Классификация библиотеки по способу производства ресурса

Содержание
  1. Классификация интернет-ресурсов в библиотеках
  2. Содержание
  3. Основания деления
  4. По способу доступа
  5. По отношению владельца ресурса к авторству
  6. По способу производства ресурса
  7. По размещению
  8. По составу
  9. По регулярности обновления
  10. По способу передачи информации
  11. По способу генерации информации
  12. Источники
  13. Полезное
  14. Смотреть что такое «Классификация интернет-ресурсов в библиотеках» в других словарях:
  15. Классификация интернет-ресурсов в библиотеках
  16. ПРИЛОЖЕНИЕ. Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов
  17. Классификация интернет-ресурсов в библиотеках
  18. Связанные понятия
  19. Описание системы библиотек в России на основе их типовой классификации
  20. История становления и развития библиотечного дела в России. Классификация библиотек и их функции. Анализ форм библиотечной работы и обслуживания клиентов. Роль библиотек в процессе формирования полноценной личности в области образования и просвещения.
  21. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Классификация интернет-ресурсов в библиотеках

Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов. Различия в подходах обусловлены целями, для которых разрабатывается классификация. Например, могут быть классификации в целях технического и программного обеспечения, в целях обеспечения бизнес-процессов, в целях удовлетворения тематических запросов, классификации отдельных видов интернет-ресурсов — сайтов и др. В зависимости от подхода выбирается набор признаков классификации.

Теоретически можно объединить все существующие классификации интернет-ресурсов в одну всеобъемлющую классификацию. Однако практическая ценность такой глобальной классификации будет ниже, чем ценность отдельных классификаций, созданных с учётом конкретных потребностей.

В библиотеках интернет-ресурсы рассматриваются преимущественно как источники социально значимой информации (по аналогии с печатными документами). Свою задачу при работе с интернет-ресурсами библиотеки видят в том, чтобы отбирать наиболее ценные с точки зрения своих пользователей ресурсы и обеспечивать к ним удобный доступ. Организация работы по выполнению этих задач невозможна без классификации интернет-ресурсов в интересах библиотечной деятельности.

Для работы с интернет-ресурсами библиотекам важна классификация по следующим признакам:

Содержание

Основания деления

По способу доступа

  • открытый доступ
  • ограниченный доступ (коммерческие, корпоративные, личные ограничения)

По отношению владельца ресурса к авторству

  • собственного авторства
  • авторства третьей стороны

По способу производства ресурса

  • изначально созданные в цифровом виде
  • оцифрованные (владельцем ресурса, третьей стороной)

По размещению

По составу

По регулярности обновления

  • периодически обновляемые
  • нерегулярно обновляемые
  • необновляемые

По способу передачи информации

По способу генерации информации

  • статические
  • динамические (генерирующие ответы на запросы к базам данных)

Источники

  1. Антопольский А. Б. Электронные библиотеки: принципы создания: Науч.-метод. пос. / Антопольский А. Б., Майстрович Т. В. . — М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ,2007. — 288 с.
  2. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
  3. Елисина Е. Ю. Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика: Автореф. дисс. … канд. пед. н. / Е. Ю. Елисина; РГБ. — М., 2008. — 18 с.
  4. Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. — М.: ФАИР, 2007. — 528 с.
  5. Лязина, И. В. Требования к электронным изданиям, как к объектам комплектования библиотечных фондов и регистрации электронных научных изданий (сетевых электронных изданий [Электронный ресурс] : презентация доклада / И. В. Лязина/ / Электронно-библиотечная система в ВУЗе: проблемы и направления развития: Семинар, (Санкт-Петербург, 20-21 октября 2010 г.). — СПб., 2010.
  6. Писляков В. В. Базы данных научных информационных источников: структура и классификация // Инфометрическое моделирование процесса обращения к электронным информационным ресурсам : Дисс. … канд. физ. — мат. н. / В. В. Писляков. — Казань, 2008. — С. 17 — 19.
  7. Романюк Э. И. Мировые информационные электронные ресурсы по научной тематике: классификация и возможные варианты доступа и поиска : Обзорная статья [Электронный ресурс]. — 2008.
  8. Столяров Ю. Н. Электронный библиотечный фонд / Ю. Н. Столяров // Библиотечные фонды: проблемы и решения: Электронный журнал-препринт. — 2003. — № 5.

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Классификация интернет-ресурсов в библиотеках» в других словарях:

Интернет-издание — Эту страницу предлагается объединить с Новостной сайт. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/27 августа 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дол … Википедия

Фильтрация и блокирование интернет-контента: мировой опыт — Ниже приводится справочная информация о законодательном регулировании и способах фильтрации интернет контента в других странах. Великобритания Регулирующий орган: Фонд интернет наблюдения (Internet Watch Foundation); Совет по безопасности детей в … Энциклопедия ньюсмейкеров

Десятичная классификация Дьюи — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Десятичная классификация Дьюи система классификации книг, разработанная в XIX веке … Википедия

Электронная библиотека — У этого термина существуют и другие значения, см. библиотека (значения). Электронная библиотека упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб сайтом,… … Википедия

Документ — Уровни секретности Уровни секретности документов в СССР Максимальный CC/ОП (Совершенно Секретно. Особая Папка) ОП (Особая Папка) ОВ (Особой Важности) СС (Совершенно Секретно) С (Секретно) ДСП (Для служебного пользования) Мин … Википедия

Кодекс — (Code) Кодексы Российской Федерации, классификация кодексов РФ, система и доктрина кодекса Уголовный кодекс РФ, кодексы народов майя, трудовой кодекс, гражданский кодекс, налоговый кодекс, жилищный кодекс, административный кодекс, семейный кодекс … Энциклопедия инвестора

Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Информация — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Добавить информацию для других стран и реги … Википедия

Источник

Классификация интернет-ресурсов в библиотеках

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов. Различия в подходах обусловлены целями, для которых разрабатывается классификация. Например, могут быть классификации в целях технического и программного обеспечения (недоступная ссылка) , в целях обеспечения бизнес-процессов, в целях удовлетворения тематических запросов, классификации отдельных видов интернет-ресурсов — сайтов и др. В зависимости от подхода выбирается набор признаков классификации.

