Классификация двс по способу воспламенения горючей смеси
1. Назначение двигателей
Двигатель — это машина, преобразующая какой-либо вид энергии в механическую работу. На большинстве современных автомобилей установлены тепловые поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), в которых теплота, выделяющаяся при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу.
Классификация двигателей
ДВС применяются на тракторах, автомобилях и других машинах они классифицируются по следующим признакам:
по способу смесеобразования различают двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые), у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров, и двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели), у которых рабочая смесь образуется внутри цилиндров;
по способу выполнения рабочего цикла двигатели подразделяются на двух- и четырехтактные;
по способу воспламенения рабочей смеси — с принудительным воспламенением от электрической искры (бензиновые, газовые и др.) и с воспламенением от сжатия, т. е. с самовоспламенением (дизели);
по способу наполнения цилиндров свежим зарядом — без наддува, т. е. со свободным впуском (наполнение осуществляется за счет перепада давления в цилиндрах и окружающей среде, возникающего при движении поршня) и с наддувом (наполнение происходит под давлением, создаваемым компрессором);
по способу охлаждения различают двигатели с жидкостным и воздушным охлаждением;
по виду применяемого топлива двигатели подразделяются на бензиновые (карбюраторные, газовые), дизельные и многотопливные, а также других (альтернативных) видах топлива (спирте, водороде и т. п.);
по числу цилиндров двигатели подразделяются на одно-, двух- и многоцилиндровые;
по расположению цилиндров различают двигатели с вертикальным или наклонным расположением цилиндров в один ряд и V-образные двигатели с расположением цилиндров под углом (при расположении цилиндров под углом 180° двигатель называют оппозитным, или двигателем с противолежащими цилиндрами), Х- и звездообразные (четырех-, пяти-, шестицилиндровые и т.д.).
Общее устройство одноцилиндрового четырехтактного двигателя
Рисунок 1 — Четырехтактный одноцилиндровый карбюраторный двигатель:
1 — зубчатые колеса; 2 — распределительный вал; 3 — толкатели; 4 — штанги; 5 — поршень; 6 — головка цилиндров; 7 — глушитель; 8 — коромысла; 9 — клапанные пружины; 10 — карбюратор; 11 — впускной клапан; 12 — свеча зажигания; 13 — выпускной клапан; 14 — поршневые кольца; 15 — рубашка (полость) охлаждающей жидкости; 16 — поршневой палец; 17 — цилиндр; 18 — шатун; 19 — маховик; 20 — картер двигателя; 21 — коленчатый вал; 22 — поддон.
Источник
Двигатели внутреннего сгорания. Классификация, основные типовые конструкции
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) — наиболее распространенный тип тепловых двигателей, в которых процессы получения тепловой энергии и преобразования ее в механическую работу пространственно совмещены. Достигается это совмещение благодаря тому, что получение теплоты от сжигания топлива осуществляется в полостях с ограниченным объемом, в результате чего расширяющиеся продукты сгорания создают избыточное давление. Такое давление реализуется в виде механической работы, затрачиваемой на перемещение поршней, турбинных лопаток или вытекающей струи газа. В соответствии с типом элемента, перемещаемого давлением газа, различают поршневые, турбинные и реактивные двигатели.
Благодаря компактности, высокой экономичности и надежности поршневые ДВС получили наиболее широкое применение в различных отраслях промышленности, строительства и пр. Классификация поршневых ДВС показана на рис. 1.
Процесс преобразования тепловой энергии в механическую работу поршневыми двигателями осуществляется циклически.
Рабочим циклом называют совокупность последовательно протекающих в цилиндре двигателя термодинамических процессов, в результате совершения которых происходит однократное преобразование тепловой энергии, выделенной при сжигании порции топлива в цилиндре двигателя, в механическую работу по перемещению поршня. Рабочий цикл состоит из следующих процессов: заполнения цилиндра воздухом или приготовленной в карбюраторе горючей смесью, сжатия воздуха или горючей смеси, подачи и распыливания топлива в дизелях (смесеобразование), воспламенения, сгорания и тепловыделения, расширения продуктов сгорания и выпуска отработавших газов.
