- Классификация баз данных по способу хранения информации
- Классификация баз данных. 1. По характеру хранимой информации БД делятся на:
- Классификация баз данных
- Вступление
- Классификация баз данных пи типу хранимых данных
- Классификация баз данных по обращению к ним
- Классификация БД по способу организации данных
- Модели БД
- Реляционная база данных
- Другие статьи раздела: База данных
- Что такое база данных — понятие база данных в информатике
- Функции СУБД обеспечивающие управление базой данных
- PhpMyAdmin на локальном сервере
- Классификация баз данных по способу хранения информации
- II. Классификация по способу хранения данных.
Классификация баз данных по способу хранения информации
Классификация баз данных
По типу хранимой информации БД делятся на
- документальные,
- фактографические и
- лексикографические.
Среди документальных баз различают библиографические, реферативные и полнотекстовые.
К лексикографическим базам данных относятся различные словари (классификаторы, многоязычные словари, словари основ слов и т. п.).
В системах фактографического типа в БД хранится информация об интересующих пользователя объектах предметной области в виде «фактов» (например, биографические данные о сотрудниках, данные о выпуске продукции производителями и т.п.); в ответ на запрос пользователя выдается требуемая информация об интересующем его объекте (объектах) или сообщение о том, что искомая информация отсутствует в БД.
В документальных БД единицей хранения является какой-либо документ (например, текст закона или статьи), и пользователю в ответ на его запрос выдается либо ссылка на документ, либо сам документ, в котором он может найти интересующую его информацию.
БД документального типа могут быть организованы по- разному: без хранения и с хранением самого исходного документа на машинных носителях. К системам первого типа можно отнести библиографические и реферативные БД, а также БД- указатели, отсылающие к источнику информации. Системы, в которых предусмотрено хранение полного текста документа, называются полнотекстовыми.
В системах документального типа целью поиска может быть не только какая-то информация, хранящаяся в документах, но и сами документы. Так, возможны запросы типа «сколько документов было создано за определенный период времени» и т. п. Часто в критерий поиска в качестве признаков включаются «дата принятия документа», «кем принят» и другие «выходные данные» документов.
Специфической разновидностью баз данных являются базы данных форм документов. Они обладают некоторыми чертами документальных систем (ищется документ, а не информация о конкретном объекте, форма документа имеет название, по которому обычно и осуществляется его поиск), и специфическими особенностями (документ ищется не с целью извлечь из него информацию, а с целью использовать его в качестве шаблона).
В последние годы активно развивается объектно- ориентированный подход к созданию информационных систем. Объектные базы данных организованы как объекты и ссылки к объектам. Объект представляет собой данные и правила, по которым осуществляются операции с этими данными. Объект включает метод, который является частью определения объекта и запоминается вместе с объектом. В объектных базах данных данные запоминаются как объекты, классифицированные по типам классов и организованные в иерархическое семейство классов. Класс — коллекция объектов с одинаковыми свойствами. Объекты принадлежат классу. Классы организованы в иерархии.
По характеру организации хранения данных и обращения к ним различают
- локальные (персональные),
- общие (интегрированные, централизованные) и
- распределенные базы данных
Персональная база данных — это база данных, предназначенная для локального использования одним пользователем. Локальные БД могут создаваться каждым пользователем самостоятельно, а могут извлекаться из общей БД.
Интегрированные и распределенные БД предполагают возможность одновременного обращения нескольких пользователей к одной и той же информации (многопользовательский, параллельный режим доступа). Это привносит специфические проблемы при их проектировании и в процессе эксплуатации БнД. Распределенные БД, кроме того, имеют характерные особенности, связанные с тем, что физически разные части БД могут быть расположены на разных ЭВМ, а логически, с точки зрения пользователя, они должны представлять собой единое целое.
