- Классифицируй такое животное как коза по способу питания
- Козоводство
- Описание
- Особенности питания
- Распространение
- Распространенные подвиды
- Продукция
- Самец и самка: основные отличия
- Поведение
- Размножение
- Продолжительность жизни
- Угрозы
- Классифицируй такое животное как коза по способу питания
- Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто что ест»
Классифицируй такое животное как коза по способу питания
Домашние козы являются видом парнокопытных, который принадлежит к роду горные козлы (Capra) и семейству полорогие. Эти полезные и неприхотливые животные, способны выживать при сильных морозах и жаре, плохо приспосабливаются только к повышенной влажности. Оптимальными условиями для жизни коз являются полузасушливые районы.
Козоводство
Козоводство развито во всем мире. Его продукция – это молоко, которое содержит огромное количество витаминов, а также мясо, шкура и шерсть. Козы непривередливы в пище, поедают большое количество растений (около 600 видов трав) по сравнению с прочими травоядными. Корма козе необходимо в 6 раз меньше, чем корове, и при этом она даёт около 2 литров молока.
Описание
Как у самцов, так и самок домашних коз есть бороды, а их туловище покрывает прямая шерсть. Качество и длина шерсти различаются у разных пород. Так, у ангорской козы мех длинный и шелковистый, а у кашмирской известен благодаря толстому пуховому подшёрстку. Окраска разнообразная, начиная от чистого белого цвета до тёмного бурого, чёрного и пёстрой расцветки. Рога у основания сжаты с боков, загибаются назад, а спереди есть поперечные валики.
Особенности питания
Рацион питания домашних коз состоит из травы и молодых побегов деревьев и кустарников. Они быстро поедают много еды, а между приемами корма занимаются пережёвыванием жвачки. Как и другие жвачные животные, козы накапливают пищу в одном из отделов желудка, который называется рубец. Там происходит частичное переваривание и образование комка жвачки, который коза отрыгивает и дожёвывает во рту. Домашние козы достаточно неприхотливы и способны выжить в местностях, где прочие животные страдают от голода.
Распространение
Коза стала одним из первых прирученных животных. Ее одомашнили жители Ближнего Востока, около 9000 лет назад. Предки домашних коз – дикие безоаровые козлы (Capra hircus aegagrus), которые и сейчас встречаются на греческих островах Эгейского моря, в Малой Азии, на Армянском нагорье, в Передней и Средней Азии.
Распространенные подвиды
Для домашних коз известны шесть подвидов:
- Безоаровый козёл (Capra hircus aegagrus) – встречается на территории от Турции до Афганистана.
- Чилтанская коза (Capra hircus chialtanensis) – житель Пакистана. Находится под угрозой исчезновения, популяция насчитывает около 500 особей.
- Кри-кри (Capra hircus cretica) – распространена на острове Крит и близлежащих островах.
- Capra hircus hircus – основной одомашненный подвид, встречается по всему миру.
- Capra hircus jourensis – обитатель Северных Спорад.
- Capra hircus picta – ареал включает Кикладский остров Антимилос.
Продукция
Основной продукцией, получаемой от коз, являются мясо, молоко, мех, шерсть и кожа. По направлениям продуктивности коз классифицируют на следующие породы: молочная, шёрстная, пуховая, молочно-мясо-шёрстная. К примеру, ангорскую козу разводят с целью получения шерсти. Кашмирских и оренбургских коз разводят для пуха.
Самец и самка: основные отличия
Половой диморфизм у коз проявляется в том, что самцы обычно крупнее самок, с более массивным и плотным телосложением. А у взрослых самок хорошо выражено вымя.
Поведение
Домашние козы являются нетребовательными животными, они способны довольствовать довольно скудными пастбищами. Они умеют лазать, часто пасутся в местностях, которые недоступны для другого скота. Ведут себя козы обычно миролюбиво, самцы могут становиться агрессивными в период размножения.
