- Приводы и двигатели постоянного тока
- Принцип работы
- Двигатели постоянного тока
- Пуск двигателя постоянного тока
- Регулирование скорости вращения двигателя постоянного тока
- Преимущества и недостатки двигателей постоянного тока
- Преимущества:
- Недостатки:
- Как выбрать
- Выбор двигателя постоянного тока
- Выбор преобразователя постоянного тока
- Выход:
- Способы возбуждения машин постоянного тока и их классификация
- Классификация электродвигателей постоянного тока (ЭПТ) по способу возбуждения
- Классификация двигателей по способу возбуждения
Приводы и двигатели постоянного тока
Принцип работы
Двигатели постоянного тока
На статоре находится индукторная обмотка (обмотка возбуждения), на которую подаётся постоянный ток — в результате создаётся постоянное магнитное поле (поле возбуждения). В двигателях с постоянными магнитами поле возбуждения создаётся постоянными магнитами.
В обмотку ротора (якорная обмотка) также подаётся постоянный ток, на который со стороны магнитного поля статора действует сила Ампера — создаётся вращающий момент, который поворачивает ротор на 90 электрических градусов, после чего щёточно-коллекторный узел коммутирует обмотки ротора – вращение продолжается.
По способу возбуждения двигатели постоянного тока делятся на четыре группы:
- С независимым возбуждением — обмотка возбуждения питается от независимого источника
- С параллельным возбуждением — обмотка возбуждения включается параллельно источнику питания обмотки якоря
- С последовательным возбуждением — обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря
- Со смешанным возбуждением — у двигателя есть две обмотки: параллельная и последовательная.
Пуск двигателя постоянного тока
При прямом пуске ток якоря может на порядок превышать номинальный, поэтому при пуске в цепь якоря вводится пусковое сопротивление пусковой реостат. Для плавного пуска реостат делают ступенчатым — в первый момент включаются все ступени (максимальное сопротивление), по мере разгона двигателя растёт противо-ЭДС, ток якоря уменьшается — ступени выключаются одна за другой.
Регулирование скорости вращения двигателя постоянного тока
- Скорость ниже номинальной регулируется напряжением на якоре (мощность при этом пропорциональна скорости, момент неизменен)
- Скорость выше номинальной регулируется током обмотки возбуждения — чем слабее поле возбуждения, тем выше скорость (момент падает при постоянной мощности)
Регулирование питания якоря и обмотки возбуждения осуществляется с помощью тиристорных преобразователей (приводов постоянного тока).
Преимущества и недостатки двигателей постоянного тока
Преимущества:
- Практически линейные характеристики двигателя:
- механическая характеристика (зависимость частоты от момента)
- регулировочная характеристика (зависимость частоты от напряжения якоря)
- Просто регулировать частоту вращения в широких пределах
- Большой пусковой момент
- Компактный размер.
Недостатки:
- Дополнительные расходы на профилактическое обслуживание коллекторно-щёточных узлов
- Ограниченный срок службы из-за износа коллектора
- Дороже асинхронных двигателей.
Как выбрать
Выбор двигателя постоянного тока
- Высота оси
- Номинальное напряжение якоря
- Номинальное напряжение возбуждения
- Номинальная частота вращения
- Номинальная мощность
- Номинальный момент
- Номинальный ток якоря
- Мощность возбуждения
- Максимальная частота вращения при понижении поля (выше этой скорости падает мощность)
- Предельно допустимая рабочая скорость (выше этой скорости начинается механическое разрушение)
- КПД
- Момент инерции
- Степень защиты IP
- Степень виброустойчивости (прессы и т.п.)
- Класс изоляции (для работы от преобразователя не ниже F)
- Температура окружающей среды (для работы при отрицательных температурах в условиях русской зимы требуется специальное исполнение: смазка, вал из специальной стали и т.п.)
- Высота установки над уровнем моря (выше 1000 метров падают характеристики)
- Конструктивное исполнение по способу монтажа электродвигателей
- Маслоуплотнённый фланец для присоединения редуктора
- Положение клеммной коробки (справа, сверху и т.д.)
- Тип принудительного охлаждения:
- Конвекционное: воздушный фильтр, контроль расхода воздуха, встроенный (направление обдува) или внешний (подключение труб) вентилятор
- Через теплообменник
- Классификация методов охлаждения электрических двигателей
- Окраска
- Подшипники
- Качения (радиально-упорные)
- Усиленные подшипники для повышенных радиальных нагрузок на валу
- С пополнением смазки
- Для подключения редуктора
- Вал двигателя
- Со шпоночным пазом
- Датчик скорости
- Тахогенератор
- Энкодер
- Тормоз
- Контроль износа щёток
- Окошко для визуального контроля
- Микропереключатель ограничения остаточной длины щёток
- Контроль нагрева двигателя
- Термисторная защита – контроль граничных значений (предупреждение, отключение)
- Непрерывный контроль температуры при помощи датчика KTY
- Подогрев остановленного двигателя (против образования конденсата)
- Уровень шума.
Выбор преобразователя постоянного тока
- Режим работы:
- Одноквадрантный (1Q) — нереверсивный
- Четырёхквадрантный (4Q) — реверсивный.
Выход:
- Номинальное постоянное напряжение (якоря двигателя)
- Номинальный постоянный ток якоря
- Перегрузочная способность по току
- Номинальная мощность
- Мощность потерь (рассеиваемая мощность) при номинальном токе
- Номинальное постоянное напряжение обмотки возбуждения (напряжение поля)
- Номинальный постоянный ток обмотки возбуждения (ток поля)
- Панель оператора (съёмная, хранение параметров, поддержка русского языка)
- Коммуникационный интерфейс для обмена данными с PLC, HMI (PROFIBUS и др.)
- Точность регулирования
- Встроенные ПИД-регуляторы
- Встроенные функции логического контроллера
- Сигнальные (дискретные и аналоговые) входы-выходы.
Источник
Способы возбуждения машин постоянного тока и их классификация
Ток, протекающий в обмотке возбуждения основных полюсов, создает магнитный поток . Электрические машины постоянного тока следует различать по способу возбуждения и схеме включения обмотки возбуждения.
Генераторы постоянного тока могут выполняться с независимым, параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Следует заметить, что теперь применение в качестве источников энергии генераторов постоянного тока очень ограничено.
Обмотка возбуждения генератора постоянного тока с независимым возбуждением получает питание от независимого источника — сети постоянного тока, специального возбудителя , преобразователя и др. (рис. 1, а). Эти генераторы применяются в мощных системах, когда напряжение возбуждения должно быть выбрано отличным от напряжения генератора, в системах регулирования скорости вращения двигателей, которые питаются от генераторов и других источников.
Значение тока возбуждения мощных генераторов составляет 1,0—1,5% от тока генераторов и до десятков процентов для машин мощностью порядка десятков ватт.
Рис. 1. Схемы генераторов постоянного тока: а — с независимым возбуждением; б — с параллельным возбуждением; в — с последовательным возбуждением; г — со смешанным возбуждением П — потребители
У г енератора с параллельным возбуждением обмотка возбуждения включается на напряжение самого генератора (смотрите рис. 1,б). Ток якоря I я равен сумме токов нагрузки I п и тока возбуждения I в: I я = I п + I в
Генераторы выполняются обычно для средних мощностей.
Обмотка возбуждения генератора с последовательным возбуждением включена последовательно в цепь якоря и обтекается током якоря (рис. 1, в). Процесс самовозбуждения генератора протекает очень бурно. Такие генераторы практически не используются. В самом начале развития энергетики применялась система передачи энергии с последовательно включенными генераторами и двигателями последовательного возбуждения.
Генератор со смешанным возбуждением имеет две обмотки возбуждения — параллельную ОВП и последовательную ОВС обычно с согласным включением (рис. 1, г). Параллельная обмотка может быть включена до последовательной («короткий шунт») или после нее («длинный шунт»). МДС последовательной обмотки обычно невелика и рассчитана только на компенсацию падения напряжения в якоре при нагрузке. Такие генераторы теперь также практически не применяются.
Схемы возбуждения двигателей постоянного тока подобны схемам для генераторов. Двигатели постоянного тока большой мощности выполняются обычно с независимым возбуждением . У двигателей параллельного возбуждения обмотка возбуждения получает питание от того же источника энергии, что и двигатель. Обмотка возбуждения включается непосредственно на напряжение источника энергии, чтобы не сказывалось влияние падения напряжения в пусковом сопротивлении (рис. 2).
Рис. 2. Схема двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением
Ток сети Ic составляется из тока якоря I я и тока возбуждения I в.
Схема двигателя последовательного возбуждения подобна схеме на рис. 1, в. Благодаря последовательной обмотке вращающий момент при нагрузке возрастает больше, чем у двигателей параллельного возбуждения, при этом скорость вращения уменьшается. Это свойство двигателей определяет их широкое применение в приводах электровозной тяги: в магистральных электровозах, городском транспорте и др. Падение напряжения в обмотке возбуждения при номинальном токе составляет единицы процентов от номинального напряжения.