БД классифицируются по объему. Особое место здесь занимают так называемые очень большие базы данных. Это вызвано тем, что для больших баз данных по-иному ставятся вопросы обеспечения эффективности хранения информации и обеспечения ее обработки.
По характеру организации данных БД могут быть разделены на
- неструктурированные,
- частично структурированные и
- структурированные.
Этот классификационный признак относится к информации, представленной в символьном виде. К неструктурированным БД могут быть отнесены базы, организованные в виде семантических сетей. Частично структурированными можно считать базы данных в виде обычного текста или гипертекстовые системы. Структурированные БД требуют предварительного проектирования и описания структуры БД. Только после этого базы данных такого типа могут быть заполнены данными.
Структурированные БД, в свою очередь, по типу используемой модели делятся на
- иерархические,
- сетевые,
- реляционные,
- смешанные и
- мультимодельные.
Классификация по типу модели распространяется не только на базы данных, но и на СУБД.
Иерархические, сетевые, реляционные
Источник
Классификация баз данных. 1. По характеру хранимой информации БД делятся на:
1. По характеру хранимой информации БД делятся на:
· Фактографические БД — это картотеки, где хранится краткая информация в строго определенном формате.
· Документальные БД — это архивы, где хранятся всевозможные документы, это могут быть не только текстовые документы, но и графика, видео и звук (мультимедиа).
2. Классификация по способу хранения данных делит БД на:
· Централизованные БД – где вся информация хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи-клиенты.
· Распределенные БД — используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В таком случае разные части базы хранятся на разных компьютерах.
3. Третий признак классификации баз данных — по структуре организации данных:
Источник
Классификация баз данных
Вступление
Напомню, что база данных это большой объем данных, которая в ней хранится, может обрабатываться, дополняться, удаляться, причем в удобной для пользователя форме. Также нужно четко понимать, что в БД хранится не всякая информация, а информация, которую можно организовать по тем или иным свойствам. Например, большое количество различных фотографий или документов это не данные, а информация. Но мы можем организовать фотографии, например по сути: фото людей, фото животных, фото городов и т.д. или организовать их по размеру: большие, средние, маленькие. Организованная, таким образом информация превращается в данные и пригодна для автоматической обработки с использованием баз данных. Переходим к классификации баз данных.
Классификация баз данных пи типу хранимых данных
Базы данных, объединяющие документы, сгруппированные (организованные) по разным свойствам, классифицируются, как документальные БД.
Под документом понимается текстовой документ или ссылка на него. Документальные БД разделили по типу документов на полнотекстовые, реферативные (рефераты) и библиографические. Это деление не так важно, как важен способ хранения информации. Здесь следующее разделение: базы данных хранящие исходный документ или хранящие ссылки, по которым можно обратиться к исходному документу.
Фактографические БД объединяют данные по факту совершения события (дата выпуска товара, год рождения сотрудника).
Лексикографические БД объединяют словари, классификаторы, и т.л. документы.
Характерным примером, документальных баз данных могут послужить базы объединяющие документы по нормативным «формам». Вы встречались с такими документами, например в паспортом столе или отделе кадров, заполняя «бумажку» по форме № такой то.
Классификация баз данных по обращению к ним
Базы данных индивидуального пользования классифицируют, как персональные или локальные базы данных.
Интегрированные иначе централизованные базы данный предоставляют коллективный доступ к данным. Такой доступ может быть как многопользовательский (сразу все), так и параллельный (независимый).
Распределительные базы данных аналогичны интегрированным, но могут быть физически разнесены на разные машины, и при этом логически считаться единым целым.
Перечисленные выше классификации не особо интересны пользователям. Для пользователя интересна классификация по способу организации данных и по типу используемой модели.
Классификация БД по способу организации данных
Не буду останавливаться на неструктурированных и частично структурированных базах данных. Они имеют узкое применение. Более важно понятие структурированной базы данных, в которых данные хранятся по предварительно спроектированной модели.
Модели БД
Моделями структурированной БД могут быть:
- БД иерархической модели;
- Сетевой модели;
- И самой используемой моделью БД – реляционной базой данных.
Реляционная база данных
Реляционная база данных самая используемая и самая математическая модель БД. Эта модель используется везде, где есть формализованная информация. Основа этой модели таблица, а взаимоотношения данных происходят по «доменам», «атрибутам», «кортежам» или более понятно и знакомо, по «типам данных», «столбцам» и «строкам».
В завершении замечу, что классификации БД перечисленных в статье, с уверенностью применяются для классификации СУБД.
Другие статьи раздела: База данных
Что такое база данных — понятие база данных в информатике
Содержание статьи: Что такое база данных в информатикеЧто такое СУБД и SQLСУБД MySQLСтатьи по теме “База данных” Информация основа современного общества. Объем ее огромен и растет с каждым годом. Огромный объем информации уже давно поставил задачу ее хранения и обработки. Решает эту задачу понятие база данных. Похожие статьи: Что такое целевой рынок, как его найти […]
Функции СУБД обеспечивающие управление базой данных
В этой статье вы познакомитесь с основными функциями СУБД системами управления базами данных.
PhpMyAdmin на локальном сервере
В этой статье мы рассматриваем работу с phpMyAdmin на локальном сервере, то есть в рамках настольного компьютера.
Источник
Классификация баз данных по способу хранения информации
Существует огромное количество разновидностей баз данных, отличающихся по различным критериям. Основные классификации приведены ниже.
1. По модели данных:
- Иерархическая
- Сетевая
- Реляционная
- Объектная и объектно-ориентированная
- Объектно-реляционная
- Функциональная
5. Другие виды БД:
- Пространственная
- Временная
- Пространственно-временная
- Циклическая
[материал Википедии]
На уроках информатики работают с реляционными базами данных.
Реляционные БД (представляет собой двумерный массив (таблицу)). В такой БД строка таблицы называется записью, а столбец – полем. Каждое поле таблицы имеет свое уникальное имя и тип. Тип определяет, какого рода информация хранится в поле и какие действие над ней можно производить. Используют 4 основных типа: числовой, символьный, дата, логический. Одна запись содержит информацию об одном объекте. Поля – это различные характеристики (атрибуты) объекта. Значения полей в одной строчке относятся к одному объекту. Разные поля отличаются именами. Записи различаются значениями ключей. Главным ключом в БД называют поле (совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. Когда не могут совпасть только одновременно несколько полей, эти поля вместе образуют составной ключ. [Уроки информатики]
Источник
II. Классификация по способу хранения данных.
Централизованная БД – вся информация хранится на одном компьютере.
Распределенная БД – используется в локальных и глобальных компьютерных сетях. Разные части базы хранятся на разных компьютерах.
III. Классификация по признаку структуры: иерархические БД, сетевые БД, реляционные (табличные) БД.
Известно, что любую базу данных можно свести к табличной форме.
Структура реляционной базы данных.
В теории реляционных баз данных таблица называется отношением (от англ. «relation» — отношение).
Простейшая база данных состоит из одной таблицы. Хранение сведений в единой таблице имеет ряд неудобств. Во-первых, происходит дублирование данных. Во-вторых, становится неясно, какие данные в отдельной записи ценные, а какие нет. Уничтожение длинной записи, часть информации в которой утратила силу, может привести к потере данных, которые будет невозможно восстановить. В-третьих, если данные хранятся в единой таблице, усложняется разграничение доступа к ним и обеспечение защиты данных.
Поэтому данные распределяют по нескольким таблицам, которые связывают между собой. Рассмотрим пример.
