Классификация урока по способу проведения урока

Типы уроков

Типология уроков представляет собой классификацию уроков по типам по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям. При выборе типа урока необходимо помнить о логике изучения учебного материала ( восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение). Кроме того, при выборе типа урока необходимо помнить о том, что на предметом материале должны формироваться универсальные учебные действия учащихся, а для этого необходимо увеличение доли самостоятельной работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

1. Классификация уроков по дидактическим целям:

— урок совершенствования знаний, умений, навыков;

— урок изучения нового материала;

— урок обобщающего повторения;

— урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью.

2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:

3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

— урок-экскурсия и др.

4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:

— урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;

— урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;

— урок работы в малых группах;

— урок коллективного способа обучения.

5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:

6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:

7. Классификация уроков по структуре учебной деятельности .

В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем.

Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова используется классификация уроков по структуре учебной деятельности, включающая:

Урок постановки учебной задачи.

Урок преобразования условий учебной задачи.

Урок преобразования модели.

Урок построения системы конкретно-практических задач

Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).

При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия.

8. По способам создания учениками собственного образовательного продукта и типам образовательной продукции

В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, организационно-деятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения.

1. Уроки когнитивного типа:

— урок исследования объекта;

— урок постановки проблем и их решение;

— урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);

— урок конструирования теорий;

— урок-концепт, построение картины мира или ее части;

— урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);

— урок философского обобщения.

2. Уроки креативного типа:

— урок составления и решения задач;

— урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

— урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического) творчества;

— урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);

— урок — эвристическая ситуация;

— сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);

— урок-путешествие (реальное, виртуальное);

— урок-наоборот (ученик в роли учителя);

— урок в школе будущего;

— урок защиты творческих работ;

— урок творческого обобщения.

3. Уроки оргдеятельностного типа:

— урок разработки индивидуальных образовательных программ;

— урок защиты индивидуальных образовательных программ;

— уроки с группой работой;

— урок-проект (с использованием метода проектов);

— урок самооценок (взаимооценок);

4. Уроки коммуникативного типа:

— бинарный урок (ведут два учителя);

— урок-«суд над явлением»;

Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На основе названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения.

Источник

Типы и виды уроков: классификация

Урок остается основной формой организации учебного процесса. При всем разнообразии уроков (даже в рамках одного предмета), выделяют некоторые общие черты всех занятий в школе: временные рамки (45 минут), определенное количество участников (учитель, ученики одного класса). При этом предполагается, что учитель является организатором деятельности на уроке, методически подготовлен, а урок организован в соответствии с конспектом и поурочным планом.

Выбор типа и вида урока зависит от дидактических целей, которые ставит педагог, от возрастных особенностей детей, от степени подготовленности учеников и от оснащенности школы. При этом один и тот же тип урока может иметь несколько видов (структур) уроков.

Традиционная классификация уроков: основные типы и виды

В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

  • Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

  • Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

  • Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе.

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.

  • Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

  • Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.

Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Читайте также:  1с бух способы учета ндс

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

Типы уроков в коррекционной школе, или уроки в школе VIII вида

Особенность уроков в коррекционных школах в том, что все они должны содержать этап коррекционно-развивающей работы, быть построены на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам. А также для уроков в школе VIII вида обязательно строгое соблюдение ЗОТ на каждом занятии.

Классификация типов урока в 8 школе

  • Пропедевтический тип — подготавливает учеников к восприятию нового знания.
  • Урок получения нового знания.
  • Урок закрепления новых знаний.
  • Урок обобщения и систематизации.
  • Урок проверки и оценки знаний.
  • Урок коррекции знаний.
  • Комбинированный урок.

Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»

Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.

Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:

  • Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
  • Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
  • Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
  • Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
  • Урок контроля и коррекции ЗУН.

Особенности классификации типов уроков по предмету «Физическая культура»

Физкультура — специфический предмет в школе, который, как и предмет «Технология» направлен, прежде всего, на усвоение практических навыков и умений.

