- КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО РАЗНЫМ ПРИЗНАКАМ
- Информация и данные. Классификация информации по месту возникновения, стабильности, стадиям обработки, способу отображения, выполняемым функциям. Системы классификации и кодирования информации.
- Классификация видов информации по способу представления по месту возникновения по стадиям обработки
- Виды информации по способу восприятия
- Виды информации по форме представления:
- Виды информации по общественному значению:
- Свойства информации
- 1. Объективность информации
- Пример:
- 2. Достоверность информации
- 3. Полнота информации
- Пример:
- 4. Актуальность
- 5. Полезность или бесполезность (ценность) информации
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО РАЗНЫМ ПРИЗНАКАМ
Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.
На рис. 2.8 приведена одна из схем классификации циркулирующей в организации (фирме) информации. В основу классификации положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления.
Место возникновения. По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.
Входная информация — это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.
Выходная информация — это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).
Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.
Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация — за пределами объекта.
Пример 2.18. Содержание указа правительства об изменении уровня взимаемых налогов для фирмы является, с одной стороны, внешней информацией, с другой стороны — входной. Сведения фирмы в налоговую инспекцию о размере отчислений в госбюджет являются, с одной стороны, выходной информацией, с другой стороны — внешней по отношению к налоговой инспекции.
Стадия обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.
Первичная информация — это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.
Вторичная информация — это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результатной.
Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.
Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.
Пример 2.19. В художественном цехе, где производится роспись чашек, в конце каждой смены регистрируется общее количество произведенной продукции и количество расписанных чашек каждым работником. Это первичная информация. В конце каждого месяца мастер подводит итоги первичной информации. Это будет, с одной стороны вторичная промежуточная информация, а с другой стороны — результатная. Итоговые данные поступают в бухгалтерию, где производится расчет заработной платы каждого работника в зависимости от его выработки. Полученные расчетные данные — результатная информация.
Способ отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.
Текстовая информация — это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).
Графическая информация — это различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки и т.д.
Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).
Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.п.
Постоянная (условно-постоянная) информация — это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:
постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков. Например, табельный номер служащего, профессия работника, номер цеха и т.п.;
постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы. Например, размер налога на прибыль, стандарт на качество продуктов определенного вида, размер минимальной оплаты труда, тарифная сетка оплаты государственным служащим;
постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели. Например, план выпуска телевизоров, план подготовки специалистов определенной квалификации.
Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).
Плановая информация — информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.
Пример 2.20. Плановой информацией фирмы могут быть такие показатели, как план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.
Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.
Пример 2.21. Нормативно-справочной информацией на предприятии являются:
время, предназначенное для изготовления типовой детали (нормы трудоемкости);
среднедневная оплата рабочего по разряду;
адрес поставщика или покупателя и т.д.
Учетная информация — это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.
Пример 2.22. Учетной информацией являются: количество проданной продукции за определенный период времени; среднесуточная загрузка или простой станков и т.п.
Оперативная (текущая) информация — это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.
Пример 2.23. Оперативной информацией являются:
количество изготовленных деталей за час, смену, день;
количество проданной продукции задень или определенный час;
объем сырья от поставщика на начало рабочего дня и т.д.
Источник
Информация и данные. Классификация информации по месту возникновения, стабильности, стадиям обработки, способу отображения, выполняемым функциям. Системы классификации и кодирования информации.
Информация и данные. Классификация информации по месту возникновения, стабильности, стадиям обработки, способу отображения, выполняемым функциям. Системы классификации и кодирования информации.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах, состоянии, которые уменьшают степень неопределенности, неполноты знаний.
Информация — концептуально связанные данные между собой, изменяющие представление о мире и окружающих явлениях.
Данные — признаки или наблюдения, которые не используются, а лишь хранятся.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая — совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в непроизводственной и производственной сфере.
При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель, а также канал связи. Для потребителя важной характеристикой информации является ее адекватность — определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту и процессу.
Классификация-система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком.
· Классификация по месту возникновения — входная, выходная, внутрення, внешняя.
· По стадиям обработки – первичная (возникает в процессе деятельности), вторичная (получается в результате обработки первичной) и бывает промежуточная (исходные данные для последующих расчетов) и результатная (для выработки управленческих решений).
