страны или в политико-правовых доктринах. Например, в России органы, избираемые непосредственно населением городов и районов (районный Совет депутатов, Мэр города) определены в Конституции не как органы государственной власти, а как «органы местного самоуправления». В СССР, напротив, подобные органы рассматривались как «местные органы государственной власти». С точки зрения теории государства и права, так сказать, «в первом приближении» (когда под «государством» понимается вся организация политической власти в обществе), все эти органы безусловно являются органами государства; в следующих приближениях можно, если угодно, часть организации политической власти назвать собственно «государством», а часть — «местным самоуправлением». Важно только всегда ясно понимать, о чем идет речь.

III. По характеру (объему) полномочий государственные органы можно подразделить на следующие виды:

1. Органы общей компетенции — то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Например, Государственная Дума или Правительство России могут принимать решения по широкому кругу вопросов экономики, политики, социальной сферы.

2. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Например, Министерство финансов занимается бюджетом и другими финансовыми вопросами, Министерство государственного имущества — приватизацией и другими вопросами, связанными с управлением и распоряжением государственной собственностью.

IV. По порядку принятия решений выделяются:

1. Коллегиальные — органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов. Например, Государственная Дума России принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов. Правительство России по определенному кругу вопросов также принимает решения исключительно на своих заседаниях — хотя, естественно, практически никогда не происходит реального «раскола голосов» между членами Правительства. Дело в том, что в Правительстве есть начальник (Председатель Правительства), а остальные члены Правительства — его подчиненные; поэтому Председатель Правительства в большинстве случаев может провести свою линию.

2. Единоличные — органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Например, Президент России, Генеральный прокурор России, судья (в тех случаях, когда рассматривает дело единолично). Разумеется, при подготовке решений единоличного органа может участвовать много людей (например, подготовкой указов Президента России занимается Администрация Президента; судья выслушивает мнение сторон, свидетелей, экспертов), но окончательное решение принимает один человек.

V. По субъекту формирования:

1. Представительные (формируются путем выборов, например, Государственная Дума РФ);

2. Формируются иным государственными органами (например, правительство).

VI. По способу возникновения государственные органы подразделяются на:

2. Первичные органы – эти органы не создаются никакими другими органами. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

3. Производные органы – эти органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

Читайте также:  Способы возврата займа учредителю

23 вопрос. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат –категория, характеризующая систему органов государства, отражающая статический аспект существования государства и модель органов государственной власти.

Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).

Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.

Принципы организации государственного аппарата

это исходные теоретические начала, лежащие в основе построения системы государственного аппарата, разработанные наукой, но находящие отражение в действующем законодательстве

Принципы организации государственного аппарата делятся на:

I. конституционные (базовые)

ü ст. 3 Конституции РФ

ü проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления

ü носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ — народ

ü ст. 3 Конституции РФ

ü в государстве учитывается мнение большинства и существует политический плюрализм

3) социальное ориентирование

4) разделение властей

ü ст. 10 Конституции РФ

ü согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

ü предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти

ü обеспечивает механизм сдержек и противовесов в отношении органов

ü предотвращает чрезмерное усиление власти какой-либо одной ветви власти, захват власти и присвоение властных полномочий, установление диктатуры

5) отделение церкви от государства

6) разграничение компетенций органов федерации и органов субъектов федерации

ü ч.3 ст. 11 Конституции РФ

7) отделение органов местного самоуправления от органов государства

ü ст. 12 Конституции РФ

8) верховенство права и законности

9) приоритет прав и свобод личности и гражданина

10) обеспечение контроля и надзора за деятельностью органов государства

11) независимость и верховенство правосудия

II. научные (доктринальные)

1) единство властной вертикали

2) сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решений

ü обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата

ü предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию

3) гласность деятельности органов государственной власти

ü ч. 4 ст.29 Конституции

ü обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов

ü гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников

4) экономичность деяте

5) профессионализм государственных служащих

ü создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата

ü гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны

6) соблюдение этики в деятельности органов государства льности государственного аппарата

7) недискриминация в сочетании с цензовой системой при формировании государственного аппарата

8) научная организация работы органов государства

Источник

Классифицируйте государственные органы по способу образования

Учеба запись закреплена

Классификация органов государства в современной науке вссьм.1 многообразна.

По порядку формирования выделяют представительные — изби­раемые населением органы (парламент) и назначаемые — создаваемые другими государственными органами (правительство)

По пространственным границам деятельности государственные органы делятся на центральные (президент, парламент, прави­тельство) и местные (губернаторы). Надо отметить, что не все местные органы власти относятся к государственным, например органы местного самоуправления.

Читайте также:  Какие способы измерения массы тела существуют

По характеру компетенции различают органы общей компетен­ции, распространяющие свою власть на все сферы общественной жизни (президент, правительство), и органы специальной компе­тенции, имеющие полномочия в какой-либо одной сфере жизни общества (министерства).

По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на постоянные, действующие на основе конституции, и временные, образование которых предусмотрено законом только при наличии чрезвычайной ситуации.

По составу разделяют единоличные (президент) и коллегиаль­ные (правительство, парламент) органы.

По правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламент), правоисполнительные (правительство), правоохрани­тельные (милиция, прокуратура) государственные органы.

По принципу разделения власти органы государства подразделя­ют на законодательные (парламент), исполнительные (правитель­ство), судебные.

Источник

Вопрос № 21 Понятие, признаки и классификация государственных органов

Государственный орган — это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

Основные признаки государственных органов:

а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;

б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;

в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.

Среди государственных органов различают:

в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.

Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.

Государственный аппарат — это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства — это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

  • 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
  • 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
  • 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
  • 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
  • 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
  • 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
  • 7. Имеют соответствующую материальную базу;
  • 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
  • 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

  • — органы, избираемые непосредственно народом;
  • — органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

  • — коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);
  • — единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

  • — органы общей компетенции — круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);
  • — специальной компетенции — специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

  • — высшие — распространяют свои полномочия на территорию всего государства;
  • — местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

  • — правотворческие;
  • — правоприменительные;
  • — правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

  • — постоянные;
  • — временные — создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Источник

Оцените статью
Разные способы