Классификация моделей баз данных по способу хранения данных

Классификация моделей баз данных по способу хранения данных

Классификация баз данных

По типу хранимой информации БД делятся на

  • документальные,
  • фактографические и
  • лексикографические.

Среди документальных баз различают библиографические, реферативные и полнотекстовые.

К лексикографическим базам данных относятся различные словари (классификаторы, многоязычные словари, словари основ слов и т. п.).

В системах фактографического типа в БД хранится информация об интересующих пользователя объектах предметной области в виде «фактов» (например, биографические данные о сотрудниках, данные о выпуске продукции производителями и т.п.); в ответ на запрос пользователя выдается требуемая информация об интересующем его объекте (объектах) или сообщение о том, что искомая информация отсутствует в БД.
В документальных БД единицей хранения является какой-либо документ (например, текст закона или статьи), и пользователю в ответ на его запрос выдается либо ссылка на документ, либо сам документ, в котором он может найти интересующую его информацию.
БД документального типа могут быть организованы по- разному: без хранения и с хранением самого исходного документа на машинных носителях. К системам первого типа можно отнести библиографические и реферативные БД, а также БД- указатели, отсылающие к источнику информации. Системы, в которых предусмотрено хранение полного текста документа, называются полнотекстовыми.
В системах документального типа целью поиска может быть не только какая-то информация, хранящаяся в документах, но и сами документы. Так, возможны запросы типа «сколько документов было создано за определенный период времени» и т. п. Часто в критерий поиска в качестве признаков включаются «дата принятия документа», «кем принят» и другие «выходные данные» документов.
Специфической разновидностью баз данных являются базы данных форм документов. Они обладают некоторыми чертами документальных систем (ищется документ, а не информация о конкретном объекте, форма документа имеет название, по которому обычно и осуществляется его поиск), и специфическими особенностями (документ ищется не с целью извлечь из него информацию, а с целью использовать его в качестве шаблона).
В последние годы активно развивается объектно- ориентированный подход к созданию информационных систем. Объектные базы данных организованы как объекты и ссылки к объектам. Объект представляет собой данные и правила, по которым осуществляются операции с этими данными. Объект включает метод, который является частью определения объекта и запоминается вместе с объектом. В объектных базах данных данные запоминаются как объекты, классифицированные по типам классов и организованные в иерархическое семейство классов. Класс — коллекция объектов с одинаковыми свойствами. Объекты принадлежат классу. Классы организованы в иерархии.

По характеру организации хранения данных и обращения к ним различают

  • локальные (персональные),
  • общие (интегрированные, централизованные) и
  • распределенные базы данных

Персональная база данных — это база данных, предназначенная для локального использования одним пользователем. Локальные БД могут создаваться каждым пользователем самостоятельно, а могут извлекаться из общей БД.

Интегрированные и распределенные БД предполагают возможность одновременного обращения нескольких пользователей к одной и той же информации (многопользовательский, параллельный режим доступа). Это привносит специфические проблемы при их проектировании и в процессе эксплуатации БнД. Распределенные БД, кроме того, имеют характерные особенности, связанные с тем, что физически разные части БД могут быть расположены на разных ЭВМ, а логически, с точки зрения пользователя, они должны представлять собой единое целое.

Читайте также:  Способы конструктивного взаимодействия с ребенком

БД классифицируются по объему. Особое место здесь занимают так называемые очень большие базы данных. Это вызвано тем, что для больших баз данных по-иному ставятся вопросы обеспечения эффективности хранения информации и обеспечения ее обработки.

По характеру организации данных БД могут быть разделены на

  • неструктурированные,
  • частично структурированные и
  • структурированные.

Этот классификационный признак относится к информации, представленной в символьном виде. К неструктурированным БД могут быть отнесены базы, организованные в виде семантических сетей. Частично структурированными можно считать базы данных в виде обычного текста или гипертекстовые системы. Структурированные БД требуют предварительного проектирования и описания структуры БД. Только после этого базы данных такого типа могут быть заполнены данными.
Структурированные БД, в свою очередь, по типу используемой модели делятся на

  • иерархические,
  • сетевые,
  • реляционные,
  • смешанные и
  • мультимодельные.

Классификация по типу модели распространяется не только на базы данных, но и на СУБД.
Иерархические, сетевые, реляционные

Источник

II. Классификация по способу хранения данных.

Централизованная БД – вся информация хранится на одном компьютере.

Распределенная БД – используется в локальных и глобальных компьютерных сетях. Разные части базы хранятся на разных компьютерах.

