- Первичные жанры
- Струна, вокал и их союз. Музыкальные жанры
- Что такое жанр музыки?
- Классификация жанров
- Немного науки
- От молитвы богам до рока
- Почему в театрах США не играют патриотический марш?
- «Чем старинней наивность романса. »
- Виды русского романса
- «Весь этот джаз»
- Топ пяти блюзменов всех времен:
- Знаменитый блюз
- Топ пяти джазовых композиций:
- Рок-н-ролл жив?
- Топ самых узнаваемых рок-песен всех времен и народов:
Первичные жанры
Стиль в музыке. Классификация музыкальных жанров
Тема 1.3. Жанры музыкального искусства
Цель: ознакомление со стилем в музыке, классификацией музыкальных жанров.
1. СТИЛЬ В МУЗЫКЕ
Слово «стиль» латинского происхождения и в переводе значит способ изложения, склад речи. Стилем в музыке называется сумма всех элементов и приёмов, использованных в ней, её «итоговый» вид. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам.
Под стилем подразумеваются:
— устойчивое единство образных принципов художественных направлений различных исторических эпох;
— характерные черты как отдельного произведения, так и жанра в целом;
— творческая манера отдельных композиторов.
Стиль в музыке предполагает общность произведений музыкального искусства с характерными чертами произведений других видов искусства того или иного исторического периода: барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и др.
Барокко(итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – стиль, господствовавший в искусстве с конца XVI до первой половины XVIII столетия. Барокко отразил внутренние противоречия эпохи в связи с феодально-католической реакцией и активным подъёмом передовых сил. Ведущее положение жанров – фуги, кантаты, оратории, оперы, возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта. Ярчайшими представителями эпохи барокко явились А.Вивальди, И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль в искусстве XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, наличии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры.
Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат Й. Гайдн, В.А.Моцарт и Л. ван Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью: стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирико-драматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.
Романтизм(от франц. romantisme) – художественное направление конца XVIII – начала XIX века. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к народному творчеству, отрицание бездушности, рельефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое началообусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии).
Яркие представители романтизма в музыке: Ф. Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини и др.
Импрессионизм(от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворенной пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов.
Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов К.Дебюсси и М.Равеля.
Реализм(от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.
В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашел отражение в произведениях Ж.Бизе, Дж.Верди, И.Брамса, Ф.Листа и др.
Основоположником реалистической школы в русской музыке явился М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчествеА.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, СВ. Рахманинова и др.
В музыке XX века реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина и др.
Экспрессионизм (от лат. expressionis – выражение) – направление в европейском искусстве первой четверти XX века, в основе которого лежит трагическое мироощущение человечества в преддверии и в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. Экспрессионизм – протест против абсурдности мира и унижения человека.
Представители экспрессионистского направления в музыке – А.Шёнберг, А.Берг, Б.Барток и др.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ
Музыкальный жанр (от лат. genus – род, вид) – одно из важнейших средств художественного обобщения. Являясь многозначным понятием, музыкальные жанры характеризуют исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведенийв связи с их происхождением, назначением, способом, условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.
По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на бытовые жанры и жанры, не имеющие определённых жизненно-бытовых функций. К бытовым (первичным) жанрам, зависящим от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях, следует отнести песню, танец, марш. Вторичные жанры (опера, симфония, балет и др.) в отличие от первичных обусловлены автономностью творчества. При этом вторичные жанры музыки связаны генетически с первичными как с содержательно-ассоциативными моделями.
По способу и условиям бытования музыкальные жанры делятся на камерные и концертные. Камерные жанры (квартеты, трио, сонаты, романсы, пьесы) обусловлены практикой музицирования в домашней среде; концертные жанры (концерты для солирующих инструментов с оркестром) с их виртуозностью – предназначены для концертного исполнительства.
По составу исполнителей и способу исполнения музыкальные жанры подразделяются на вокальные и инструментальные. Вокальные жанры в свою очередь условно делятся на сольные (песня, романс, ария), ансамблевые и хоровые. В зависимости от участников исполнения различают чисто вокальные и вокально-инструментальные жанры. Вокально-инструментальные подразделяются на камерные (вокальное произведение в сопровождении одного или нескольких инструментов) и оркестровые. К оркестровым относятся оратории, мессы, реквиемы.
К инструментальным жанрам относятся сольные (баллада, поэма, лирическая миниатюра), ансамблевые (квартет, соната для солирующего инструмента с сопровождением) и оркестровые (симфонии, концерты, увертюры).
Песня(от лат. cantus) – наиболее распространенный жанр вокальной народной и профессиональной музыки, основанный на взаимосвязи музыки и поэтических образов. Как правило, песня имеет куплетную форму. Существует ряд классификаций произведений песенного жанра – по содержанию (колыбельные, лирические, плясовые, исторические и т.д.), происхождению и сфере бытования (городские, крестьянские), складу (одноголосные и многоголосные), формам исполнения (сольные и хоровые, с сопровождением и без него).
Танец(от нем. Tanz) – вид искусства, основным средством создания художественного образа которого является движение.
История танца насчитывает тысячи лет. На начальной стадии своего формирования танец существовал в синкретической форме – как единство пения, танца и звукового сопровождения. В Древней Индии танец понимался как раскрытие сущности вещей. В Древней Греции танец почитался как средство облагораживания человека. В странах средневековой Европы и на Руси танец не признавался христианской моралью, хотя и продолжал своё существование в народе.
Гавот (от франц. gavotte) – умеренный танец французского происхождения; танец гавотов, жителей области Франции.
Менуэт (от франц. menu pas – маленький шаг) – танец французского происхождения.
Мазурка (точнее – Мазур от названия жителей Мазовии – Мазуров) – быстрый трёхдольный танец с характерным смещением акцента на вторую, иногда третью долю.
