Классификация конституций по способу подготовки

Классификация конституций

В основе деятельности государства лежит нормативно-правовой документ, под названием Конституция. Существует определенная классификация конституций, предполагающая их принадлежность к определенным группам в зависимости от их свойств, форм, содержания, времени принятия, способа изменения.

Классификация конституций по группам

Фактическая и юридическая конституция.

Фактическая конституция – существующие нормы общественного и государственного строя, правового статуса гражданина, система социально-экономических и политико-правовых взаимоотношений, которое непосредственное влияние на юридическую конституцию.

Содержание юридической конституции определены этими взаимоотношениями, а также процессами, происходящими в сфере экономической, политической и социальной деятельности.

Юридическая конституция – нормативно-правовой акт, имеющий определенную структуру, утвержден по установленным правилам. Является реализацией реального закона, поскольку содержит определенный набор статей.

Материальный и формальный смысл конституции

Конституция в смысле материальном представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют основы общественного устройства, государственного устройства и положения гражданина в них, где нормативно-правовые акты по своей юридической силе равны между собой. Конституция в смысле формальном – правовой акт (значительно реже – несколько правовых актов), который имеет наивысшую юридическую силу среди актов внутреннего права и изменяется в усложненном по сравнению с иными законодательными актами порядке.

Но, как и в любых правилах, существуют исключения.

В Великобритании конституция носит лишь материальный смысл. Это связано с тем, что в государстве отсутствует акт высшей юридической силы, который может изменяться в особом порядке, более усложненном. Здесь основы государственного устройства, общественного устройства а также правовой статус гражданина определяется на основе не только законодательными нормами, но и правовыми обычаями, судебными прецедентами, доктринальными правовыми источниками.

В некоторых странах в то же время используются нормы, имеющие чисто формальный характер, потому что включены в текст закона. С точки зрения права материального, они не являются нормами особой важности.

При употреблении определения «Конституция», чаще всего подразумевается юридическая конституция в формальном смысле.

Писаная и неписаная конституция

Конституция по форме выражения классифицируется на писаную и неписаную.

Фома выражения конституции – способ организации и представления конституционных норм и ее институтов.

Конституция писаной формы выражения представляет собой законодательный акт, которые были провозглашены в качестве основных законов государства.

Неписаная конституция выражена совокупностью законодательных актов, прецедентов и правовых обычаев. Из-за правовых обычаев такая конституция и относится к категории неписаных.

Совокупность актов и правовых норм закрепляют основные положения уже существующего государственного строя, но в качестве основополагающих законов они формально не объявлены.

В настоящее время такие конституции отсутствуют в принципе, поскольку не существует на данный момент государств, в которых конституции были бы полностью неписанными. Даже являющаяся классической страной неписаной конституции, в ее состав входит множество писаных актов. Поэтому различия в вышеуказанных конституциях заменяют на различия, присущие формальной и материальной конституции.

Конституции дарованные: принятые учредительным собранием и одобренные на референдуме

Дарованная конституция – конституция, которая предоставляется стране уже полностью структурированной и народ не принимает участия в процессе осуществления конституционных процедур.

Дарованные конституции подразделяются на:

  • Принятие монархом конституции для своего государства самостоятельно, без разделяя права с иными лицами в процессе ее принятия. К таким конституциям следует отнести Конституцию Бельгии, принятой в 1831 году и прекратившей своё действие в 1994 г.; Конституция Канады 1867 года; Конституция Японии 1889 года; Иорданского Хашимитского Королевства, принятой в 1952 году. Также Президентом Пакистана в 1962 году даровалась Конституция.
  • Колониальные конституции. Суть заключалась в снижении обострения национально-освободительной борьбы. Государство создавало конституцию для своей колонии и преподносило ее в качестве дара с той целью, чтобы жители не требовали независимости. То есть речь не идет о реальном отделении и независимости колоний, а просто о предоставлении конституций для зависимых от государства колоний. Первыми такими конституциями были конституции, разработанные англичанами для зависимой от нее колонии – Индии. Они утверждались английским парламентом и подписывались королем. Франция была дарован Алжиру закон о «Статуте Алжира» 1948 года, а США – Конституцию Кубы в 1901 году.
Читайте также:  Антибиотик флемоксин для детей способ применения

«Гибкие» и «жесткие» конституции

Конституции этого вида различаются по способу изменения.

