Классификации таможенных пошлин по способу взимания

Классификация таможенных пошлин

В зависимости от вида внешнеторговых операций таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина наиболее широко распространена в мировой практике, экспортная встречается редко. Транзитная пошлина почти повсюду ликвидируется международными договорами, однако может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны.

В России в структуре таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2003 г., ввозная таможенная пошлина составляла 21%. В соответствии с направлением государственной политики, проводимой Правительством РФ, ввозные таможенные пошлины устанавливаются прежде всего для защиты внутреннего рынка. Они играют определенную роль в оптимизации соотношения экспорта и импорта с учетом требований платежного и торгового баланса, а также, естественно, пополняют доходную часть бюджета.

Вывозные таможенные пошлины устанавливаются в основном на энергоносители — газ, нефть, нефтепродукты, а также на металлы, лесоматериалы и некоторые другие товары. Назначение этих пошлин — сдерживание вывоза сырья и пополнение доходной части бюджета. На территории России в 2003 г. основной объем вывозной таможенной пошлины (91,3%) сформировали нефть и нефтепродукты. Структура российского экспорта из года в год традиционно остается сырьевой, в его общем объеме доля готовых изделий весьма незначительна. Однако экспортные пошлины не относятся к самым эффективным инструментам внешней торговли. Если при вывозе сырьевых товаров они служат ограничителем, то при экспорте производимой продукции — тормозом. От дополнительной налоговой нагрузки следует освободить, например, продукцию химического комплекса, лесопродукты. За счет отмены пошлин у этих предприятий повысится рентабельность, появится возможность модернизации производства.

Каждая таможенная пошлина определяется конкретной ставкой, которая есть «указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории». Такие ставки могут базироваться на различных вариантах исчисления. Согласно ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» по способу взимания таможенные пошлины классифицируются на следующие виды:

— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

— специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, пять евро за штуку);

— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (например, 30% таможенной стоимости, но не менее четырех евро за 1 кг).

Наиболее распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в наибольшей степени отвечают современным взглядам на справедливую конкуренцию и оптимально подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоэффективной продукции. В литературе советского периода встречается наименование такого вида ставок, как «ценностные тарифы». Это название обусловлено, по-видимому, установлением определенного соотношения к цене перемещаемого товара.

Преимущество адвалорных пошлин состоит в том, что они поддерживают уровень защиты внутреннего рынка от колебаний цен на товар на мировом рынке, а недостаток — в необходимости правильного определения цены товара (таможенной стоимости), что не всегда удается сделать. Преимущество же специфических пошлин состоит в отсутствии необходимости точного определения таможенной стоимости, поэтому они выполняют роль более жесткого барьера для участников внешней торговли.

Следует отметить, что специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин исчисляются в евро — денежной единице ЕС. Такой подход, на наш взгляд, неприемлем из-за его противоречия конституционной норме ст. 75, признающей рубль денежной единицей Российской Федерации. В современных условиях, при невысоком уровне инфляции в стране, необходимо обратить внимание на ставки комбинированных и специфических таможенных пошлин в рублях. Размеры ставок можно устанавливать на один-два года, а затем пересчитывать с использованием коэффициента, отражающего изменение валютного курса за этот период. Это обеспечивало бы укрепление национальной денежной единицы и защиту интересов участников внешней торговли.

В зависимости от страны происхождения товаров пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными. Так, недавно состоявшееся повышение таможенных пошлин на ввозимые иномарки старше семи лет — наглядный пример введения запретительных пошлин. Вследствие этого импорт автомобилей начал существенно снижаться. Следует отметить, что в соответствии с данным критерием в системе таможенных платежей дифференцированными могут быть исключительно ставки ввозных таможенных пошлин. На данное обстоятельство обращает внимание норма ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Одним из критериев классификации таможенных пошлин, по мнению В.Г. Свинухова, служит тип их ставок. В соответствии с этим пошлины могут быть постоянными (используются в большинстве стран мира) и переменными (довольно редко встречаются). Если ставки таможенных пошлин единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от каких-либо обстоятельств, они считаются постоянными, в противном случае — переменными.