Полонез (от франц. polonaise – «пеший танец», танец-ществие) – польский танец торжественного характера, изначально деревенский народный, затем им открывались придворные балы.
Краковяк – двудольный польский танец, возникший в Краковском воеводстве.
Вальс (от нем. Walzen – кружиться в танце) – плавный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; возник на основе танцев Австрии, Чехии, Германии.
Полька (от чешcк. polka – полшага, половинка) – живой и простой по форме чешский танец.
Халлинг (от названия долины на юго-западе Норвегии) – норвежский умеренный сольный мужской танец.
Камаринская – русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера. Музыкальный размер 2/4, иногда 3/4.
Трепак – русский народный танец, быстрый, задорный, ритмически чёткий, с лихим притопыванием. Основные фигуры импровизируются танцорами, показывающими свою ловкость и изобретательность; размер 2/4.
Гопак (от укр. гоп – восклицание, которое произносят во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – украинский народный танец, быстрый, стремительный; мужчины импровизируют сложные фигуры, вплоть до высоких прыжков, соревнуясь в ловкости; размер 2/4.
Бульба (белорус. – картошка) – современная белорусская народная плясовая песня. Поётся и танцуется девушками в характере народной польки. Темп живой, задорный, размер двухдольный.
Крыжачок (от белорус. крыж, польск. krzyz – крест), народная песня и танец в Белоруссии и Польше. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.
Лезгинка – народный танец лезгин, живущих в Дагестане. Ныне распространен почти у всех народов Кавказа (грузин, кабардинцев, осетин, ингушей, чеченцев и др.).
В XX столетии популярными стали румба (афро-американский танец в двудольном размере, с остросинкопированным ритмом и акцентами на слабых долях такта), фокстрот (от англ. fox – лиса и trot – быстрый шаг, салонный танец в умеренно быстром темпе с маршеобразной ритмикой), чарльстон (бальный танец, возникший в г. Чарльстон, разновидность фокстрота), самба (подвижный бразильский танец городского происхождения) и др.
Марш(от франц. marche – шествие, движение вперед) – музыкальный жанр, характерными чертами которого являются строгий, размеренный темп, чёткий ритм. Разновидности марша: военный, спортивный, траурный. Помимо прикладного значения марш является жанром сценической музыки (Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, Марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского) и концертной музыки («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского).
Источник
Струна, вокал и их союз. Музыкальные жанры
«Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.»
Игорь Стравинский
Музыка — один из самых трудно поддающихся классификации видов искусства. Но все-таки никто не усомнится в том, что лирическая баллада и бравурный марш так же различаются для музыканта и слушателя, как пейзаж и портрет — для художника и зрителя.
Каковы же основные музыкальные жанры и как ориентироваться в их многообразии?
«Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка» (Джу Шин)
Что такое жанр музыки?
Приступая к классификации любого явления, сначала необходимо вывести и принять общие определения, иначе будет просто непонятно, о чем идет речь. И чаще всего затруднения возникают при попытке определить, что же такое музыкальный жанр, и отделить его от понятия музыкального стиля.
Жанр — это исторически сложившийся род музыки. Он сочетает в себе форму, содержание и цель музыкального произведения. Подробнее об этом мы поговорим ниже. Стиль же — это «кирпичики», из которых строится музыка,— гармония, мелодия, ритм — и то, как они используются в произведении. И точно так же, как и в других направлениях искусства, в музыке стиль определяется либо по эпохе (барокко, рококо, романтизм и т. д.), либо по композиторам, творившим в то время (музыкальные школы). Стиль включает в себя идеи и выразительные средства музыки, которые выбирает композитор, исходя из своего мировоззрения и вкусов.
Но, безусловно, невозможно полностью разделить жанр и стиль. Они всегда тесно переплетались между собой, составляя единую систему. Каждая ситуация — обрядовая, культовая, бытовая — ставила перед музыкантами свои задачи, которые можно было решить только в жанрово-стилевом взаимодействии.
«Музыка — это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать… Она — мощная сила, как для добра, так и для зла» (Герхард Хансен)
Классификация жанров
Однако даже после разграничения понятий жанра и стиля, пусть и условного, остается неясным, как определяется жанр музыкального произведения.
И снова мы сталкиваемся с трудным выбором критерия классификации. Если говорить очень широко, то самая простая классификация — по способу исполнения. Тогда мы получаем всего две большие группы:
- инструментальные жанры (такие как марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония);
- вокальные жанры (например, ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Если немного сузить понятийные поля, то в широком смысле можно говорить о жанре оперном, камерном, симфоническом, а в более узком смысле ввести нисходящую подробную классификацию, выделяя «жанры внутри жанров»: лирическая и комическая опера, симфония и симфониетта, ария и ариозо и т. д.
Существует другое деление музыки на четыре основных жанра по принципу обстановки исполнения:
- театральные жанры (опера и балет, оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т. д.);
- концертные жанры (симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т. д.);
- массово-бытовые жанры (песни, танцы, марши);
- культово-обрядные жанры (связаны с религиозными или праздничными обрядами: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.).
Но если исходить из того, что жанр — это своеобразная модель, по которой строится музыкальное произведение, то у него есть определенное предназначение. Так, военный марш заставляет кровь бурлить и поднимает дух солдат, а колыбельная помогает уснуть ребенку. Соответственно, от назначения зависит и построение сочинения, и инструменты, и аранжировка. В таком случае мы приходим к другой, тоже упрощенной, но вполне рабочей схеме, согласно которой можно определить жанр музыкального произведения.
