- Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория
- Виды бюджетов в коммерческой компании
- Бюджетный цикл
- Планирование, как верный помощник в обеспечении получения прибыли
- Виды бюджетов
- Формирование финансового бюджета
- Движение денежных средств на основании бюджета
- Статьи расходов
- Операционный остаток
- Страховой остаток
- Пример планирования бюджета денежных средств на один календарный месяц
- Отчет о прибылях и убытках на основании данных бюджета
- Баланс бюджета
- Операционный бюджет
- Бюджет продаж
- Бюджет коммерческих расходов
- Бюджет по производственным расходам
- Бюджет расходов на оплату труда
- Бюджет накладных расходов
- Вид бюджета: управленческие затраты
- Единый бюджет предприятия
- Группы статей расходов и прибыли организации
Бюджетирование и бюджетное планирование. Теория
Статья будет полезна тем, кто планирует начать работать с бюджетированием, так как в ней рассмотрены основные понятия: бюджет, бюджетирование, бюджетное планирование, ЦФО и прочие.
При написании статьи использовался теоретический материал из следующих источников:
- Клепцова О.Ю. «Бюджетирование в «1С: Предприятие 8». Информационные технологии бюджетного управления»;
- Шевченко Ю.А. «Бюджетирование и управленческая отчетность в 1С:Предприятии 8»
Прежде чем приступить к рассмотрению основных понятий бюджетирования, остановимся на отличиях единоличного стиля управления и делегирования финансовой ответственности руководителям подразделений. Это необходимо сделать потому, что именно делегирование финансовой ответственности важнейшая составляющая бюджетирования, без которой оно невозможно.
Многие собственники не готовы к делегированию финансовых полномочий подчиненным, точно так же, как и работники к принятию финансовой ответственности. Именно это — основное препятствие на пути внедрения бюджетирования.
Бюджетирование или бюджетное управление — один из способов финансового управления предприятием.
Бюджетирование (бюджетное управление) – это делегирование финансовой ответственности с помощью системы бюджетов.
Например, если на предприятии внедрена подсистема «Бюджетирование», но фактически делегирование финансовой ответственности отсутствует, то предприятие применяет бюджетное планирование, а не бюджетирование.
Бюджет – это план, определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов или других финансово-экономических показателей.
Структура практически любого бюджета может быть схематично представлена в виде:
Статьи бюджетов – составные части бюджетов, являющиеся единицей планирования и учета хозяйственных операций одного типа.
У любого бюджета есть период (бюджетный период), который зависит от размера и специфики предприятия. При определении бюджетного периода нужно помнить о принципе приоритета стратегических целей предприятия над его текущей деятельностью.
Недостаточно планировать финансовую эффективность только в краткосрочной перспективе (1-3 месяца), необходимо еще и долгосрочное планирование (1-3 года). Наиболее оптимально использовать несколько планов одновременно, которые имеют разный бюджетный период (горизонт планирования), например, месячный, квартальный, годовой и т.д.
Бюджетным циклом называют период времени от начала первой стадии бюджетного процесса (составления бюджетов) до окончания третьей (план-факт анализа исполнения бюджетов)
Полноценное внедрение бюджетирования на предприятии — сложная задача. Система бюджетов предприятия должна не только быть пригодна для делегирования ответственности, но и отражать последовательность формирования финансовых результатов.
Важным этапом внедрения бюджетирования на предприятии является формирование финансовой структуры предприятия. Здесь основополагающее понятие – центр финансовой ответственности (ЦФО).
ЦФО – сегмент внутри предприятия (структурное подразделение, группа подразделений или бизнес), отвечающий за достижение определенных финансовых показателей, которые подчинены финансовым целям предприятия. Руководитель ЦФО наделен обязанностями, полномочиями и ресурсами для достижения показателей ЦФО.
При внедрении бюджетирования необходимо определить состав и иерархию центров финансовой ответственности (ЦФО). Для этого существует несколько способов, сравнительная характеристика которых представлена в таблице:
Существует деление центров финансовой ответственности по видам:
В 1С:УПП 1.3 финансовая структура компании находится в справочнике «Подразделения»:
От выбранной финансовой структуры предприятия зависит, какие виды бюджетов будут использоваться, регламент их подготовки, утверждения, исполнения и контроля.
При постановке бюджетного управления предприятию необходимо:
- сформулировать главные финансовые и не финансовые цели предприятия;
- выбрать из них те, которые могут быть решены с помощью бюджетирования;
- выявить, с помощью каких финансовых показателей можно контролировать достижение этих целей;
- разработать оптимальную структуру бюджетов.