Ставки таможенных пошлин, как гласит ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе», устанавливает Правительство РФ, и это не противоречит ст. 57 Конституции РФ. Действующий импортный тариф был введен Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 «О таможенном тарифе Российской Федерации — своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

Читайте также:  Морской окунь способы приготовления

Одним из факторов разграничения таможенных пошлин считается способ их введения. Автономные пошлины устанавливаются государством вне зависимости от существующих договоров и соглашений и других международных обязательств, а конвенционные — закрепляются в рамках международных обязательств государства или с учетом международной конвенции (применяются в соответствии с принципом режима наибольшего благоприятствования).

По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном состоянии внешней торговли, вводятся в действие решением Правительства РФ, безусловны и не ограничены временными рамками.

Сезонные колебания конъюнктуры рынка, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства, защита новых отраслей и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства РФ. «Эффективное использование защитных мер в отношении импортных товаров сегодня для России — это условие выживания национальной экономики». Поэтому с целью защиты экономических интересов страны на ввозимые товары могут на определенное время устанавливаться особые виды пошлин, которые взимаются сверх ординарных, — партикулярные особые пошлины. В соответствии с нормами Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» к ним относятся следующие:

— специальные пошлины — применяются в случае возможности причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, который будет трудно устранить впоследствии;

— антидемпинговые пошлины — применяются при наличии демпингового оборота и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики в целях предотвращения такого ущерба;

— компенсационные пошлины — применяются при наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики в целях предотвращения такого ущерба.

Введению названных мер предшествует расследование, проводимое для установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию РФ. При этом импорт должен сопровождаться нанесением существенного вреда отечественному производству (в том числе материального ущерба) либо угрозой такого нанесения. Вред может выражаться и в существенном замедлении создания отрасли российской экономики. Расследование проводит федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Он представляет доклад, содержащий предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной антидемпинговой или компенсационной меры.

Следует отметить, что проведение расследования обусловлено и необходимостью выявления причины занижения цены ввозимого товара. В качестве такой могут быть: преднамеренная ценовая политика экспортера, стремящегося любым путем проникнуть на зарубежный рынок; заниженный курс национальной валюты; дешевая рабочая сила; использование бартерных сделок и др. Как подчеркивает С.А. Григорян, «в условиях множественности факторов, формирующих цену товара, сильной конкуренции и конфиденциальности коммерческой информации определить границу между недобросовестной коммерческой практикой в форме демпинга и сравнительно низкой ценой экспортируемого товара по другим причинам крайне сложно и не всегда возможно». Каждый случай использования заниженной стоимости иностранного товара требует комплексного расследования и выяснения причин. В течение 2003 — 2004 гг. по заявлениям отечественных производителей Минэкономразвития России провел около 20 расследований и ввел соответствующие меры в отношении таких товаров, как мясо птицы, сахар, карамель, продукция металлургического комплекса.

Указанные виды партикулярных пошлин, как правило, являются предварительными, так как вводятся до завершения расследования при определении, что дальнейшая задержка с установлением особых мер может нанести серьезный ущерб национальной экономике. Срок действия специальной пошлины составляет 200 дней, антидемпинговой — максимум 6 месяцев, компенсационной — 4 месяца. Следует отметить, что суммы пошлин вносятся участниками внешней торговли на депозит таможенного органа и не могут быть перечислены в федеральный бюджет до принятия окончательного решения о введении той или иной меры. В случае отказа от такого введения суммы пошлин подлежат возврату плательщику на условиях, установленных таможенным законодательством для возврата таможенных платежей.

Под демпингом финансисты понимают продажу товара в другой стране по цене ниже его себестоимости. К этой стратегии прибегают для захвата рынка, а иногда и в период экономических спадов. Сегодня антидемпинг — одна из острейших проблем России в ее отношениях с ЕС. «В настоящее время против российских товаров (удобрения, ферросплавы, металлы и пр.) в ЕС возбуждено 12 антидемпинговых процедур, которые практически закрыли рынок ЕС для отечественных экспортеров. Ежегодный ущерб ориентировочно составляет 200 млн. долл.». В условиях либерализации внешней торговли Правительство РФ с помощью решительных мер должно добиваться устранения дискриминационных ограничений ввоза российских товаров в зарубежные страны. В немалой степени этому будет способствовать и совершенствование таможенно-тарифного регулирования.

Анализ правовой природы таможенной пошлины и ее видов позволяет сделать вывод о ее дуалистической сущности. По нашему мнению, данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет и фискальную нагрузку.