Условно выделяются четыре критерия, по которым музыка относится к тому или иному жанру:
- тип художественно-музыкального содержания;
- стилевые особенности жанра;
- прикладное (жизненное) назначение произведений конкретного жанра;
- условия, при которых происходит исполнение и прослушивание (просмотр) произведений данного жанра. Давайте рассмотрим пример. Что такое камерная музыка? Название происходит от латинского camera — «комната». То есть подразумевается, что музыка этого жанра предназначена для игры небольшими ансамблями, в небольших помещениях и для небольшого числа слушателей (условия). Изначально такие произведения исполнялись в кругу семьи, для развлечения или музыкального образования детей (назначение). Стилевая особенность данного жанра заключается в исполнении каждой партии отдельным инструментом, в то время как в симфонической музыке несколько голосов звучит в унисон. Что касается типа художественно-музыкального содержания, то первоначально (в 1500-1700-х) термин «камерная музыка» применялся ко всей светской музыке, в противовес музыке церковной.
Это противопоставление давно утратило свою значимость, хотя деление оркестров на обычные и камерные осталось. И до сих пор камерные ансамбли, включающие до десяти музыкантов, носят именно такое название (струнный квартет, фортепианное трио и т. п.).
Немного науки
Ученые провели эксперимент с участием 36 518 молодых людей со всего мира и пришли к выводу: жанр музыки, который вы слушаете, влияет на ваше мировосприятие.
- Поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и немного высокомерны.
- Фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности.
- Фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими.
- Почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны.
От молитвы богам до рока
Теперь необходимо рассмотреть, в какой последовательности рождались жанры. Самыми древними, разумеется, являются религиозные гимны. Вершиной развития этого жанра считается культово-обрядовая музыка Древнего Египта и Древней Греции.
Средневековье и Возрождение с их постепенным разделением церковного и светского дали начало таким вокальным и вокально-инструментальным жанрам, как опера и хорал, месса и мадригал, шансон и павана.
«Музыка — универсальный язык человечества.» (Генри Лонгфелло)
В 1600-1700-е годы, когда в Европе наблюдался расцвет симфонической музыки, в Северной Америке активно развивался своеобразный жанр сельской музыки — кантри. На конец 1800-х и начало 1900-х годов пришлось возрождение фольклорных ритмов Африки и Латинской Америки, в среде афроамериканцев появился блюз, а на его основе — джаз. Кстати, в одном только жанре джаза насчитывается более двух десятков стилей: новоорлеанский, диксиленд, свинг, вестерн-свинг, бибоп, хард-боп, буги-вуги, прохладный джаз, соул-джаз, босса-нова и даже электрический джаз. Оба этих жанра — блюз и джаз — стали родоначальниками такого песенно-танцевального жанра 1940-х годов, как ритм-н-блюз. Позднее началось развитие фанка и соула.
Чем дальше, тем больше ветвится жанровое музыкальное древо. Одновременно с расцветом афроамериканских стилей 1900-х годов зарождается поп-музыка, которая берет начало в уличных романсах и балладах. Одним из самых ярких «детей», рожденных в жанре поп, стало танцевальное направление. Наконец, 1950-е годы — это время возникновения рока, ответвлений и стилей которого просто не счесть. Два десятка лет спустя новое поколение выберет регги, потом рэп, а еще чуть позже в свои права вступит электронная музыка.
Даже этот краткий обзор позволяет понять, насколько многообразен мир музыкальных жанров, число которых продолжает расти и по сей день.
Почему в театрах США не играют патриотический марш?
«Звезды и полосы навсегда» — самый известный патриотический марш Америки. Но вы никогда не услышите его в театрах и цирках США без серьезного повода. Этот марш является условным сигналом бедствия в чрезвычайной ситуации, например при пожаре, чтобы персонал мог начать эвакуацию зрителей без паники.
Совершенно ясно, что все музыкальные направления и жанры музыки охватить в одной статье просто невозможно. Но можно попробовать рассказать о самых популярных.
«Чем старинней наивность романса. »
Как вы думаете, когда возник жанр романса? Первое, что, наверное, приходит на ум, это романс русский, тот самый, что с такой экспрессией исполняли многие певцы в первой половине ХХ века. Но на самом деле романс старше на несколько веков.
Сам термин возник еще в XV — XVI веках, так в Испании называли небольшое камерное вокальное произведение, светскую песню на местном романском наречии, то есть не на латыни. Некоторые музыковеды проводят аналогию между испанским романсом и таким жанром, как баллада, и в этом есть определенный резон: ведь темой этих песен становились истории о жизни легендарных и полулегендарных героев, рассказы о войнах и сражениях, о бедствиях и подвигах и тому подобное. Создавались целые сборники таких произведений, нередко объединенных общим сюжетом, и постепенно за ними закрепилось название романсеро. Этот жанр проник и в литературу, где стал обозначать напевное лирическое стихотворение,— одно из самых знаменитых литературных романсеро было написано Ф. Г. Лоркой уже в начале ХХ века.
Во Франции этот термин стал употребляться наравне с термином «шансон» (фр. chanson — песня) в XVIII и в начале XIX века. (Не следует смешивать понятие французского шансона (лирической песни) и русского шансона, или, как его еще называют, «блатной песни». Это совершенно разные явления!) В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России же романсом первоначально называли небольшие вокальные произведения, написанные на. французский текст, даже если это было написано русским композитором.
В чем же принципиальное отличие романса от обычной песни? Говоря простыми словами, в романсе мелодия связана с лирическим содержанием гораздо теснее, музыка подчеркивает не только общий поэтический размер, но и отдельные образы, их развитие, а инструментальное сопровождение нередко играет не меньшую роль, чем сам текст.
«Мы с полным правом можем назвать классический романс одним из самых демократических жанров» (Вера Васина-Гроссман)
Несмотря на то что романс начал достаточно активно развиваться еще в XVIII веке, одним из ведущих жанров он становится с наступлением эпохи романтизма, для которой были характерны обращение к внутреннему миру человека и разработка народных мотивов. Ранее, чем в других странах, романс сложился в австрийской и немецкой школе; его основными представителями считаются Ф. Шуберт, а также Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф. Довольно скоро начинают вспыхивать и другие яркие национальные школы этого жанра: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Одновременно с романсом классическим развивался и романс бытовой, который чаще всего исполнялся певцами-любителями, а стилистически был очень близок к песне. Особенно ярко взаимодействие этих двух ветвей романса видно на примере романса русского. Следует отметить, что творчество великих мастеров романса в музыке нередко развивалось в тесной связи с поэтическими направлениями. В истории искусства имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова стоят рядом, а с русским романсом особенно тесно связано творчество «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина.