Рис. 1. Общая классификация двигателей внутреннего сгорания.
Поршень в цилиндре двигателя совершает возвратно-поступательные движения между определенными (фиксированными) положениями, которые называются соответственно внутренней и наружной мертвыми точками (ВМТ и НМТ). Перемещение поршня между мертвыми точками в одном направлении называют ходом поршня, а часть цикла, совершаемую при движении поршня между мертвыми точками, — тактом. Название такта дается по основному процессу, протекающему при ходе поршня. При перемещении поршня объем внутренней полости цилиндра меняется.
Характерными объемами при этом принимаются следующие:
— объем внутренней полости цилиндра при положении поршня в ВМТ, называемый объемом пространства сжатия и обозначаемый Vc;
— объем внутренней полости цилиндра при положении поршня в НМТ, называемый полным объемом цилиндра и обозначаемый Vt;
— объем, описываемый поршнем между мертвыми точками, который называется рабочими объемом цилиндра и обозначается Vs.
Отношение полного объема цилиндра к объему пространства сжатия называют степенью сжатия, ее обозначают е и находят по формуле
(1)
Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем цилиндра над поршнем, т. е. сжимается заряд в цилиндре при перемещении поршня из НМТ в ВМТ.
Рабочий цикл в ДВС может совершаться за два или четыре хода поршня. В соответствии с этим двигатели называют двухтактными и четырехтактными.
В зависимости от способа приготовления горючей смеси, получаемой при смешивании топлива с воздухом, различают двигатели с внутренним смесеобразованием — дизельные и внешним — карбюраторные двигатели.
По способу воспламенения рабочей смеси, состоящей из топлива и воздуха, ДВС делят на основные группы: с принудительным воспламенением от постороннего источника (двигатели карбюраторные и газовые); с воспламенением от сжатия (дизели).
Карбюраторные двигатели работают на легком жидком топливе (бензине), дизели — на тяжелом жидком топливе (дизельном топливе и других фракциях нефти).
В карбюраторных двигателях горючая смесь образуется вне цилиндра. В цилиндры поступает готовая смесь (пары бензина с воздухом), которая во время такта сжатия сжимается в 6-9 раз и затем поджигается электрической искрой.
Дизели работают по иному принципу, чем карбюраторный двигатель: в цилиндры поступает не горючая смесь, а чистый воздух, который сжимается в 12-20 раз. При таком сжатии давление в камере сжатия повышается, а сам воздух при этом нагревается. В сжатый и нагретый воздух через специальную форсунку впрыскивается дизельное топливо, которое распыляется на мельчайшие капельки и частично испаряется, образуя с воздухом горючую смесь. Эта смесь воспламеняется от нагретого при сжатии воздуха без какого-либо постороннего зажигания и сгорает.
Количественные соотношения топлива и воздуха (топливо и воздух образуют горючую смесь) определяются окислительно-восстановительными реакциями, протекающими между химическими элементами топлива и кислородом воздуха. В большем количестве воздуха можно сжечь большее количество топлива и, следовательно, получить большее количество теплоты и механической работы, поэтому в дизельных двигателях для повышения мощности при неизменных геометрических параметрах цилиндров может использоваться наддув, т. е. подача воздуха под давлением.
Поршневой ДВС состоит из группы неподвижных и подвижных узлов и ряда обслуживающих систем. Принципиальные схемы одноцилиндрового четырехтактного дизеля с наддувом и двухтактного дизеля показаны на рис. 2, 3 и 4.
К основным неподвижным узлам относятся фундаментная рама с подшипниками коленчатого вала, на которую устанавливаются станина и втулки цилиндров. Сверху цилиндры закрываются крышками. Двигатели с помощью лап монтируются на подмоторной раме 13 (см. рис. 2, а). Втулки цилиндров устанавливаются, как правило, в едином блоке, называемом блоком цилиндров 5, и закрывается единой для всего ряда цилиндров крышкой, которую называют головкой блока цилиндров 11. К главным подвижным деталям ДВС относятся поршень 7, шатун 3 и коленчатый вал 2.
