Словообразование
Словообразование
1. Основные способы словообразования в современном русском языке. 6
2. Практический анализ новообразований 80-90-х гг. 20
Список литературы. 28
Введение.
Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатляются в новых словах и новых значениях.
Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, эпоху кризиса экономики, отличительной чертой которой стала раскрепощённость языка, ослабление «внутреннего цензора» и как следствие – обилие всевозможных новообразований.
Как показывают наблюдения, новообразования последнего времени широко представлены в языке газеты. Источником языкового материала в нашей работе также является язык периодической печати. Это объясняется тем, что газета, как один из видов массовой коммуникации, разносторонне и быстро отражает события каждого нового дня. В наши дни газета – самый чуткий регистратор новых слов, значений, словосочетаний. Она значительно быстрее всех других жанров письменной речи отражает сдвиги, которые происходят во всех сферах жизни общества, и в большинстве случаев является первым письменным источником, фиксирующим появление новых слов, значений и выражений, претендующих на вхождение в общеупотребительную лексику.
Появление новых слов непосредственно в языке газеты и, кроме того, «посредничество газеты» при переходе новых слов в общеупотребительную лексику – все это может служить иллюстрацией особенностей словообразовательных процессов в языке. Кроме того, именно в газете возникают и определяются многие важнейшие тенденции развития современного русского литературного языка.
По нашим наблюдениям, проведенным во время написания курсовой работы, только в одном номере газеты можно найти свыше пятидесяти новообразований, не зарегистрированных в каких – либо словарях и картотеках.
Учитывая такой поток новообразований, зарегистрированных на страницах периодической печати, мы выбрали определенный временной отрезок – восьмидесятые – девяностые годы нашего столетия.
Нам представляется, что анализ новообразований в этих временных рамках позволит сделать некоторые выводы о появлении новых слов в пределах определенного отрезка времени, определить возрастание или затухание продуктивности той или иной словообразовательной моде
Следует отметить, что зафиксированные слова мы называем объединяющим термином «новообразования». Дело в том, что в лингвистике до сих пор нет общепринятого понимания терминов «неологизм», «окказионализм», «потенциальное слово».
При широком толковании к неологизмам относят новые факты языка, различные индивидуально – авторские образования, новые фразеологические обороты.
При узком понимании термина к неологизмам относят те «новые единицы лексической системы языка, которые возникли в силу общественной потребности дать имя новому предмету или выразить новое понятие и которые функционируют в речи в качестве готовых, воспроизводимых единиц»
В связи с неоднозначностью самого понятия «неологизм» имеется разнобой в классификации новых слов.
Среди новообразований русского языка мы выделяем две категории: неологизмы и окказионализм (последние на словообразовательном уровне дифференцируются на потенциальные и окказиональные слова). Термин «окказионализм» широко используется в лингвистической литературе, но общепризнанного определения окказионального слова нет. Очевидно, это связано с неоднородностью классификационных признаков, положенных в основу определения термина.
Противопоставление данных разрядов имеет смысл лишь при словообразовательном аспекте исследования: потенциальные слова образуются по продуктивным словообразовательным моделям, а окказиональные – по малопродуктивным, непродуктивным и окказиональным моделям. В нашей работе степень продуктивности моделей учитывается, но не является основополагающей, следовательно, разграничение потенциальных и окказиональных слов не представляется нам необходимым. Это позволяет применить объединяющий термин «окказиональные слова» и синонимичный – «новообразования» и трактовать их как новообразования, характеризующиеся индивидуально – языковой принадлежностью и не воспроизводимостью в общем, языке.
Необходимо отметить, что далеко не весь собранный материал нашел отражение в этой работе, в которую вошли лишь наиболее интересные, с нашей точки зрения, новообразования, демонстрирующие наиболее активные словообразовательные процессы современного словопроизводства.
1. Основные способы словообразования в современном русском языке
За последние тридцать лет изучение русского словообразования значительно активизировалось. Появилось большое количество монографий, посвященных проблемам дериватологии. Начиная с 70-х годов вышли работы Земской Е.А. («Современный русский язык. Словообразование»), Шанского Н.М. (« Очерки по русскому словообразованию»), Янценецкой М.Н. («Семантические вопросы теории словообразования», Ермаковой О.П. (« Лексические значения производных слов в русском языке») и другие. В 1985 году появился «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова и его авторского коллектива , позднее — монографии Е.А. Земской «Словообразование как деятельность» и И.С. Улуханова « Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация».
Первую классификацию способов русского словообразования представил В.В. Виноградов в работах начала 50-х годов. Он выделил следующие способы морфологического словообразования:
1) фонетико-морфологический, бес суффиксальный способ, 2) суффиксальный, 3) префиксальный, 4) смешанный, суффиксально – префиксальный, а также следующие способы – синтаксические: морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-сематический .
