Классификация бухгалтерских балансов по способу очистки

Классификация бухгалтерских балансов

Классификация по следующим признакам:

1) по срокам составления;

2) по источникам составления;

3) по объему информации;

4) по характеру деятельности;

5) по объекту отражения;

6) по способу очистки.

Классификация бухгалтерских балансов по срокам составления:

а) Вступительный баланс (организационный) – первый баланс, составляемый в начале деятельности организации. В нем отражают капитал, с которого организация начинает свою деятельность.

б) Текущий баланс – составляется периодически в течение всего времени существования организации. Текущие балансы подразделяются на начальные (входящие), промежуточные, заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный – на конец отчетного периода. Заключительный баланс отчетного года является начальным балансом года, следующего за отчетным. Промежуточные балансы составляются в течение года и отличаются от заключительных тем что: к ним прилагается меньше отчетных форм, раскрывающих статьи баланса; составляются только на основе данных текущего бухгалтерского учета, в то время как перед составлением заключительного баланса должна быть проведена полная инвентаризация всех статей баланса с отражением ее результатов, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

в) Санируемый баланс – оздоровительный баланс. Составляется аудитором при приближении организации к банкротству.

г) Ликвидационный баланс – составляют для характеристики имущественного состояния предприятия при его ликвидации, в течение всего периода ликвидации. В зависимости от времени составления ликвидационные балансы бывают: начальный (на начало периода ликвидации), промежуточный (в течение периода ликвидации), заключительный (на конец периода ликвидации).

д) Разделительный баланс – составляется в период деления организации на несколько самостоятельных организаций или передачи структурного подразделения другой организации.

е) Объединительный баланс – составляется при слиянии нескольких организаций в одну или в случае присоединения структурной единицы к данной организации.

Классификация бухгалтерских балансов по источникам составления:

1) Инвентарный баланс – составленный на основе данных инвентаризации. Такие балансы необходимы при образовании новой организации на базе ранее существовавшей, изменении формы собственности и так далее.

2) Книжный баланс – составленный только на основании учетных записей и остатков книг без проведения инвентаризации.

3) Генеральный баланс – составленный на основе данных инвентаризации и книжных остатков.

Классификация бухгалтерских балансов по объему информации:

1) Единичный баланс – баланс, отражающий деятельность одного предприятия.

2) Сводный баланс (консолидированный баланс) – составляется путем объединения нескольких заключительных единичных балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически (например, головной и дочерних компаний). Такие балансы составляют холдинговые компании, концерны, финансово-промышленные группы и так далее.

Классификация бухгалтерских балансов по характеру деятельности:

1) Баланс по основной деятельности – составляют по деятельности организации, соответствующей ее профилю и уставу.

2) Баланс по неосновной деятельности

Классификация бухгалтерских балансов по объекту отражения:

1) Самостоятельный баланс

2) Отдельный баланс

Классификация бухгалтерских балансов по способу очистки:

1) Баланс-брутто – включает в себя регулирующие статьи, то есть статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости или остаточной стоимости средств вычитаются из суммы той или иной статьи. Так, например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «Основные средства» вычитается сальдо регулирующей статьи «Амортизация основных средств».

2) Баланс-нетто – баланс, из которого исключены регулирующие статьи, такие как «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и другие. Исключение из баланса регулирующий статей называется его «очисткой», что позволяет упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку средств организации.

Первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределенной прибылью, а под балансом-нетто понимался баланс с распределенной прибылью.

Впоследствии появился новый признак классификации: реформированный и нереформированный балансы, что связано с регулирующими статьями.

С 1996 года в России действует баланс-нетто, где объекты отражаются в остаточной стоимости за исключением регулирующих статей.

Тема 4. Счета и двойная запись

1.Счета бухгалтерского учета, их назначение и строение

2. Двойная запись и ее сущность

3. Взаимосвязь между балансом и счетами

4. Синтетические и аналитические счета и их взаимосвязь

Источник

Какие виды бухгалтерских балансов существуют

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Баланс – основа отчетности. Нужен для анализа финансовых показателей. Баланс обеспечивает отслеживание динамики значений, помогает сформировать краткосрочный и долгосрочный прогнозы и оценить экономическую деятельность фирмы. Существует много разновидностей бухгалтерских балансов (ББ), подразделяющихся на категории в зависимости от разных признаков.

Читайте также:  Возможные риски проекта способы предупреждения рисков

Сущность баланса

ББ представляет собой особый документ, предназначающийся для обобщенной фиксации и группировки финансов по их структуре, источникам и целевым назначениям. Статья ББ – это автономная строка, содержащая сведения о деньгах предприятия. Перечень однородных статей формирует разделы и подразделы.