Подходы к построению системы бюджетов:
- «Частичная система бюджетов». Подход заключается в том, что бюджетная модель покрывает не все области деятельности. О полноценном бюджетном планировании тут говорить сложно, цель — решение локальных задач;
- Полная (комплексная) система бюджетов.
Полная система бюджетов:
- Мастер-бюджет предприятия (встречаются названия «основной бюджет», «генеральный бюджет», «сводный бюджет»):
- Финансовые бюджеты:
- Бюджет движения денежных средств (БДДС);
- Бюджет доходов и расходов (БДР);
- Бюджет по балансовому листу (ББЛ);
- Инвестиционный бюджет (бюджет капитала).
- Функциональные бюджеты:
- Бюджет продаж;
- Бюджет производства;
- Бюджет закупок;
- Бюджет прямых материальных затрат;
- Бюджет прямых затрат на оплату труда;
- Бюджет общепроизводственных расходов;
- Бюджет коммерческих расходов;
- Бюджет управленческих расходов и т.д.
- Бюджеты операционной деятельности подразделений:
- Бюджет отдела сбыта;
- Бюджет производственного отдела;
- Бюджет транспортного цеха;
- Бюджет службы персонала;
- Бюджет отдела снабжения и т.д.
- Бюджеты проектов
В большинстве случаев формирование бюджетов начинается с составления бюджета продаж, а далее на его основании составляются другие бюджеты.
Считается, что универсальная модель бюджетирования может быть применена на любом предприятии, однако это не совсем так, данную модель необходимо адаптировать под специфику предприятия.
Универсальная модель бюджетов:
1С: Управление производственным предприятием (1С: УПП 1.3) позволяет:
- составлять бюджеты любых необходимых форматов, на любой период времени, с учетом различных вариантов (сценариев) развития предприятия;
- контролировать соответствие плановых и фактических данных установленным целевым показателям, отслеживать непревышение лимитов по статьям бюджетов;
- оперативно проводить мониторинг исполнения бюджетов центрами финансовой ответственности и предприятием в целом;
- проводить многомерный план-факт анализ;
- формировать управленческий баланс предприятия.
Источник
Виды бюджетов в коммерческой компании
Бюджет в фирме, для чего он нужен? Очень часто задаются таким вопросом компании. Ведь на его составление требуется большие затраты времени и в процессе утверждения необходимы мощные корректировки. На самом деле, система бюджетирования нужена любой компании, независимо от уровня. Бюджет – это финансовый план, который дает возможность контролировать финансовые потоки. Результатом является различные виды бюджетов: доходов и расходов по подразделениям. Виды бюджетов содержат информацию о плановых затратах на обеспечение программ или бизнесс-процессов, которые должны обеспечить выполенние плана доходов.
Сервис Финоко позволяет создавать бюджеты различных уровней используя веб сервис или модуль 1С
Бюджетный цикл
Бюджет, или смета доходов и расходов, формируется, как для подразделений организации, так и для фирмы полностью. Смета доходов и затрат для подразделений объединяется в единый бюджет фирмы. По-другому можно назвать основной, или головной бюджет. Бюджетный рекламент — это документ, в котором компания формирует локальные правила и порядок подготовки соответствующих документов.
Бюджетный цикл – это сам процесс формирования сметы в компании. Он создается поэтапно:
- для начала, формируется план работ всех подразделений и фирмы полностью;
- далее определяются показатели. Именно они будут оценивать всю деятельность фирмы;
- при возникновении каких-либо изменений в работе, необходимо продумать пути решений;
- изменение действий, на основании утвержденных поправок. Если рассматривать поэтапно подготовку документов, то можно выделить две основные части. Это необходимо для формирования общей сметы доходов и расходов. Данные части – это утвержденные и отдельные этапы планирования деятельности;
- формирование бюджета операционной деятельности.
Планирование, как верный помощник в обеспечении получения прибыли
Самая сложная задача в ведении бизнеса – это планирование бюджета. Многие любят пропускать этот этап, опираясь на режим реального времени. Но это самый мощный инструмент в формировании абсолютно всех вариантов бюджета: выручки и затрат, движения средств, финансовый и операционный.