В методике преподавания физической культуры в школе принята следующая классификация:

  • Уроки общего физического воспитания.
  • Уроки физ. воспитания с профессиональной направленностью.
  • Уроки физ. воспитания со спортивной направленностью.
  • Уроки лечебной физкультуры.

В рамках каждой группы выделяют различные виды уроков, исходя из дидактических целей и предметного содержания.

Так, принято выделять следующие виды уроков по физической культуре:

  • Вводные (теоретические уроки, которые проводятся в начале года/четверти и при изучении новой технологии, умения).
  • Комбинированные уроки.
  • Развивающие и восстанавливающие уроки.
  • Уроки совершенствования.
  • Уроки проверки и контроля ЗУН.

После введения ФГОС классификация основных типов уроков несколько изменилась. О типах и видах уроков по ФГОС вы можете узнать на нашем сайте. См. также Формы и методы работы по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Типы и виды уроков
методическая разработка

выступление от 10.04.2018

Скачать:

Вложение Размер
tipy_i_vidy_urokov._sovremennye_trebovaniya_k_uroku._.doc 93 КБ

Предварительный просмотр:

Типы и виды уроков. Современные требования к уроку.

1 Урок, как основная форма обучения

2.Типы и виды уроков

3. Современные требования к уроку.

4.Нестандартные уроки их характеристика.

1. Урок, как основная форма обучения.

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга.

Для урока характерны специфические признаки:

1.Постоянная группа обучающихся.

2.Руководство педагогом, деятельности обучающихся с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.

3.Овладение основным изученным материалом на уроке.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.

2. Типы и виды уроков

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков)

1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок — лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков)

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

1. Организационная чёткость педагогического процесса.

2. Системный характер обучения.

3. Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4. Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1. Учитель ограничен временными рамками.

2. Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3. Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.

3. Современные требования к уроку.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

— чёткое определение места урока среди других уроков,

— соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки обучающихся,

— учёт принципов целостного педагогического процесса,

— выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

— наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

— формирование памяти, внимания и мышления школьников,

— воспитание нравственных качеств личности,

— развитие познавательного интереса и мотивов,

— соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

— развитие творческих способностей,

— создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

— наличие продуманного плана проведения урока,

— чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

— создание рабочеё дисциплины,

— использование средств обучения и информационных технологий,

— завершённость урока, его гибкость и подвижность.

3. Нестандартные уроки их характеристика.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На это массовая школа ответила практически нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся:

— одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации образования.

— другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ:

2.уроки — деловые игры

3. уроки – пресс-конференции

4. уроки – соревнования

5. уроки типа КВН

6. театрализованные уроки

7. уроки – консультации

8. компьютерные уроки

9. уроки – творчества

10. уроки – аукционы

11. уроки – зачёты

12. уроки – формулы

13. уроки – конкурсы

16. уроки – фантазии

17. уроки – концерты.

В разряд не стандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали, как вспомогательные, внеклассные, внеурочные.

Нестандартные уроки больше нравятся обучающимся, поэтому следует практиковать такие уроки.

Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.

  • Учащиеся не должны отвечать на вопросы викторины, им необходимо лишь проставить на листочках номер вопроса и оценку. Если учащийся знает ответ на «отлично», ставит «5», если знает хуже – «4», ниже этой оценки ученик просто ставит прочерк. В конце урока, ответив на все 40 вопросов, ученик складывает количество отличных оценок, и если их оказывается не менее 90%, то учитель без проверки ставит в журнале оценку «5». Если количество пятерок составляет 50%, а остальные четверки, то учитель ставит в журнал оценку «4».
  • Учащиеся отвечают на вопросы викторины, затем учитель собирает ответы и отдает их тем из учеников, кто хотел бы дома проверить правильность ответов, выставить оценки и сообщить учителю. (Кстати, оба варианта предполагают высокую степень доверия учителя своим ученикам и не менее высокую степень познавательной активности учащихся, их интереса к предмету и учителю).
  • Проводится как один из этапов урока-викторины. Учащиеся задают вопросы по возможной тематике викторины учителю, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценки.

