КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
Классификация ИТ:
1. По назначению и характеру использования:
· обеспечивающие ИТ — это технологии, которые могут использоваться как инструменты в различных предметных областях (текстовый редактор, табличный процессор, мультимедиатехнологии, технологии искусственного интеллекта и др.);
· функциональные ИТ – это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в определенной предметной области (офисные технологии, финансовые технологии, технология бухгалтерского учета и др.):
2. По типу пользовательского интерфейса, т.е. возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам в процессе обработки информации. Пользовательский интерфейс – это комплекс правил и средств, организующих взаимодействие пользователя с устройствами или программами. Различают:
· Пакетные — характеризуется пассивным (минимальным) участием пользователя в процессе решения задачи. Пользователь лишь готовит исходные данные, которые группируются в задания (пакеты). Задания становятся в очередь для выполнения и пользователь не может влиять на ход выполнения заданий, пока продолжается обработка пакета;
· Диалоговые (интерактивный)– предоставляют пользователям неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени;
· Сетевые – обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью средств связи.
3. По способу организации сетевого взаимодействия:
· информационные технологии на базе локальных сетей – ориентированы на коллективное использование общесетевых ресурсов (аппаратных, программных, информационных) на ограниченной территории (в одном помещении, в одном здании или в нескольких зданиях на небольшой территории);
· информационные технологии на базе многоуровневых сетей – такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления, т.е. на каждом уровне решаются определенные задачи управления;
· информационные технологии на базе распределенных сетей – этот способ организации предполагает реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети.
4. По принципу построения:
· функционально-ориентированные (деятельность специалистов разбивается на множество функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач; для каждой функции разрабатывается технология ее реализации на рабочем месте пользователя. Например, при решении задачи «Учет товаров на складе» ИТ представляется в виде функций: прием товара, отпуск товара, инвентарный контроль и т.д.
· объектно-ориентированные (используемые процедуры и данные заменяются понятием «объект», что позволяет отражать поведение моделируемой предметной области в зависимости от возникающих событий). Например, при решении задачи «Учет товаров на складе» система представляется в виде объектов: товары, клиенты, поставщики, заказы.
5. По степени охвата задач управления:
· информационные технологии обработки данных – применяются в целях автоматизации некоторых рутинных, постоянно повторяющихся операций управленской деятельности; решаются функциональные задачи, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки;
· информационные технологии управления — используются сотрудниками, имеющих дело с принятием решений, ориентированы на комплексное решение функциональных задач;
· информационные технологии автоматизации офисной деятельности – направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и др. современных средств передачи и работы с информацией;
· информационные технологии поддержки принятия решений – ориентированы на решение слабоформализованных задач, выработку возможных вариантов решений, их оценку и предоставление пользователю лучшего из них и анализ последствий принятого решения, могут использоваться на любом уровне управления;
· информационные технологии экспертных систем – предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.
6. По характеру участия технических средств в диалоге с пользователем:
· информационно-справочные (пассивные) технологии поставляют информацию пользователю после его связи с системой по запросу;
· информационно-справочные (активные) технологии сами выдают пользователю предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени.
Источник
Классификация информационных технологий по способу применения средств
1.4 лМБУУЙЖЙЛБГЙС ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК
1. рП НЕФПДБН Й УТЕДУФЧБН ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ:
- ЗМПВБМШОЩЕ йф ЧЛМАЮБАФ НПДЕМЙ, НЕФПДЩ Й УТЕДУФЧБ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ТЕУХТУПЧ Ч ПВЭЕУФЧЕ Ч ГЕМПН;
- ВБЪПЧЩЕ йф ПТЙЕОФЙТПЧБООЩ ОБ ПРТЕДЕМЕООХА ПВМБУФШ РТЙНЕОЕОЙС: РТПЙЪЧПДУФЧП, ОБХЮОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС, РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ, ПВХЮЕОЙЕ Й Ф.Д.;
- ЛПОЛТЕФОЩЕ йф ЪБДБАФ ПВТБВПФЛХ ДБООЩИ Ч ТЕБМШОЩИ ЪБДБЮБИ РПМШЪПЧБФЕМС.
2. рП ПВУМХЦЙЧБЕНЩН РТЕДНЕФОЩН ПВМБУФСН:
- йф Ч ВХИЗБМФЕТУЛПН ХЮЕФЕ;
- йф Ч ВБОЛПЧУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ;
- йф Ч ОБМПЗПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ;
- йф Ч УФТБИПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ;
- йф Ч УФБФЙУФЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й Ф.Д.