С началом активного пополнения исследований в области словообразования складывается традиционная классификация способов словообразования в русском языке. Она представлена, прежде всего, в «Русской грамматике» 1980 года и в статье А.Н. Тихонова «Основные понятия русского словообразования».
Итак, согласно традиционной классификации способов словообразования, в современном русском языке действуют следующие способы:
I. Способы образования слов, имеющих одну мотивирующую основу.
В состав форманта входит словообразовательный суффикс, а также (в именных словах) система словообразовательных аффиксов мотивированного слова. Суффикс может быть материально выраженным или нулевым.
2). Префиксация. Формантом является префикс.
Формантом является постфикс. Префикс и постфикс присоединяются к целому слову, а не к основе, как суффикс. При префиксации и постфиксации частеречная принадлежность не меняется.
4). Префиксально – суффиксальный способ.
Префиксация в сочетании с суффиксацией материально – выраженной и нулевой.
5). Префиксально — постфиксальный способ.
6). Суффиксально – постфиксальный способ.
7). Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией.
Четыре последних способа – смешанные, так как включает несколько форматов.
II. Способы образования слов, имеющих более чем одну мотивирующую основу.
1. чистое сложение.
1.1 Опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (ы) представляет собой чистую основу.
1.2 Сложение производящих основ.
2. Смешанное сложение – суффиксально – сложный способ, или сложение в сочетании с суффиксацией.
Этот способ отличается от сложения тем, что слова, образованные этим способом, во всех словных формах по морфемному составу полностью тождественны словосочетанию, на базе которого они образованы.
4. Аббревиация- сложение усеченных основ или усеченных и полных основ.
Данные способы традиционно выделяются большинством дериватологов.
Помимо основных, некоторые исследователи приводят дополнительные, менее частотные способы русского словообразования.
Так, РГ – 80 представляет дополнительно следующие:
префиксально – суффиксальный – сложный,
сращение в сочетании с суффиксацией, а также упоминается разновидность аббревиации – усечение производящей основы по аббревиатурному принципу.
Итак, все названные способы словообразования представлены в установившейся традиционной классификации.
Необходимо отметить одну особенность русского словообразования, подмеченную А.Н. Тихоновым и Н.Д. Арутюновой. Как известно, мотивирующие и мотивационные слова составляют словообразовательные пары, цепочки. Н. Д. Арутюнова отмечает, что «реально словообразовательная цепь не обязательно включает все промежуточные звенья. Между любыми двумя компонентами ряда легко устанавливаются прямые семантические, а затем и деривационные отношения. Словообразование может осуществляться с пропуском любого количества опосредствующих элементов» . А.Н. Тихонов называет такое словообразование «чересступенчатым»
Часто при образовании имен существительных и прилагательных минуется глагольная ступень:
Механизм чересступенчатого образования управляет закон аналогии. Существование в языке определенных типов словообразования делает возможным создание по их образцу необходимых слов. В современном русском языке типы чересступенчатого словообразования разнообразны и многочисленны. При изучении языкового материала мы будем обращать внимание на подобные случаи. Для графического изображения пропущенного звена в словообразовательной цепи мы будем брать его в скобки, например:
дифтонг ®(дифтонгизировать) ®дифтонгизированный.
Все отмеченные способы характерны для узуального словообразования. Ног речь и язык меняются, рождаются новые слова, зачастую созданное по своим законам, а не по общепринятым. Вот что говорит об этом Эр. Ханпира: «Если принять, что словообразование (как процесс) происходит лишь в речи, что слова создаются только в речи, то все словообразование следует разделить на потенциальное и окказиональное»
В последнее время исследователи часто обращаются к изучению окказионального словообразования и созданию окказионализмов.
Е.А. Земская таким образом охарактеризовала основные тенденции окказионального словообразования в языке конца 20 века:
1. В современном словопроизводстве обнаруживаются те же черты, которые характерны для современного русского языка в целом: рост личностного начала, высокая роль оценочных и квантитативных значений, активное перемещение в центральные сферы коммуникации смежной лексики.
2. Свобода от ограничений, расцвет индивидуального словообразования.
3. Особая активность в качестве базовых основ словообразования ключевых слов.
4. Социально ориентированное отсубстантивное производство имен существительных.
5. Антропоцентрический характер современного словообразования.
6. Высокая активность именной префиксации.
7. Аббревиация вовлекается в фонд экспрессивной речи.
8. Активное производство отсубстантивных относительных прилагательных.