Двигатели смешанного возбуждения из-за наличия последовательной обмотки в некоторой мере имеют свойства двигателей последовательного возбуждения. В настоящее время они практически не применяются. Двигатели параллельного возбуждения иногда выполняются со стабилизирующей (последовательной) обмоткой, включаемой согласно с параллельной обмоткой возбуждения, для обеспечения более спокойной работы при пиках нагрузки. МДС такой стабилизирующей обмотки невелика — единицы процентов от основной МДС.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Классификация электродвигателей постоянного тока (ЭПТ) по способу возбуждения
ДПТ конструктивно состоит из двух основных частей: подвижной части (якоря) и неподвижной части (статора), в которой находится обмотка возбуждения двигателя. Двигатель питается постоянным напряжением. В зависимости от способа включения обмотки возбуждения различают 4 основных типа электродвигателей.
1. ДПТ с независимым возбуждением (рис. 3.1, а). В данном случае источники питания цепи якоря двигателя и цепи обмотки возбуждения (ОВ) являются разными, иногда с разным уровнем напряжения. В связи с этим поведение тока возбуждения не зависит от цепи якоря (при пренебрежении влиянием реакции якоря), что при неизменности тока возбуждения делает характеристики двигателя линейными.
2. При параллельном способе включения обмотки возбуждения и якоря включают в одну сеть параллельно друг другу (рис. 3.1, б). При условии наличия сети бесконечной мощности напряжение на зажимах обмоток остаётся постоянным и характеристики ДПТ с ПВ аналогичны характеристикам ДПТ с НВ. Поэтому часто ограничиваются рассмотрением ДПТ с независимым возбуждением.
| |
а | б |
| |
в | |
Рис. 3.1. Схемы включения двигателя с независимым (а), параллельным (б) и последовательным (в) возбуждением |
3. У ДПТ с последовательным возбуждением имеется последовательная (сериесная) обмотка, которая включается последовательно с обмоткой якоря двигателя (рис. 3.1, в). Такое включение приводит к тому, что поток, создаваемый ОВ, зависит от тока двигателя, который в процессе работы и переходных процессов подвергается значительным изменениям. Данный тип двигателя обладает нелинейной механической характеристикой.
4. ДПТ со смешанным возбуждением. В этом случае двигатель имеет две обмотки возбуждения: последовательную и параллельную, и результирующий магнитный поток складывается из двух составляющих. Подключение цепи якоря выполняется так же, как на рис. 3.1, в, а обмотки возбуждения, как на рис. 3.1, а, б.
Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 1664 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Классификация двигателей по способу возбуждения
Свойства и характеристики двигателей постоянного тока существенно зависят от того, как меняется магнитный поток двигателей при изменении их механической нагрузки. Характер изменения магнитного потока зависит в свою очередь от числа и способа включения обмоток возбуждения, т. е. от способа возбуждения двигателей. В зависимости от способа возбуждения различают:
двигатели независимого возбуждения;
двигатели параллельного возбуждения (ранее шунтовые);
двигатели последовательного возбуждения (ранее сериесные);
двигатели смешанного возбуждения (ранее компаундные).
Двигатели независимого возбуждения находят применение, когда обмотки якоря и возбуждения должны получать питание от различных источников постоянного тока. Это может быть в случае использования двигателей значительной мощности, обмотку якоря которых изготовляют обычно на более высокое напряжение, чем обмотку возбуждения. Кроме того, раздельное питание обмоток якоря и возбуждения применяется для расширения диапазона регулирования частоты вращения и улучшения качества переходных процессов пуска, торможения и реверса двигателей.
При изложении материала сначала будут рассмотрены свойства и характеристики двигателей параллельного, последовательного и смешанного возбуждения, получающих питание от источника (от сети) с неизменным напряжением, а далее, в конце § 9.18,— свойства и характеристики двигателя независимого возбуждения, обмотка якоря которого питается от источника с изменяемым напряжением.
Для более четкого представления о том, чем отличаются двигатели параллельного, последовательного и смешанного возбуждения, будем рассматривать их совместно, предполагая для удобства сравнения, что различные двигатели имеют одинаковое номинальные данные (в частности, номинальные магнитные потоки Фном, токи якоря Iя,ном , моменты Мном и частоты вращения nном).
Классификация и принцип работы машин переменного тока. Конструкция трехфазных асинхронных двигателей. Принцип действия, скольжение.
Источник