Теоретически можно объединить все существующие классификации интернет-ресурсов в одну всеобъемлющую классификацию. Однако практическая ценность такой глобальной классификации будет ниже, чем ценность отдельных классификаций, созданных с учётом конкретных потребностей.

В библиотеках интернет-ресурсы рассматриваются преимущественно как источники социально значимой информации (по аналогии с печатными документами). Свою задачу при работе с интернет-ресурсами библиотеки видят в том, чтобы отбирать наиболее ценные с точки зрения своих пользователей ресурсы и обеспечивать к ним удобный доступ. Организация работы по выполнению этих задач невозможна без классификации интернет-ресурсов в интересах библиотечной деятельности.

Для работы с интернет-ресурсами библиотекам важна классификация по следующим признакам:

Источник

ПРИЛОЖЕНИЕ. Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов

Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов. Различия в подходах обусловлены целями, для которых разрабатывается классификация. Например, могут быть классификации в целях технического и программного обеспечения, в целях обеспечения бизнес-процессов, в целях удовлетворения тематических запросов, классификации отдельных видов интернет-ресурсов — сайтов и др. В зависимости от подхода выбирается набор признаков классификации.

Теоретически можно объединить все существующие классификации интернет-ресурсов в одну всеобъемлющую классификацию. Однако практическая ценность такой глобальной классификации будет ниже, чем ценность отдельных классификаций, созданных с учётом конкретных потребностей.

В библиотеках интернет-ресурсы рассматриваются преимущественно как источники социально значимой информации (по аналогии с печатными документами). Свою задачу при работе с интернет-ресурсами библиотеки видят в том, чтобы отбирать наиболее ценные с точки зрения своих пользователей ресурсы и обеспечивать к ним удобный доступ. Организация работы по выполнению этих задач невозможна без классификации интернет-ресурсов в интересах библиотечной деятельности.

1-я классификация:

· Интернет-есурсы для образовательных целей и научных исследований (образовательные сайты, порталы, электронные библиотеки, аудио- и видеофрагменты и др.)

· Отечественные и зарубежные справочные ресурсы Интернет (электронные энциклопедии, словари и справочники)

· Отечественные и зарубежные электронные каталоги библиотек и аналитические библиографические базы данных

· Отечественные и зарубежные бесплатные электронные библиотеки

· Отечественные и зарубежные профессиональные коммерческие полнотекстовые базы электронных библиотек

· К вопросу о поиске Интернет-ресурсов. Поисковые системы

· Интернет-книга. Интернет-магазин. Аудиокниги

2-я классификация:

· Первый вид интернет ресурсов – это информационные сайты. На таких сайтах можно найти статьи (например о школьных предметах, таких как информатика, математика, физика и др.), новости, изображения, видео и прочее. Начинающие вебмастера предпочитают создавать информационные сайты.

· Второй вид – это сайты с объявлениями, например, доски, форумы, каталоги. Преимущество досок объявлений в том, что посетители сами будут наполнять сайт, а значит, вам не нужно будет думать о контенте для сайта.

· Третий вид – это блоги. В последнее время они очень популярны. Отличие блогов от обычных сайтов в том, что публикуются не только обычные статьи, а ваш личный опыт, ваши впечатления. На блоге может быть несколько авторов. Ну и последний вид – это крупные порталы. Там собирается вся информация, люди могут добавлять свои объявления, публиковать записи в блогах, комментировать статьи, общаться на форумах. Чем старше портал, тем активнее будут на нем общаться.

3-я классификация:

· По способу доступа:открытый доступ,ограниченный доступ

· По отношению владельца ресурса к авторству:собственного авторства,авторства третьей стороны

· По способу производства ресурса:изначально созданные в цифровом виде,оцифрованные По размещению:автономные сайты,разделы сайтов

· По регулярности обновления:периодически обновляемые,нерегулярно обновляемые, необновляемые

· По способу передачи информации:текст,видео,аудио,графика,мультимедиа,квест

· По способу генерации информации:статические,динамические (генерирующие ответы на запросы к базам данных)

Источник

Классификация интернет-ресурсов в библиотеках

  • Существуют различные подходы к классификации интернет-ресурсов. Различия в подходах обусловлены целями, для которых разрабатывается классификация. Например, могут быть классификации в целях технического и программного обеспечения (недоступная ссылка), в целях обеспечения бизнес-процессов, в целях удовлетворения тематических запросов, классификации отдельных видов интернет-ресурсов — сайтов и др. В зависимости от подхода выбирается набор признаков классификации.

Теоретически можно объединить все существующие классификации интернет-ресурсов в одну всеобъемлющую классификацию. Однако практическая ценность такой глобальной классификации будет ниже, чем ценность отдельных классификаций, созданных с учётом конкретных потребностей.

В библиотеках интернет-ресурсы рассматриваются преимущественно как источники социально значимой информации (по аналогии с печатными документами). Свою задачу при работе с интернет-ресурсами библиотеки видят в том, чтобы отбирать наиболее ценные с точки зрения своих пользователей ресурсы и обеспечивать к ним удобный доступ. Организация работы по выполнению этих задач невозможна без классификации интернет-ресурсов в интересах библиотечной деятельности.

Для работы с интернет-ресурсами библиотекам важна классификация по следующим признакам:

Связанные понятия

Автоматизированные библиотечные информационные системы (АБИС) — системы планирования ресурсов предприятий для библиотеки, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи посетителям библиотек.

Веб-картографирование — это процесс использования карт, предоставляемых географическими информационными системами (ГИС) во Всемирной паутине (World Wide Web, или Интернете). Веб-карта во Всемирной паутине обслуживается и потребляется, поэтому веб-картография — это больше, чем веб-картография, это услуга, с помощью которой потребители могут выбирать, что будет отображать карта. В Веб-ГИС особое внимание уделяется аспектам обработки геоданных (en:geodata), в большей степени связанным с такими аспектами.

Рекомендательные системы — программы, которые пытаются предсказать, какие объекты (фильмы, музыка, книги, новости, веб-сайты) будут интересны пользователю, имея определенную информацию о его профиле.

Источник

Описание системы библиотек в России на основе их типовой классификации

История становления и развития библиотечного дела в России. Классификация библиотек и их функции. Анализ форм библиотечной работы и обслуживания клиентов. Роль библиотек в процессе формирования полноценной личности в области образования и просвещения.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.01.2017
Размер файла 51,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Описание системы библиотек в России на основе их типовой классификации

Актуальность темы заключается в том, что современная библиотека является достаточно прогрессивной системой, которая по мере своих возможностей приобщается к миру новых технологий, осваивается в современной социально — культурной ситуации, играет одну из основных ролей в процессе формирования полноценной личности, обогащаясь инновационными технологиями и нововведением в области образования и просвещения.

Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачи дальнейшего развития и преобразования библиотечного дела в современном мире, путем преобразования библиотек классического образца в информационные центры, оснащенные инновационным оборудованием. Подобные явления наглядно демонстрируют необходимость изменения библиотечного дела, как одного из значимого аспекта существования и процветания информационного, индустриального общества.

Социальная значимость. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека. Она становится необходимой, что является очень важным признаком автономной духовной жизни, вычлененности умственной культуры из еще слабо развитых и недифференцированных массивов в материальной и духовной культурах. Над сущностью библиотеки, которая очень рано начинает осмысливаться не только как механическое скопление книг, рукописей и других документов, запечатлевших слова и образы, но и как особое в качественном отношении образование, в котором человек реализует все возрастающее количество своих культурных запросов. Однако, свойственный специалистам подход к библиотеке, к библиотечному делу отличается профессиональной ограниченностью, пониманием их в культурно-утилитарном смысле, то есть без надлежащей широты представления самой проблемы.

Читайте также:  Как народными способом снизить давление

Цель исследования — изучить процесс становления и развития библиотеки в России как учреждения культуры.

Объект исследования — становление и развитие системы библиотек в России.

Предмет исследования — этапы развития библиотечного дела в России.

Степень разработанности темы. Библиотека как культурный институт, привлекает к себе исследовательское внимание фактически с того времени, с какого она была осознана как специфический элемент жизни культурного человека, однако свойственный специалистам подход к библиотеке, к библиотечному делу отличается профессиональной ограниченностью, пониманием их в культурно-утилитарном смысле, то есть без надлежащей широты представления сущности мира библиотеки. Необходимо радикальное изменение в самой теории культуры, чтобы вопрос о библиотеке как особой культурной форме в контексте других феноменов культуры мог быть поставлен с надлежащей основательностью с точки зрения библиотеки как культурно-досугового центра, а не с библиотековедческой концепции.

Гипотеза исследования: для того, чтобы описать системы библиотек в России на основе их типовой классификации необходимо:

описать историю становления и развития библиотечного дела в России;

рассмотреть классификацию библиотек и их функции;

изучить формы библиотечной работы

Исходя, из цели и гипотезы были поставлены следующие задачи:

описать историю становления и развития библиотечного дела в России;

рассмотреть классификацию библиотек и их функции;

изучить формы библиотечной работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили: отдельные труды по теме становление и развитие библиотек в России следующих историков, культурологов, краеведов и работников культуры: К.И. Абрамов, А. Вранеш, П.С. Ричардс, Е.И., Ф.С. Мазурицкий, Е.И. Кузьмин, А.Д. Воройский, И.Ю. Багрова, В.Р. Фирсов, Б.Ф. Володин, О.Д. Голубева, М.С. Филиппов, М.Н. Куфаев, А.Г. Глухов, Р.С. Мотулъский, Т.Ф. Берестова, Б.Ф. Володин, Д. Равинский, Ф.О. Ещенко, И.Б. Симановский, М.В. Варфоломеева.

теоретический анализ и синтез, позволившие определить структурные элементы и обобщить, сгруппировать разнородные данные по характерным признакам;

проблемно-тематическое изучение различных документов, в которых освящены вопросы, касающиеся становления и развития библиотек в России.

описана история становления и развития библиотечного дела в России;

рассмотрена классификация библиотек и их функции;

изучены формы библиотечной работы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.

1. Описание системы библиотек в России на основе их типовой классификации

1.1 История становления и развития библиотечного дела в России

Процесс государственной централизации в 17 веке в России создал необходимые условия для развития науки, торговли и промышленного производства, а также формирование государственного аппарата управления привело к образованию новых типов и видов библиотек.

К середине 17 века в России были созданы центральные правительственные учреждения — приказы, при которых, по государственному указу или распоряжению в области библиотечного дела, были организованы специальные ведомственные библиотеки. Одной из самых значительных библиотек была библиотека Приказа печатного двора (Типографская библиотека), созданная в начале 17 века. Из составлявшихся книжных описей библиотеки известно, что в 1649 г. в ней было 148 книг и рукописей, а в 1679 г. — 637 книг и рукописей на русском и иностранных языках. К концу 17 века она превратилась в крупнейшее книгохранилище России. Фондом этой библиотеки могли пользоваться не только служащие, но и учителя академии, созданной по указу царя Федора Алексеевича в 1687 году. [7]

Большая библиотека была создана при Посольском приказе по указу Петра I в 1696 году. В ней, кроме собранных книг из разных мест, хранились книги, карты, и рукописи, присылавшиеся из-за границы. В 1696 году фонд составлял 333 книги, главным образом на иностранных языках. Фонд книг был универсален, и выдавались книги послам и дьякам в другие города. Специальные библиотеки в 17 веке имели Пушкарский и Аптекарский приказы. В первой собирались русские и иностранные издания по технике, военному делу, фортификации, архитектуре, астрономии, математике, геометрии, географии и другим наукам. Книги выдавались мастерам, литейщикам и другим лицам. Основание первых специальных библиотек способствовало переходу в 16 — 17 вв. от религиозных к светским книжным собраниям, а также последующему развитию библиотечной мысли в 18 в.

Государственные реформы в сфере политики, экономики, культуры и образования, проведенные в России в первой четверти 18 века императором Петром I, имели огромное значение и для развития библиотек. Наиболее важным событием в сфере библиотечного дела в эпоху правления Петра I стало учреждение в 1714 г. в Санкт-Петербурге первой государственной научной библиотеки в России, которая была основана одновременно с Кунсткамерой. Оба эти учреждения были переданы в ведение Академии наук, основанной в 1724 году. Создание фундаментальной библиотеки отвечало назревшим потребностям общественно-политической и культурной жизни России и оказало большое влияние на последующее развитие библиотечного дела. Пополнялась библиотека в основном за счет частных коллекций, передачи фонда из некоторых Приказов, покупки и обмена с заграничными научными учреждениями. А также за счет обязательного экземпляра литературы, напечатанной в типографии. Фондом библиотеки могли пользоваться не только академики, но и другие ученые, государственные деятели и представители знати. [7]

К XVIII в России появляются первые переводы на русский язык греческих и латинских авторов — басен Эзопа, сочинений Ксенофонта, Курция Руфа, Цицерона, Овидия, Горация. Частные библиотеки имелись у царевича Алексея Петровича, императрицы Екатерины II, князя Д.Голицына, графа В.Татищева. После основания Академии Наук в Петербурге начали учреждаться крупные государственные библиотеки.

27 мая 1795 г. императрица Екатерина II основала Императорскую публичную библиотеку — ныне Российскую национальную библиотеку. Во второй половине 18 века открываются принципиально новые для России по своему профилю научные библиотеки. В 1757 г. в Санкт-Петербурге была открыта Библиотека Академии художеств, новшества в работе этой библиотеки были существенные. В 1764 г. в ее уставе Екатерина II утвердила, что посещать библиотеку в назначенные дни могли посторонние лица. В 1756 г. возникла репертуарная библиотека Русского драматического театра. В 1765 учреждена библиотека Вольного экономического общества, специализирующаяся в основном на сборе литературы по экономике и сельскому хозяйству. Это была не государственная, а общественная библиотека. В 18 веке впервые в России начинают свою деятельность университетские библиотеки. [8]

К концу царствования Екатерины II в России сложились благоприятные условия для организации общедоступной библиотеки. Ее основу составила полученная в Варшаве в качестве трофея библиотека братьев А. С. и Ю.А. Залуских. 21 ноября 1794 г. Екатериной II был подписан указ Суворову: обеспечить получение библиотеки Залуских и переправку ее в Петербург. А 16 мая 1795 г. императрица высочайшим своим повелением одобрила проект постройки первого специально предназначенного для библиотеки здания архитектора Е. Т. Соколова. Библиотеку Залуских доставляли в Петербург летом и осенью 1795 г. сначала на подводах, а затем морем из Риги. В собрании практически отсутствовали книги на церковнославянском и русском языках — их всего было 8 из 250 тыс. томов. Поэтому перед Библиотекой стояла задача не только привести в порядок польские книги, но, прежде всего, приобрести книги, изданные в России и в других краях на русском и церковнославянском языках. Первым директором библиотеки был французский эмигрант, дипломат и историк М.-Г. Шуазель-Гуффье.