III. Классификация по признаку структуры: иерархические БД, сетевые БД, реляционные (табличные) БД.

Известно, что любую базу данных можно свести к табличной форме.

Структура реляционной базы данных.

В теории реляционных баз данных таблица называется отношением (от англ. «relation» — отношение).

Простейшая база данных состоит из одной таблицы. Хранение сведений в единой таблице имеет ряд неудобств. Во-первых, происходит дублирование данных. Во-вторых, становится неясно, какие данные в отдельной записи ценные, а какие нет. Уничтожение длинной записи, часть информации в которой утратила силу, может привести к потере данных, которые будет невозможно восстановить. В-третьих, если данные хранятся в единой таблице, усложняется разграничение доступа к ним и обеспечение защиты данных.

Поэтому данные распределяют по нескольким таблицам, которые связывают между собой. Рассмотрим пример.

Объекты для базы данных видеоколлекции – это художественные и мультипликационные фильмы, записи концертных программ и т.д., а их признаками будут: жанр, название фильма, фамилия режиссера, год выхода фильма, список исполнителей главных ролей. База данных может быть организована в следующую таблицу:

Строки этой базы данных описывают атрибуты каждой конкретной видеозаписи. Рассмотрим более внимательно то, какие значения может принимать атрибут. На первый взгляд любые. Скажем, название фильма – тут фантазия безудержна, даже принимая во внимание рекламную нумерацию типа «Терминатор-3» или «Мёртвый полицейский-9». Со студиями уже все не так свободно, а жанры и вовсе можно сосчитать на пальцах. Поэтому, если мы не хотим каждый раз монотонно писать одно и то же, имеет смысл ввести в нашу базу данных ещё одну таблицу, которая будет называться «Жанры».

Она могла бы выглядеть следующим образом:

В любой таблице должен быть один или несколько столбцов, значения которых однозначно идентифицируют каждую её строку. Такой столбец (или комбинация столбцов) называется первичным ключом.

Внесение взаимосвязанных изменений в разные таблицы автоматизируется. В реляционной базе данных можно получать сведения, основанные на данных из нескольких таблиц.

При установке связи одна из таблиц должна содержать ключевое поле. Иногда вместо термина ключевое поле говорят о первичном (или главном) ключе. В этом случае имеют в виду, что в качестве ключа может использоваться не отдельное поле, а совокупность полей. В каждом из этих полей значения могут повторяться, но любая комбинация значений уникальна и может идентифицировать запись.

Читайте также:  Простой способ убрать рыжики с кузова автомобиля

Например, в таблице клиентов поле Фамилия может быть ключевым только в том случае, если в ней нет записей, соответствующих однофамильцам. Если же такие записи есть, первичный ключ создают из комбинации полей Фамилия, Имя и Отчество.

Таблица, участвующая в связи своим ключевым полем, называетсяглавной, другая таблица – связанной. Если данное поле в связанной таблице также является ключевым, то говорят о связи «один-к-одному». В этом случае одной записи главной таблице соответствует ровно одна запись связанной. Если это поле не является ключевым в связанной таблице, то говорят о связи «один-ко-многим». Одной записи главной таблицы может соответствовать несколько записей в связанной. Например, в список клиентов каждый человек может быть внесён только один раз, но в списке сделанных им заказов ему может соответствовать столько записей, сколько заказов он сделал.

Связь «многие-ко-многим» напрямую создать нельзя. В этом случае необходима дополнительная промежуточная таблица. Ключевые поля этой таблицы связаны с полями тех таблиц, для которых требуется данный вид связи.

Разработчиком теории реляционных баз данных считается Е. Кодд, 1960 год.

Распределенные базы данных.

В крупных базах данных накапливаются огромные объемы информации, которые должны быть постоянно доступны многим пользователям. Если доступ к данным возможен только через один компьютер, то выход его из строя по любой причине (например, из-за отключения электричества) сделает базу недоступной.

Необходимость противостоять сбоям и обеспечивать одновременный доступ многих пользователей обусловливает появление распределенных (сетевых) баз данных. В этом случае СУБД контролирует не только доступ к данным. Она также размещает их на разных компьютерах сети и управляет загрузкой серверов, в том числе её перераспределением при выходе отдельных систем из строя. Распределённые базы данных обладают меньшим быстродействием, чем базы, сконцентрированные на одном компьютере. Зато они обеспечивают несравнимо более высокую надежность и облегчают одновременный доступ к записям для многих пользователей.

