НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Классификация и определения | Требования к размещению | Информация и документация АЗС | Здания и сооружения АЗС |
Классификация АЗС
Автозаправочная станция – это разновидность малой распределительной нефтебазы, обеспечивающей топливом автомобили.
– комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.
Автозаправочные станции общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: у автостоянок, в местах пересечения дорог, на автомагистралях.
Ведомственные автозаправочные станции обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. При их организации используются местные условия этих предприятий, поэтому их конструкция зачастую отличается от конструкций станций при одинаковых общих требованиях к ним.
Автозаправочные станции (АЗС) в соответствии с НПБ 111-98 на «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» классифицируются на следующие типы:
— технологическая схема которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
- тип А — общая вместимость резервуаров от 40 до 100 м 3 ;
- тип Б — не более 40 м 3 .
— КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ , выполненного как единое заводское изделие.
Определения характерных терминов
— расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.
— топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС .
— перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.
— оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.
— резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.
— размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м — для остального оборудования.
— обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.
— технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.
— здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС .
— здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС .
— технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.
— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.
— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.
— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.
— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).
— комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.
— территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).
— резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.
— cооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.
— технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС .
— участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.
— огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.
— комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.
— устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.
— воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.
— комплекс оборудования, предназначенного для периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.
— комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС герметичности резервуаров на месте эксплуатации.
— комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или духоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.
— выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.
— комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС .
Источник
Основные требования к АЗС.
Тема 1. Виды автозаправочных станций.
Основные требования
Классификация автозаправочных станций
По конструктивному исполнению АЗС делятся на: стационарные (традиционные), блочные, контейнерные, модульные, передвижные.
По функциональному назначению различают: общего пользования и ведомственные (заправочные пункты).
По способу размещения резервуаров: с подземным расположением, с наземным расположением, с расположением на транспортном средстве.
По типу расположения на местности: дорожные, городские, сельские, речные.
По нормативным параметрам типовых проектов АЗС: по числу топливозаправочных колонок, по числу заправок в часы пик, по количеству заправляемых машин в сутки, по общей вместимости резервуаров [3].
Категория АЗС по нормативным параметрам
Категории АЗС | Мощность АЗС машин, 1 час | Количество резервуаров, 25 м 3 ,шт. | Время заправки ТС,мин. | Число ТРК МРК ,шт. | Средняя разовая заправка,л. | Площадь АЗС, га |
1 | 240 | 12 | 2,5 | 12 | 50 | 0,4 |
2 | 160 | 8 | 2,5 | 8 | 50 | 0,35 |
3 | 80 | 4 | 1,75 | 4 | 50 | 0,2 |
4 | 120 | 6 | 2,5 | 6 | 50 | 0,3 |
Виды автозаправочных станций:
— Блочная АЗС – автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением топливораздаточных колонок над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
— Модульная АЗС – автозаправочная станция с надземным расположением резервуаров топливораздаточных для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется разнесением и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
— Контейнерная АЗС – автозаправочным станциям с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система, которой характеризуется размещением топливораздаточных в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
— Передвижная АЗС — предназначена для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие
Термины и определения:
- Многотопливная АЗС — автозаправочная станция, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин и дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ);
- Топливозаправочный пункт — автозаправочная станция, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия;
- Традиционная АЗС — автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая схема которой характеризуется разнесение резервуаров и топливораздаточных колонок;
- Резервуарный парк — группа резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов и размещенных на территории, ограниченной по периметру дорогами или противопожарными проездами и заглубленных в грунт ниже планировочной отметки местности не менее, чем на 0,2 метра;
- Сливная площадка — технологическая площадка, предназначенная для установки на ней автомобильных цистерн с топливом при сливе его в резервуары АЗС;
- Площадка АЗС — территория автозаправочной станции с асфальтовым или бетонным покрытием, ограниченная по периметру бордюрным камнем, имеющая въезд и выезд, сообщающаяся с очистными сооружениями и предназначенная для проезда автотранспортных средств к ТРК, сервисным зданиям, а также для проезда автомашин технических служб АЗС.
Основные требования к АЗС.
Здания и сооружения на территории АЗС размещаются в строгом соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в установленном порядке.
Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных работ (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации. За осадкой фундаментов зданий, сооружений и оборудования в первые два года их эксплуатации (после ввода в эксплуатацию) устанавливается тщательное наблюдение путем осмотра и измерений не реже одного раза в три месяца.
Металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного раза в год, а железобетонные — не реже двух раз в год. При обнаружении повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится обследование специализированными организациями. По результатам обследования принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций.
Для предохранения от коррозии металлические конструкции зданий и сооружений необходимо периодически окрашивать защитными грунтами, красками или лаками (наружные — не реже одного раза в год, а находящиеся внутри помещения — не реже одного раза в 3-5 лет) [2].
На АЗС ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений, в который необходимо записывать: даты и результаты осмотров с описанием всех замеченных повреждений, выполненные ремонтные работы, с указанием дат начала и окончания ремонта, его характера и объема, результаты измерений осадки фундаментов, данные о трещинах и их местонахождении. Для снижения загазованности жилых и производственных зданий автозаправочная станция располагается со стороны преобладающего направления ветров. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС поддерживаются в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия ежегодно проверяется специализированными организациями с выдачей заключений и отметкой в паспорте на вентиляционную установку.
Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории АЗС и за ее предел. На въезде и выезде с территории устраиваются пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами осадки в очистные сооружения.
Планировка предусматривает:
-Удобный подъезд и стоянку автомобильной техники у колонки во время заправки;
-Хороший обзор всей территории из помещения оператора;
-Отведение зон под зеленые насаждения;
-Санитарно-гигиенические условия для работников станции;
-Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона;
-Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее сооружениями, должны соответствовать НПБ 111-98. «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности»;
-Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком;
-При въезде на территорию АЗС устанавливается;
-Дорожный знак «ограничение максимальной скорости движения»;
-Дорожный знак «движение транспортных средств с опасными грузами запрещено»;
-Предписывающий знак «обязательная высадка пассажиров» на АЗС устанавливается в зоне сервисного обслуживания;
-Предупреждение водителям мототранспорта о выключении двигателя за 15 метров до ТРК путем установки указателя «Остановка мототранспорта за 15 метров»;
-Информационное табло «Схема движения автотранспортных средств по АЗС»;
-Информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, видов обслуживаемого транспорта;
-На подъездах к заправочному островку устанавливают знак «движение только прямо» на АЗС, имеющей навес, устанавливают знак «ограничение по высоте»;
-Информационные знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта.
В соответствии с требованиями технических условий на технологические системы, применяемые на АЗС, устанавливаются знаки, ограничивающие габариты, массу и виды транспортных средств, разрешенных для въезда на АЗС.
На видном месте размещается информация для водителя по правилам заправки транспортных средств, применительно к типу топливораздаточных колонок.
Рисунок 1. Схема организации стационарной (традиционной) автозаправочной стации.
Источник