Русский романс как отдельный жанр формируется в первой половине XIX века, на волне роста популярности и развития такого направления, как романтизм. Основной вклад в его становление внесли А. А. Алябьев, А. Е. Варламов и А. Л. Гурилёв. Нередко в русском романсе обыгрываются цыганские мотивы. Постепенно складывается несколько поджанров русского романса, а его расцвет как отдельного жанра приходится на начало ХХ века, и с ним связывают творчество таких талантливых и самобытных исполнителей, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позже их традиции подхватили Петр Лещенко и Алла Баянова, а в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
Виды русского романса
- классический — написанный профессиональными композиторами;
- городской (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона;
- цыганский — сформировался на основе русских народных песен и бытовых романсов, имеет своеобразную манеру исполнения певцами-солистами и гитаристами-аккомпаниаторами хоров петербургских и московских цыган
Кроме того существуют:
- жестокий романс — поджанр русской народной песни, расцвет пришелся на конец XIX — начало XX века, характерна слезливая сентиментальность, надрыв, мелодраматизм и трагическая концовка;
- казачий — казачьи авторские песни, зародились на Дону
Совсем другим путем шло развитие французского шансона. Как мы уже сказали, не стоит путать глубоко лирическую, возвышенную и всегда наполненную высоким поэтическим смыслом песню французских шансонье, ведущую свою историю от средневековых труверов, с песней блатной, родственницей «арестантских», «каторжных», «кандальных» песен середины XIX — начала XX веков, а если смотреть глубже, то и наследницей «разбойных» песен, чья тематика так близка раннему негритянскому блюзу — тяжкая доля угнетенных и несбыточная мечта о свободе.
Шансон (фр. Chanson — песня) — французская эстрадная песня в стиле кабаре, перенявшая традиции светских песен французских труверов. Считается, что первым из известных шансонье был Гильом де Машо, который жил в XIV веке
Французский шансон рождается в конце XIX века в стенах маленьких театров-кабаре. Здесь не только танцевали канкан, но и исполняли короткие скетчи, разыгрывали различные сценки, а также пели песни, зачастую исполняемые авторами, где музыка была неразрывно связана с текстом и сюжетом. Именно шансон становится воплощением пылкого галльского характера — взрывного и романтичного, язвительного и в то же время чуткого ко всякой несправедливости.
Первыми шансонье (исполнителями шансона) в современном значении этого слова были Аристид Брюан и Мистенгет. Афиши к выступлениям Брюана, едко обличавшего буржуазные ценности своего времени, писал сам великий Тулуз-Лотрек! А Мистенгет, снимавшаяся в кино с Габеном и десять лет выступавшая со своим любовником Морисом Шевалье, придумала головные уборы с перьями, которыми славится теперь на весь мир Мулен Руж.
«Область русской протяжной песни действительно является одним из высших этапов мировой мелодической культуры, ибо в ней человеческое дыхание управляет интонацией глубоких душевных помыслов, на несколько веков вперед сохраняя силу воздействия» (Борис Асафьев)
Шансон изменялся вместе с миром. Предвоенный Париж был полон джазовых мотивов, исполняемых Шарлем Трене и Джонни Хессом, после войны комедийность и шутки отходят на второй план, уступая место серьезному диалогу между певцом и слушателем. Это эпоха прозаика и джазмена Бориса Виана, бельгийца Жака Бреля, большого поэта с голосом, сразу берущим за душу, Жоржа Брассенса, сочинявшего песни не только на свои, но и на чужие стихи, и чьи! — Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго. Кто не слышал имени «парижского воробушка» Эдит Пиаф — легенды и боли Франции, или Шарля Азнавура? А Сальваторе Адамо с его «Tombe la neige» или Сержа Генсбура? К середине ХХ века, когда во французской музыке окончательно складываются два основных направления, таких исполнителей назовут шансонье (chansonnier). Второе направление — эстрадная песня, которую исполняют певцы (chanteur), и самыми известными представителями этого течения становятся Ив Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер и многие другие.
Но грань между французским шансоном и эстрадой была и остается довольно условной, а традиции его продолжают развиваться, постепенно втягивая в свой круг и рок (Джонни Холлидей), и электронику (Бенжамен Бьолэ), и даже панк-рок (Мано Соло).
«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи» (Белла Ахмадуллина)
«Весь этот джаз»
В то время как Старый Свет развивал традиции, унаследованные еще от эпохи рыцарей и прекрасных дам, в Новом Свете зарождалась музыка, которая, наверное, не смогла бы появиться нигде более, а только в котле, сплавившем воедино музыкальное наследие практически всех континентов.
Далекий уже от нас XVIII век, густая южная ночь в долине реки Миссисипи, у бедной хибары, вокруг костра — горстка негров, напевающих мелодию, от которой веет тоской, одиночеством и страданием. Ритмы ударных и переливы духовых, неповторимые, которые не спутать ни с чем, наследие предков, чей прах остался по ту сторону океана, в Африке. Так зарождался блюз. Вывезенные с Черного континента рабы, могли ли они петь о веселье и радости? Что радостного было в их жизни, что ждало их в будущем? Blue devils — печаль, депрессия, тоска, так переводится это выражение с английского, от него и получила свое название музыка жанра блюз, уникальное смешение традиционных негритянских песен, религиозных песнопений Африки и библейских спиричуэлс.
Но с отменой рабства блюз не исчез. Напротив, бывшие рабы, по-прежнему не имевшие никакой уверенности в завтрашнем дне, хлынули в города, распространяя «черную» музыку среди белых.
