Классификация органов государственной власти, их виды
Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными признаками, наделенная конкретным объемом властных полномочий для реализации четко определенных функций.
Классификация государственных органов проводится по различным основаниям:
1. По критерию легитимности, подразделяются на :
а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов (РФ);
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством по- рядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму – вторичными, производными от первых.
2. На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
3. По действию в пространстве государственные органы подразделяется на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом Суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
4. По срокам полномочий государственные органы делятся на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока действия, временные — для достижения краткосрочных целей.
5. По порядку принятия решений коллегиальные и единоличные. Например, единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание);
6. По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в общегосударственном масштабе, республиканские и местные — в масштабах субъекта федерации;
7. По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
8. По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции — Правительство и специальной компетенции — министерства.
Конституционные основы системы государственной власти.
Ст.10 Конституции РФ гласит : Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В Ст.11 закреплено:
1. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Закрепленная ст. 10 конструкция делит власть «по горизонтали» на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти. Разделение властей, устанавливая специализацию каждой из ветвей государственной власти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений органов другой ветви власти.
Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль за эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти, в частности Конституционный Суд РФ.
Статья 11 делит власть «по вертикали» с учетом федеративного устройства государства. В соответствии с логикой этого устройства в ч. 1 ст. 11 перечисляются федеральные органы, осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным ст. 10 Конституции разделением властей. Особенностью содержания этой нормы является то обстоятельство, что государственная власть в России делится на три ветви, а в ч. 1 комментируемой статьи перечислены четыре группы федеральных органов.
Главой государства является Президент России, избираемый на 6 лет всенародным голосованием. Согласно действующей Конституции, он обладает целым рядом важнейших полномочий: осуществляет руководство внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства.
Президент может быть отрешён от должности Советом Федерации при условии выдвижения Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание — парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Судебную власть осуществляют суды : Конституционный Суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом. В некоторых субъектах Российской Федерации учреждены конституционные (уставные) суды, в судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.
Система органов государственной власти субъектов Федерации должна соответствовать общим принципам, устанавливаемым Федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство).
Во многих существует также должность высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента и могут занимать свой пост неограниченное число раз.
Источник
Вопрос № 21 Понятие, признаки и классификация государственных органов
Государственный орган — это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.
Основные признаки государственных органов:
а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;
б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;
в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.
Среди государственных органов различают:
в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.
Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.
Государственный аппарат — это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.
Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.
Орган государства — это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:
- 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
- 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
- 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
- 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
- 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
- 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
- 7. Имеют соответствующую материальную базу;
- 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
- 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.
Классификация государственных органов:
1) По порядку образования:
- — органы, избираемые непосредственно народом;
- — органы, формируемые другими государственными органами.
2) По способу принятия решений:
- — коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);
- — единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).
3) По характеру компетенции:
- — органы общей компетенции — круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);
- — специальной компетенции — специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).
4) По принципу разделения властей:
- — высшие — распространяют свои полномочия на территорию всего государства;
- — местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.
6) По правовым формам деятельности:
- — правотворческие;
- — правоприменительные;
- — правоохранительные.
7) По срокам полномочий:
- — постоянные;
- — временные — создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.
Источник
Классификация государственных органов:
1. с учетом порядка образования (формирования):
Первичные органы – формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
Вторичные органы (производные) – это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и прочие);
2. с учетом сферы действия:
• Высшие органы – действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;
• Местные органы – это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.
3. с учетом принципа разделения властей:
Законодательные органы – высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы; призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое — всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительные органы – правительство, министерства, отделы, администрации краев, областей и прочие – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов;
Судебные органы – осуществляют правосудие.
Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает, как правило, всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.
4. по иерархии: центральные, республиканские и местные;
5. по характеру подчиненности: органы исключительного «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного» или «вертикально-горизонтального» подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7. по порядку осуществления компетенции: коллегиальные и единоначальные;
8. по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
9. по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Принципы организации и деятельности:
• принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина — предполагает соотв-щие обязанности гос. органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
• принцип демократизма — выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и орг-ции деят-ти гос. органов, в учете в политике гос-ва разнообразных интересов большинства населения;
• принцип разделения властей — создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
• принцип законности — означает обязательность соблюдения всеми органами гос-ва, гос. служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
• принцип гласности — обеспечивает информированность общественности о практической деят-ти конкретных гос. органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников;
• учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
• принцип профессионализма — создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицир. работников в деят-ти гос. аппарата;
• принцип сочетания коллегиальности и единоначалия — обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
• принцип сочетания выборности и назначаемости — выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
• принцип иерархичности — заключается в том, что органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
Источник