Независимо от того, в какой стадии развития находится компания, все виды бюджетов подходят абсолютно всем. Вид деятельности также не важен. Каждый тип бюджета можно разработать самостоятельно каждой фирме. Но при определении показателей и других моментов не исключены ошибки и человеческий фактор. Правильнее применить готовую модель для формирования бюджетов. Это сокращает период времени на составление и позволяет достичь высочайших итогов. Ведь цель каждого планирования в организации – это увеличение прибыли.
Виды бюджетов
Компания, которая уделяет внимание планированию своей работы, в том числе и финансовому обороту, заранее обеспечена на успех.
Существуют самые разнообразные виды смет доходов и расходов, которые направлены на реализацию поставленных целей. Основные виды, это:
- финансовый бюджет – это смета доходов и расходов всей организации. В нем прописывается абсолютно все, что касается финансовых вопросов на определенный промежуток времени. Определяются планы, прогнозы и необходимые ресурсы для достижения поставленной цели;
- операционный бюджет – это смета доходов и расходов по конкретным затратам и выручки фирмы;
- в последнее время, выделяется третий вариант бюджета, который формируется в организациях. Это инвестиционный бюджет.
Если объединить финансовый и операционный бюджеты, то он составит один общий сводный бюджет всей организации. Но важно отметить, что при детальном рассмотрении этих классов бюджета, в них содержится информация по всем подразделениям в частности.
Формирование финансового бюджета
В смысл формирования финансового бюджета заложено планирование всех предстоящих издержек предприятия в денежном эквиваленте. В основе лежат следующие документы: прогнозирование доходов и расходов, прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский баланс и движение капитала имеющихся средств на счету.
Финансовый бюджет – это основа всего бюджета. Его целью является прогнозирование и планирование финансового оборота всей компании. Направлен на обеспечение платежеспособности предприятия и рассмотрение всех моментов, связанных с дефицитом бюджета.
Движение денежных средств на основании бюджета
Любая деятельность организации возможна лишь в том случае, если она приносит прибыль. Независимо от размера компании, все вопросы всегда связаны с получением дохода. Условия рынка и конкуренция непосредственно влияют на движение денежных средств. Если денег в фирме будет не хватать, это значит, что без вовремя принятого решения, это приведет к банкротству.
Одной из важных составляющих финансового бюджета является бюджет движения денежных средств. Его главная задача – не допускать дефицита денежных средств в компании и недопущение кассовых разрывов.
При составлении бюджета денежных средств, используются показатели. Их количество и вид устанавливается в зависимости от направления деятельности компании и от поставленных задач.
Как только компания приступает к составлению данного бюджета, следует учитывать:
- Определить временной предел, то есть насколько часто бюджет стоит обновлять. Все это необходимо, для того, чтобы он соответствовал бюджету организации в целом. Почти у каждой компании, оплаты имеют семидневный характер, и начинаться они могут абсолютно в любой день. Бывает так, что разбивка идет не по неделям, а по календарным дням. Так можно избежать лишней путаницы в отслеживании потоков денег.
- Баланс между прибылью и издержками. Можно рассмотреть два варианта. В первом случае, компания должна всегда иметь на остатках положительный баланс. Во втором случае, это когда фирма производит продажу в кредит.
- Все потоки денег формируются из разных видов статей. Если брать в расчет небольшую фирму, то даже у нее таких статей может быть более тысячи. Чтобы избежать ошибок в отслеживании, рекомендуется все статьи классифицировать. Это внутренний документ, поэтому вся классификация должна быть удобна именно Вам.
Классифицировав все статьи, исходя из деятельности предприятия, гораздо удобнее производить анализ. При формировании бюджета доходов и расходов, все поступления и издержки учитываются раздельно. Если у компании есть статья расходов, которая является очень высокой, ее также стоит учитывать отдельно.
Статьи расходов
- выплаты поставщикам;
- заработная плата;
- арендная плата;
- выплаты по кредитам и займам и пр.
На усмотрение организации, все статьи затрат могут выражены, как в денежном эквиваленте, так и в процентном соотношении.
Внутри бюджета, также можно произвести детализацию. Например, по поступлениям, или выплатам, налогам, или расходам на развитие компании.
Чтобы бюджет движения денежных средств был полностью корректным, стоит учитывать дополнительную информацию: издержки, которые не влияют на финансовый поток, авансовые платежи, дебиторская задолженность.
Есть еще один важный момент в составлении данного варианта бюджета. Это средний остаток финансовых средств. В него входят:
- операционный остаток;
- страховой остаток.
Операционный остаток
Это минимальная сумма, которая нужна, для покрытия издержек по основному виду деятельности.