Одной из популярных СУБД является приложение Microsoft Access, входящая в состав интегрированного пакета Microsoft Office.

Создание базы данных Microsoft Access

В Microsoft Access поддерживаются два способа создания баз данных.

Создание базы данных с помощью мастера

Нажмите кнопку Создать на панели инструментов.

В области задач Создание файла выберите в группе Создание с помощью шаблона ссылку Общие шаблоны.

Выберите значок подходящего шаблона базы данных на вкладке Базы данных и нажмите кнопку OK.

В диалоговом окне Файл новой базы данных введите имя базы данных и укажите ее расположение, а затем нажмите кнопку Создать.

Следуйте инструкциям мастера баз данных.

Примечание. С помощью мастера баз данных нельзя добавлять новые таблицы, формы и отчеты в существующую базу данных.

Создание базы данных без помощи мастера

Нажмите кнопку Создать на панели инструментов.

В области задач Создание файла выберите в группе Создание ссылку Новая база данных.

В диалоговом окне Файл новой базы данных введите имя базы данных и укажите ее расположение, а затем нажмите кнопку Создать.

Читайте также:  Способом государственного управления органами государства

После открытия окна базы данных можно создать требуемые объектыбазы данных: таблицы, формы, запросы, отчеты, модули, макросы.

В режиме конструктораможно создать новую таблицу либо добавить, удалить или настроить поля существующей таблицы.

При создании новой таблицы необходимо ввести : имя поля, тип данных этого поля, описание.

Настройка типа данныхполя определяет тип значений, которые можно вводить в это поле. Тип данных поля- это характеристика поля, определяющая, какие данные могут сохраняться в поле. Например, в поле с типом «Текстовый» можно вводить как текст, так и числа, а в полях с типом «Числовой» допускается хранение только числовых данных. Например, если нужно, чтобы в поле содержались числовые значения, которые можно использовать в вычислениях, задайтеЧисловойилиДенежныйтип данных.

В поле «Описание» пишется информация, которая будет выводиться в виде подсказок при вводе данных в таблицу.

Для идентификации каждой записи в таблице используется уникальный маркер, который называют первичным ключом(Первичный ключ. Одно или несколько полей (столбцов), комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице. Первичный ключ используется для связывания таблицы с внешними ключами в других таблицах.).

Свойства полей — это набор характеристик, обеспечивающих дополнительные возможности управления хранением, вводом и отображением данных в поле. Число доступных свойств зависит от типа данных поля.

Создание таблицы при помощи мастера таблиц

Для перехода в окно базы данных нажмите клавишу F11.

Выберите Таблицы в спискеОбъекты и нажмите кнопку Создать на панели инструментов окна базы данных.

Дважды щелкните строку Мастер таблиц.

Следуйте инструкциям диалоговых окон мастера Создание таблиц.

Примечание. Если в дальнейшем потребуется изменить или расширить созданную с помощью мастера таблицу, это можно сделать в режиме конструктора.

Создание связей между таблицами:

В окне базы данных выбрать в меню «Сервис» команду «Схемы данных»; в появившемся окне выбрать в меню «Связи» команду «Добавить таблицу»; выбрать имя таблицы и щелкнуть по кнопке «Добавить». Далее выбрать меню Связи Изменить связь, щелкнуть по кнопке «Новое…», выбрать имена связываемых таблиц и связываемых столбцов, щелкнуть по кнопке «ОК».В окне «Изменение связей » щелкнуть по кнопке «Создать».

Создание фильтра для вывода данных по заданному критерию:

Выведите таблицу, в которой хотите фильтровать данные, выберите в менюЗаписи команду Фильтр  Изменить фильтр; поставьте курсор в нужное поле и введите критерий отбора (например, если в поле «должность» нужно отобрать всех инженеров, то в нем нужно написать «инженер». Все текстовые данные необходимо вводить в кавычках.)

Применение фильтра: Нажмите кнопку Применение фильтра на панели инструментов.

Отмена фильтра: Выведите таблицу, в которой хотите фильтровать данные, выберите в меню Записи команду Фильтр  Изменить фильтр, очистите все фильтры полей и Нажмите кнопку .

Сортировка данных: выделить столбец, по которому будете сортировать, и на панели инструментов щелкните кнопку — сортировать по возрастанию или— сортировать по убыванию.

Изучить сведения из теории.

В тетради записать ответы на контрольные вопросы.

Выполнить практическое задание:

Создайте новую базу данных «Кадры»

С помощью мастера создайте таблицу и заполните её:

Источник

Оцените статью
Разные способы