Читайте также:  Abeille royale guerlain сыворотка способ применения

Источник

Классификация таможенных пошлин

Таможенные пошлины могут быть классифицированы по различным признакам, так как взимание их может преследовать различные цели.

По целям взимания пошлины подразделяются на:

— фискальные, основной целью которых является увеличение финансовых поступлений в бюджет;

— протекционистские, преследующие в основном торгово-политические цели.

По объекту обложения пошлины можно подразделить на:

— ввозные или импортные, которые взимаются с импортируемых товаров или при выпуске товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Он возник раньше всех других и на него приходится центр тяжести в современной торговой политике;

— вывозные или экспортные пошлины, взимаемые с товаров при вывозе их за границу. Этот вид пошлин часто используется в фискальных целях, а также для выравнивания низкой внутренней цены и высокой – на внешнем рынке. Кроме того, вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией. В настоящее время этот вид пошлин применяется редко и в практике ВТО считается несправедливым методом конкуренции;

— транзитные пошлины взимаются за провоз товара по территории данной страны. Этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном, в фискальных целях. Большинство стран предпочитает взимать при транзите разного рода сборы: разрешительные, гербовые, статистические и, естественно, плату за провоз грузов по территории данного государства.

По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на:

— специфические, представляющие собой определенную сумму, взимаемую с установленной единицы веса, объема или количества товара. Этот вид пошлин применяется при ввозе однородных товаров, прежде всего сырьевых и химических товаров;

— адвалорные пошлины, устанавливаемые в виде определенного процента с таможенной стоимости товара. По простоте взимания и ведения переговоров о снижении этот вид занимает основное место в системе таможенного регулирования стран;

— смешанные или комбинированные таможенные пошлины представляют собой комбинацию специфических и адвалорных ставок. Они позволяют несколько уравнять недостатки этих двух видов пошлин с точки зрения их реакции на изменение цены, тем не менее этот вид пошлин, встречается относительно редко.

По характеру происхождения пошлины бывают:

— автономные, то есть устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров).

— конвенционные (договорные) пошлины – это ставки пошлин, устанавливаемые в процессе переговоров. Они не могут быть повышены государственной властью в одностороннем порядке.

В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие основные групп:

— максимальные (генеральные или общие), которые устанавливаются для всех стран

— минимальные, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования

— преференциальные – особо льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся.

Существует также группа т.н. особых пошлин, к которым можно отнести антидемпинговые, и компенсационные, о которых уже говорилось выше в связи с Антидемпинговым кодексом и Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам, а также карательные.

— Антидемпинговые пошлины – это особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга, для борьбы с которым они используются;

— Компенсационные пошлины – пошлины, взимаемые с целью нейтрализации субсидий, предоставляемых экспортеру с целью повышения его конкурентоспособности на рынке.

— Карательные пошлины – особо высокие пошлины (в 3 – 5 раз превышающие генеральные), применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминации, недружественные акты и т. п., то есть они носят не столько экономический, сколько политический характер.

Указанные пошлины не включаются в таможенный тариф и введению каждой из перечисленных пошлин предшествует расследование, которое проводится по специально определённой процедуре.

В торговле рядом товаров, прежде всего сельскохозяйственных, могут применяться т. н. сезонные пошлины:

— как правило, значительно ниже указанных в тарифе;

— действуют строго определенное время;

— вводятся распоряжением правительства соответствующей страны.

С 15 апреля 1994 г.все пошлины стали «связанными» и все переговоры ведутся именно с этих позиций. На основании ст. ХХYIII ГАТТ-1994 члены ВТО могут один раз в три года пересматривать взятые на себя тарифные обязательства. В случае отказа от каких-либо предоставленных ранее тарифных уступок они должны быть компенсированы уступками в другой области. Связанные тарифы представляют собой обязательства не повышать тарифы выше определенного уровня. Для анализа торговой политики каждой страны важно понимать, насколько связанные ставки выше фактически применяемых тарифных ставок. По итогам присоединения к ВТО Россия взяла на себя обязательство связать таможенный тариф на уровне 10,1% с последующим снижением до 7,8% по промышленным товарам и 13,2% и 10,8% по сельскохозяйственным товарам соответственно.

Большая часть таможенных пошлин систематизирована в таможенном тарифе.