Размножение
Спаривание у домашних коз обычно происходит один раз в год, при этом один козёл прокрывает стадо из 30-50 самок. Беременность длится 21-23 недели, после чего на свет появляется двое козлят, в помете их может быть максимально пять. Рождаются козлята зрячими, у них хорошо развит шёрстный покров и через несколько часов после рождения они уже могут скакать и бегать.
Продолжительность жизни
Продолжительность жизни домашней козы составляет 9-10 лет, максимальная достигает 17 лет, в хозяйстве обычно используется в течение 7-8 лет.
Угрозы
Домашние козы достаточно многочисленны, угроз их существованию нет, но они сами считаются одним из самых опасных инвазивных видов. В местностях, где нет крупных травоядных животных, расселение коз часто отрицательно сказывается на биоразнообразии. Козы питаются многими растениями, из-за чего может распространяться почвенная эрозия, и сокращается численность других конкурентных травоядных видов. Для восстановления многих других видов пришлось искоренять популяции коз на примерно 120 мелких островах, куда их ранее завезли (Гавайи, Галапагосские острова, Эквадор, Новая Зеландия).
Источник
Классифицируй такое животное как коза по способу питания
Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.
Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.
У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).
Пищей в этом случае являются другие животные.
Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.
Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.
Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.
Трупоеды – питаются остатками организмов.
Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.
Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.
К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.
В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).
Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.
В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.
Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек
Источник
Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто что ест»
Цель : познакомить с классификацией животных по типу питания.
Планируемые результаты : учащиеся научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Оборудование: распечатки таблицы; карточки с заданиями; бумажные листы, цветные карандаши, ножницы для изготовления моделей.
1. Индивидуальные задания
( Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.)
— В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных.
1. Тело покрыто перьями.
2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.
4. Два крыла, две ноги.
6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком
( Ответ. Насекомые — 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.) (Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)
— Ответь на вопросы.
1) Можно ли животных уголка живой природы, например черепаху, попугая, щегла, назвать домашними?
( Ответ. Они относятся к особой группе: декоративные животные.)
2) К каким группам животных ты отнесешь жабу, ящерицу, окуня? Опиши признаки этих групп животных.
( Ответ. Жаба: земноводные, кожа влажная, часть жизни проводит в воде, другую на суше; ящерица: пресмыкающиеся, кожа сухая, покрыта чешуйками; окунь: рыбы, имеют плавники, тело покрыто чешуей.)
2. Фронтальный опрос
— Перечислите группы животных по их групповым признакам.
— Назовите представителей каждой из групп.
— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
— Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.)
— А что необходимо для роста и развития животного? (Питание.)
Сегодня на уроке будем говорить о питании животных.
1. Беседа Питание животных
— Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Медведь, заяц, волк, стриж.
— Расскажите, чем питаются эти животные. (Ответ. Медведь всеяден, то есть ест и животную, и растительную пищу. Может есть желуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши, суслики. Заяц летом ест травы, зимой — почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев. Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае нужна крупная добыча — лось или баран. Их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные, поэтому волков называют санитарами леса. Стриж ловит на лету насекомых.)
— Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищные животные, или хищники.)
— Чем еще питаются животные? (Растениями.)
— Приведите примеры животных, которые питаются растительной пищей.
— Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные.)
— А как называются животные, которые питаются насекомыми? (Насекомоядные.)
— А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? (Они едят и растения, и животных.)
( Учитель рисует на доске схему.)
Хищники Растительноядные Насекомоядные Всеядные
— Приведите примеры животных разных групп.
( Учитель записывает их под цифрами, побуждая учеников называть примеры животных всех групп.)
Хищники: лиса, енот, песец, ласка, паук, морская звезда, стрекоза, щука, ястреб.
Растительноядные: дождевые черви, моллюски, большинство насекомых, карп, сом, заяц, лось.
Насекомоядные: крот, землеройка, поползень, малиновка, уклейка, стерлядь, ящерица, выхухоль.