«Блюз — индивидуальное искусство. Один человек с гитарой против всего мира» (Эрик Клэптон)
В 1912 году выходит первая пластинка с блюзовыми записями, к этому времени относится и само название стиля. «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом, стал первой в истории полностью блюзовой композицией. Классический блюз представлял собой импровизацию, проследить можно было только основу композиции, вместе же голос, текст и музыка каждый раз составляли новый, неповторимый узор. Самыми популярными исполнителями того времени были Ма Рейни, Джимми Рашинг, Джон Слипи Эстес. Знаковой фигурой классики блюза навсегда останется Роберт Джонсон с культовой композицией «Crossroad» («Перекресток»), позже увековеченной не менее культовым, одноименным фильмом Уолтера Хилла 1986 года.
Топ пяти блюзменов всех времен:
- Би Би Кинг (B. B. King)
- Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan)
- Эрик Клэптон (Eric Clapton)
- Роберт Джонсон (Robert Johnson)
- Ти-Боун Уокер (T-Bone Walker)
К сороковым годам на сцене начинает появляться электроника: электрогитары, электроорганы, бас-гитары. Это навсегда меняет облик блюза, в него все больше проникают джазовые ритмы, да и название становится другим — ритм-энд-блюз. Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Ти-Бон Уолкер и Альберт Коллинз — они не просто играли блюз, они жили им. И хотя классический блюз никогда больше не будет пользоваться такой популярностью, но останется жить в творчестве этих гениев, которые, в свою очередь, оказали огромное влияние на рок-музыкантов последующих поколений.
Знаменитый блюз
«Cross Road Blues» (более известная как «Crossroads») — одна из самых известных песен Роберта Джонсона, выпущенная в 1937 году. Позже на эту композицию было создано множество каверов. Версия группы Cream, записанная в 1968 году вместе с Эриком Клэптоном, попала в список 500 величайших песен всех времен по версии журнала «Rolling Stone»
Еще одним жанром, без которого мировая музыкальная палитра потеряла бы изрядную долю красок, — это джаз, смесь африканского фольклора и европейской музыкальной традиции. Музыка, появившаяся в начале ХХ века, взяла от первого прародителя импровизацию, ритмичность, многократное повторение основного мотива, а от второго — гармонию и равно правомерное звучание в миноре и мажоре.
Никто не скажет, где и когда точно родился джаз, как и откуда именно взялся термин, обозначающий его, но центром возникновения классического направления джаза считается Новый Орлеан, где в 1917 году коллективом Original Dixieland Jazz Band была записана первая джазовая грампластинка.
Есть несколько признаков, отличающих джаз от других музыкальных направлений,— это полиритмия, синкопированные ритмы, ритмичная пульсация контрабаса и ударных, свинг и преднамеренное отклонение от него, использование инструментов, имитирующих речь человека, своеобразный диалог между этими инструментами и специфический вокал, который интонацией напоминает разговор.
Каждое десятилетие американского джаза отмечено рождением нового стиля. Двадцатые годы — это биг-бэнды (ансамбли из трех групп инструментов: саксофоны и кларнеты, трубы и тромбоны («медные») и ритм-секция (фортепиано, гитара, контрабас, ударные). Самые известные биг-бэнды — это оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратится к более крупным джазовым формам на основе негритянского и латиноамериканского фольклора. Тридцатые не только рождают свинг, но и привносят в джаз танцевальность, эстрадность, песенность, направление стремительно коммерциализируется. В противовес этому очень скоро возникает стиль «бибоп», открывающий современную эпоху джаза. Его яркие представители: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк. С 40-х по 60-е годы джаз развивался в двух основных направлениях: «cool» («прохладный») и «west coast» («западное побережье»). И оба включают в себя серьезные разработки классической музыки, постепенно усложняется размер, а еще позже делаются попытки создать джазовые произведения крупной формы, и отсюда ведет начало еще один джазовый стиль — симфоджаз («Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина). В 60-е снова вспыхивает интерес к импровизации и рождается стиль, который не ограничивается даже одной музыкальной темой — фри-джаз, но ладовый принцип все-таки берет верх, а в 70-е в джаз приходят электроинструменты и ритмы рок-музыки, рождая стиль фьюжн.
Топ пяти джазовых композиций:
- Дюк Эллингтон — «Reminiscing in Tempo»
- Джордж Гершвин — «Summertime»
- Джеймс Браун — «I feel good»
- Рэй Чарльз — «What’d I Say»
- Чак Берри — «Johnny B. Goode»
Сегодня, пожалуй, не найдется человека, хоть сколько-нибудь знакомого с музыкой и не слышавшего имен Луи Армстронга, Билли Холлидей, Чарли Паркера, Рэя Чарльза, Эллы Фитцджеральд или Фрэнка Синатры. А джаз и не думает уходить со сцены, это направление — одно из самых смелых в плане музыкальных экспериментов, живет и здравствует и поныне.
«Если вы спрашиваете, что такое джаз, то вам этого никогда не понять» (Луи Армстронг)
Ну и, наконец, совершенно невозможно представить себе разговор о музыке, рожденной за океаном, без народной музыкальной «белой» традиции Америки — знаменитого на весь мир кантри (англ. country music — сельская музыка).
Рожденное на юге и западе США, основанное на песенных и танцевальных мелодиях, которые привезли с собой переселенцы из Европы, опирающееся на англо-кельтскую музыкальную традицию, кантри очень долго сохранялось в почти нетронутом, первозданном виде в ряде горных районов штатов Теннесси, Кентукки и Северная Каролина.
Абсолютно узнаваемым с первых же аккордов жанром кантри становится к началу ХХ века, но есть исторические свидетельства, что самые первые кантри-мелодии относятся еще к XVII столетию. Долгое время именно обособленность и замкнутость некоторых районов Америки способствовали развитию этого оригинального направления, но в то же время и не давали ему популяризироваться. Стремительное распространение кантри получает с возникновением радио.