Как раскрыть информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в пояснениях к бухгалтерскому балансу?

ББ подразделяется на две части:

  • Активы. Здесь содержатся сведения о средствах, источник появления которых – различные хозяйственные операции.
  • Пассивы. Здесь фиксируется информация о собственном капитале организации, обязательствах.

КСТАТИ! Одни и те же средства могут фигурировать и в правой, и в левой колонке. Это означает, что активы равны пассивам.

Виды балансов в зависимости от пользователя

Структура баланса может различаться между собой в зависимости от того, для какого именно субъекта составляется документ:

    Для коммерческих фирм. Это наиболее используемая форма ББ. Отличается универсальностью. Актуален для организаций с любыми формами собственности. Предприятие может также заниматься различными формами экономической деятельности. Специфика экономической деятельности субъекта влияет преимущественно на состав актива. Если это торговая компания, большая часть ее финансов будет сосредоточена в товарных запасах.

  • Для страховых организаций. Большая часть актива – дебиторские долги, образованные в результате страховых операций. Большая часть пассива – страховые резервы, кредиторские долги.
  • Банки и кредитные субъекты. В активах нет производственных запасов и готовой продукции, так как учреждения работают с финансами, а не с продукцией. Вместо товаров в активах фигурируют драгметаллы, деньги, кредиты, предоставленные клиентам, деньги, находящиеся в других финансовых учреждениях. В пассиве отражаются средства ЦБ, государственные кредиты, деньги клиентов и банковских учреждений. Баланс кредитных организаций отражает особенности оборота средств в них.
  • Для бюджетных учреждений. В балансе этих субъектов фигурируют три направления: снабжение, финансирование и потребление. Большая часть пассива – это финансирование, сопутствующие расчеты.
  • Вопрос: Какой срок должен быть у выписки из бухгалтерского баланса?
    Посмотреть ответ

    Балансы различаются между собой в зависимости от специфики деятельности. А потому различают виды ББ в зависимости от того, для какого учреждения составляется документ.

    Классификация бухгалтерского баланса

    ББ классифицируются по признакам. Рассмотрим эти признаки и вид документа:

    • По методу формирования. Это сальдовый ББ, который формируется исходя из остатков по счетам. Это также оборотно-сальдовый ББ, который включает в себя сведения о движении денег за отчетное время.
    • По периодичности создания. ББ могут создаваться с различной периодичностью: раз в год, в месяц, квартал. Вступительный документ оформляется после регистрации фирмы, заключительный – является отчетом за конкретный отрезок времени. Годовой ББ является базой для создания счетов в новом году. Промежуточный документ является сжатой формой годового ББ. Санируемый баланс нужен при наличии угрозы банкротства. Ликвидационный ББ нужен при завершении деятельности ЮЛ.
    • По степени готовности. Предварительный документ формируется заранее. При этом учитываются прогнозируемые корректировки. Заключительный ББ формируется исходя из реальных сведений.
    • По степени консолидации. Индивидуальный ББ фиксирует итоги хозяйственной деятельности одной фирмы. Сводный документ объединяет значения, возникшие через суммирование статей баланса нескольких учреждений. Консолидированный ББ нужен для объединения балансов самостоятельных фирм, которые связаны между собой. Разделительный ББ создается при разделении одной организации на несколько ЮЛ.
    • По источникам. ББ подразделяются на виды в зависимости от того, на основании каких источников они составлены. Есть инвентарные балансы, оформляемые на базе сведений об инвентаризации имущества. Есть также книжные ББ, оформляемые на базе бухучета.
    • По включению в документ регулирующих статей. В баланс-брутто входят статьи, регулирующие значения других статей. К примеру, это амортизация НМА. Это также баланс-нетто, создаваемый на базе сведений баланса-брутто. Его главное отличие – отсутствие регулирующих статей.

    ББ – это довольно широкое понятие. Под балансом могут пониматься самые разные документы.

    Разновидности бухгалтерских балансов

    Рассмотрим все виды балансов с кратким описанием документа:

    • Баланс доходов и трат. Представляет собой документ финансового характера, который создается на год или квартал. Цель его формирования – согласованность движения средств, возможность составления прогноза о развитии компании. С помощью этого документа можно отследить денежные взаимоотношения фирмы с ее кредиторами. Он включает в себя расчет доходов и трат, налоговых платежей, создания фондов.
    • Баланс брутто. Этот документ отличается наличием регулирующих статей. Он нужен для проведения научных исследований, улучшения функций баланса.
    • Нетто. В этом документе нет регулирующих статей. Подобный баланс нужен для установления реальной стоимости собственности компании.
    • Вступительный ББ. Этот баланс формируется сразу после регистрации фирмы. В документе фиксируется минимум информации, так как компания только начинает работать. В активах указывается состав имеющегося имущества. Пассив служит для отражения источников формирования капитала и имущества. Как правило, перед созданием такого ББ нужно выполнить инвентаризацию.
    • Завершающий ББ. Представляет собой отчетную бумагу о финансовой работе компании за конкретный период. Оформляется на базе сведений бухучета, которые были предварительно проверены.
    • Консолидированный ББ. Представляет собой сводную отчетность о работе и финансовых итогах материнских и дочерних субъектов. Это общая отчетность для нескольких организаций, связанных между собой. В ББ подобного типа не входит взаимный оборот дочерних субъектов.
    • Ликвидационный ББ. Это отчетный ББ, из которого можно получить сведения об имущественном состоянии фирмы на дату завершения ее деятельности. Отображает размер и источники средств, статус расчетов после завершения периода ликвидации.
    • Оборотный ББ. В этом документе изложены сведения о движении собственности за определенное время. В нем есть информация по оборотам за отчетное время, остатки средств. Подобный ББ – это промежуточная бумага, используемая при формировании начального, ликвидационного и завершающего баланса.
    • Предварительный ББ. Документ оформляется заранее на завершение отчетного времени с учетом прогнозируемых коррекций. В составлении участвуют уже существующие и прогнозируемые сведения об операциях.
    • Пробный ББ. Нужен для проверки верности учета денег.
    • Промежуточный. Формируется до окончания года.
    • Промежуточный ликвидационный. Бумага включает в себя данные о структуре имущества ЮЛ, которое ликвидируется. В нем указываются требования от кредиторов, итоги их удовлетворения. Оформляется комиссией.
    • Разделительный. На основании этой бумаги происходит разделение ЮЛ. Баланс фиксирует факт того, что права одного ЮЛ распределяются по нескольким субъектам. В документе содержатся сведения о правопреемстве по обязательствам реорганизуемого ЮЛ.
    • Сальдовый. Документ фиксирует имущество фирмы, источники его появления на заданную дату. Формируется на основании подсчета остатков по счетам.
    • Сводно-консолидированный. Оформляется через объединение ББ лиц, которые связаны. Такие документы создаются обычно холдинговыми фирмами.
    • Сводный. Оформляется через объединение разных завершающих балансов. Такие балансы составляются министерствами и ведомостями.
    Читайте также:  Каким способом образовано водолаз

    На данный момент коммерческие фирмы используют преимущественно сальдовые балансы-нетто.

    Источник

    Бухгалтерский баланс

    Бухгалтерский баланс – это форма №1 бухгалтерской отчетности, которая содержит сводную информацию о стоимости имущества и обязательствах организации в табличной форме. Может иметь полную и сокращенную форму. Включает два раздела – Актив и Пассив.

    Виды бухгалтерского баланса

    Бухгалтерский баланс классифицируют по различным признакам – сроку его составления, характеру данных, назначению, способу отражения информации.

    По способу отражения различают:

    • сальдовый – сформированный на определенную дату;
    • оборотный – составляется по оборотам за определенный период.

    Различают балансы и по отношению к моменту составления:

    • текущий составляется на отчетную дату;
    • вступительный – на начало деятельности;
    • санируемый понадобится на этапе так называемого оздоровления компании, которая находится на грани банкротства;
    • ликвидационный – при ликвидации;
    • разделительный или объединительный – при разделении или соответственно объединении организаций.

    Выделяют балансы по объему данных:

    • единичный – отражается по одной компании;
    • сводный баланс включает суммы нескольких организаций;
    • консолидированный – по нескольким взаимосвязанным организациям, между которыми исключаются внутренние обороты при составлении отчетности.

    Баланс по своему назначению делится на 4 категории:

    • предварительный также известный как пробный;
    • окончательный;
    • отчетный;
    • прогнозный.

    По характеру исходных данных баланс бывает инвентарным – составленным, согласно результатам инвентаризации, а также книжным – только по учетным данным. Есть еще одна разновидность по этому признаку – генеральный бухгалтерский баланс. В его основе учетные данные, которые учитывают результаты инвентаризации.

    Баланс по способу отражения информации бывает:

    • брутто ― с включением данных регулирующих статей (резервы, амортизация, наценка);
    • нетто – с исключением данных регулирующих статей.

    Может иметь различия форма отчетности №1 и в зависимости от организационно-правовой формы организации – государственная, совместная, частная, а также вида деятельности (основная или вспомогательная). Делятся балансы и по периодичности – на квартальные, месячные и годовые.