3. рП ЧЙДБН ПВТБВБФЩЧБЕНПК ЙОЖПТНБГЙЙ (ТЙУХОПЛ 1.1).
тЙУХОПЛ 1.1- уИЕНБ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ йф Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ПВТБВБФЩЧБЕНПК ЙОЖПТНБГЙЙ
рТЕДМПЦЕООПЕ ЧЩДЕМЕОЙЕ ЧЕУШНБ ХУМПЧОП, Ф.Л. ВПМШЫЙОУФЧП ЬФЙИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК РПЪЧПМСЕФ РПДДЕТЦЙЧБФШ Й ДТХЗЙЕ ЧЙДЩ ЙОЖПТНБГЙЙ. оБРТЙНЕТ, Ч ФЕЛУФПЧЩИ РТПГЕУУПТБИ РТЕДХУНПФТЕОБ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩРПМОЕОЙС РТЙНЙФЙЧОЩИ ТБУЮЕФПЧ. фБВМЙЮОЩЕ РТПГЕУУПТЩ НПЗХФ ПВТБВБФЩЧБФШ ОЕ ФПМШЛП ГЙЖТПЧХА, ОП Й ФЕЛУФПЧХА ЙОЖПТНБГЙА, Б ФБЛЦЕ ПВМБДБАФ ЧУФТПЕООЩН БРРБТБФПН ЗЕОЕТБГЙЙ ЗТБЖЙЛПЧ.
4. рП ФЙРХ РПМШЪПЧБФЕМШУЛПЗП ЙОФЕТЖЕКУБ (ТЙУХОПЛ 1.2).
рПМШЪПЧБФЕМШУЛЙК ЙОФЕТЖЕКУ — ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ ЛПНРШАФЕТБ У РПМШЪПЧБФЕМЕН.
ьФБ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС РПЪЧПМСЕФ ЗПЧПТЙФШ П УЙУФЕНОПН Й РТЙЛМБДПН ЙОФЕТЖЕКУЕ.
рТЙЛМБДОПК ЙОФЕТЖЕКУ УЧСЪБО У ТЕБМЙЪБГЙЕК ОЕЛПФПТЩИ ЖХОЛГЙПОБМШОЩИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК.
уЙУФЕНОЩК ЙОФЕТЖЕКУ — ОБВПТ РТЙЕНПЧ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС У ЛПНРШАФЕТБНЙ, ЛПФПТПЕ ТЕБМЙЪХЕФУС ПРЕТБГЙПООПК УЙУФЕНПК ЙМЙ ЕЕ ОБДУФТПКЛПК.
лПНБОДОЩК ЙОФЕТЖЕКУ — УБНЩК РТПУФПК, ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЧЩДБЮХ ОБ ЬЛТБО УЙУФЕНОПЗП РТЙЗМБЫЕОЙС ДМС ЧЧПДБ ЛПНБОДЩ (Ч пу MS DOS УЙУФЕНОПЕ РТЙЗМБЫЕОЙЕ: у:\>, Ч пу Unix — $).
WIMP — ЙОФЕТЖЕКУ . рТЙ ЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ОБ ЬЛТБОЕ ЧЩУЧЕЮЙЧБЕФУС ПЛОП, УПДЕТЦБЭЕЕ ПВТБЪЩ РТПЗТБНН Й НЕОА ДЕКУФЧЙК. дМС ЧЩВПТБ ПДОПЗП ЙЪ ОЙИ ЙУРПМШЪХЕФУС ХЛБЪБФЕМШ НЩЫЙ.
SILK — ЙОФЕТЖЕКУ. рТЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЬФПК ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ ОБ ЬЛТБОЕ РП ТЕЮЕЧПК ЛПНБОДЕ РТПЙУИПДЙФ РЕТЕНЕЭЕОЙЕ ПФ ПДОЙИ РПЙУЛПЧЩИ ПВТБЪПЧ Л ДТХЗЙН РП УНЩУМПЧЩН (УЕНБОФЙЮЕУЛЙН) УЧСЪСН.
тЙУХОПЛ 1.2 — уИЕНБ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ йф РП ФЙРХ РПМШЪПЧБФЕМШУЛПЗП ЙОФЕТЖЕКУБ
пДОПРТПЗТБННОБС ПРЕТБФЙЧОБС УЙУФЕНБ — MS DOS.