Одна из первых записанных кантри композиций — это «Arkansas Traveler» (Henry C. Gilliland & A. C. Robertson, 1922), однако первой «документально зафиксированной» песней в стиле кантри является «The Little Old Log Cabin in the Lane», написанная в 1871 году Уиллом Хейссом из Кентукки. Харлен Говард, один из законодателей стиля кантри, как-то сказал: «Она состоит из трех аккордов и правдивости!» И был в этом совершенно прав. Отличительными чертами этого стиля являются задушевность, простота и близость к народу. Лирические баллады, обычные житейские истории, исполнитель которых — «человек из толпы», не особенный, обычный, твой сосед или даже приятель, простые незамысловатые инструменты, знакомые каждому (гитара, банджо, губная гармоника, скрипка),— и вот перед нами одно из самых популярных направлений в музыке. Кантри — это музыка глубокой провинции, ковбойских салунов и пограничной романтики Дикого Запада.
«Получив свободу» и выйдя за пределы замкнутого пространства малолюдных территорий, кантри-музыка стала просто невероятно популярна. И очень быстро почти вся ушла на эстраду. В конце 40-х на сцене царит Хэнк Уильямс, игравший хиллбилли и задавший имидж исполнителя кантри на несколько поколений вперед, а также обозначивший основные темы жанра: любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. Позже ему на смену приходят Боб Уиллс и его Texas Playboys, Билл Монро, игравший в стиле блюграсс, а в 50-х кантри становится — вместе с госпелом и ритм-энд-блюзом — одним из прародителей рок-н-ролла. С пограничного жанра рокабилли начинали карьеру Элвис Пресли, Карл Перкинс и Джонни Кэш. Успех альбома «Gunfighter Ballads and Trail Songs» (1959) Марти Роббинса выводит в отдельную ветвь кантри-н-вестерн, в котором упор делался на сюжеты из жизни Дикого Запада. В 60-х на смену старому доброму кантри Уильямса приходит «нэшвиллский саунд», славившийся отшлифованным чистым звучанием и изумительными аранжировками. Его ярчайшими представителями становятся Джордж Джонс, Пэтси Клайн, Бренда Ли.
Рокабилли (англ. rockabilly) — ранняя разновидность рок-н-ролла, представляющая собой синтез рок-н-ролла и кантри-музыки
Дорожный кантри дальнобойщиков (Дейв Дадли), кантри-рок (Крис Кристоферсон, Нил Янг, Линда Ронстадт), кантри классическое (Лоретта Линн, Мерл Хаггард, Вилли Нельсон) и эстрадное (Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей), кантри с поп-музыкой и роком (Шанайя Твейн, Ричард Маркс, Бон Джови, Дон Хенли) и даже альтернативное кантри (Стив Эрл, Райан Адамс, «Дядя Тупело»). Поджанры здесь невероятно разнообразны, эта музыка продолжает привлекать все новых и новых поклонников, и во всем мире ежегодно проводится не один десяток фестивалей кантри.
Рок-н-ролл жив?
В середине прошлого столетия рождается музыка, которая — в невероятно многочисленных своих проявлениях — будет определять в дальнейшем развитие массовой музыкальной культуры всего мира. Это рок-н-ролл.
Рок-н-ролл (англ. rock and roll или rock’n’roll — «качайся и катись») стал итогом слияния трех жанров: афроамериканских национальных ритмов, ритм-энд-блюза и кантри. Специалисты спорят, какое из музыкальных произведений стоит считать первым исполненным в стиле рок, но к единому мнению на сей счет так и не пришли. Основными чертами жанра стали четкий ритм, быстрый темп и свободная, раскованная манера исполнения. Композиции строились на чередовании куплетов и припева, в середине исполнялось гитарное соло — инструментальная вставка, а мелодии базировались на «риффе» — достаточно простой последовательности гитарных аккордов, развивавших музыкальную тему. Направлений в рок-музыке насчитывается неимоверное количество, и здесь мы можем затронуть лишь основные.
Наибольшее влияние на развитие рок-н-ролла в ранний период оказали Билл Хейли, Фэтс Домино и Чак Берри. К слову, один из великолепнейших хитов Хейли — «Rock Around The Clock» — был потом многократно перепет самыми разными исполнителями рока. Практически с самого момента возникновения за позицию лидера в этом жанре стали бороться Америка и Британия. Но первым признанным королем рок-н-ролла еще при жизни был назван Элвис Пресли.
Свой первый сингл Чак Берри записал в 1955 году и положил начало рок-стилю в текстах, имидже и игре на гитаре. В 1957 году впервые на гитаре был использован эффект фузза (англ. fuzz), при записи композиции «Rumble» гитариста Линка Рея, и это стало началом рождения всех «тяжелых» видов рока, в частности хэви-металла и панк-рока.
Расцвет рок-н-ролла был стремительным, но и падение началось почти сразу же. Литл Ричард оставил поп-музыку в 1957 году, всего два года спустя после своего успеха. Король рок-н-ролла был призван в армию, а спустя два года, по возвращении, занялся в первую очередь кинокарьерой. В течение всего двух лет, в 1959 и 1960 годы погибли Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран, а Чака Берри приговорили к тюремному заключению. К началу 60-х рок-н-ролл как жанр был на грани исчезновения. Спасение пришло из Старого Света.
В середине 60-х на основе ритм-энд-блюза, соула и рок-н-ролла в Британии появилась новая танцевальная музыка — бит. Именно бит в исполнении The Beatles, а конкретнее, сингл «I Want To Hold Your Hand», впервые потеснил в американских чартах американских же исполнителей, тем самым начав так называемое «британское вторжение» (англ. British Invasion). С его началом почти все хиты 50-х были перепеты британскими группами, а в обиход входит общий термин для всех направлений рок-н-ролла — рок.