В начале 19 века научные и специальные библиотеки развивались в более благоприятных условиях, чем публичные библиотеки. На их содержание правительство отпускало, хотя и недостаточные, денежные ассигнования. В этот период бурно развивается типографская деятельность, что способствует росту числа книг, которые поступают в академические библиотеки как обязательные экземпляры. В связи с реформой народного просвещения в первой половине 19 века открылись пять новых университетских библиотек. Научные библиотеки также основываются при Институте инженеров железнодорожного транспорта, Технологическом институте, Институте гражданских инженеров(1842) в Петербурге, ремесленном училище (1832) в Москве, преобразованном в Высшее техническое училище. [8]

В начале 19 века крупнейшей университетской библиотекой являлась библиотека Московского университета, в которой насчитывалось свыше 20 тыс. книг. Среди открытых в начале этого столетия университетов выделялся Казанский университет, ректором которого был выдающийся математик Н.И. Лобачевский, который одновременно занимал и пост директора библиотеки университета. Как руководитель библиотеки и самого университета он добился реорганизации системы комплектования библиотеки (которая с тех пор строится на научной основе), уделяя особое внимание сохранности фонда и строительству нового здания, которое бы отвечала требованиям библиотечного обслуживания. При этом Лобачевский добился превращения библиотеки в публичную, в плане обслуживания широкого круга «посторонних» читателей.

В первой половине ХIX века наиболее ценным собранием книг по отечественной истории в России была частная библиотека известного московского общественного деятеля и коллекционера Александра Дмитриевича Черткова, открытая в 1862 году для общественного пользования. Она составила основу фондов Российской публичной исторической библиотеки. Книгами из собрания Черткова пользовались российские писатели и учёные: В.А Жуковский, А.С Пушкин, Н.В Гоголь, М.Н Погодин, Л.Н Толстой и др. При библиотеке был основан и издавался с 1863 по 1873 гг. один из лучших исторических журналов XIX века «Русский архив».

В начале 20 века в России реально сложилась система библиотек. В более удовлетворительном состоянии по сравнению с публичными и народными библиотеками находились научные и специальные библиотеки. Однако и их отличало многообразие типов и видов, отсутствие планомерности в развитии, неналаженности взаимодействия друг с другом. Причиной этого было то, что устройством библиотек занимались различные ведомства и учреждения, учебные заведения и научные общества. Только для некоторых из библиотек правительство утверждало общие правила и уставы.

Подавляющее большинство научных и специальных библиотек размещалось в центральной части страны, в столицах и крупных губернских городах. Большую группу научных библиотек составляли государственные публичные, университетские и другие вузовские библиотеки, а также библиотеки Академии наук и других научных учреждений и обществ. Крупнейшей из них была национальная — Императорская Публичная библиотека, на 1917 год ее фонд составлял более 2 млн. наименований. Второй по величине была Библиотека Академии наук, фонд которой в 1911 году составлял около 800 тыс. томов. Третье место в системе научных библиотек занимала библиотека Румянцевского музея в Москве, фонд которой составлял на 1917 год около 1 млн. томов. [7]

Уже в первые годы советской власти были заложены основы принципиально иного подхода к организации библиотечного дела. С 1917 года государство полностью берет на себя руководство библиотеками. 17 июля 1918 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР». На деле он положил начало национализации библиотек всех учреждений. Национализации подлежали не только ведомственные, но и частные собрания свыше 500 книг, даже охранная грамота ученого не позволяла иметь более 2000 томов.

На основе национализированных фондов были созданы и новые библиотеки. В 1918 году были образованы наиболее значимые библиотеки страны, это — библиотека социалистической Академии общественных наук (в ее фонд вошли библиотеки Практической академии, Биржевого комитета, Литературно-художественного кружка и др. фонды). При Научно-техническом отделе была основана Государственная научно-техническая и экономическая библиотека, в состав фонда которой вошли фонды Московской технической библиотеки и целый ряд богатых книжных собраний профессоров и инженеров. Фонды научных библиотек различных ведомств, закрытых и расформированных, были перераспределены по различным библиотекам. [8]

В тех научных библиотеках, которые продолжали свою деятельность в новых условиях, основные изменение в характере их работы были связаны с изменениями в обслуживании читателей. Научные библиотеки были открыты для массового читателя, что подразумевало и расширение масштабов обслуживания через межбиблиотечный абонемент. Что привело к гибели части фондов крупных научных библиотек.

Национальной библиотекой нового социалистического государства в соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 февраля 1925г. стала Государственная библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная Государственная Румянцевская библиотека. Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории страны.

Много внимания советская власть стала уделять развитию библиотечного дела и в регионах страны. Появление целого ряда новых научных библиотек в регионах страны было также обусловлено национализацией фондов ликвидированных библиотек. Губернские (областные) библиотеки в то время рассматривались как научные библиотеки. Более сложной стала структура этих библиотек, усилилась роль справочно-библиографических и краеведческих отделов.

В 30-е гг. произошли более глубинные изменения в научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке. Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек. Введена новая структура обслуживания читателей, создание читальных залов в соответствии с новой классификацией наук. Например, историки были отделены от сети гуманитарных наук.

В исторический период между двумя мировыми войнами меняются масштабы библиотечного обслуживания на региональном и государственном уровне. Ранее самостоятельная, развивающаяся «сама по себе» библиотека оказывается вовлечена в сложные процессы взаимодействия библиотек. Прежде всего, это было связано с необходимостью корпоративного использования библиотечных ресурсов, в том числе координации и кооперации в сфере комплектования. В послевоенное время окончательно сформировалась сеть научных и специальных библиотек. С бурным развитием науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства повысилось значение научных и специальных библиотек в обслуживании ученых, инженерно-технических работников и других специалистов.

В последующие годы происходит рост научных и специальных библиотек. Был открыт ряд научных библиотек общесоюзного и республиканского значения, в их числе Библиотека по естественным наукам АН СССР (1973), Фундаментальная библиотека общественных наук АН СССР в 1969 г. преобразуется в Институт научной информации по общественным наукам. Реорганизацию претерпели универсальные научные библиотеки, в которых стали открываться отраслевые отделы.