нОПЗПРТПЗТБННОЩЕ ПРЕТБГЙПООЩЕ УЙУФЕНЩ: Unix, Windows 3.1 Й ЧЩЫЕ, Dos 7.0 РПЪЧПМСАФ ПДОПЧТЕНЕООП ЧЩРПМОСФШ ОЕУЛПМШЛП РТЙМПЦЕОЙК ОБ ТБВПЮЕН НЕУФЕ ПДОПЗП РПМШЪПЧБФЕМС. тБЪМЙЮБАФУС ПОЙ БМЗПТЙФНПН ТБЪДЕМЕОЙС ЧТЕНЕОЙ. еУМЙ ПДОПРТПЗТБННОЩЕ ПРЕТБГЙПООЩЕ УЙУФЕНЩ ТБВПФБАФ ЙМЙ Ч ДЙБМПЗПЧПН ЙМЙ Ч РБЛЕФОПН ТЕЦЙНБИ, ФП НОПЗПРТПЗТБННОЩЕ УПЧНЕЭБАФ ХЛБЪБООЩЕ ТЕЦЙНЩ.
нОПЗПРПМШЪПЧБФЕМШУЛЙЕ УЙУФЕНЩ — ТЕБМЙЪХЕФУС УЕФЕЧЩНЙ ПРЕТБГЙПООЩНЙ УЙУФЕНБНЙ. пОЙ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ХДБМЕООЩЕ УЕФЕЧЩЕ ФЕИОПМПЗЙЙ, Б ФБЛЦЕ РБЛЕФОХА Й ДЙБМПЗПЧХА ФЕИОПМПЗЙЙ ОБ ТБВПЮЕН НЕУФЕ РПМШЪПЧБФЕМС.
вПМШЫЙОУФЧП ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙЙ Й ЖХОЛГЙПОБМШОЩИ ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙЙ НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙН ТБВПФОЙЛПН ВЕЪ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ РПУТЕДОЙЛПЧ (РТПЗТБННЙУФПЧ). рТЙ ЬФПН РПМШЪПЧБФЕМШ НПЦЕФ ЧМЙСФШ ОБ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ РТЙНЕОЕОЙС ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ФЕИОПМПЗЙК.
рБЛЕФОЩЕ йу ТБВПФБАФ Ч РБЛЕФОПН ТЕЦЙНЕ: ЧОБЮБМЕ ДБООЩЕ ОБЛБРМЙЧБАФУС, Й ЖПТНЙТХЕФУС РБЛЕФ ДБООЩИ, Б ЪБФЕН РБЛЕФ РПУМЕДПЧБФЕМШОП ПВТБВБФЩЧБЕФУС ТСДПН РТПЗТБНН. оЕДПУФБФПЛ ЬФПЗП ТЕЦЙНБ — ОЙЪЛБС ПРЕТБФЙЧОПУФШ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК Й ПВПУПВМЕООПУФШ РПМШЪПЧБФЕМС ПФ УЙУФЕНЩ.
ьЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЪБДБЮЙ, ТЕЫБЕНЩЕ Ч РБЛЕФОПН ТЕЦЙНЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС УМЕДХАЭЙНЙ УЧПКУФЧБНЙ:
- БМЗПТЙФН ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮ ЖПТНБМЙЪПЧБО, РТПГЕУУ ЕЕ ТЕЫЕОЙС ОЕ ФТЕВХЕФ ЧНЕЫБФЕМШУФЧБ ЮЕМПЧЕЛБ;
- ЙНЕЕФУС ВПМШЫПК ПВЯЕН ЧИПДОЩИ Й ЧЩИПДОЩИ ДБООЩИ, ЪОБЮЙФЕМШОБС ЮБУФШ ЛПФПТЩИ ИТБОЙФУС ОБ НБЗОЙФОЩИ ОПУЙФЕМСИ;
- ТБУЮЕФ ЧЩРПМОСЕФУС ДМС ВПМШЫЙОУФЧБ ЪБРЙУЕК ЧИПДОЩИ ЖБКМПЧ;
- ВПМШЫЕЕ ЧТЕНС ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮЙ ПВХУМПЧМЕОП ВПМШЫЙН ПВЯЕНПН ДБООЩИ;
- ТЕЗМБНЕОФОПУФШ, Ф.Е. ЪБДБЮЙ ТЕЫБАФУС У ЪБДБООПК РЕТЙПДЙЮОПУФША.