Объекты для базы данных видеоколлекции – это художественные и мультипликационные фильмы, записи концертных программ и т.д., а их признаками будут: жанр, название фильма, фамилия режиссера, год выхода фильма, список исполнителей главных ролей. База данных может быть организована в следующую таблицу:
Строки этой базы данных описывают атрибуты каждой конкретной видеозаписи. Рассмотрим более внимательно то, какие значения может принимать атрибут. На первый взгляд любые. Скажем, название фильма – тут фантазия безудержна, даже принимая во внимание рекламную нумерацию типа «Терминатор-3» или «Мёртвый полицейский-9». Со студиями уже все не так свободно, а жанры и вовсе можно сосчитать на пальцах. Поэтому, если мы не хотим каждый раз монотонно писать одно и то же, имеет смысл ввести в нашу базу данных ещё одну таблицу, которая будет называться «Жанры».
Она могла бы выглядеть следующим образом:
В любой таблице должен быть один или несколько столбцов, значения которых однозначно идентифицируют каждую её строку. Такой столбец (или комбинация столбцов) называется первичным ключом.
Внесение взаимосвязанных изменений в разные таблицы автоматизируется. В реляционной базе данных можно получать сведения, основанные на данных из нескольких таблиц.
При установке связи одна из таблиц должна содержать ключевое поле. Иногда вместо термина ключевое поле говорят о первичном (или главном) ключе. В этом случае имеют в виду, что в качестве ключа может использоваться не отдельное поле, а совокупность полей. В каждом из этих полей значения могут повторяться, но любая комбинация значений уникальна и может идентифицировать запись.
Например, в таблице клиентов поле Фамилия может быть ключевым только в том случае, если в ней нет записей, соответствующих однофамильцам. Если же такие записи есть, первичный ключ создают из комбинации полей Фамилия, Имя и Отчество.
Таблица, участвующая в связи своим ключевым полем, называетсяглавной, другая таблица – связанной. Если данное поле в связанной таблице также является ключевым, то говорят о связи «один-к-одному». В этом случае одной записи главной таблице соответствует ровно одна запись связанной. Если это поле не является ключевым в связанной таблице, то говорят о связи «один-ко-многим». Одной записи главной таблицы может соответствовать несколько записей в связанной. Например, в список клиентов каждый человек может быть внесён только один раз, но в списке сделанных им заказов ему может соответствовать столько записей, сколько заказов он сделал.
Связь «многие-ко-многим» напрямую создать нельзя. В этом случае необходима дополнительная промежуточная таблица. Ключевые поля этой таблицы связаны с полями тех таблиц, для которых требуется данный вид связи.
Разработчиком теории реляционных баз данных считается Е. Кодд, 1960 год.
Распределенные базы данных.
В крупных базах данных накапливаются огромные объемы информации, которые должны быть постоянно доступны многим пользователям. Если доступ к данным возможен только через один компьютер, то выход его из строя по любой причине (например, из-за отключения электричества) сделает базу недоступной.
Необходимость противостоять сбоям и обеспечивать одновременный доступ многих пользователей обусловливает появление распределенных (сетевых) баз данных. В этом случае СУБД контролирует не только доступ к данным. Она также размещает их на разных компьютерах сети и управляет загрузкой серверов, в том числе её перераспределением при выходе отдельных систем из строя. Распределённые базы данных обладают меньшим быстродействием, чем базы, сконцентрированные на одном компьютере. Зато они обеспечивают несравнимо более высокую надежность и облегчают одновременный доступ к записям для многих пользователей.
Одной из популярных СУБД является приложение Microsoft Access, входящая в состав интегрированного пакета Microsoft Office.
Создание базы данных Microsoft Access
В Microsoft Access поддерживаются два способа создания баз данных.
Создание базы данных с помощью мастера
Нажмите кнопку Создать на панели инструментов.
В области задач Создание файла выберите в группе Создание с помощью шаблона ссылку Общие шаблоны.
Выберите значок подходящего шаблона базы данных на вкладке Базы данных и нажмите кнопку OK.
В диалоговом окне Файл новой базы данных введите имя базы данных и укажите ее расположение, а затем нажмите кнопку Создать.