Таможенный тариф – систематизированный перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.

Читайте также:  Чувственное познание способ познания

В зависимости от числа ставок пошлин различают простой и сложный таможенные тарифы.

Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара.

Сложный (многоколонный) тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок пошлин, что обусловлено заключением международных торговых договоров, предусматривавших взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, а также предоставления отдельным странам особо льготного режима в торговле. Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке.

Систематизация товаров в таможенных тарифах представляет собой сложную торгово-политическую задачу. Выделяя определенные товары в отдельные товарные позиции, таможенные власти могут более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. Данная задача решается путём создания товарной номенклатуры таможенного тарифа.

Для эффективного применения таможенного тарифа необходимо строгое определение таможенной стоимости и страны происхождения товара, что также регламентировано документами ВТО.

В основу системы определения таможенной стоимости положена так называемая «цена сделки», то есть реально уплаченная импортером сумма. Допускается включение в нее целого ряда дополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские расходы, расходы на лицензионное вознаграждение, стоимость упаковки и т.д.). В том случае, если «цену сделки» определить невозможно, могут последовательно использоваться: цена идентичного товара, цена аналогичного (подобного) товара, продажная цена за единицу идентичного или аналогичного (подобного) товара, ввезенного в то же время, и, наконец, расчетная цена товара. В Заключительном документе «Уругвайского раунда» в Кодекс ГАТТ/ВТО было внесено дополнение, дающее таможенным органам право затребовать дальнейшую информацию, если имеются сомнения о правильности заявленной стоимости импортируемых товаров. Если и дополнительная информация не устранит подозрения таможенной службы, она определяет таможенную стоимость в соответствии с Соглашением по применению статьи VII ГАТТ- 1994 (Кодекс по таможенной стоимости).

Основой таможенной стоимости согласно Соглашению, является «стоимость сделки», которая в Ст.1,п.1 определяется как цена сделки, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта при условии, что:

— нет ограничений в отношении распоряжения товарами или их использования покупателем;

— продажа или цена не связаны с какими-либо условиями или обязательствами, стоимость которых в отношении оцениваемых товаров не может быть определена;

— что никакая часть выручки от какой-либо последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем не пойдёт прямо или косвенно продавцу;

— что покупатель и продавец не связаны между собой или, если покупатель и продавец связаны между собой, но эта взаимосвязь не повлияла на цену. При этом доказательство последнего лежит на импортёре.

Частью процедур применения таможенно-тарифных инструментов являются правила определения страны происхождения товара .

Существуют три критерия определения страны происхождения товара:

— установление перечня товаров, о которых считается, что они не могут быть переработанными.

— по изменению товаром товарной позиции таможенного тарифа;

— в зависимости от добавленной стоимости.

В случаях, когда применяется критерий изменения кода тарифной классификации, такое правило происхождения и любое исключение из этого правила, должны четко указывать коды, подразделы или разделы тарифной номенклатуры, на которые ссылается данное правило. Если используется критерий адвалорной доли, в правилах происхождения должен также указываться метод для расчета этой адвалорной доли. В случаях, когда предписан критерий на основе операции по производству или частичной переработке, должна быть точно указана операция, которая используется как критерий происхождения данного товара. В рамках ВТО эти вопросы регламентируются Соглашением по правилам происхождения:

в соответствии со Ст.1 «под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и решений административных органов общего применения, используемых любым членом для определения страны происхождения товаров, при условии, что такие правила происхождения не связаны с предоставлением на договорной или автономной основе тарифных преференций, выходящих за пределы применения пункта 1 статьи 1 ГАТТ 1994». Иными словами, правила происхождения включают в себя все правила, используемые при применении инструментов торговой политики, которые не связаны с предоставлением преференций.

Соглашение по правилам происхождения исходит из того, что должны быть разработаны предсказуемые правила происхождения. Их применение облегчает развитие международной торговли, обеспечивает положение, при котором правила происхождения сами по себе не будут создавать ненужных препятствий в торговле. Они не должны аннулировать или сокращать права членов ГАТТ. В то же время, должна быть обеспечена ясность законов, нормативных актов и практики, касающихся правил происхождения, а сами они должны разрабатываться и применяться беспристрастно, ясно, предсказуемо, последовательно и нейтрально.

Источник

Оцените статью
Разные способы