- Теория государства и права. Краткий курс
- 6. Классификация государств
- Типы государства
- Содержание
- Формационный подход
- Цивилизационный подход
- Трехстадийная схема эволюции государства
- Классификация
- По отношению к религиозным организациям
- В зависимости от уровня экономического развития
- В зависимости от политического режима
- В зависимости от формы правления государства
- В зависимости от господствующей идеологии государства
- Примечания
- Ссылки
- Литература
- Полезное
- Смотреть что такое «Типы государства» в других словарях:
Теория государства и права. Краткий курс
6. Классификация государств
1. Первый научно значимый образец классификации государств был предложен древнегреческим мыслителем Платоном и усовершенствован Аристотелем.
Классификация государств, по Аристотелю.
1. По характеру цели, которую реализует государство:
• правильные государственные формы – государственные образования, которые действуют ради общих интересов всех: монархия, аристократия, политая;
• неправильные государственные формы – государство действует в частных интересах, а не в интересах всех: тирания, олигархия, демократия.
2. По характеру замещения высших государственных должностей:
• государственные образования, где власть передается по наследованию: монархия, аристократия, тирания, олигархия;
• государственные образования с выборным характером замещения высших государственных должностей: демократия, полития.
3. По количеству должностных лиц, участвующих в управлении государством:
• власть одного: монархия, тирания;
• власть, действующая коллегиально и формирующаяся путем волеизъявления нескольких лиц: аристократия, олигархия;
• власть многих: демократия, полития.
4. По социальному положению находящихся у власти:
• власть богатых: монархия, тирания, аристократия, олигархия;
• власть бедных: демократия;
• власть среднего класса: полития.
2. Аристотелевская классификация положила начало двум различным традициям в классификации государств: юридической и внеюридической. Последняя предполагает, что государство рассматривается как часть общественной системы и существенными признаками государства становятся значимые черты общественных отношений. Внеюридическая классификация государств реализуется в следующих вариантах.
1. По источнику формирования бюджета:
• аграрные государства (формирующие бюджет государства из доходов сельского хозяйства);
• торговые государства (существующие за счет удобного географического положения в точках пересечения торговых путей);
• редестрибутивные государства (существующие за счет обложения данью других сообществ);
• индустриальные и постиндустриальные государства (государства, формирующие бюджет из доходов промышленности или оказания услуг).
2. По отношению к религии:
• клерикальные государства (управляемые церковной властью);
• атеистические государства (преследующие религию);
• секуляризованные (светские) государства (признающие религиозные убеждения свои граждан их частным делом).
3. По правовому и политическому положению государствообразующего этноса:
• этнократии, или националистические государства (наделяющие особыми привилегиями членов господствующего этноса);
• толерантные (признающие правовое равенство граждан любой этнической принадлежности);
• полиэтнические и мультикультурные (признающие особые права этнических меньшинств, выступающие как привилегии в отношении господствующего этноса).
4. По положению политических партий:
• многопартийные (признающие равные права политических партий на участие во власти);
• однопартийные (допускающие существование только одной, правящей партии);
• беспартийные (запрещающее все партии как потенциальные источники раскола нации).
5. По геополитическим характеристикам:
• государство – сверхдержава (оказывающие решающее влияние на международные отношения в целом);
• региональные державы (оказывающие решающие воздействие на локальные международные отношения);
• государства-сателлиты, «провалившиеся государства», которые не могут обеспечить выполнение основных государственных функций, а также бывшие сверхдержавы и державы. Всех их объединяет то, что они не имеют собственных значимых внешнеполитических целей, кроме самосохранения.
Вариантами внеюридической классификации являются формационная и цивилизационная классификации государств.
3. Авторами формационной классификации были Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Она предусматривает, что государства объединяются в группы на основе их принадлежности к общественно-экономической формации (господствующему в локальном социальном организме способу организации производства и распределения). Предполагается, что государственная власть есть продолжение и видоизменение экономической власти того общественного класса, который владеет собственностью, а та в свою очередь зависит от используемой технологии производства, характера орудий труда. Формационная концепция выделяет следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
В зависимости от типа и объекта собственности формируется и тип общественных отношений. В условиях рабовладельческой формации главным объектом собственности является человек как носитель живой деятельности. Феодальное государство возникает в условиях, когда не столько личность работника, сколько земля оказывается главным объектом собственности. Различия в качестве рабочей силы компенсируются более сложными, чем при рабовладении, орудиями труда. Появляется более значительный объем прибавочного продукта, для изъятия которого не требуется такого жесткого контроля над личностью работника, как при рабовладении. Отношения личной зависимости приобретают характер крепостной зависимости, когда собственность на средства производства распределяется (хотя и в неравных долях) между господствующим классом и непосредственным работником. В буржуазном обществе главным объектом собственности становится овеществленный индустриальный труд, обеспечивающий высокую производительность, значительный объем прибавочного продукта и не требующий от работника универсальной квалификации (как в предшествующих формациях). В силу этих обстоятельств отношение между собственником средств производства и непосредственным работником приобретает характер вещной зависимости при личной свободе последнего. На очень высокой стадии технологического развития, когда доля неквалифицированного труда становится очень незначительной и наука становится «непосредственной производительной силой», функция управления производством отделяется от функции собственности.
Постепенно против марксистской классификации государств был сформулирован ряд существенных аргументов:
• в истории государства не наблюдаются линейная и прогрессивная последовательности формаций и соответствующие им типы государств. Многие феодальные государства образовались, минуя стадию рабовладения на своей территории;
• формационная концепция не объясняет многообразия форм государства в пределах одной формации;
• формационная концепция слабо применима к исследованию государств Востока, в которых лишь очень условно можно говорить о какой-либо собственности;
• формационная концепция не может убедительно объяснить многочисленные факты, когда государственная власть выступала против интересов экономически господствующего класса.