дЙБМПЗПЧЩЕ йу ТБВПФБАФ Ч ТЕЦЙНЕ ПВНЕОБ УППВЭЕОЙСНЙ НЕЦДХ РПМШЪПЧБФЕМСНЙ Й УЙУФЕНПК (ОБРТЙНЕТ, УЙУФЕНБ РТПДБЦЙ БЧЙБВЙМЕФПЧ). ьФПФ ТЕЦЙН ПУПВЕООП ХДПВЕО, ЛПЗДБ РПМШЪПЧБФЕМШ НПЦЕФ ЧЩВЙТБФШ РЕТУРЕЛФЙЧОЩЕ ЧБТЙБОФЩ ЙЪ ЮЙУМБ РТЕДМБЗБЕНЩИ УЙУФЕНПК.
дЙБМПЗПЧЩК ТЕЦЙН (ЙОФЕТБЛФЙЧОЩК) СЧМСЕФУС ТБЪЧЙФЙЕН РБЛЕФОПЗП ТЕЦЙНБ. еУМЙ РТЙНЕОЕОЙЕ РБЛЕФОПЗП ТЕЦЙНБ РПЪЧПМСЕФ ХНЕОШЫБФШ ЧНЕЫБФЕМШУФЧП РПМШЪПЧБФЕМС Ч РТПГЕУУ ЪБДБЮЙ, ФП ДЙБМПЗПЧЩК ТЕЦЙН РТЕДРПМБЗБЕФ ПФУХФУФЧЙЕ ЦЕУФЛП ЪБЛТЕРМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ПРЕТБГЙК ПВТБВПФЛЙ ДБООЩИ.
уЕФЕЧЩЕ ФЕИОПМПЗЙЙ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕ НОПЗЙИ РПМШЪПЧБФЕМЕК.
Источник
Классификация информационных технологий по способу применения средств
Классификацию информационных технологий можно осуществлять по сферам их применения. Выделяют экономические, в т.ч. бухгалтерские, правовые, офисные, кадровые, маркетинговые и другие информационные системы, системы автоматизированного проектирования (САПР) и управления различными процессами, например, производственно-технологические или производственно-технические (АСУ ТП), а также комплексные, корпоративные и интегрированные информационные системы.
По уровню управления информационные технологии делят на: стратегического, тактического и оперативного характера.
По сферам применения информационные технологии укрупнено можно разделить на информационные технологии, связанные с выполнением деловых, производственных, научно-исследовательских и научно-технических, социальных, учебных, культурно-досуговых и иных информационных процессов. При этом осуществляется обслуживание предметных областей, отражающих: финансовую и правовую деятельность; математические и иные вычисления, статистику, налоговую и страховую деятельность, обучение, культурный досуг и другие.
По функционирующей информации в различных отраслях в информационных технологиях выделяют: государственную, юридическую (законодательную), финансовую (экономическую), производственную, научно-техническую, используемую в различных областях знания, учебную, социальную, культурную, развлекательную и другие. При этом, например, финансовая информация подразделяется на: бухгалтерскую, банковскую, налоговую и иную.
2. Применение информационных технологий
Выделим наиболее важные направления применения информационных технологий:
1. Ориентация на активное и эффективное использование информационных ресурсов общества, являющихся важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных технологий (научных знаний, изобретений, передового опыта) позволяет получать существенную экономию различных видов ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, времени).
2. Оптимизация и автоматизация информационных процессов. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Большая часть работоспособного населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать эти информационные технологии.
3. Внедрение в производственные и социальные технологии. При этом, как правило, реализуются “интеллектуальные” функции этих технологий: системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.
4. Обеспечение информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к традиционным средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере широко используются системы электронных телекоммуникаций (электронная почта и другие виды компьютерной связи). Эти средства создают людям бόльшие удобства, снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете.
5. Интеллектуализация общества, развитие системы образования и культуры. Использование обучающих информационных технологий оказалось эффективным методом для систем образования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. Информационным технологиям в образовании (ИТО) определена роль: ускорителя эволюционных изменений в образовательной деятельности; способа совершенствования методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения; средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой, научной деятельности и т.д.
6. Включение в процессы получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путём накопления и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании возможностей информационной продержки фундаментальной и прикладной науки. В первую очередь здесь используются методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие учёному проводить своего рода “вычислительный эксперимент”. При этом условия эксперимента могут быть такими, которые трудно или невозможно реализовать на практике из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Методы искусственного интеллекта позволяют находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечёткими исходными данными.
7. Содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить прогнозирование многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряжённости, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.
В каких бы направлениях не применялись информационные технологии, они практически всегда связаны с обработкой информации.
Источник