«Гибкие» конституции» – конституции, которые изменяются так же, как и иные законодательные акты (пример – неписаная конституция Великобритании).

«Жесткие» конституции требуют иных, более жестких условий:

  • Квалифицированное большинство голосов;
  • Проведение двойное голосования;
  • Утверждение на референдуме.

В современном мире наблюдается закономерность появления конституций, которые по своему характеру являются смешанными с точки зрения изменений конституционных положений: одни статья не подвергаются изменениям вовсе, другие – изменяются в более сложном порядке, третьи – в упрощенном.

В «жестких» конституциях существует некоторые особенности, применяемые в различных странах:

  • Конституционные нормы должны быть изменены квалифицированным числом голосов, то есть двумя третями, тремя четвертями и так далее;
  • Принцип двойного голосования, подразумевающей возможность внесения поправок только процедур проведения голосования;
  • В федеративных государствах для внесения изменений в «жесткие» конституции существует правило, которое гласит, что поправки в конституцию помимо государственного парламента должны быть приняты еще и квалифицированным большинством федеративных субъектов. Касаемо Конституции США, поправки должны быть приняты 2/3 голосов каждой из палат Конгресса, а одобрена ¾ штатов (36-ю штатами, как минимум).
  • Такой вышеуказанный аспект, как принцип двойного голосования, подразделяется на следующее разновидности:
  • Простой – за внесение поправки голосование проходит дважды через определенный промежуток времени. В Конституции Италии указано, что двойной вотум проводится с промежутком не менее трех месяцев;
  • Усложненный – первая поправка подлежит голосованию и принимается квалифицированным большинством, второй раз она выставляется на голосование, но в составе уже переизбранного государственного парламента.

В определенных государствах установлены неизменяемые нормы конституции.

В конституции Португалии или в статье 139 Конституции Италии указано, что республиканская форма правления никак и никогда не может быть изменена.

Постоянные и временные конституции

Конституции, относящиеся к конституциям постоянного действия, не означают неограниченного срока своего действия.

Постоянная конституция – конституция, в которой не установлены хронологические границы ее действия и не предусмотрены события, предполагающие ее замену.

Временная конституция – конституция, ограничивающая срок собственного действия, устанавливающая условия, возникновение которых влечет замену постоянной конституцией.

Временные конституции принимаются без созыва учредительных собраний и не выносятся на референдум. Они провозглашаются или главной государства или руководством страны после осуществления государственного переворота. В тексте временных конституций указывается срок действия по решению учредительного собрания конституционного конвента и в результате проведения референдума. Иногда временная конституция без необходимости ее изменений, становится постоянной. К таковой можно отнести Основной Закон Федеративной Республики Германия, принятой в 1949 году. Этот документа изначально был принят в качестве временной конституцией и первоначальное ее действие распространялось не на всю территорию Германии, а на англо-французскую зону оккупации.

Конституции программные и констатирующие

Программные конституции – социалистические конституции, которые определяют основные цели строительства социализма и коммунизма. (В Китае, Конституцией которого указана цель построения социализма, по мнению руководителей потребуется около 100 лет).

Читайте также:  Каким способом вывозят мусор

Констатирующие конституции – конституции, не содержащие программных положений о преобразовании общества.

Но большая часть программных конституционных норм – констатирующие, а такие конституции содержат программные элементы и целевые установки (введения, преамбулы). Различают конституции федеративных государств, унитарных государств, федеральных субъектов. В очень редких случаях конституции в автономиях политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).

Источник

Классификация конституций

Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям: по форме; способу изменения, внесения поправок и дополнений; степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.

По формеписаные и неписаные.

Писаные это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций).

Неписаные — конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.

По способу изменения, внесения поправок и дополненийгибкие и жесткие.

Гибкие конституции принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 г.).

Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.).

По степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениямдействительные и фиктивные.

Действительные конституции справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).

Фиктивные конституции не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).

Функции конституции

Функции Конституции — различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства.

Функции Конституции:

Учредительная функция — подтверждение существующего общественного порядка или создание условий для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» Конституции.

Пример. Конституция США 1787 г. способствовала объединению и становлению нового государства — США; Конституция России 1993 г. способствовала переходу России к рыночной экономике и демократическому политическому режиму.

Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например учреждение новой формы правления — республики вместо монархии) и для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).

Организаторская функция — закрепление определенных «правил игры» в обществе, которым необходимо подчиняться; часто Конституция своими нормами направляет жизнь общества.

Например Конституции КНР, Кубы, Вьетнама закрепляют социалистический путь развития данных стран.

Внешнеполитическая функция — Конституция закладывает основные направления внешней политики, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

Идеологическая функция — Конституция закладывает основы мировоззрения.

Пример. Первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.

Юридическая функция состоит в том, что Конституция:

а) становится основой правопорядка в обществе;

б) непосредственно порождает права и обязанности;

в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-пр

Конституционное развитие Республики Беларусь.

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

Читайте также:  Что такое тимпанол способ применения

В течение советского периода времени в Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций имели свои характерные особенности, о чем будет сказано ниже. В то же время им был присущ и ряд общих моментов. В частности, они носили классовый характер (в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.

Концепция государственности – составная часть национальной государственной идеологии.

Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства. Государственность — это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.

В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства. Отсюда можно сказать, что в том или ином государствообразующем обществе может сложиться как ничтожное, так и высокое мнение о необходимости и ценности государства и государственных структур. Все это зависит от деятельности государства, его институтов, а также от того, на какие ценности государство опирается в процессе организации отправления своих функций. Поэтому в историческом плане были высказаны мнения относительно ненужности государства, вредности его деятельности, но и во многих странах складывалось и складывается вполне достойное отношение к деятельности государства, а поэтому в этих странах думают о совершенствовании государственных структур. В рамках государственности живут в основном культурные люди. Культурный человек не мыслим без государства. Поэтому культурные, цивилизованные люди должны всегда думать о совершенствовании государства и его институтов, о приближении деятельности государства к своим интересам.

В процессе формирования государственности в современных условиях принято опираться на общечеловеческие ценности, подходить к характеристике государства как объективно необходимого, культурно-ценностного явления. Да и, действительно, есть общечеловеческие, так называемые, вечные ценности, которые и должны быть положены в основу государственности. К ним, например, относятся: «источником суверенной власти в обществе является государствооб-рузующий народ»; «верховная функция государства — это защита жизни, безопасности и имущества своих граждан»; «что не защищено законом, то дозволено»; «в государстве должно быть обеспечено свободное выражение мыслей и мнений»; «каждый считается невиновным, пока его вина не установлена независимым судом»; «каждый имеет право требовать ответа по существу на свою жалобу» и т.д. Сюда же следует отнести положение о том, что «общество, где нет гарантии прав и не проведено разделение власти, не имеет Конституции». Основываясь на этих ценностях, государство всегда может приближать свою деятельность к интересам государствообразующего народа, повышать интерес общества к государственности.

Государственность сегодня следует рассматривать как осознанный процесс реализации государством, как организации политической власти определенного общества, своих функций. Государственность — это как бы реализованные в практические дела идеи и взгляды на государство. Государственность вообще складывается из практической деятельности государственных структур, институтов государства.

Источник

Оцените статью
Разные способы