Читайте также:  Способы повышения эффективности приказа

На основе постановления Совета Министров СССР «Об общегосударственной системе научно-технической информации» (1966) были разработаны основные мероприятия по развитию универсальных библиотек как части общегосударственной системы научно-технической информации. Совершенствуется и структура научно-технических библиотек. При союзных министерствах создаются отраслевые центральные научно-технические библиотеки, на которые возлагается библиотечно-библиографическое обслуживание и методическое руководство библиотеками соответствующих отраслей. Совершенствуется и автоматизация и механизация библиотек соответственно требованию времени, для быстрейшего донесения информации до потребителя. [7]

Бывшая Библиотека имени В. И. Ленина, Российская государственная библиотека — сегодня одна из самых крупных в мире. В ее стенах находятся отечественные и зарубежные документы на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 42 млн. единиц хранения. Одна из крупнейших вузовских библиотек — Библиотека Санкт-Петербургского университета, открытого в 1819 г. Основу библиотеки заложили собрания библиофила П.Ф.Жукова и академика П.Б.Иноходцева.

В конце 90-ых годов начала просматриваться тенденция к созданию на добровольной и взаимовыгодной основе региональных корпоративных библиотечных систем. Само понятие «публичная библиотека» перестает быть связанным только с определенным типом общедоступных библиотек, это понятие стало распространяться и на научные библиотеки, что выразилось в расширении круга пользователей, ориентации на учет интересов широкого круга жителей данного региона.

Библиотека начинает предоставлять читателям новые услуги и возможности. Принципиальной важной составляющей деятельности библиотек стала в первую очередь работа её как культурного центра, но библиотеки не повторяют деятельность уже существующих учреждений культуры, а использует их опыт, во взаимоотношении с ними ищет и находит свой подход к этой деятельности.

Сегодня в России 130 тысяч библиотек. Казалось бы, это мощный потенциал обеспечения информацией и знаниями всех сфер общественной жизни. В действительности библиотеки обслуживают только 40% населения. В среднем одна публичная библиотека приходится на 3 тыс. жителей. Многие населенные пункты вообще не имеют библиотек. Существует значительная диспропорция между регионами по количеству библиотек: есть регионы, «информационно насыщенные» — это, безусловно, центр России с Москвой и Санкт-Петербургом, в одной только Москве — более 400 библиотек. В других регионах, где библиотек не так много, налицо своего рода «информационный голод», особенно это касается сельской местности. Фактически многие граждане России ущемлены в их законных правах на доступ к пользованию библиотечными и информационными ресурсами.

Сегодня при комплектовании муниципальных библиотек тратится в год из расчета на одного человека 8,3 рубля — при средней стоимости книги в 100 рублей. Это средний показатель. По стране ситуация, конечно, различается существенно. По экспертным оценкам, за последние 5 лет в общедоступные библиотеки поступило менее 10% изданных в стране книг. Чтобы полноценно обслуживать население, библиотека должна иметь в своих фондах в достаточном количестве современную периодику и книжную продукцию центральных и местных издательств. Однако положение таково, что в библиотеки поступает только каждая 10-я вновь изданная книга. Большую часть библиотечных фондов составляет литература справочной и научной тематики, изданная более 20 лет назад, то есть значительно устаревшая. В последние годы резко сократилось количество выпускаемой научной литературы, 70% этой литературы приходится на издательства Москвы и Санкт-Петербурга и она практически не попадает в регионы, так как рассылка из-за значительных почтовых расходов становится чрезмерно дорогостоящей.

В перспективе библиотека как учреждение культуры, выполняющее определенные функции, и как общественный институт будет изменяться, и, возможно, изменения будут значительными.

1.2 Классификация библиотек и их функции

В зависимости от целей классификации библиотеки разделяются на рода и виды. Родо-видовых классификаций может быть столь много, сколько целей, ради которых они создаются. Если родовой признак -учредитель, то библиотеки можно разделить по видам на личные и общественные. Подвидами общественных являются библиотеки государственные (их разновидности: федеральные, субъектов Федерации, отдельных министерств и ведомств), муниципальные, общественных организаций и объединений (разновидности: партийные, профсоюзные, конфессиональные, различных добровольных обществ). Если родовой признак — форма собственности, то в соответствии с ним можно выделить библиотеки частные, коммерческие (платные), бесплатные и т.д.

Библиотеки разделяются и по другим социально существенным признакам, например по численности персонала, состоянию материально-технической базы (автоматизированная, цифровая). [5]

Нередко библиотеки объединяются в административные (территориальные, отраслевые, ведомственные и иные) централизованные или в корпоративные электронные системы. Последние получают все большее развитие в связи с теми возможностями, которые предоставляют Интернет и подобные сети.

Основанием классификации библиотек выступают различные характеристики элементов библиотеки как системы. Зачастую состав и структура фонда определяют лицо библиотеки, контингент ее пользователей, архитектурно-планировочное решение здания, численность, уровень и особенности квалификации персонала. Так, по виду документов сформирована Всероссийская патентно-техническая библиотека, по языковому принципу — Всероссийская библиотека иностранной литературы, по отрасли знания — Российская государственная публичная историческая библиотека. Универсальным по содержанию фондом предопределяется вид универсальной библиотеки (сельская, городская и т. п.), а также многоотраслевой (государственной, публичной, научно-технической) библиотеки.