9. Глаголы – на третьем месте по частотности словопроизводства (после существительных).
В грамматических курсах и учебниках по словообразованию сейчас выделяются способы, характерные для узуальной лексики. В рг-80 описано 15 узуальных способов словообразования и 2 окказиональных. Такое количество способов словообразования (далее СО) не могло полностью охватить лексический пласт, включающий и окказионализмы. Поэтому значительным шагом в развитии русской дериватологии стала работа И.С. Улуханова, составившего очень подробную, стройную и логически выверенную классификацию способов СО. Он рассматривает 79 узуальных и окказиональных способов СО.
Полным описанием системы способов СО следует считать описание не только существующих в узуальной лексике видов словообразовательных структур слова, но и выявление всех словообразовательных возможностей русского языка, которые теоретически предсказуемы, но не реализованы в узуальной лексике, однако могут быть или уже реализованы окказионально и представляют собой потенциальный источник пополнения узуального словарного состава.
Чистые и смешанные способы СО делятся на способы, представленные в узуальной лексике (большая часть из них представлена и в окказиональной), и способы, представленные только в окказиональной лексике.
I. В узусе русского языка представлены 7 чистых способов СО.
1. Чистые узуальные способы: 1) суффиксация, 2) префиксация, 3) постфиксация, 4) субстантивация, 5) сложение, 6) сращение, 7) неморфемное усечение (или усечение по аббревиатурному принципу).
2. Чистые окказиональные способы.
2.1 Обратные чистые окказиональные способы. Другое название – редеривация.
Всем чистым аффиксальным способам СО соответствуют «дезаффиксальные».
Префиксация – депрефиксация (2.1.1): неразбериха – разбериха,
Постфиксация – депостфиксация (2.1.2):содрогаться – содрогать,
Суффиксация – десуффиксация (2.1.3): радиовещание – радиовещать.
Из неморфемных чистых способов СО ( субстантивация , аббревиатурное усечение) обратный процесс возможен для субстантивации. Окказиональная десубстантивация (2.1.4) – это употребление существительных, адъективного склонения в синтаксической позиции прилагательных:
«это ключевая фраза романа и типично достоевский риторический выверт».
Процессом, обратным сращению и сложению, является декомпозиция (2.1.5):
животрепещущий вопрос – вопрос, трепещущий весьма живо.
2.2. Прямые чистые окказиональные способы СО.
2.2.1. Междусловное наложение – такое соединение двух слов в одно, в котором полностью сохраняются оба соединяющихся слова, но определенный фонемный отрезок нового слова принадлежащий одновременно обеим мотивирующим частям.
Берегись, дружок Эразм, угодишь в мемуаразм (мемуары + маразм).
2.2.2. Изменения фонемного состава мотивирующего слова. В окказиональном СО, и только в нем, используются фонетические преобразования: добавления фонем, изменение порядка фонем на обратный, произвольная перестановка фонем (анаграмма).
1) Добавление фонем – используется достаточно редко в экспрессивных целях: купол – кумпол
2) Изменение порядка фонем на обратный: телефон – нафелет.
3) Анаграмма: Антиох Кантемир – Харитон Макентин.
2.2.3. Использование аффиксов в качеств самостоятельных слов:
Я – ни многоженец, ни словист, ни ницшеанец, менее всего «ист» и «анец».
I. Смешанные способы СО – одновременное использование нескольких способов. Всего И.С. Улухановым выявлено 62 смешанных способа.
1. Сочетание узуальных чистых способов.
1.1. Узуальные способы.
1.1.1. Парные способы – сочетания 2 узуальных чистых способов.
1) префиксально – суффиксальный,
2) префиксально – постфиксальный,
3) суффиксально – постфиксальный,
4) суффиксально – сложный способ.
Это наиболее распространенные смешанные способы русского словообразования. Помимо этих четырех, в узуальной лексике представлены следующие смешанные способы:
5) усечение + сложение,
«Неужели эти проблемы менее важны, чем вопрос отоваривания водкой стариков с целью дальнейшего развития «алковалюты».
6) усечение + суффиксация,
7) префиксация + сложение
8) срещение + суффиксация,
9) суффиксация + субстантивация,
(чай – чаевые, касаться – касательная)
9) сложение + субстантивация,
10) сращение + субстантивация,
11) сращение + постфикация,
1.1.2. Тройные способы – сочетание трех узуальных чистых способов.
1) префиксация + суффиксация + постфиксация:
2) префиксация + суффиксация + субстантивация:
3) префиксация + суффиксация + сложение:
4) суффиксация, сложение и субстантивация:двугривенный, челобитная;
5) аббревиатурное усечение + сложение + субстантивация:
Источник