Следуйте инструкциям мастера баз данных.
Примечание. С помощью мастера баз данных нельзя добавлять новые таблицы, формы и отчеты в существующую базу данных.
Создание базы данных без помощи мастера
Нажмите кнопку Создать на панели инструментов.
В области задач Создание файла выберите в группе Создание ссылку Новая база данных.
В диалоговом окне Файл новой базы данных введите имя базы данных и укажите ее расположение, а затем нажмите кнопку Создать.
После открытия окна базы данных можно создать требуемые объектыбазы данных: таблицы, формы, запросы, отчеты, модули, макросы.
В режиме конструктораможно создать новую таблицу либо добавить, удалить или настроить поля существующей таблицы.
При создании новой таблицы необходимо ввести : имя поля, тип данных этого поля, описание.
Настройка типа данныхполя определяет тип значений, которые можно вводить в это поле. Тип данных поля- это характеристика поля, определяющая, какие данные могут сохраняться в поле. Например, в поле с типом «Текстовый» можно вводить как текст, так и числа, а в полях с типом «Числовой» допускается хранение только числовых данных. Например, если нужно, чтобы в поле содержались числовые значения, которые можно использовать в вычислениях, задайтеЧисловойилиДенежныйтип данных.
В поле «Описание» пишется информация, которая будет выводиться в виде подсказок при вводе данных в таблицу.
Для идентификации каждой записи в таблице используется уникальный маркер, который называют первичным ключом(Первичный ключ. Одно или несколько полей (столбцов), комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице. Первичный ключ используется для связывания таблицы с внешними ключами в других таблицах.).
Свойства полей — это набор характеристик, обеспечивающих дополнительные возможности управления хранением, вводом и отображением данных в поле. Число доступных свойств зависит от типа данных поля.
Создание таблицы при помощи мастера таблиц
Для перехода в окно базы данных нажмите клавишу F11.
Выберите Таблицы в спискеОбъекты и нажмите кнопку Создать на панели инструментов окна базы данных.
Дважды щелкните строку Мастер таблиц.
Следуйте инструкциям диалоговых окон мастера Создание таблиц.
Примечание. Если в дальнейшем потребуется изменить или расширить созданную с помощью мастера таблицу, это можно сделать в режиме конструктора.
Создание связей между таблицами:
В окне базы данных выбрать в меню «Сервис» команду «Схемы данных»; в появившемся окне выбрать в меню «Связи» команду «Добавить таблицу»; выбрать имя таблицы и щелкнуть по кнопке «Добавить». Далее выбрать меню Связи Изменить связь, щелкнуть по кнопке «Новое…», выбрать имена связываемых таблиц и связываемых столбцов, щелкнуть по кнопке «ОК».В окне «Изменение связей » щелкнуть по кнопке «Создать».
Создание фильтра для вывода данных по заданному критерию:
Выведите таблицу, в которой хотите фильтровать данные, выберите в менюЗаписи команду Фильтр Изменить фильтр; поставьте курсор в нужное поле и введите критерий отбора (например, если в поле «должность» нужно отобрать всех инженеров, то в нем нужно написать «инженер». Все текстовые данные необходимо вводить в кавычках.)
Применение фильтра: Нажмите кнопку —Применение фильтра на панели инструментов.
Отмена фильтра: Выведите таблицу, в которой хотите фильтровать данные, выберите в меню Записи команду Фильтр Изменить фильтр, очистите все фильтры полей и Нажмите кнопку .
Сортировка данных: выделить столбец, по которому будете сортировать, и на панели инструментов щелкните кнопку — сортировать по возрастанию или
— сортировать по убыванию.
Изучить сведения из теории.
В тетради записать ответы на контрольные вопросы.
Выполнить практическое задание:
Создайте новую базу данных «Кадры»
С помощью мастера создайте таблицу и заполните её:
Источник