Контингент пользователей тоже выступает основанием классификации библиотек. Так, в соответствии с возрастной характеристикой пользователей выделяются библиотеки детские, юношеские и для взрослых; в соответствии с основным родом занятий абонентов — школьные, вузовские, научно-исследовательских институтов и т. п. В структуре библиотек в зависимости от тематики запросов выделяются отраслевые читальные залы (зал гуманитарной литературы, зал технической литературы и т. д.). Учитываются и дефекты физического состояния пользователей. Например, для слепых и слабовидящих создана специальная сеть библиотек.

Библиотеки подразделяются также на типы. Характерный признак типа — сочетание наиболее распространенных (типичных) параметров. Общепринято деление библиотек на два типа:

научные и специальные. [3]

Массовым библиотекам присущи: ориентация на неопределенно широкий контингент пользователей, на их преимущественно общекультурные, общеобразовательные запросы. Соответственно, они имеют преимущественно универсальный по содержанию состав фондов научно-популярной и художественной литературы, относительно быстро сменяемый; общедоступность; территориальный принцип размещения. Массовые библиотеки составляют приблизительно одну треть, а их фонды — около 40 процентов совокупного фонда библиотек общественного пользования.

Научным и специальным библиотекам свойственны:

ориентация на ученых и специалистов, а также лиц, готовящихся стать таковыми (библиотеки учебных заведений);

фонды — преимущественно научной, производственной, учебной литературы; производственный принцип размещения;

ограниченная специальными условиями доступность.

По содержанию фондов эти библиотеки могут быть узкоспециальными, многоотраслевыми и универсальными.

Поскольку понятие «тип» в классификационном отношении не вполне строгое, некоторыми своими признаками библиотеки разных типов частично пересекаются. Например, профсоюзная библиотека на предприятии по большинству признаков относится к массовым, но по производственным принципам размещения из этого типа выпадает. Национальная библиотека наоборот — явно научная по типообразованию, но призвана обслуживать самые широкие слои читателей (по определению — всю нацию, то есть население государства) и размещается по территориальному принципу.

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки — это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

Коммуникационная функция библиотек

Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно — временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время, как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документном массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы. [5]

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат — интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоминание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи. Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Сущностные функции библиотек конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно — просветительную, компенсаторную, лечебную, научно — производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную. [2]

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

содействия образованию и воспитанию,

информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

1.3 Формы библиотечной работы

Снижение интереса к чтению — это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы.

Библиотечное обслуживание — совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

2. Классификация способов библиотечного обслуживания

Критико-аналитические способы призваны обеспечить всесторонний и глубокий анализ произведений печати, или отдельных проблем, изложенных в них. Сюда можно отнести читательские, заочные обсуждения книг, которые способствуют выработке навыков критического мышления, самостоятельной работы с книгой, формирование эстетических взглядов и вкусов. А также литературные диспуты, комментированное громкое чтение, вечера вопросов и ответов.

Позитивно-иллюстративные способы знакомят читателей с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью их авторов. В этих мероприятиях следует чередовать виды познавательной деятельности путём раскрытия темы различными средствами — музыки, художественного слова, изобразительного искусства, аудио- и видеоматериалов. Это могут быть встречи с интересными людьми, литературно-художественные композиции, различные чтения.

Рекомендательно-информационные способы библиотечного обслуживания применяются для привлечения внимания к лучшим произведениям печати. Примеры таких мероприятий: устный журнал, премьера книги, газеты, журнала. [5]

Традиционной формой групповых мероприятий являются различные виды громких чтений:

комментированное чтение — форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного

литературные чтения — художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»

циклы чтений — посвящены каким-либо событиям или жизни замечательных людей

краеведческие чтения — нацелены на популяризацию литературы по краеведению. [10]

Библиографический обзор — это повествование о документах, в котором изложено в краткой форме их содержание и библиографические данные. Может быть тематический обзор, обзор новых поступлений. Обзор состоит из вводной части (актуальность темы, отбор документов, читательское назначение), основной части (обзор документов, их характеристика), заключения.

Устный журнал — это оперативный способ информирования о новинках отраслевой и художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное название, периодичность, оперативность, актуальность и новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов — своего рода «страниц», совокупность которых представляет какое-либо направление, тему. К организации устных журналов часто привлекаются и читатели.

Читайте также:  Таможенные пошлины по способу взимания бывают тест

Беседа — может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Используют, в основном, в работе с дошкольниками и школьниками младших классов. Рекомендуется включать игровые элементы, цель которых ввести в познавательную беседу творческие задания игрового характера. Игровые элементы помогают создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации. Можно практиковать новые формы бесед: беседа-совет, беседа-фантазия, слайд-беседа и др.

Познавательный час может включать в себя информационное сообщение, показ слайдов, библиографический обзор, мини-викторину и т. д.

Час творчества — знакомство с творчеством художника или музыканта, с каким либо жанром искусства с последующим творческим заданием для детей.

Уроки творчества помогают раскрыть уникальные творческие возможности каждого ребенка. Дети учатся сочинять сказки, стихи, рассказы, рисовать или что-либо мастерить. [4]

Урок мужества — цель: показать мужество защитников отечества и жестокость войны, развитие чувства патриотизма у детей. В мероприятии используется чтение стихов, отрывков из документальных и художественных произведений, прослушивание песен военных лет, встреча с ветераном, участником военных событий, просмотр документального фильма, звуковые эффекты.

Урок памяти посвящается подвигам защитников отечества с названием конкретных имён, трагическим событиям военных лет, возложение цветов к мемориалам.

