Классификация погрузочных машин по способу захвата материала
Основными технологическими функциями любой погрузочной машины являются захват насыпного груза из) штабеля и перемещение этого груза к транспортным средствам. Исходя из этого, для построения общей классификации погрузочных машин как шахтных, так и наземных выбраны следующие основные признаки:
а) способ захвата насыпного груза из штабеля,
б) тип рабочего органа и
в) способ передачи насыпного груза в транспортные средства.
Весьма часто при классификации погрузочных машин используются и такие признаки, как конструкция и характер действия рабочего органа, род погружаемого насыпного груза, способ перемещения машины, род используемой энергии и тип передаточного конвейера. Эти признаки могут быть полезны при составлении частных классификаций. В табл. 6 приведена классификация погрузочных машин для насыпных грузов, основанная на трех выбранных признаках.
По способу захвата, согласно этой классификации, все погрузочные машины разделяются на три класса: нижнего, бокового и верхнего захвата.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Первый способ, называемый нижним захватом, характеризуется горизонтальным внедрением рабочего органа (ковша, гребка и т. п.) погрузочной машины в штабель с последующим отрывом некоторой части насыпного груза при движении рабочего органа вверх.
Второй способ, называемый боковым захватом, характерен нагреванием насыпного груза кругообразным движением рабочего органа в горизонтальной или слегка наклонной к горизонту плоскости.
Третий способ называют верхним захватом; его особенностью является движение рабочего орган сверху вниз с отрывом от штабеля некоторого объема насыпного груза.
Указанное в таблице разделение погрузочных машин по типу рабочего органа в особых пояснениях не нуждается. По способу передачи груза на транспортные средства погрузочные машины разделяются на машины с прямой погрузкой — непосредственно рабочим органом и машины со ступенчатой погрузкой — посредством передаточного конвейера.
Кроме того, по характеру рабочего процесса все погрузочные машины делятся на машины периодического и непрерывного действия.
Рис. 1. Способы взаимодействия рабочих органов погрузочных машин со штабелем груза:
a — нижний захват (вид на штабель сбоку); б — боковой захват (вид на штабель сверху); в — верхний захват (вид на штабель сбоку).
Источник
Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств
Средства комплексной механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ принято классифицировать на основные и вспомогательные.
К основным относятся различные подъемно-транспортные машины, которые по характеру перемещения груза бывают циклического, непрерывного и комбинированного действия.
В техническом отношении все погрузочно-разгрузочные машины и устройства подразделяют:
ü по характеру перемещения груза — на машины периодического (циклического), непрерывного и комбинированного действий;
ü по направлению (траектории) перемещения груза — на машины, перемещающие груз в горизонтальной или слегка наклонной плоскости (конвейеры, механические тележки, лебедки, механические лопаты), машины, перемещающие грузы в вертикальной или близкой к ней наклонной плоскости (штабелеукладчики, лифты, подъемники, элеваторы и т.д.), и машины, перемещающие груз как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях или по любой траектории в пространстве (погрузчики, грузоподъемные краны, краны-штабелеры и т.д.);
ü по мобильности — на машины стационарные и машины передвижные или переносные;
ü по назначению — специальные и универсальные;
ü по типу силовой установки — на машины с электрическим приводом, работающим от сети электроснабжения или аккумуляторов, и машины с приводом внутреннего сгорания;
ü по типу передачи — на машины с механической, гидравлической и электрической передачей.
Машины периодического (циклического) действияперемещают груз отдельными порциями через определенный интервал времени. Такие машины или их рабочие органы после каждого захвата и перемещения возвращаются в исходное положение в порожнем состоянии или загруженные другой порцией груза, завершая рабочий цикл (краны, погрузчики, механические тележки и т.д.).
Рис. Портальный кран с грейфером
Машины непрерывного действияперемещают грузы непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения груза (конвейеры, элеваторы, установки гидравлического и пневматического транспорта и т.д.).
Рис. Ленточный конвейер
Машины комбинированного действиявключают механизмы первых двух групп (грейферно-конвейерные перегружатели, вагоноопрокидыватели, снабженные конвейерами для транспортирования выгруженных из вагонов грузов).
Рис. Разгрузчик С-492
Машины периодического действия, служащие для перемещения груза по вертикали или под большим углом наклона к горизонту, называют грузоподъемными(краны, подъемники, лифты, домкраты и т. п.).
Машины, которые перемещаются по полу, грунту или дорожному покрытию, называются машинами напольного транспорта(электропогрузчики, автопогрузчики, электротележки).
Специальные машины и устройства предназначены для погрузки и выгрузки только определенных грузов, а универсальные — для переработки различных штучных и массовых грузов, что расширяет сферу их применения.