    Различают несколько видов бухгалтерского баланса:

    • горизонтальный – валюта баланса определяется как сумма активов, которая в свою очередь равна сумме капитала и обязательств;
    • в вертикальной отчетности валюта баланса равна величине чистых активов, другими словами, величине капитала. Чистые активы равны активам предприятия за вычетом обязательств.
    Читайте также:  Способ приема препарата эликвис

    Организация может самостоятельно выбрать периодичность и способы составления баланса, если он предназначен для внутренних целей. Отчетность для фискальной службы должна иметь определенную форму, утвержденную действующим законодательством.

    Что отражается в активе и пассиве бухгалтерского баланса

    В активе указывается:

    • стоимость имущества (нематериальных активов, основных средств, товаров, материалов);
    • сумма дебиторской задолженности (задолженность покупателей, заказчиков).

    Включает актив две части – внеоборотные и оборотные активы.

    Ко внеоборотным относятся активы, предназначенные для получения прибыли в течение срока более одного года. Оборотные активы погашаются до одного года.

    В пассиве отражаются источники формирования средств организации – суммы собственного каптала и ее кредиторской задолженности (задолженности по займам, перед контрагентами). Пассив содержит три части – капитал и резервы, долгосрочные, краткосрочные обязательства.

    Капитал и резервы – это прибыль и уставной капитал организации, другими словами ее средства. К долгосрочным обязательствам относятся долги организации, которые должны быть возвращены в срок более одного года. Краткосрочные возвращаются в срок не более одного года.

    Пример составления бухгалтерского баланса

    Рассмотрим на примере общества с ограниченной ответственностью. В разделе Активы представлено несколько подразделов. В графе «Основные средства» указывается их полная стоимость, если имущество новое. Если оно использовалось, из суммы вычитается амортизационная сумма.

    В «Нематериальных активах» прописываются затраты на покупку нематериальных ценностей, увеличение/снижение их стоимости. Как и в предыдущем подразделе, при необходимости, вычитается сумма амортизации. К «Капитальным вложениям» относятся средства, израсходованные на строительство объектов недвижимости.

    «Оборудование» содержит информацию о цене технических средств за вычетом амортизации. В «Финансовых вложениях» представлены сведения о внесенных депозитах/вложениях в инвестиционные проекты. В «Материальных ценностях» указывается стоимость израсходованных материалов, сырья, запчастей, ГСМ и так далее.

    В «Незавершенное производство» входят сведения о расходах, понесенных фирмой на приобретение оборотных активов. «Издержки обращения» – используются при составлении баланса обществами с ограниченной ответственностью, которые работают в сфере общепита. Здесь указывается стоимость нереализованной продукции. «Расходы будущих периодов» заполняются, если закупка была изначально запланирована, например, на 2020 год, а фактически приобрели материалы в 2019 году. В строку «Готовая продукция» вносятся сведения обо всей продукции, изготовленной компанией в течение года. «Товары» содержат информацию о закупленных для собственных нужд компании товарах.

    Если деятельность компании связана с торговлей, подрядными работами, в форме «Оказанные услуги» указывается доход от реализации. Сумма задолженности от контрагентов отражается в ячейке «Дебиторская задолженность».

    Сведения, которые вносятся в Пассив, будут следующими. Размер уставного капитала, установленный Уставом или приложениями к нему, если в нем происходили изменения (выходили или вступали учредители) вносится в графу «Уставный капитал». В «Резервном капитале» приводится остаточная стоимость средств после базового капитала.

    Если денежные средства организации не были потрачены в соответствии с планом расходов, они переносятся в резерв на будущий отчетный период. Сумма фиксируется в графе «Резервы на покрытие платежей и расходов». Строка «Доходы будущих периодов» заполняется, если компания, например, обязалась выполнить поставку деловому партнеру в январе, а договор составлен в сентябре. Т.е. оплата производится после фактической отгрузки, но аванс был выплачен сейчас. Эта сумма и относится к доходу будущих периодов. Ячейка «Прибыль» содержит данные о полученных доходах за 12 месяцев. В «Кредиторской задолженности» указывается размер оформленного кредита в банке.

    При заполнении баланса могут быть допущены ошибки, их делят на существенные и несущественные. Критерии оценки закреплены в учетной политике компании. Способы исправления зафиксированы в Положении о бухгалтерском учете №22/2010. К типичным нарушениям можно отнести неверное использование способов расчета, неточности в отчете – как технические, так и вычислительные, внесение ошибочного кода, указание сведений не в ту графу. При исправлении баланса в фискальную службу подается справка в произвольной форме или на бланке №2. Поправки должны быть внесены в том году, когда была выявлена ошибка.

    1С:Бухгалтерия 8

    «1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

    • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
    • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
    • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
    • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
    • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы