Методы ИСУ
Метод есть система правил и приемов изучения явлений, способ достижения определенных результатов в познании и практике.
Методы разделяют на три группы:
— формально-логические (методы интеллектуальной деятельности человека, составляющие основу исследования);
— общенаучные (используют научный аппарат исследования в различных отраслях науки);
— специфические (методы, которые рождаются спецификой исследуемой системы и отражают особенность исследуемой деятельности).
Современная наука имеет обширный диапазон методов исследования, но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбраны методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации они использованы.
Выбор методов исследования и их комбинация использования определяются системным представлением обо всей совокупности общенаучных методов исследования (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 — Классификация методов исследования
В исследовании СУ используются следующие методы:
1. Системный анализ.
2. Метод индукции (логический метод умозаключения от отдельных факторов к обобщениям, от частных случаев к общему выводу).
3. Метод дедукции (логический метод умозаключения от общего к частному).
4. Социально-экономическое экспериментирование.
5. Методы планирования эксперимента.
6. Тестирование (составление тестов по целям и задачам исследования, обработка и оценка результатов тестового исследования).
7. Параметрическое исследование и факторный анализ.
8. Социологическое исследование.
9. Экспертные методы.
10. Имитационное моделирование
В зависимости от исходной информации для исследования всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы:
1. Теоретические методы – мыслительно-логические методы, которые представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемого явления.
2. Эмпирические методы – методы, построенные на практической деятельности, осмысление которой дает представление о сути и особенностях исследуемого явления.
В эмпирических методах существуют две группы — методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые явления; вторая предполагает искусственное создание ситуаций, для изучения особенностей поведения исследуемой системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в условиях эксперимента они проявляются в полной мере.
Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого (наблюдение в реальном масштабе времени) и косвенного (дифференциация временного режима) наблюдения
В современных исследованиях очень широко используются методы моделирования. Суть их заключается в том, что реальные объекты исследования, особенно если они не доступны или если нельзя вмешиваться в их функционирование, заменяются соответствующими моделями, пользуясь которыми можно провести эксперимент, изучать их поведение при изменении параметров внешней и внутренней среды.
Если модель опирается на фундаментальный закон или подтверждается экспериментом, то этим доказывается ее адекватность отображаемой системе или процессам (ситуациям) в системе.
Вопросы для самопроверки
1. Понятие о принципах исследования систем управления.
2. Перечислите и охарактеризуйте общесистемные принципы исследования систем управления.
3. Перечислите и охарактеризуйте принципы кибернетики.
4. Понятие о подходах в ИСУ.
5. Методологические подходы при ИСУ (аспектный, концептуальный, эмпирический, прагнатический)
6. Диалектический подход и его принципы в ИСУ.
7. В чем состоит системный подход в исследовании?
8. Перечислите основные методы ИСУ. Логические методы в исследовании.
9. Эмпирические методы исследования.
Тема 3. Системный анализ в исследовании управления
Источник
Информационное обеспечение ИС
Аспект — точка зрения на объект классификации , который характеризуется одним или несколькими признаками. Многоаспектная система — это система классификации , которая использует параллельно несколько независимых признаков (аспектов) в качестве основания классификации . Существуют два типа многоаспектных систем: фасетная и дескрипторная. Фасет — это аспект классификации , который используется для образования независимых классификационных группировок. Дескриптор — ключевое слово, определяющее некоторое понятие, которое формирует описание объекта и дает принадлежность этого объекта к классу, группе и т.д.
Под фасетным методом классификации понимается «параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки» [ 9.2 ] . При этом методе классификации заранее жесткой классификационной схемы и конечных группировок не создается. Разрабатывается лишь система таблиц признаков объектов классификации , называемых фасетами. При необходимости создания классификационной группировки для решения конкретной задачи осуществляется выборка необходимых признаков из фасетов и их объединение в определенной последовательности. Общий вид фасетной классификационной схемы представлен на рис. 9.4.
Внутри фасета значения признаков могут просто перечисляться по некоторому порядку или образовывать сложную иерархическую структуру, если существует соподчиненность выделенных признаков.
К преимуществам данной системы следует отнести большую емкость системы и высокую степень гибкости, поскольку при необходимости можно вводить дополнительные фасеты и изменять их место в формуле. При изменении характера задач или характеристик объектов классификации разрабатываются новые фасеты или дополняются новыми признаками уже существующие фасеты без коренной перестройки структуры всего классификатора .