4. Независимо от формационной классификации сложился и получил развитие цивилизационный подход к классификации государств. В его рамках государства группируются по признаку принадлежности к одной цивилизации (культуре). Этот подход носил ярко выраженный идеалистический характер. Если марксизм настаивал на производности сознания от практики производства вещей и общественных связей, то сторонники цивилизационного подхода (М. Вебер, А. Вебер, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби-младший, Н. А. Бердяев), напротив, видели в материальных условиях жизни людей объективацию их коллективного сознания, руководимого устойчивыми ценностными предпочтениями. Ценности в сознании народа отнюдь не носили характер реакции на условия производства, а предшествовали им. Эти ценности определяют смысл жизни человека и диктуют выбор экономического поведения, устройства общества и государства в целом.
Существо цивилизационного подхода в том, что он отказывается видеть соизмеримость, преемственность и смену разных цивилизаций и оценивать их в терминах «более высокие» / «менее высокие», как это принято в формационной концепции. Количество цивилизационных типов государств определяется авторами по-разному, но традиционным является выделение двух главных типов государств, соотнесенных с глобальными цивилизациями: Востока или Запада. Восточная государственность несет в себе следы восточной цивилизации с ее теоцентрическим мировоззрением.
Источник
Типы государства
Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Содержание
Формационный подход
При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:
- Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
- Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
- Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
- Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;
Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
Цивилизационный подход
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
- Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
- Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
- Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:
- Традиционное (аграрное);
- Индустриальное;
- Постиндустриальное (информационное).
Г. Еллинек разделял:
- Идеальные (утопия);
- Эмпирические:
Древневосточные; Античные; Средневековые; Новые; Современные.
Трехстадийная схема эволюции государства
Данная концепция эволюции государственности разделяет развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.
- Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.
- Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.
- Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм [1]
Классификация
По отношению к религиозным организациям
В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:
1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство; 3) государство оказывает содействие и поддержку(материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; 4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями; 5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.
Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:
1)религиозные организации получают от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы; 2) религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах; 3) религиозные организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством;
Для теократических государств характерны следующие признаки:
1) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.
В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
1) атеизм становится официальной государственной идеологией; 2) религиозные организации лишают необходимой социально-экономической основы — имущества, собственности; 3) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 4) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 5) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются; 6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 7) запрещается распространение веры, свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.
Государствами воинствующего атеизма были Французская республика,СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например,Албания.
В зависимости от уровня экономического развития
- развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
- индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
- постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
В зависимости от политического режима
Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.
В зависимости от формы правления государства
- Монархия, то есть власть одного лица;
- Республика:
- Олигархия, то есть власть немногих лиц;
- Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.
- Джамахирия.
В зависимости от господствующей идеологии государства
- идеологизированные;
- деидеологизированные.
Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.
Примечания
- ↑Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства.[1]
Ссылки
Литература
- Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. — 453 с.
- Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран / Учебное пособие — М.: ФОРУМ, 1999—488 с.
- Гайворонская Я. В., Самусенко Т. М. Теория государства и права. Издательство ДВГУ 2000.
- Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации (общий контекст социальной эволюции при образовании раннего государства). (Книга печаталась в журнале «Философия и общество» с 2001 по 2006 г.)
- Гринин Л. Е. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории./ История и современность, 2006, № 1: 3-45.
- Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. 2002. — 414 с.
Теория государства |
---|
Научные дисциплины и теории | Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора | |
---|---|---|
Общие принципы и понятия | Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет | |
государства по политической силе и влиянию | Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава | |
Виды политики | Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика | |
Форма государственного устройства | Конфедерация • Унитарное государство • Федерация | |
Социально-политические институты и ветви власти | Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть | |
Государственный аппарат и органы власти | Глава государства • Парламент • Правительство | |
Политический режим | Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм | |
Форма государственного правления и политическая система | Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие • | |
Политическая философия, идеология и доктрина | Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм | |
Избирательная система | Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная | |
Политологи и политические мыслители | Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер | |
Учебники и известные труды о политике | «Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги» | |
См. также | Основные понятия политики | |
|
Доктрина права | Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права | |
---|---|---|
Основные отрасли права | Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право | |
Комплексные отрасли права | Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право | |
Подотрасли и институты права | Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право | |
Юридические дисциплины | Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность | |
Международное право | Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право | |
Юриспруденция | Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы | |
Категория · Портал · Проект |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Типы государства» в других словарях:
ТИПЫ ГОСУДАРСТВА — – исторические разновидности государств (см.), отличающиеся друг от друга своей экономической основой и, как следствие этого, своей классовой сущностью. Понятие Т. г. отвечает на вопрос, какой класс осуществляет государственное руководство… … Советский юридический словарь
Государства с федеративным устройством — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия
Государства федеративного устройства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия
Типы личности (personality types) — Типологическая классиф. один из старейших способов характеристики людей по их личностным различиям. Многочисленные типологии предлагали писатели, психиатры и психологи. В этих классиф. людей объединяли в группы на основе их соц. поведения,… … Психологическая энциклопедия
Теория государства и права — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Теории происхождения государства — Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия
Глава государства — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Федеративные государства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия
Либертарно-юридическая теория права и государства — (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права) концепция понимания права и государства, разработанная академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем в 70 90 х гг. ХХ века, представляющая собой… … Википедия
Древо Государства Российского — Владимирская икона Божией Матери Иконографический тип: Елеуса Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея Дата празднования 21 мая (3 июня) 23 июня (6 июля) 26 августа (8 сентября) … Википедия
Источник