· По способу отображения – текстовая (алфавитные, цифровые символы) и графическая (графики, диаграммы, рисунки).
· По стабильности – переменная (меняется для каждого случая как по назначению так и кол-ву) и постоянная (условно-постоянная — неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени).
· По функциям управления: экономическая информация плановая, учетная, нормативно-справочная, оперативная.
Системы классификации и кодирования информации
Разработаны три метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный.
Эти методы различаются разной стратегией применения классификационных признаков. Рассмотрим основные идеи этих методов для создания систем классификации.
Системы кодирования.
Кодирование — это процесс присвоения условных обозначений объектам и классификационным группам по соответствующей системе кодирования.
Система кодирования — это совокупность правил обозначения объектов и группировок с использованием кодов.
Код — это условное обозначение объектов или группировок в виде знака или группы знаков в соответствии с принятой системой. Код базируется на определенном алфавите (некоторое множество знаков). Число знаков этого множества называется основанием.
Особенностью регистрационных систем кодирования является их независимость от применяемых систем классификации. Регистрационные коды используются для идентификации объектов и передачи информации об объектах на расстояние. К регистрационным системам относятся порядковая и серийная системы кодирования.
Классификационные коды используют для отражения классификационных взаимосвязей объектов и группировок и применяются в основном для сложной логической обработки экономической информации на компьютере, отсюда вытекают требования: однозначности отображения классификационных взаимосвязей объектов и их группировок и обеспечения максимальной простоты программирования.
Выбор конкретной системы кодирования зависит от объема кодируемой номенклатуры, ее стабильности, от задач, стоящих перед системой, и от показателей эффективности обработки информации при использовании какой-либо системы.
Билет 18
Информация и данные. Классификация информации по месту возникновения, стабильности, стадиям обработки, способу отображения, выполняемым функциям. Системы классификации и кодирования информации.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах, состоянии, которые уменьшают степень неопределенности, неполноты знаний.
Информация — концептуально связанные данные между собой, изменяющие представление о мире и окружающих явлениях.
Данные — признаки или наблюдения, которые не используются, а лишь хранятся.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая — совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в непроизводственной и производственной сфере.
При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель, а также канал связи. Для потребителя важной характеристикой информации является ее адекватность — определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту и процессу.
Классификация-система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком.
· Классификация по месту возникновения — входная, выходная, внутрення, внешняя.
· По стадиям обработки – первичная (возникает в процессе деятельности), вторичная (получается в результате обработки первичной) и бывает промежуточная (исходные данные для последующих расчетов) и результатная (для выработки управленческих решений).
· По способу отображения – текстовая (алфавитные, цифровые символы) и графическая (графики, диаграммы, рисунки).
· По стабильности – переменная (меняется для каждого случая как по назначению так и кол-ву) и постоянная (условно-постоянная — неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени).
· По функциям управления: экономическая информация плановая, учетная, нормативно-справочная, оперативная.
Источник
Классификация видов информации по способу представления по месту возникновения по стадиям обработки
Классификация – это разбиение на группы по определенным признакам.
Классификация информации
По способам восприятия | По форме представления | По общественному значению |
Визуальная Аудиальная Тактильная Обонятельная Вкусовая | Текстовая Числовая Графическая Музыкальная Комбинированная | Массовая — обыденная — общественно-политическая — эстетическая Специальная — научная — производственная — техническая — управленческая Личная — знания — умения — навыки — интуиция |
Виды информации по способу восприятия
У человека пять органов чувств, с их помощью человек получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Органы чувств | Вид информации |
Зрение | Визуальная |
Слух | Аудиальная |
Обоняние | Обонятельная |
Вкус | Вкусовая |
Осязание | тактильная |
Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% — при помощи органов слуха <аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
Виды информации по форме представления:
Виды информации по общественному значению:
- личная (знания, умения, навыки, интуиция);
- массовая (общественная, обыденная, эстетическая);
- специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Свойства информации
1. Объективность информации
Информация — это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Пример:
Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22′ С» — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.
2. Достоверность информации
3. Полнота информации
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Пример:
Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: «Недоученный хуже неученого».
4. Актуальность
Актуальность — важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
5. Полезность или бесполезность (ценность) информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Источник