К недостаткам, характерным для данной системы, можно отнести сложность структуры и низкую степень заполненности системы.
В современных классификационных схемах часто одновременно используются оба метода классификации . Это снижает влияние недостатков методов классификации и расширяет возможность использования классификаторов в информационном обеспечении управления.
В качестве примера использования комбинированных схем классификации в корпоративных ИС можно привести следующую модель описания продукции предприятия.
Правила классификации продукции
Принята классификация выпускаемой продукции по следующему ряду уровней (Иерархическая классификация ):
- семейство продуктов;
- группа продуктов;
- серия продуктов.
Однако эта система классификации не обеспечивает идентификацию любого выпускаемого изделия. Для каждой единицы продукта должны указываться следующие атрибуты (Фасеты):
- код серии продукта;
- конфигурационные параметры ;
- свойства.
Код серии продукта – алфавитно-цифровой код, однозначно идентифицирующий отдельный продукт. Конфигурационные параметры – свойства, значения которых могут быть различными в зависимости от потребностей пользователей . Свойства – предопределенные характеристики отдельных продуктов, которые не могут меняться для одного и того же продукта.
Допустимые варианты записи кода серии для различных продуктов показаны на рис. 9.5.
Признаки фасета » Конфигурационные параметры » для одного семейства продуктов приведены в таблице 9.1.
Рассмотренные выше системы классификации хорошо приспособлены для организации поиска с целью последующей логической и арифметической обработки информации на ЭВМ, но лишь частично решают проблему содержательного поиска информации при принятии управленческих решений.
Продукты и модификации | Характеристики | |
---|---|---|
Общие для семейства | Специальные для отдельных моделей | |
Датчики разности давлений |
|
|
Датчики абсолютного давления, избыточного давления, разрежения, давления-разрежения |
Для поиска показателей и документов по набору содержательных признаков используется информационный язык дескрипторного типа, который характеризуется совокупностью терминов (дескрипторов) и набором отношений между терминами. Содержание документов или показателей можно достаточно полно и точно отразить с помощью списка ключевых слов — дескрипторов. Дескриптор — это термин естественного языка (слово или словосочетание), используемый при описании документов или показателей, который имеет самостоятельный смысл и неделим без изменения своего значения. Для того чтобы обеспечить точность и однозначность поиска с помощью дескрипторного языка, необходимо предварительно определить все постоянные отношения между терминами: родовидовые, отношения синонимии, омонимии и полисемии, а также ассоциативные отношения . Все выделенные отношения явно описываются в систематическом словаре понятий — тезаурусе, который разрабатывается с целью проведения индексирования документов, показателей и информационных запросов. Источник Классификация как способ исуРассмотрим различные подходы к классификации ИС с целью выявления их значимых характеристик. Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации. Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков: объёмов решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, тип хранимых данных, степень автоматизации информационных процессов, характер обработки данных и т.д. По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные [1]. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Создание и эксплуатация фактографических информационных систем требует либо изначально структурированных данных, таких, например, как финансовые массивы бухгалтерских автоматизированных информационных систем., либо предварительной структуризации данных, как, например, в информационной системе отдела кадров, где все данные по сотрудникам структурируются по ряду формализованных позиций. Несмотря на интенсивное развитие и распространение фактографических информационных систем, огромная часть неструктурированных данных, необходимых для информационного обеспечения деятельности различных предприятий и организаций, остается в неавтоматизированном или слабо автоматизированном виде. Например, данные представленные в электронном виде в текстовых файлах, но без средств систематизации, обработки, анализа и эффективного поиска. К таким данным относятся нормативно-правовая база, массивы служебных документов делопроизводства и документооборота. Для хранения подобной информации создаются документальные информационные системы, информация в которых представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. В дальнейшем будут рассматриваться фактографические информационные системы. Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления организацией, ИС делятся на [1]: · Ручные ИС, которые не предполагают использование современных технических средств переработки информации, все операции выполняются человеком. · Автоматические ИС. Все операции по переработке информации в автоматических ИС выполняются без участия человека. · Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система». В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие [1]. Информационно-поисковые системы – система, выполняющая функции хранения больших объёмов информации, быстрого поиска требуемой информации, добавление, удаления и изменения хранимой информации, вывода информации в удобном для человека виде. Например, ИС библиотечного обслуживания. Информационно-решающие системы осуществляют, кроме ввода, систематизации, хранения и представления информации, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации информационно-решающие системы делят на управляющие и советующие. Управляющие информационные системы ( Management Information Systems – MIS ) обслуживают управленческий уровень организации, обеспечивая