Чтобы рассчитать операционный остаток, необходимо: объем денежного оборота (план) / план расхода денежных средств по организации в целом. Все это считается за необходимый период времени.
Расчёт показателя суммы остатка по плану обеспечит своевременное совершение всех обязательных платежей по операционной деятельности.
Страховой остаток
Страховой остаток необходим для организации. Определяется суммой операционного остатка и коэффициента поступлений финансовых средств в организацию.
На основании данного бюджета, можно составить график поступлений денежных средств в организацию. Он может изменяться, исходя из дебиторской задолженности.
Информацию для формирования бюджета движения денежных средств, можно получить из данных. Например, бюджета продаж, бюджета материалов, производственных расходов и др.
Важно при создании такого бюджета, найти грань между получением денежных средств и правом получения. Прибыль признается тогда, когда сделка считается совершенной. Но в нашем случае необходимо учитывать только фактические поступления и издержки.
Пример планирования бюджета денежных средств на один календарный месяц
Такой бюджет помогает определить период, когда средства можно направить на приобретение дополнительных активов и пр.
Если компания является небольшой, то это один из главных видов бюджета. Вся информация о платежеспособности крайне важна для них. Ведь возможность привлечения дополнительных источников финансирования крайне мала. А нехватка денежных средств может привести фирму к краху.
Компания имеет множество самостоятельных подразделений, но счет один? Бюджет формируется для каждого отдельно. Но общий бюджет должен содержать всю информацию в совокупности.
Разбить смету доходов и расходов можно не только по статьям, но и учитывать отдельно: поставщиков, покупателей и все счета. На усмотрение фирмы, можно сформировать бюджет, указав только поступления и затраты.
Отчет о прибылях и убытках на основании данных бюджета
Основная цель БДР– это выявление отличий между поступлениями и денежным потоком в целом. Поток денег – это только реальные выплаты и выручка, которые отражаются на счетах фирмы и кассе.
Бывают такие ситуации, когда компания в итоге получает отрицательный финансовый результат. Хотя в течение запланированного периода, на счетах всегда были денежные средства и кассовые разрывы отсутствовали. Стоит напомнить, что выручка и деньги – это не одно и то же.
Используя калькуляцию по затратам, нужно уделить внимание производственным расходам, ими могут быть запасы предыдущих периодов времени. Это значит, что такие затраты уменьшают доход в целом по предприятию. Формируя отчет по бюджету, лучше применять калькуляцию переменных затрат по производству. Именно она четко отображает связь продаж и прибыли.
Баланс бюджета
Управленческий баланс — это один из завершающих этапов. Здесь потребуется информация о бюджете денежных средств, функциональных бюджетах и отчете о прибылях и убытках. Только после получения данных, реально сформировать такой бюджет.
Каждый бюджет имеет очень подвижный характер. Именно баланс бюджета позволяет быстро отразить картину финансовой деятельности компании. Это можно сделать, как на определенную дату, так и на период.
В принятии управленческих решений, этот бюджет мало помогает. Он не дает информацию о том, как и что, было достигнуто, он дает только общую картину.
Операционный бюджет
Операционный бюджет — это смета доходов и расходов организации. Направления организаций разные, поэтому и бюджет будет отличаться. Чтобы получить информацию о выручке и затратам, компания приступает к формированию операционного бюджета.
В такую смету доходов и расходов входят разные виды бюджетов. Отражается прибыль и убытки компании от определенных направлений работы. Такой вариант включает расходы на обязательные платежи в государственные органы. Плюс затраты и прибыль на материальные ценности.
Бюджет по операционному виду деятельности включает разные направления бюджетов фирмы. Например, смета доходов и расходов производства, расходы на приобретение материалов и оплату энергии, бюджет продаж, расходы на оплату налогов и сборов, амортизацию, расходы на общехозяйственные нужны и пр.
Бюджет продаж
Формирование бюджета в организации стоит начинать с продаж. Это тоже часть операционного бюджета. В нем содержится вся информация о предполагаемых продажах и ожидаемой прибыли. Важно правильно указать показатели. Для этого необходимо постоянно проводить анализ рынка.
Данный бюджет должен содержать информацию об объемах продаж за выбранный промежуток времени, портрет покупателя, график сезонности и спрос. Также отражает данные о денежном потоке, который предполагается получить после продажи продукции, или услуги. При формировании, обязательно следует применять прибыль и расход.
