Основные подходы к классификации коммуникации.
Читайте также:
|
Особенности аксиальной коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальной коммуникации. |
3) По уровню коммуникации: межличностная, внутригрупповая, групповая, межгосударственная и т. д. Разные носители и т. д.
4) Классификация по функциям:
Речь идет о структурном функционализме. Структурные функционалисты — первые, кто занимался коммуникацией (коммуникативистикой) в прикладном ключе, с практической точки зрения.
Структурный функционализм – направление социологической мысли, социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества. В этом направлении работали Мертон, Лазерсфельд, Ласуэл.
Роберт Мертон — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Мертон считается одним из классиков структурного функционализма.
Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или её приспособление к среде.
Три условия, входящие в требования функционального анализа Р. Мертона:
Функциональная обязательность (принудительность)
Понятие массовой коммуникации возникает с формирование средств массовой коммуникации. Речь не идет об использовании определенных каналов. Массовая к — обращение к общественному сознанию. Речь идет о том, что вы определенным образом форматируете информацию под общественное сознание.
Есть разные способы классифицировать коммуникацию, т.к. коммуникация – это механизм, по средствам которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранение во времени.
Лассуэл — американский политолог, представитель бихевиористского (Бихевиоризм) подхода к политической науке.
В этой связи Лассуэлл разрабатывает проблемы функционального подхода к политике, использует методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды; выявляет роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти.
Гарольд Лассуэлл одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политической (в т. ч. и массовой) коммуникации; предлагает ставшую классической в социологии массовой коммуникации формулировку, согласно которой «акт коммуникации» рассматривается по мере ответа на вопрос: «кто — сообщает что — по какому каналу- с каким эффектом?»
Пол Лазарсфельд — известный американский социолог; одним из первых начал изучать массмедиа как отдельное явление и привнёс математические методы в общественные науки. Основные интересы Лазарсфельда концентрировались на проблемах эмпирических социологических исследований. П.Лазарсфельд заложил основы «социологической» концепции электорального поведения, при котором акт голосования определяется принадлежностью избирателя к большим социальным группам. Пол Лазарсфельд и другие исследователи разработали модель двухуровневой коммуникации, согласно которой в любом обществе существуют восприимчивые к воздействию политической пропаганды «лидеры общественного мнения», распространяющие политическую информацию по каналам межличностного общения.
Вывод поздних структурных функционалистов:
Современная коммуникация все основные функции реализует через 5ую. Главная задача коммуникации – развлекательная. Тв не для того чтобы получить знания.
Базовые функции деформируются. Дисфункция коммуникация, т.е. современная коммуникация не выполняет своих основных функций.
Суть структурно –функционального подхода – структура понимается содержательно, а не формально. Т.е. с точки зрения постановки цели, а не результата.
А в современной коммуникации цель получения знания не выполняется в полном объеме, т.е. не выполняется инструментальная функция в полной мере, следовательно, дисфункционализм. По большому счету речь идет об отношении к коммуникации: т.е. для чего вы выключаете телевизор, развлечения или получения знаний? Но рекреационная функция не примитивна, она гибкая и многомерная, она порождает не только отрицательные моменты (дисфункционализм), но и позитивные- повышение мобильности индивида при изменении социальных групп: процесс вхождения и выхода из групп
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав
Источник
Классификация коммуникации по способу представления информации
По способу представления информации — по тому, как выдается сообщение, что представляет собой момент передачи и восприятия информации:
· линейный. Знаки, следующие один за другим, представляют и-ю линейно. Текст в целом рассматривается, как некая последовательность. Например, человеческая речь, текстовые массивы. Коммуникационный процесс «включается» на контентном уровне восприятия содержания.
· Фенестрационный (фенестра — окно) – представление информации всей сразу. Предвосхищение того способа, каким образом мы схватываем информацию. Особенность способа — мы в принципе воспринимаем все сразу. Знаки, сгруппированные так, чтобы их смысловое восприятие было по возможности одновременным, единым, представляют информацию в ином, фенестрационном, виде (эмблема, герб, орден. Дорожный знак).
Обычно эти типы представления информации взаимно дополняют друг друга.
ПОДРОБНЕЕ (НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ)
Есть разные способы классифицировать коммуникацию, т.к. коммуникация – это механизм, по средствам которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранение во времени.
Коммуникация — сложный элемент. Сейчас определенное размывание определения коммуникационной связи и связанные с этим трудности анализа коммуникации в интернете. Выделение в качестве специфического поля коммуникации — интернет коммуникации.
Не бывает чисто нормативной коммуникации.
Нормативная — коммуникация осуществляется ради самой коммуникации, функциональная — когда есть конкретная цель.
1) С точки зрения представления информации коммуникация может быть:
Линейная — разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов: Кто ? (коммуникатор передает сообщение)
Что? (передается сообщение)
Как? (осуществляется передача)
Кому? (направлено сообщение)
С каким эффектом? (сообщение доставлено)
в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор);
2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект.
При этом Г. Лассуэл выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей; корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на»поведение» окружающей среды; передача социального наследия от поколения к поколению. Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации — не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.
Финестрационная — Знаки, сгруппированные так, чтобы их смысловое восприятие было по возможности одновременным, единым, представляют информацию в ином, фенестрационном, виде (эмблема, герб, орден. Дорожный знак).
Источник