Рис. 2. Двигатель внутреннего сгорания (дизель):
а — принципиальная схема двигателя:
1 — нижний картер (поддон); 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — верхний картер; 5 — блок цилиндров; 6 — нагнетатель (наддувочный агрегат); 7 — поршень; 8 — впускной клапан; 9 -форсунка; 10 — выпускной клапан; 11 -головка блока цилиндров; 12 — топливный насос высокого давления; 13 — подмоторная рама;
б — индикаторная диаграмма Р — V; в — диаграмма фаз газораспределения:
φ0 — угол опережения открытия впускного клапана; φз — угол запаздывания закрытия впускного клапана; φв — угол опережения открытия выпускного клапана; φк — угол запаздывания закрытия выпускного клапана; φт — угол опережения впрыска топлива; φ0+φк — угол перекрытия клапанов;
г — схема работы четырехтактного дизеля
Рис. 3. Схема работы двухтактного дизеля со встречно-движущимися поршнями и прямоточно-щелевой продувкой:
1,6 — верхний и нижний поршни; 2 — продувочные окна; 3 — форсунки; 4 — камера сгорания; 5 — выхлопные окна
Рис. 4. Двухтактный дизель с П-образной поперечной продувкой: а — схема работы двухтактного дизеля; б — диаграмма фаз газораспределения; в — индикаторная диаграмма: zут — расширение; тп — свободный выпуск; паа’ — продувка; а’а» — наполнение; а»с — cжатие; czy — горение; х — начало впрыска топлива; у -окончание подачи топлива в камеру сгорания
Каждый ДВС имеет следующие системы:
— систему газообмена, управляющую органами наполнения цилиндров свежим зарядом воздуха и очистки его от отработавших газов;
— топливную систему, служащую для подачи и подготовки топлива к сгоранию в цилиндре;
Современные ДВС оснащаются также дополнительными системами и устройствами, которые улучшают мощностные и другие показатели. К ним относят системы наддува, предпускового подогрева и автоматики, шумо- и виброгасящие устройства, гасители крутильных колебаний на коленчатом валу и т. п.
К основным параметрам дизелей относят номинальную мощность, число цилиндров, тактность, диаметр цилиндра, ход поршня, степень сжатия, массогабаритные размеры и др.
Рассмотрим принцип работы четырехтактного дизеля с наддувом (см. рис. 2, г), у которого один рабочий цикл совершается за четыре хода (такта) поршня, соответствующих двум оборотам коленчатого вала.
Первый такт — такт впуска свежего воздуха — происходит при перемещении поршня от ВМТ к НМТ. Впускной клапан 8 открыт, а выпускной 10 — закрыт. С началом движения поршня от ВМТ к НМТ объем рабочего пространства цилиндра 5 увеличивается, а давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного в дизелях без наддува (нагнетатель 6 отсутствует).
При наличии наддува воздух поступает в цилиндр под давлением, создаваемым компрессором (наддувочным агрегатом). При отсутствии наддува свежий заряд воздуха поступает в цилиндр за счет разрежения. Для достижения максимального наполнения цилиндра впускной клапан открывается несколько раньше, в точке г с определенным углом опережения, равным 15-35° угла поворота коленчатого вала до ВМТ, и закрывается в точке а с некоторым углом запаздывания φз, равным 10-30° поворота вала после НМТ (см. рис. 2, в).
Второй такт — такт сжатия — начинается при обратном ходе поршня НМТ к ВМТ при закрытых клапанах. В цилиндре образуется замкнутое пространство, объем которого при движении к ВМТ уменьшается. За счет уменьшения объема происходит сжатие свежего заряда воздуха, в результате чего повышаются его давление до 3-4 МПа и температура — до 600-700 °С, которая становится достаточной для самовоспламенения впрыскиваемого топлива.
При подходе поршня к ВМТ в цилиндр впрыскивается мелко распыленное топливо с некоторым опережением φт, равным 10-30° угла поворота коленчатого вала до ВМТ, для образования однородной смеси и ее воспламенения вблизи ВМТ.
