Классификация звуков по способу артикуляции
1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
2) способ артикуляции;
3) место артикуляции;
4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;
5) место резонирования.
По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:
1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б’, д,д’, г,г’, в,в’, з,з’, ж,ж’;
2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л’, р,р’, м,м’, н,н’, и (j),
3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п’, т,т’, к.к’, ф,ф’, с,с’, х, ц, ч’, ш, щ.
По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:
1) смычные — смычно-взрывные: б,б’, п,п’, д,д’, т,т’, г,г’, к,к’ и смычно-проходные: м,м’, н,н’, л,л’;
2) щелевые (фрикативные): в,в’, ф,ф’, з,з’, с,с’, ш, ж, щ, х,х’, и (j),
По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:
1) губные — губно-губные: м,м’, п,п’, б,б’ и губно-зубные: ф,ф’, в,в’.
2) язычные — язычно-зубные: т,т’, д,д», н,н’, с,с’, з,з’, ц; язычно-альвеолярные: л,л’, р,р’; язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ; язычно-средненёбные: к’, г’, х’,’й (j); заднеязычные (задненёбные): г, к, х.
По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:
1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;
2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.
По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:
2) ротовые: все остальные согласные.
Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.
Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.
Таблица 2 Классификация согласных
Источник
Артикуляционные классификации.
3. Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
· ротовые — все остальные.
Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.
4. Классификация согласных звуков по способу образования:
Согласные звуки образуются благодаря созданию преграды в ротовой полости.
Имеется пять основных видов преград:
· смычно-взрывные — смычка, взрываемая воздушной струей- [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];
· смычно-проходные — смычка с одновременным проходом воздуха- [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];
· щелевые (фрикативные) — щель, в которую проходит воздушная струя — [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], Щ, йот, х, хь
· смычно-щелевые (аффрикаты) — смычка, переходящая в щель [ц], [ч];
· дрожащие (вибранты) |р], [р’].
Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель. Именно они и звуки, включающие в себя элемент щели (смычно-щелевые и дрожащие), наиболее часто нарушаются, так как для детей создание преграды в форме щели является наиболее трудным из-за невозможности использования зрительного и кинестетического контроля. В этой группе звуков обычно не нарушаются [ф], [ф’], [в], [в’], так как ребенок видит их артикуляцию (зрительный контроль) и легко ощущает тыльной стороной руки направленную воздушную струю (тактильный контроль).
5. Классификация согласных звуков по месту образования:
· губно-зубные [ф], [ф’], [в], [в’];
· переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [р’], [ш], [ж], [щ], [ч];кончик языка внизу — [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
· заднеязычные [к], [к’], [г], [г’j, [x], [х’].
Все нарушаемые звуки у детей относятся к группе язычных, из них наиболее часто нарушаемые звуки находятся в группе переднеязычных. Это обусловлено более тонкими, дифференцированными движениями этой части спинки языка, образующей различные преграды (смычку — [т], [т’], [д], [д’]; смычку с одновременным проходом воздуха — [н], [н’], [л], [л’]; вибрацию — [р], [р’]; щель — [ш], [ж], [щ], [с], [с’], [з], [з’]; смычку, переходящую в щель, — [ч], [ц]). При этом передняя часть спинки языка может работать одновременно с кончиком языка: и кончик и передняя часть спинки языка поднимаются вверх ([т], [д], [н], [л], [л’], [р], [р’], [ш], [ж], [щ], [ч]) или кончик языка находится за нижними зубами (резцами), а передняя часть поднимается вверх и образует преграду с альвеолами ([т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]). Поэтому одних детей может затруднять первая группа звуков, других — вторая, а в некоторых случаях — обе группы. В этой группе звуков обычно не нарушаются [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], поскольку они взрывные, мгновенные, то детям их произносить легче.
6. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
· твердые [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
В русском языке смягчение является дифференциальным признаком (лук-люк, вол — вел, кон — конь). Характерным для мягких звуков является дополнительная артикуляция — подъем средней части спинки языка к твердому нёбу (палатализация, или йотовая артикуляция).