Обычный урок, он же комбинированный – гордость и высочайшее достижение знаниевой парадигмы, один из столпов административно-командной конфронтационной педагогики. Именно он в своем наихудшем исполнении оттолкнул от знаний в разные эпохи миллионы детей, именно он способствует ухудшению здоровья учеников, именно он позволяет пополнять в значительной степени число юных бандитов и уголовников, именно он мало чему учит и много чего разрушает. Его главные показатели: авторитарный способ передачи знаний («я его заставлю знать мой предмет»), фронтальные, как правило, не монологические, формы работы, работа учителя по раз и навсегда накатанному материалу, превалирование опроса (читай-контроля) над сотрудничеством, развитием, активным включением учеников в индивидуальном и микрогрупповом режиме в творческую, поисковую, созидательную деятельность.

Понятно, что уроки в рамках педагогики сотрудничества требуют гигантской подготовительной работы, больших знаний, если хотите, готовности души, и по мере выхода России из системного нравственного, экономического, политического, культурного, социального кризиса будет расти и число новых, интересных, современных уроков. А сейчас тем не менее большинство уроков в нашей стране носит комбинированный, архаический характер, но следует оговориться, что форма урока по-настоящему хорошего, душевного, любящего свое дело учителя может не мешать, а помогать ему в его устремлениях, работе, повышении качества обучения.

Рассмотрим фазы комбинированного урока в двух вариантах:

1-я фаза. Оргмомент. Это обязательное условие барачно-лагерной, авторитарной педагогики. Требования, жесткое включение в деятельность, главное – форма и дисциплина.

1-я фаза (вариант). Организационно-психологический момент – ведущий элемент гуманистической педагогики. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно-душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость, игровое начало.

2-я фаза. Опрос. Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.

2-я фаза (вариант). Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока запугивающего, инквизиторского начала.

3-я фаза. Изложение нового материала. Учитель под запись или без требует, чтобы дети, внимательно слушая, запомнили и поняли смысл излагаемых фактов, событий, принципов, подходов – работает только память и пассивно используемый визуально-звуковой ряд.

3-я фаза (вариант). Учитель организует познавательную деятельность и активность учащихся в связи с изучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до урока, метод графической записи, звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений и т.д.

4-я фаза. Закрепление изученного материала. Подтверждает провал предыдущих фаз, демонстрирует отсутствие активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи.

4-я фаза (вариант). Позволяет обсудить главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного – опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.

5-я фаза. Выдача домашнего задания. На доске мелом написать номер параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: «Буду спрашивать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!»

5-я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.

Второй вариант возможен только у творческого учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети!

Требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.

  • 1-й этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.
  • 2-й этап. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.
  • 3-й этап. Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.
  • 4-й этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.
  • 5-й этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого простраивается тематика возможных проектов.

Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решать в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон (как правило, это экспертный или научно-методический совет школы); результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.

Лучше всего становится понятной технология проведения этого урока, если проиллюстрировать ее следующими примерами.

Тема урока: «Выявить плюсы и минусы основных антивирусных программ?». Ученики ведут предварительный поиск и докладывают результаты поисков на уроке.

Ребята изучают , делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории . Показывают затем их с помощью электронных карт и программы 2Gis.