Третий такт — такт расширения, при котором топливо сгорает и происходит резкое повышение давления и температуры рабочего тела. Максимальное давление при сгорании топлива у малооборотных дизелей 5-7 МПа, у средне- и высокооборотных 6-12 МПа, у дизелей с наддувом 10-15 МПа. Температура газа в конце сгорания топлива тем выше, чем больше давление, и колеблется в пределах 1600-2000 °С.
Высокое давление при расширении рабочего тела вызывает движения поршня от ВМТ к НМТ, в результате чего совершается полезная работа.
Четвертый такт — такт выпуска, при котором в конце рабочего хода до прихода поршня в НМТ открывается выпускной клапан 10 и начинается процесс свободного выпуска газов из цилиндра в выпускной трубопровод. Свободный выпуск осуществляется за счет перепада давления в цилиндре и в выпускной системе. Температура отработавших газов при этом 350-500 °С и давление 0,3-0,4 МПа.
Опережение открытия выпускного клапана 10 в точке 6 соответствует φв = 20-50° угла поворота коленчатого вала до НМТ. Поршень, двигаясь вверх, выталкивает отработавшие газы из цилиндра, освобождая цилиндр для новой порции свежего воздуха.
Закрывается выхлопной клапан в точке r при φк = 10-30° за ВМТ. Сумма двух углов φ0 + φк называется углом перекрытия клапанов. При дальнейшем движении поршня вниз начинается новый рабочий цикл, такты которого повторяются в перечисленной ранее последовательности.
Рассмотрим принцип работы двухтактного дизеля (см. рис. 3) со встречно-движущимися поршнями и прямоточно-щелевой продувкой.
В цилиндре дизеля имеется по два поршня, движущихся в противоположных направлениях и образующих при этом в средней части цилиндровой гильзы (между днищами поршней) одну общую камеру сгорания. Подвод продувочного воздуха к цилиндрам и выпуск отработанных газов осуществляются через окна в цилиндровых гильзах, которые открываются и закрываются поршнями. Верхние поршни управляют впуском воздуха через продувочные окна, а нижние — выпуском отработанных газов через выпускные (выхлопные) окна.
Рабочий цикл в двухтактном дизеле совершается за два такта, т. е. за один оборот коленчатого вала, и осуществляется следующим образом.
Первый такт начинается при движении поршней навстречу друг другу (см. рис. 3) от их НМТ к ВМТ. Сначала нижний поршень перекрывает выпускные окна, а затем верхний поршень — продувочные окна. Указанная очередность закрытия окон объясняется тем, что нижний коленчатый вал по углу поворота опережает верхний на 12°. До закрытия выпускных окон воздух, поступающий под давлением, вытесняет отработавшие газы из цилиндра. Когда окна закрываются, воздух через открытые впускные окна продолжает поступать в цилиндр.
Более позднее закрытие впускных окон по сравнению с выпускными способствует дозаправке цилиндра свежим воздухом до давления, почти равного давлению продувочного воздуха, т. е. происходит так называемый наддув. Это позволяет увеличивать весовой заряд воздуха в цилиндре, а, следовательно, сжечь большее количество топлива и получить большую мощность.
Как только окна закрылись, начинается сжатие воздуха в цилиндре. Когда поршни приблизятся к ВМТ, в камеру сгорания впрыскивается топливо, которое в среде нагретого при сжатии до высокой температуры воздуха воспламеняется.
В начале второго такта происходит сгорание топлива, что приводит к повышению давления газов в цилиндре до 8-9 МПа. Под действием этого давления поршни расходятся от ВМТ, газы расширяются и их давление понижается. В конце такта расширения нижний поршень открывает выпускные окна и начинается выхлоп отработавших газов. Немного позднее, когда верхний поршень откроет впускные окна, начинается процесс продувки цилиндра свежим воздухом. Этот процесс продолжается до момента закрытия выпускных окон в начале первого такта, а далее цикл повторяется.
Аналогично совершается рабочий цикл двухтактного дизеля с П-образной поперечной продувкой (см. рис. 4).
Источник