Всеядные: белка, барсук, медведь, ворона, галка, язь (рыба), рак.
Работа по учебнику
Животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Они начинаются с растений. Это первое звено.
Второе звено цепи — это растительноядные животные.
— Как вы думаете, почему? (Растениями питаются растительноядные животные.)
Третье звено — насекомоядные или хищные животные.
— Давайте попробуем составить цепь питания белки. Шишка -»белка -> куница.
— Прочитайте в учебнике на с. 94—95 текст о цепях питания.
— С чего начинается цепь питания? (С растения.)
— Что идет во втором звене? (Растительноядное животное.)
— Что в третьем звене? (Насекомоядное или хищное животное.)
— Составьте свои примеры цепей питания.
Кто как приспособился
— Прочитайте в учебнике текст на с. 95—96.
— Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры. (Лиса — тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы. Сова — мягкое оперение делает полет бесшумным, огромные глаза, которые прекрасно видят ночью, острые когти, изогнутый клюв.)
— Как приспособились животные к защите от хищников? Приведите примеры. (Заяц — быстрые ноги, цвет шубки зимой — белый, летом — серый. У ежа — иголки. Ящерицы отбрасывают свой хвост. У божьей коровки — едкая кровь.)
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте задание. На какие группы делятся животные по способу питания? (Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.)
— Прочитайте в первом столбике названия животных в первой строке.
— Во втором столбике прочитайте, чем они питаются.
— К какой группе относятся эти животные? (К группе насекомоядных.)
— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Синим.)
— Прочитайте названия животных во второй строке.
— К какой группе относятся эти животные? (К группе хищных.)
— Каким цветом нужно закрасить кружок? (Красным.)
— Выполните остальные задания самостоятельно. (3 — всеядные (желтым), 4 —растительноядные (зеленым).)
( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— А теперь выполните усложненное задание: приведите свои примеры животных, которые питаются разной пищей.
— Прочитайте задание. Представителей каких групп нужно записать? (Растительноядных и хищных животных.)
— Каких животных мы называем растительноядными?
— Каких животных называем хищными?
— Запишите по три названия животных каждой группы. (После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте задание. Найдите приложение к данному заданию.
— Вырежьте и наклейте рисунки на месте пропусков в цепях питания.
( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Прочитайте задание. Составьте цепь питания: волк, дуб кабан.
— Что нужно написать в первом квадрате? (Дуб.)
— Почему кабан, а не волк? (Кабан относится к растительноядной группе животных.)
— Что запишем в последнем квадрате? (Волк; относится к хищникам.)
— Составьте вторую цепь питания из данных представителей. Поставьте стрелки.
— В последней строчке вам самим нужно подобрать три представителя для цепи питания и записать ее.
( После выполнения задания проводится проверка.)
— Прочитайте задание. Выполните его.
( После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
— Выполним усложненное задание: вспомните и запишите свои примеры животных.
( После выполнения задания проводится проверка.)
1. Работа в группах
— Изготовьте из бумаги модели цепей питания, представленных в учебнике, или составьте свои. Проверьте друг друга с помощью иллюстраций, текста учебника на с. 94 и атласа-определителя. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
Доброе слово о хищниках
— Надо ли уничтожать хищных животных? (Ответы учеников.)
— Прочитайте в учебнике текст на с. 97.
— Почему необходимо беречь и охранять хищников? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о питании животных. Затем второй учащийся читает стихотворение.)
Про всех на свете
Все-все, все на свете,
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
И кто делает яд.
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны —
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
— Почему цепи питания начинаются с растений? (Только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.)
— Что произошло бы, если на Земле не осталось бы лягушек, змей, сов, стрекоз? (Не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные.)
Итак, животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
— На какие группы делятся животные по способу питания?
— Назовите животное и группу, представителем которой оно является.
1. Учебник: прочитать текст на с. 94—97, ответить на вопросы; раздела «Проверь себя» на с. 96.
Источник