В начале года учитель распределяет среди пожелавших учащихся (микрогруппы в составе двух-трех человек) темы уроков, которые они захотят провести в полном объеме. Затем начинается длительная подготовительная, исследовательская, если нужно – поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению урока учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается детальный план, если это необходимо, проводятся репетиции, и в назначенное время один представитель микрогруппы ведет урок, остальные выступают в качестве ассистентов. В конце урока все ученики класса выставляют оценку за проведенный урок, учитель выводит средний балл и проставляет его всем членам микрогруппы. После проведенного урока учитель проводит вместе «с педагогами на час» полный разбор урока. Интересно, что в составе микрогруппы могут оказаться учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разными оценками, разным подходом к учению, но совместная работа над проектом позволяет понять и почувствовать, как трудно и вместе с тем интересно готовить и давать урок, взаимодействовать с другими, оценивать чужой труд, поддерживать дисциплину на уроке.

9. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

  • Ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы.
  • Ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и участие.

10. УРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Этот урок обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:

1-й способ. Несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.

2-й способ. Учащиеся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы.

11. ПРОБЛЕМНО-ОБУЧАЮЩИЙ ЗАЧЕТ КАК ФОРМА УРОКА

Этот урок можно провести на дифференцированной основе.

Левый ряд в классе получает задние внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно ученики, сидящие за одной партой, задают друг другу вопросы и отвечают на них (дополняя друг друга), не заглядывая в учебник. Каждый ученик выставляет по итогам работы оценку своему партнеру.

Каждая пара учеников среднего ряда получает задание на основании текста учебника подготовить наибольшее количество оригинальных вопросов, заданий, тестов. Затем они передаются ученикам на соседней парте, которые, изучив потупившие материалы, выставляют оценку.

Третий ряд в полном составе садится полукругом у стола учителя. Учитель предупреждает детей, что оценке подлежат не только знания, но и логика, оригинальность суждений. Учитель выполняет роль проблематизатора и консультанта. Оценки при этой форме работы ниже «4» и «5» не выставляются.

12 ДЕЛОВЫЕ, РОЛЕВЫЕ, СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться.

13. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погружения в разных жанрах с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80 процентов урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используют различные способы воздействия на учащегося: видео-, художественный, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

14. УРОК – ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ

Один из вариантов: каждому ученику или микрогруппе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Его (их) задача – на основе изучения материалов провести глубокий анализ представленных документов; разработать технологию решения проблемы или проект нового документа; выявить несостыковки, ошибки, неверные подходы в имеющихся решениях; написать заключение (вывод) о целесообразности и приемлемости данного подхода, затем представитель каждой группы или автор с наработанными материалами предъявляет и защищает наработки на пленарном заседании (перед всем классом).

15. УРОК – ФАНТАЗИЯ

  • Дети садятся в кружок, учитель начинает, и затем по кругу дети продолжают придумывать роман на любую познавательную тему.
  • Дети получают краски и листы, на которых они изображают в картинках свое будущее, свои пожелания, свое отношение к людям.
  • Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.

16. УРОК – СПЕКТАКЛЬ (ИНСЦЕНИРОВКА)

Ученики играют на уроке поиск открытий, встречу героев, роли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.

Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством.

  • Составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий и т.д. Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном.
  • Класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диагноз, предлагается лечение.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности.

НЕТРАДИЦИОННЫМИ МОГУТ БЫТЬ И ЛЕКЦИИ

1. Урок – лекция «Визуализация»- т.е. информация такой лекции выполняется в таблицах и опорных схемах.

2. Урок – лекция «Парадокс» — т.е. преподаватель умышленно допускает неточности, заранее предупредив об этом студентов.

Цель – развить внимание и критичность мышления обучающихся опираясь на их имеющийся опыт и знания.

  1. «Бинарные» лекции – т.е. лекции ведут два преподавателя.

ВЫВОД: нестандартные уроки – это не обычные по замыслу, организации и методики их проведения. Они больше нравятся, чем традиционные уроки. Поэтому практиковать такие уроки нужно всем педагогам, но не превращать их в главную форму обучения.

Источник

Читайте также:  Виды гемостаза самопроизвольная остановка временные способы окончательные способы
Оцените статью
Разные способы