- Что Вы не знаете о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности
- 5 принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
- 4 метода регулирования ВЭД государством
- Государственное таможенное регулирование ВЭД
- Остались вопросы по государственному регулированию ВЭД?
- Тема 1. Характеристика внешнеэкономической деятельности
- Оглавление
- 1.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание
- 1.2. Внешнеторговая деятельность, определение понятий, государственное регулирование
- Выводы
Что Вы не знаете о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности
Чтобы получить дополнительную информацию позвоните +7 (495) 502 87 70 или отправьте сообщение:
В целях гарантирования безопасного функционирования экономики, защиты экономической самостоятельности государства, интенсификации уровня развития отечественной экономической системы в рамках реализации ВЭД и создания факторов ее плодотворного вовлечения в общемировую экономическую систему государство выполняет регулирующую и контролирующую роль во внешней экономической деятельности.
5 принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность предприятий или субъектов государства, направленная на обмен товарами или капиталом (инвестициями), услугами, патентами, информацией, работой и результатами деятельности между разными государствами или их резидентами.
неделимость внешней и внутригосударственной экономической политики;
консолидация государственных и негосударственных систем, регулирующих ВЭД, и контроль над их работой;
переход с административных способов на экономические в процессе регулирования ВЭД;
конкретное разграничение ответственности и правовых полномочий субъектов государства в области управления внешнеэкономической деятельности;
гарантирования равноправия между всеми участниками ВЭД.
4 метода регулирования ВЭД государством
В настоящий момент используются нижеприведенные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
применение ограничительных мероприятий, направленных на частичный или полный запрет определенных внешнеэкономических операций;
использование экономических, административных и прочих мероприятий, направленных для развития ВЭД.
При этом не разрешаются иные способы регулирования и контроля внешней экономической деятельности, характеризующиеся вмешательством и установлением ограничительных мер разными государственными органами и департаментами в любом субъекте страны.
Государственное таможенное регулирование ВЭД
Государственное таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой установление таможенных пошлин, определенных законодательством, и иных платежей на экспорт и на импорт. Делая корреляцию размера этих пошлин, государство напрямую влияет на уровень ввоза и вывоза услуг, товаров и информации, движение инвестиционного капитала в интересах экономики государства. Та внешнеэкономическая деятельность, которая оказывает неблагоприятное влияние на макроэкономику страны, облагается высокими таможенными тарифами. А деятельность, оказывающая благоприятный и оздоровительный эффект на экономическую систему, наоборот, облагается льготными тарифами и пошлинами.
Нетарифное регулирование – всевозможные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, при которых вводятся полные запреты или ограничения экономического характера.
Остались вопросы по государственному регулированию ВЭД?
Задайте вопрос нашему специалисту в области внешнеэкономической деятельности и получите ответ за 15 минут!
Источник
Тема 1. Характеристика внешнеэкономической деятельности
Цель — исследование содержания законодательно-нормативных документов, определяющих внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность с тем, чтобы применять основные их положения и принципы на практике при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организаций, бухгалтерского учета, налогообложения, аудита и анализа ВЭД.
Задачи:
- исследование содержания внешнеэкономической деятельности;
- изучение сущности внешнеторговой деятельности, экспорта и импорта товаров, внешней торговли услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности;
- изучение методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности и их влияния на экономику предприятия.
Оглавление
1.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание
В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) приводится в Федеральном законе от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». В соответствии со статьей 1 данного закона внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Определение инвестиций дано в Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Наиболее всесторонне определение инвестиций как одного из направлений внешнеэкономической деятельности, дано в Конвенции стран СНГ о защите прав инвестора (от 28.03.1977 г.). Под инвестициями здесь понимаются вложенные инвестором собственные, заемные или привлеченные финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон конвенции. Таким образом, как следует из приведенного определения, цель инвестирования — получение прибыли, достижение социального и иного полезного эффекта. Предметом инвестирования являются различные виды материальных и нематериальных благ, гражданский оборот которых не запрещен действующим российским законодательством. Если оборот тех или иных предметов ограничен законодательством, то их инвестирование осуществляется в установленных пределах, как правило, на основе специальных разрешений (лицензий).
Как следует из определения, внешнеэкономическая деятельность не ограничивается внешнеторговым и инвестиционным направлениями, а включает в себя производственную кооперацию и иные виды деятельности.
Понятие производственной кооперации содержится в статье 107 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Федеральном законе от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и других нормативных документах, обобщая содержание которых, можно сделать вывод о том, что производственная кооперация — это форма разнообразного организационного сотрудничества субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов различных государств. Она включает поставки сырья, материалов, технологий, предоставление услуг и т. д., необходимых для совместного изготовления конечной продукции.
1.2. Внешнеторговая деятельность, определение понятий, государственное регулирование
Внешнеторговая деятельность (ВТД) регулируется Федеральным законом № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ), в соответствии со статьей 2 которого внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
В статье 3 Закона № 164-ФЗ определено, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с вышеназванным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 2 Закона № 164-ФЗ дано следующее определение товара: товар — это являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.
Важное значение для бухгалтерского учета, налогообложения имеет определение импорта, экспорта, места и даты совершения экспортно-импортных операций.
Под импортом товара в соответствии с Законом № 164-ФЗ понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, а под экспортом товара — вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.