Эта артикуляция всегда присутствует при произнесении [j], [щ], [ч], поэтому они всегда мягкие, и отсутствует при [ш], [ж], [ц], поэтому они всегда твердые. Остальные согласные звуки парные по твердости и мягкости. При образовании парного мягкого звука сохраняется артикуляция твердого звука этой пары и к ней добавляется дополнительная йотовая артикуляция, которую детям увидеть или ощутить практически невозможно, что затрудняет различение этих пар звуков на слух и приводит к нарушению смягчения. И только при трех парах звуков [т-т’], [д-д’], [н-н’] меняется основная артикуляция: при твердых [т], [д], [н] кончик вместе с передней частью спинки языка находится за верхними зубами, а при мягких [т’], [д’], [н’] кончик языка — за нижними зубами, а передняя часть спинки языка — вверху у альвеол. Это можно и увидеть и ощутить. Использование зрительного контроля при дифференциации этих пар звуков дает возможность ребенку не только ощутить разницу в положении органов артикуляционного аппарата, но и одновременно направляет его внимание на различие в их звучании. Работа над умением различать эти три пары звуков не только по артикуляции, но и на слух будет являться базой для коррекционной работы логопеда по дифференциации тех пар твердых и мягких звуков, которые нарушены у детей.
7. Классификация гласных звуков по степени подъема языка в ротовой полости:
· верхний подъем — [и], [ы], [у];
· средний подъем — [э], [о];
· нижний подъем — [а].
При гласных преграды в ротовой полости для выходящей воздушной струи нет, но нижняя челюсть опускается по-разному, язык меняет свое положение и поэтому меняется форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных. Чем шире раскрыт рот, тем она больше (гласный нижнего подъема — [а]), средняя степень звучности (гласные среднего подъема -[э], [о]), минимальная звучность (гласные верхнего подъема — [ы],
При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя — [и], [э]; средняя -[ы], [а]; задняя — [у], [о]), меняя тем самым объем и форму полости рта.
8. Классификация гласных звуков с учетом лабиализации (работы губ): лабиализованные — [о], [у], нелабиализованные[и], [э], [ы], [а] .
В потоке речи звуки не произносятся изолированно и могут приобретать различные оттенки в зависимости от позиции в слове. Так, глухие звуки могут озвончаться, а звонкие, наоборот, оглушаются. Рядом с носовыми звуками (м,мь,н,нь) носовой оттенок приобретают гласные и согласные звуки. Эти особенности артикуляции обычно не осознаются, но при подборе речевого материала их следует учитывать.
Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 3270 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал по логопедии на тему
На основе классификации составляются профили звуков русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.
По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:
Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.
В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.
Различаются гласные по следующим признакам:
1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.
По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):
- гласные переднего ряда: [и] [э];
- гласные среднего ряда: [ы] [а];
- гласные заднего ряда: [у] [о];
2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:
- гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];
- гласные среднего подъема: [э], [о];
- гласные нижнего подъема: [а];
3. По наличию или отсутствию лабиализации , т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:
- гласные лабиализованные: [у], [о];
- гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:
1. Классификация согласных звуков по способу образования:
- щелевые (фрикативные) [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х’];
- смычно-взрывные [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];
- смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
- смычно-проходные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];
- дрожащие (вибранты) [р], [p’]
Щелевые звуки — препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.
Смычно-взрывные — органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно-щелевые — смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.
Смычно-проходные — органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие — вибрирует поднятый кончик языка.
2.Классификация согласных звуков по месту образования :
- переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [p’J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу — [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];
- среднеязычные [j];
- заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]
3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие: [j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;
твердые: [ш], [ж], [ц] — всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др
4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:
По акустическим признакам выделяют:
Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.
5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок
Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.
Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
- звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
- звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
- глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
- глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков :
свистящие с, с’, з, з’, ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п’, в’, ч, щ и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Звуки русского языка»
Консультация для родителей «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» — «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».
Какими бывают звуки русского языка?
Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка. В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку .
Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.
Источник