Бюджет коммерческих расходов
Расходы на мероприятия, по реализации продукции, неразрывно связаны с продажами. Бюджет коммерческих расходов, следующий на очереди, после сметы продаж. Это расходы на: рекламу, складирование продукции и др. В большинстве случаев, все коммерческие затраты формируются исходя из плана продаж. Весь вид бюджета составляется в стоимостном эквиваленте и рассчитывается на начало и конец периода.
Вся утвержденная информация – это основа для формирования иных операционных бюджетов. К примеру, если есть данные об объемах производства, имеет смысл сформировать смету на материальные расходы. В такие затраты включены: расходы на материалы и график закупок.
Бюджет по производственным расходам
Начать создание следует с выявления материалов, которые необходимы для бюджета производства. Норма рассчитывается исходя из данных за одну единицу продукции. В бюджете стоит учесть прогноз изменения цен на сырье и материалы.
Бюджет расходов на оплату труда
Это вид бюджета, который отражает все затраты на оплату труда персонала. Это одна из наиболее больших частей. Определить размер заработной платы можно на основании заранее подготовленного плана производства. Там же определяется количество часов, необходимых для выполнения той, или иной работы. Расходы и их объем зависят от системы поощрений, которая установлена предприятием и трудоемкости процесса. Показатель трудоемкости рассчитывается отдельно по каждому наименованию изделий, в часах. Оплата труда персонала определяется в денежном эквиваленте, умножив на трудочас, по определённому тарифу.
Бюджет накладных расходов
Все начинается с классификации расходов. Это постоянные и переменные. Далее формируются затраты на эксплуатацию. После расходы общепроизводственные. Для удобства и контроля, желательно сформировать график осуществления платежей.
Вид бюджета: управленческие затраты
Все расходы делятся:
- бюджет коммерческих расходов (рассмотрели выше);
- управленческие затраты. Это все расходы на содержание персонала, занимающегося административными вопросами и обеспечение хозяйственными нуждами фирму.
Управленческие расходы – это постоянные затраты. Так как они не изменяются в течение определенного периода времени.
Финалом расчета операционного бюджета является определение себестоимости выпускаемой продукции. Все планы, которые отражены в бюджете – это соотношение всех затрат на производство и готовых изделий.
Все виды бюджета позволяют проводить хороший анализ всех показателей организации. В процессе работы, могут быть созданы иные бюджеты, необходимые организации. Исходные данные помогут в их формировании.
Такой вид бюджета, как операционный, дает возможность организации создать план текущей деятельности. Изначально составляется бюджет продаж, далее идет дальнейшее формирование бюджетов. Когда все затраты учтены, то можно переходить к созданию бюджета доходов и расходов. После чего формируется прогноз на предстоящий период времени.
Можно сделать вывод: если бюджет финансовой части отвечает за оборот денег в компании, то операционный показывает целевые расходы и прибыль по каждому структурному подразделению компании.
Единый бюджет предприятия
Не стоит забывать, что виды бюджетов включают операционный и финансовый бюджеты – это единый бюджет всего предприятия. Но он включает в себя все сметы доходов и расходов структурных подразделений.
Операционный бюджет включает в себя бюджет:
- доходов и расходов (БДР)
- движения денежных средств (БДДС)
- продаж;
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- производственных накладных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов;
- прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет включает в себя:
- инвестиционный бюджет;
- бюджет денежных средств;
- прогнозный баланс.
При рассмотрении связи между всеми видами бюджетов и планов центра финансовой ответственности, можно включать более детальные виды смет. Они создаются при масштабных целях и если они действительно важны для фирмы.
К ним могут относиться сметы доходов и расходов:
- маркетинговый отдел;
- отдел оптовых продаж;
- подразделение розничных продаж;
- служба снабжения;
- транспортный цех;
- склад;
- филиалы;
- другие структурные подразделения.
Группы статей расходов и прибыли организации
Все доходы и расходы компании, можно разделить на виды:
- краткосрочные и долгосрочные;
- по статьям;
- по определенному периоду времени;
- в случае возникновения дефицита, профицита, или баланса доходов и расходов.
Нет специального стандарта по группам доходов и расходов. Каждое предприятие выделяет свои, подходящие по виду и направлению работы организации. Фирма может выбрать для себя несколько видов для составления бюджета. Или сделать основное планирование без деления по видам доходов и расходов. Все это можно составить самостоятельно, или при помощи автоматизированных программ.
Все виды бюджетирования применяются в организации, с целью планирования и увеличения финансового результата компании.
Источник