Презентация книги (премьера книги) — комплексное мероприятие, цель которого — информирование читателей о новой, только что вышедшей книге. Презентации книг проходят обычно в присутствии автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому. Зачастую, презентации книги сопутствует ее продажа или дарение.

Диспут — это обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Постановкой удачных вопросов, ведущий активизирует аудиторию, стимулирует выступления участников. Каждый участник откровенно высказывает свое мнение. Выступая, можно привести примеры из своей жизни и жизни своих товарищей, из литературы и т.д. По теме диспута подготавливается книжная выставка или подборка литературы. [10]

Дискуссия — рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем при аргументации суждений. Различают дискуссии-диалоги, когда разговор компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы. При подготовке дискуссии нужно четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости, участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной библиотекарем. В начале мероприятия ведущий обосновывает выбор темы, уточняет условия дискуссии, выделяет узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент мероприятия — непосредственный спор участников. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги.

Обсуждение книги — рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подготовительный этап — подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения. Участникам (12-20 чел.) желательно собраться за круглым столом.

Читательская конференция предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.

Читательско-зрительская конференция — читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению.

Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом. Формы тематических вечеров могут быть разнообразными. Литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечера поэзии и др.

вечер вопросов и ответов — это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей. Предварительно осуществляется сбор вопросов от читателей, затем приглашенный специалист на них отвечает.

вечер-диалог — форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.

вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.

бенефис читателя — это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей библиотеки, повышение их социального статуса, которое включает в себя знакомство с его биографией, деятельностью, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушивание его любимых музыкальных произведений и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями, профессией. В детской библиотеке используется такая форма, как защита читательского формуляра, книжная выставка «Мои любимые книги» и др.

вечер-портрет — позволяет через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, способствует развитию и закреплению познавательных интересов к предмету его деятельности. Библиотечная специфика вечера-портрета заключается в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов. В основу такого вечера положены конкретные книги, посвящённые историческим личностям, деятелям культуры, литературы и искусства. Поводом для подобных вечеров может послужить выход в свет новой книги или юбилей писателя, усиление общественного интереса к определённой личности. [10]

Литературный праздник — это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.

литературный утренник — для дошкольника это праздник, где ребёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении мероприятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсценировками и художественными номерами.

литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.

Литературная ярмарка — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика.

Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее — доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.

День информации — комплексное мероприятие, цель которого — доведение до потребителей информации о литературе, имеющейся в фондах библиотек, как новой, так и по различной тематике. Включает в себя: выставки, обзоры, консультации, информирование о библиотеке и ее услугах. Может иметь такие формы:

День библиотеки в школе — выход сотрудников библиотеки в образовательные учреждения с целью знакомства детей с литературой (книгами и периодикой), как новой, так и по различным темам, имеющейся в фондах библиотеки. Включает в себя: выставку книг, библиографические обзоры и информирование о библиотеке и ее услугах через раздачу буклетов и закладок.

День библиотеки в детском саду («Книжный десант») — выход сотрудников библиотеки в детские дошкольные учреждения с обзорами книг и периодики для педагогов, детей и родителей. Могут включать в себя по возможности: выставки детской литературы, кукольные спектакли для дошкольников, беседы-консультации для родителей по воспитанию читательской культуры у детей, мастер-классы.

День школы в библиотеке — проведение уроков на территории библиотеки. Преподаватели определяют тему урока, обсуждают ее с библиотекарями, а те, в свою очередь, подключаются к проведению урока: готовят выставку и обзор книг, видеоряд.

День специалиста или День предметника — тематические мероприятия для педагогов и специалистов, работающих с детьми, проводимые районными методическими объединениями на базе библиотеки. Специалисты РМО определяют тему, сотрудники библиотеки оформляют выставку, подготавливают библиографические списки. На самом мероприятии педагогам даются методические разработки, озвучивается интересный опыт, иногда проводятся показательные уроки для учащихся. Библиотекари проводят библиографические обзоры литературы, делятся опытом работы библиотеки по данной теме.

День взаимной информации — в библиотеку приглашаются представители различных учреждений, которые доводят информацию до читателей, а библиотека информирует о литературе соответствующей тематики, готовит обзоры и подборки. [2]

Если по какой-либо актуальной теме мало литературы, то можно оформить дайджест. Это фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному или по тематическим направлениям). По форме представления материала дайджесты близки к тематическим подборкам (папкам). Дайджест должен иметь краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке прилагается список источников.

Книжный аукцион — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Литературный карнавал. Карнавал — это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.

Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Фольклорные посиделки — форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье — все отразилось в этом творчестве.

Книжное дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение.

Библиокафе — игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

библиотечный образование просвещение

Библиотека — один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.

Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Современная библиотека — это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Она собирает, организует и сохраняет документированное знание, гарантируя устойчивость общественной жизни в случае социальных потрясений. Организуя доступ к накопленным информационно-знаниевым ресурсам, обеспечивая навигацию в них, она формирует и удовлетворяет информационные, образовательные и культурные потребности индивидов, обеспечивая интеграцию их стремлений, действий и интересов, а также устойчивое развитие человеческого общества. Современная библиотека транслирует культурные нормы и ценности от поколения к поколению, способствуя социальной адаптации и социализации индивидов на протяжении всей жизни. Она становится не только активным участником информационного производства, но и необходимым инструментом управления знаниями.

Источник

Оцените статью
Разные способы