Принято считать, что, по сути, рок начинается именно с The Beatles, но с другой стороны, многие музыковеды предпочитают не употреблять термин «рок» в отношении этой культовой группы, а также их музыкальных современников, творивших в середине 60-х годов. Их предложено квалифицировать как «бит», что в переводе с английского означает «ритм», и считать просто разновидностью, хоть и более жесткой и ритмичной, поп-музыки. Антиподом всемирно известных англичан принято считать группу The Rolling Stones, появившуюся примерно в то же время на музыкальной арене. Однако их противопоставление во многом преувеличено, обе группы — мощнейшие представители бит-направления, хотя «роллинги» очевидно более жестки в звучании.
В силу простоты бит довольно быстро себя исчерпал, и к середине 60-х рок совершает поворот в сторону психоделии, и это был важнейший этап в истории рок-музыки. Основой психоделического рока стали эксперименты так называемых «гаражных групп» с одной стороны, а с другой — фолк-рок, тоже переживавший период активного развития. Впервые термин «психоделический» был применен к гаражной группе, впервые же использовавшей слово «psychodelic» в названии альбома — The 13th Floor Elevators. Первым психоделическим хитом называют «Eight Miles High» The Byrds.
Топ самых узнаваемых рок-песен всех времен и народов:
- Queen — «We Will Rock You»
- AC/DC — «Highway to Hell»
- Nirvana — «Smells Like Teen Spirit»
- The Rolling Stones — «(I Can’t Get No) Satisfaction»
- Deep Purple — «Smoke On The Water»
- Chuck Berry — «Johnny B. Goodе»
- The Doors — «Light my fire»
- Eagles — «Hotel California»
Психоделическая культура развивалась одновременно с субкультурой хиппи и массовым употреблением наркотиков, главным образом галлюциногенов (ЛСД, мескалин и марихуана). Для этого стиля характерны «мистические» звук и текст песен, зачастую композиции строятся на философии хиппи (среди прочего, идеалы любви и пацифизм). Развитие психоделии в Британии было во многом обусловлено влиянием индийской и другой этнической музыки. Индийские мотивы использовала группа The Yardbirds, позже их развила The Kinks. Ну а «Битлы» первыми использовали в своей музыке национальный индийский инструмент ситар, и их песни стали самым известным случаем использования этих этнических мотивов в психоделическом роке.
Годы с 1966 по 1969-й принято считать расцветом так называемого «классического рока», который включает в себя все основные направления музыки 60-х. Год же 1967-й считается лучшим в истории рока: именно в этот год один за другим появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, а также началось развитие раннего музыкального андеграунда. Это время таких групп, как Pink Floyd, Jefferson Airplane, The Doors с неповторимым вокалом Джима Моррисона и Vanilla Fudge, явно повлиявшей на все виды тяжелого рока и предвосхитившей стиль арт-рок. Музыка 60-х была социальна, она неразрывно связана с культурой хиппи в Америке, молодежной революцией в Европе, общественным движением против войны во Вьетнаме. Она заложила основы всего дальнейшего пути развития рока.
Психоделия становится почвой для зарождения нескольких стилей, которые будут развиты роком в 70-е. И первый из них — хард-рок, или тяжелый рок. Кому не известны названия Queen, Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin? Жесткий гитарный звук, сложный для исполнения, но очень четкий ритм, агрессивный вокал — вот основные признаки хард-рока. Именно хард возвел в абсолют такую музыкальную категорию, как драйв.
Одновременно зарождается и стиль арт-рока (прогрессив-рок), объединившего бит и психоделию с достижениями классической музыки, джаза и народными элементами. В сущности, постепенно прогрессив-группы уходят от собственно роковых корней, но тем не менее в истории музыки The Moody Blues, King Crimson, Genesis и Yes остаются рок-группами.
Серьезное влияние на развитие жанра оказали Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep пытались скрестить хэви-металл с симфонической музыкой, Montrose и Mountain экспериментировали в области блюз-рока, развивались глэм-рок, альтернатива и другие стили. Все они отличались от более раннего рока большей масштабностью и патетичностью. «Космический рок», скрещенный с классикой, вычурный тяжелый глэм, монументальный металл — все это во многом способствовало появлению такого жанра, как рок-опера, самой известной из которых является «Иисус Христос — суперзвезда», записанная в 1970 году.
Вторая половина 70-х становится для рок-музыки роковой. Два основных направления — хард-рок и арт-рок — постепенно исчерпали свои возможности. Эксперименты и поиски новых вариантов развития не приводят к успеху, а когда в конце 70-х на мировую арену выходит стиль «диско», для большинства рок-групп это становится фатальным.
Вразрез со всеми принципами классического рока возникает и стремительно развивается стиль панк-рок. Простейшая трехаккордовая система построения музыки, почти полное отсутствие мелодии, преувеличенная простота и агрессия — это своеобразный ответ виртуозности хард- и прогрессив-рока. Но панк, самыми яркими представителями которого в роке стали Sex Pistols, в чистом виде и как философия быстро сошел со сцены, хотя эстетику панка — эпатаж и агрессию в манере поведения и внешнем виде — использовать будут еще долго. Это была граница, которая отделила классический рок от рока новейшего времени.
Однако природа не терпит пустоты, и 80-е годы становятся для рока эпохой возрождения. Роберт Гордон, Дейв Эдмундс и Stray Cats поднимают на вершины хит-парадов обновленное рока- билли. Нео-рокабилли, а также его поджанр сайкобилли отличались драйвом, тяжелым грязным саундом и текстами, полными черного юмора (The Meteors, The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital).
Поп-рок переживает тяжелые времена, но Пол Маккартни, Элтон Джон и The Kinks продолжают выпускать альбомы, а в конце 80-х на арену выходит The Traveling Wilburys, где принимают участие Джордж Харрисон и Боб Дилан.