В соответствии со статьей 2 Закона № 164-ФЗ внешняя торговля услугами — это оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).
В Законе № 164-ФЗ отождествляются два понятия: «оказание услуг» и «выполнение работ», с чем нельзя согласиться.
Наиболее четко различие между работами и услугами видно из их определения, данного в статье 39 Налогового кодекса РФ (НК РФ):
- работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц;
- услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Согласно статье 33 Закона № 164-ФЗ внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:
1) с территории РФ на территорию иностранного государства;
2) с территории иностранного государства на территорию РФ;
3) на территории РФ иностранному заказчику услуг;
4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.
Из содержания статьи 33 Закона № 164-ФЗ следует, что определение внешней торговли услугами не увязывает их ни с местом оказания, ни с местом потребления. Это услуги, оказываемые резидентом нерезиденту и наоборот.
Статьей 2 (пункты 5,6) Закона № 164-ФЗ дано также определение внешней торговли интеллектуальной собственностью и внешней торговли информацией:
- внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
- внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом № 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом № 164-ФЗ.
Не допускаются иные методы государственного регулирования ВТД.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Нетарифное регулирование может осуществляться следующими способами:
- количественными ограничениями экспорта и импорта, устанавливаемыми Правительством РФ;
- квотированием;
- лицензированием;
- предоставлением исключительных прав на экспорт и импорт отдельных видов товаров;
- специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
В соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться ограничительные меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами и интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды и т. д.; в целях участия РФ в международных санкциях; в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, а также ограничения, связанные с мерами валютного регулирования.
К мерам экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся мероприятия, содействующие развитию ВТД (включая необходимое их финансирование): кредитование участников ВТД; функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и др.
Отдельная статья Закона № 164-ФЗ (статья 17) посвящена конфиденциальности информации. Данной статьей Закона установлено, что органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, должны обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использовать ее только в целях, для которых такая информация предоставлена.
Согласно статье 27 Закона № 164-ФЗ для защиты экономических интересов российских производителей товаров в соответствии с федеральными законами могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров, то есть меры нетарифного регулирования.
С целью защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом был принят Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых мерах при импорте товаров» (далее — Закон № 165-ФЗ).
Данным Законом предусматривается порядок применения названных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также процедура проведения расследования, которое должно предшествовать введению этих мер. Процедура расследования может проводиться по поручению Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития) или на основании заявления, поданного российским предприятием, производящим конкурирующий товар.
Специальная защитная мера применяется, если по итогам расследования, которое в этом случае может продолжаться не более 9 месяцев, выявляется импорт товаров в таких количествах и на таких условиях, что это приводит к серьезному ущербу российской экономики. Соответственно вводится либо специальная пошлина, либо импортная квота. Причем при импортной квоте необходимо получить лицензию на импорт, которая выдается в том же порядке, что и для товаров, на вывоз которых вводится количественное ограничение. До окончания расследования в установленные сроки вводится предварительная специальная пошлина, срок действия которой составляет 200 дней. Сначала она вносится на депозит Минэкономразвития России, и только после принятия окончательного решения по введению импортной квоты либо специальной пошлины ее сумма перечисляется в бюджет. Если по итогам расследования защитные меры не вводятся, деньги возвращаются импортеру.
Компенсационная мера применяется к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, или создает угрозу причинения материального ущерба, или же существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Субсидия иностранного государства является специфической субсидией, если субсидирующим органом или законодательством к пользованию субсидией допускаются только конкретные организации.
Антидемпинговая мера применяется в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ по ценам, которые ниже сопоставимой (нормальной) стоимости аналогичного товара, сложившейся на рынке иностранного государства. Импорт такой продукции определяется как демпинговый. В Законе № 165-ФЗ подробно рассматривается порядок расчета цены такого товара. В случае отсутствия сделок купли-продажи аналогичного товара на рынке иностранного государства сопоставление производится со сравнимой ценой аналогичного товара, экспортируемого из указанного государства в третью страну, или с издержками производства данного товара в стране его происхождения с учетом необходимых административных и общих издержек, а также прибыли. Если в ходе расследования будет установлено, что импортные товары являются демпинговыми и при этом их ввоз наносит материальный ущерб экономике России, рассчитывается демпинговая маржа — отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены товара к его экспортной цене, которая и будет антидемпинговой пошлиной. Экспортная цена товара — это цена, по которой товар импортируется на таможенную территорию РФ.
Расследование может быть прекращено, если выяснится, что величина маржи составляет менее 2 %. Прекращается (или приостанавливается) расследование и в том случае, если федеральный орган исполнительной власти получит в письменной форме от экспортера товара, являющегося объектом расследования, сообщение о взятых на себя обязательствах о пересмотре цен на данный товар или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию РФ ниже нормальной стоимости данного товара. При этом федеральный орган исполнительной власти должен решить, что принятие таких обязательств устраняет неблагоприятные последствия демпингового импорта товара, а Правительство РФ одобрит эти обязательства.
Выводы
В результате изучения данной темы студенты должны:
- Знать содержание, нормативные документы, регулирующие ВЭД и ВТД, основы государственного регулирования ВТД.
- Уметь применять основные положения и принципы, определяющие ВЭД и ВТД, при осуществлении бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа ВЭД.
Источник