На транспортно-складских комплексах (в грузовых районах) станций погрузочно-разгрузочные машины разделяют также по группам перерабатываемых грузов или по характеру выполняемых операций. Так, различают машины для погрузки—выгрузки контейнеров (например, контейнерные краны), штучных, сыпучих, длинномерных и других грузов.
К вспомогательным средствам комплексной механизациипогрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ относятся бункеры, силосы, повышенные пути, эстакады, рыхлители смерзшихся грузов, устройства для зачистки вагонов и др.
Рис. Повышенный путь
Тема 4.2 Простейшие механизмы и устройства
Для облегчения ручного труда, ускорения операций при погрузке и выгрузке и улучшения условий техники безопасности на погрузочно-разгрузочных работах применяются средства малой механизации и различные простейшие приспособления (ломы, домкраты, подъемники, тележки, телеги, сходни, трапы и др.), а также различный инвентарь и инструмент (ломы, молотки, кувалды, лестницы, цепи, тросы и др.).
Для перекрытия пространства между дверным проемом вагона и полом рампы склада применяют соединительные переходные мостки. Изготавливают их из рифленых листов стали. Когда уровни пола вагона и рампы склада совпадают, мостки укладывают горизонтально, при разных уровнях — наклонно.
Сходни или трапыиспользуют, когда пол склада расположен на уровне головки рельса и ниже, а также при укладке грузов в штабеля высотой свыше 2 м.
При помощи ручных тележекперемещают тарные и штучные грузы.
Для подъема тяжелых грузов на небольшую высоту служат домкраты. Наибольшее распространение получили реечные домкраты грузоподъемностью 1—12 т и высотой подъема груза 350—450 мм и винтовые домкраты грузоподъемностью до 20 т и высотой подъема груза 240—370 мм.
Роликовые слегипредназначены для погрузки, выгрузки и перемещения штучных грузов с жесткой и ровной нижней поверхностью. Слеги представляют собой легкий роликовый конвейер. По слегам, уложенным горизонтально, можно перемещать груз массой до 3 т, причем он должен одновременно опираться не менее чем на три ролика.
Рис. Секция роликовых слег
Для наклонного перемещения грузов сверху вниз с использованием их силы тяжести применяются спускные лотки, самотечные трубы, роликовые конвейеры, винтовые спуски и др.
Тема 4.3 Погрузчики
Классификация погрузчиков
Погрузчик— самоходная машина, оборудованная устройством для захвата, перемещения, погрузки в транспортные средства или выгрузки из него и укладки груза в штабель.
Грузоподъемное устройство с подъемной кареткой позволяет укладывать грузы в высокие штабеля или выполнять грузовые операции при разном уровне пола складов и транспортных средств.
В зависимости от конструкции основного рабочего органа погрузчики подразделяются на:
1. вилочные — основным захватным рабочим органом являются вилы, с помощью которых захватываются и перемещаются штучные грузы, а ковши, грейферы и другие захватные приспособления являются сменным дополнительным оборудованием | |
2. ковшовые — основным рабочим оборудованием является ковш для перегрузки и перемещения сыпучих и кусковых грузов | |
В зависимости от источника энергии питания привода погрузчики разделяются на:
1. электропогрузчики — Привод у автопогрузчиков осуществляется от двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизельного) | |
2. автопогрузчики — Привод у автопогрузчиков осуществляется от электродвигателя, питающегося от аккумуляторных батарей | |
Вилочные электро- и автопогрузчики разделяются на погрузчики
1. универсальные общего назначения | |
2. специальные | |
По грузоподъемностипогрузчики можно условно разделить на три группы:
1. малогабаритные (0,5—2 т) — используют в основном для перегрузки тарно-штучных грузов, пакетов на поддонах внутри складов и в кузовах транспортных средств (крытых вагонах, автофургонах и т.п.) | |
2. среднего и тяжелого типа (3—10 т) | |
3. специальные (до 25 т) | |
Историческая справка
|
|
1928 г. Трехколесный платформенный погрузчик Clark |
Тележки с ручным управлением и подвижные платформенные погрузчики стали применять с конца XIX века. В начале ХХ века появляются устройства с механическим управлением.
В начале 1920-х годов в Великобритании компания Ransomes & Rapier построила что-то наподобие электрического погрузчика. В 1922-м немецкая фирма Miag разработала первый в мире погрузчик «высокого подъема», который спустя пять лет продавался как предшественник вилочных погрузчиков в Германии. Настоящим прорывом стало создание группой рабочих литейного завода американской компании Clark Equipment Co. в 1916–1917 годах машины для перевозки песка и необработанного литья, которая стала предшественником промышленных погрузчиков.
|
1921 г. Одна из ранних версий платформенного тягача (транспортировщика) компании Clark |
Перед войной Юджин Б. Кларк получил приоритетный заказ от армии на постройку трехколесных погрузчиков.