Панк-рок, пост-панк, а потом и альтернативный рок провели четкий водораздел между рок- и поп-музыкой. Мейнстримом становится уже, скорее, не поп-рок, а именно поп, стоит вспомнить хотя бы таких его представителей, как Майкл Джексон и Мадонна. К середине 80-х хард-рок практически исчезает, на смену ему приходит хэви-металл. Самые известные группы этого направления — Metallica, Slayer и Megadeаth.
Альтернативный рок, пытавшийся совместить энергетику и агрессию панка, гитарные приемы и фолк-гармонии, подарил миру такого яркого представителя, как R.E.M. К концу 80-х манчестерская музыкальная сцена — мэдчестер — выводит на орбиту жанр брит-поп (The Stone Roses), хаус и техно (Happy Mondays), и это становится началом «музыки 90-х».
Такого расцвета, как в 80-е, стиль металл больше не переживет никогда. Зато в 90-е становятся чрезвычайно популярными направления, синтезирующие металл с другими стилями. Группа Pantera оказала огромное влияние на развитие грув-металл, невероятного коммерческого успеха достигло направление ставшего более мелодичным блэк-металла (Dimmu Borgir, Cradle of Filth). Соединив фанк, рок и панк, сумела «оседлать волну» группа Red Hot Chili Peppers, популярная и в настоящее время. Ярко и шумно вспыхивает стиль гранж — в противовес успевшей изрядно надоесть молодым поп-музыке — и главная звезда этого направления Nirvana. Брит-поп ложится в основу творчества одной из самых интересных инди-групп десятилетия— Radiohead.
Гранж (англ. grunge, букв. «грязь», «пренебрежение») — подстиль альтернативного рока, рожденный из хардкор-панка в середине 1980-х годов. Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, контрастная динамика, мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества и апатии
Европейский металл продолжает развитие темы классической музыки, в моду входит богатый женский вокал, так формируется своеобразный стиль симфоник-металл, главными представителями которого можно считать группы Therion, Nightwish, Within Temptation и Rhapsody. Думается, никому не придет в голову усомниться, что рок жив и продолжает процветать и развиваться и в XXI веке.
Конечно, даже краткий рассказ о роке будет неполон,если не упомянуть такое явление, как русский рок. Его формирование началось в 60-х годах ХХ века, на волне повального увлечения The Beatles. Первые советские бит-группы по сути своей и были первыми рок-ансамблями («Славяне», «Странники», «Мифы», «Авангард», «Лесные братья», «Песняры»). Но западная музыка в то время хоть и была безумно популярной в народе, не пользовалась благосклонностью властей. «Тлетворное влияние Запада» — это были не просто слова, это были слова, которые могли поставить крест на существовании любого творческого коллектива. Поэтому в это же время начинается расцвет вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые «маскировались» под советскую эстраду, простую и разрешенную, такими были «Веселые ребята», «Поющие гитары» и многие другие.
Нет сомнений, что на становление русского рока в начальный период оказала влияние философия хиппи и стиль зарубежных рок-групп 60-х, отсюда было и мягкое акустическое звучание «Машины времени», «Воскресенья», «Аквариума». В 70-е до СССР докатывается волна хард-рока и арт-рока, но, увы,— как будто мало было цензуры— советские музыканты еще и испытывали немалые трудности с приобретением необходимых музыкальных инструментов, а хард к этому был весьма требователен. В музыкальной среде даже ходила шутка, что электрогитара «Урал» была разработана как оружие устрашения и выдерживает удар в несколько атмосфер. И тем не менее рок-группы, отдающие предпочтение драйву хард-рока, все-таки появлялись («Мифы», «Високосное лето», «Удачное приобретение»).
Начало 80-х становится временем расцвета тяжелого рока на Западе и появления в стране настоящего рок-движения, которое уже было не остановить. Один за другим возникают не только рок-коллективы, но и рок-клубы, и первым становится основанный в 1981 году Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум», «Секрет», «АукцЫон», «ДДТ», «Кино», «Алиса» и др. Многие группы исполняли композиции в стиле, получившем название «New wave» («Новая волна»). Более мягкий и мелодичный, менее тяжелый, чем хард-рок, ленинградский рок был вдумчив, философичен и глубок, словно в противовес року московскому, на первый взгляд более легкому, ироничному по отношению к существующим реалиям. Москвичи объединились в 1985 году в Московскую рок-лабораторию при ДК им. Горбунова (знаменитая Горбушка); туда вошли такие группы, как «Машина времени», «Звуки Му», «Бригада С», «Воскресенье», «Ва-банкъ», «Крематорий», «Браво» и другие. Годом позже в Свердловске также был основан рок- клуб, в него вошли «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс», «Ассоциация», «Чайф», «Агата Кристи», «Настя». Уральский рок очевидно испытывал влияние психоделии, для него были характерны сложные аранжировки с ведущей ролью клавишных.
Конец 80-х и начало 90-х становятся для русского рока временем выхода из подполья. Цензура уходила в прошлое, рушился железный занавес, открывались границы. О роке писали и говорили, его пели и о нем снимали культовые фильмы.
Современный русский рок потрясающе разнообразен — брит-поп («Мумий Тролль», Земфира, «Би-2», «Сплин», Чичерина, «Танцы Минус», «Маша и медведи»), панк и гранж («Люмен», «Король и шут», «Тараканы!», «Пилот», «Наив»), фолк-рок («Мельница», The Dartz) и многие, многие другие.
Так как же соотносятся между собой эти направления и стили? Враг ли романс року, а панк — кантри? Противопоставлены ли джаз и шансон? Отнюдь нет. Все направления в музыке лишь оттеняют и подчеркивают достоинства друг друга, образуя единое органичное целое.
«Хиппи стремились к миру и любви. Мы, рокеры, хотели только Ferrari, блондинок и финские ножи. Даже не верится, что такие люди могли создавать такую глубокую музыку!» (Элис Купер)
Источник