менеджеров докладами, в некоторых случаях с интерактивным доступом к текущей работе организации и историческим отчетам. Обычно они ориентируются на внутренние, не относящиеся к окружающей среде результаты. MIS прежде всего обслуживают функции планирования, управления и принятия решений на управленческом уровне. Примерами управляющей ИС могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. Например, с уществуют медицинские ИС для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение. В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС [2]: · Информационные системы организационного управления – предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, бухгалтерский учет и другие экономические и организационные задачи. · ИС управления технологическими процессами – служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов. · ИС автоматизированного проектирования – предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. · Интегрированные (корпоративные) ИС – используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется [2]: · Информационная система оперативного уровня – поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Такая ИС обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На оперативном уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. · Информационные системы специалистов – поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. · Информационные системы уровня менеджмента – используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. · Стратегическая информационная система – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации. Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. В [2] приводит классификацию информационных систем по масштабу: · Одиночные информационные системы могут содержать несколько простых приложений, связанных общим информационных фондом, и рассчитаны на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. · Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и строятся на основе локальной вычислительной сети. · Корпоративные информационные системы ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. Избачков Ю.С. и Петров В.Н. [2] приводят так же классификацию информационных систем по способу организации архитектуры (по методике взаимодействия клиента с базой данных). По способу организации архитектуры групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на классы: · системы на основе архитектуры файл-сервер (File Server, FS-модель) . В се основные функции приложения информационной системы располагаются на клиенте. На сервере находятся файлы с данными и поддерживается доступ к данным. В этой модели клиент обращается к серверу на уровне файловых команд, система управления файлами считывает запрашиваемые данные из базы данных и по блокам передает эти данные клиентскому приложению. · системы на основе архитектуры клиент-сервер. Такая система характеризуется наличием двух взаимодействующих самостоятельных процессов — клиента и сервера, которые могут выполняться на разных компьютерах, обмениваясь данными по сети. Особенностью архитектуры клиент-сервер является наличие выделенных серверов баз данных, понимающих запросы на языке структурированных запросов ( Structured Query Language , SQL) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации. Отличительная черта серверов БД — наличие справочника данных, в котором записана структура БД, ограничения целостности данных, форматы и серверные процедуры обработки данных по вызову или по событиям в программе. · системы на основе многоуровневой архитектуры. Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиент-сервер и в своей классической форме состоит из трех уровней: нижний уровень – приложения клиентов, средний уровень – сервер приложений, верхний уровень – удаленный специализированный сервер базы данных, выделенный для услуг обработки данных и файловых операций. · системы на основе Интернет/Интранет-технологий. Структура информационной системы имеет следующий вид: браузер – сервер приложений – сервер баз данных – сервер динамических страниц – web -сервер. По способам организации хранения данных выделяют иерархические, сетевые и реляционные ИС [3]: · Иерархическая модель базы данных состоит из объектов с указателями от родительских объектов к потомкам, соединяя вместе связанную информацию. Иерархические базы данных могут быть представлены как дерево (рис.3), состоящее из объектов различных уровней. Верхний уровень занимает один объект, второй — объекты второго уровня и т. д. · Сетевая модель данных. Сетевой подход к организации данных является расширением иерархического. Данная модель базируется на использовании представления данных в виде графа. С точки зрения теории графов сетевой модели, соответствует произвольный граф. В иерархических структурах запись-потомок должна иметь только одного предка. В сетевой структуре данных потомок может иметь любое число предков (рис.4). · Реляционная модель данных предполагает, что данные хранятся в так называемых плоских таблицах. Фактически данные могут быть организованы и иначе, но пользователи и приложения, обращающиеся к данным, должны работать с данными так, как если бы они размещались в таких таблицах. В упрощенном виде плоская таблица – это таблица, каждая ячейка которой может быть однозначно идентифицирована указанием строки и столбца таблицы. Кроме того, в одном столбце все ячейки должны содержать данные одного простого типа. Проведённый анализ различных подходов к классификации ИС позволяет выделит следующие существенные признаки, характеризующие ИС: · степень автоматизации информационных процессов – степень участия человека в процессах получения, передачи, хранения и изменения информации; · тип хранимых данных (структурированные и неструктурированные данные); · характер обработки данных (информационно-поисковые, информационно-решающие системы); Источник |