В 1942 году с ее конвейера сошел первый электрический погрузчик. Этот вид техники начал появляться и в Европе.
|
1927 г. Трехколесные тягачи Clark с жесткой защитой рабочего места водителя |
Электропогрузчики
Для погрузки в вагоны, контейнеры и на автомобили, выгрузки из них и складирования различных тарно-штучных грузов и транспортных пакетов применяются, главным образом, малогабаритные универсальные электропогрузчики общего назначения.
Малогабаритные электропогрузчики изготавливаются:
• трехопорные, когда ходовая часть состоит из трех колес, при такой схеме чаще заднее колесо является ведущим и одновременно управляемым; реже ведущими делаются передние колеса, а задние управляемыми;
• четырехопорные, когда ходовая часть опирается на грунт в четырех точках.
На шасси закреплены передний ведущий мост 1, оба ходовых колеса которого получают вращение от электродвигателя 10. Задний управляемый мост 2 управляется водителем погрузчика с помощью рулевого управления 6. Подъем, опускание и наклон груза производят грузоподъемником 3, шарнирно закрепленным на шасси в передней части погрузчика. Наклон грузоподъемника вперед и назад осуществляется с помощью гидроцилиндра 7. Вертикально-подвижная каретка 4 грузоподъемника оснащена закрепленным на ней грузозахватным приспособлением, например вилами 5. В задней части погрузчика размещена аккумуляторная батарея 8, которая служит противовесом. Погрузчик оборудован ножным тормозом с приводом от педали 9. На крышке аккумуляторной батареи установлено сидение водителя 11.
Рис. Универсальный четырехопорный электропогрузчик: 1 – мост ведущий; 2 – мост управляемый; 3 – грузоподъемник; 4 – каретка грузоподъемника; 5 – вилочный захват; 6 – рулевое управление; 7 – гидроцилиндр; 8 – аккумуляторная батарея; 9 – тормозное устройство; 10 – электродвигатель; 11 – сиденье водителя
Автопогрузчики
Применяются для работы на открытых платформах и площадках с твердым и ровным покрытием.
По назначению делятся:
• на малогабаритные – для эксплуатации на открытых площадках и в складах с хорошим твердым покрытием;
• улучшенной проходимости – для эксплуатации на открытых площадках с переходными и плохими покрытиями;
• повышенной проходимости – для эксплуатации на грунтовых неподготовленных площадках.
Универсальные автопогрузчики выполнены из тех же по своему назначению узлов, что и электропогрузчики. Отличаются от последних типом силовой установки и техническими параметрами.
Автопогрузчики имеют общую конструктивную схему, включающую шасси на пневмоколесном ходу с ведущим 6 и управляемым 7 мостами, трансмиссии, гидропривод наклона 1, топливный бак 2, двигатель внутреннего сгорания 3, грузоподъемник 5 и кабину управления 8.
Рис. Общий вид универсального автопогрузчика: 1 – гидроцилиндр наклона; 2 – топливный бак; 3 – двигатель автопогрузчика; 4 – вилы; 5 – грузоподъемник; 6 –ведущий мост; 7 – управляемый мост; 8 – кабина управления
Автопогрузчики снабжены набором сменных грузозахватных приспособлений, могут также выполнять различные грузовые операции со штучными, насыпными, кусковыми, лесными и другими грузами.
Рис. Автопогрузчик для лесных грузов (выпускается с гидравлическим челюстным захватом).
Для захвата грузов, имеющих отверстия (барабаны, бухты проволоки, шины, рулоны листового металла, керамические трубы), вилы заменяют штыревым захватом.
Универсальный зажим для круглых грузов (рулонов бумаги, картона, барабанов) с неподвижной нижней и подвижной верхними лапами позволяет захватывать и штабелировать цилиндрические грузы.
При крановой переработке штучных грузов применяют безблочную стрелу, на консольной части которой располагается крюк постоянного или переменного вылета. Стрелу обычно применяют в тех случаях, когда нельзя подвести под груз вилы.
Клещевой захватприменяется при укладке автопогрузчиком в штабель проката, досок, бревен и других длинномерных грузов. Захват имеет верхнюю лапу, которая прижимает груз при перемещении, и нижнюю для захвата груза.
Для переработки угля, песка, гравия и других сыпучих грузов применяются ковши. Зачерпывание груза происходит внедрением ковша в сыпучие грузы напорным действием погрузчика, а опорожнение — поворотом ковша при помощи гидравлического цилиндра двустороннего действия.
Источник