Как делится эфирное время на телевидении
Телевизионный день разделен на сегменты. Хотя это разделение может быть разным, типичный распорядок дня на телевидении выглядит так:
Утро с 6.00 до 12.00
Типичные передачи: новости, сообщения, учебные программы, программы по сельскому хозяйству. Аудитория: женщины, домохозяйки, дети
День с 12.00 до 17.00
Типичные передачи: образовательные программы, передачи о природе, сериалы.
Аудитория: учащаяся молодежь, женщины-домохозяйки.
Вечер с 17.00 до 19.30
Типичные передачи: программы местного ТВ, новости, телеигры.
Аудитория: возвращающиеся с работы взрослые, дети
Вечер —время «пик»
(телевизор смотрит: наибольшее число зрителей) с 19.30 до 22.00
Типичные передачи: новости, фильмы, спорт:. Аудитория: вернувшиеся с работы взрослые, бизнесмены.
Поздний вечер после 22.00
Типичные передачи: публицистические программы, фильмы.
Аудитория: не работающие люди, люди свободных профессий.
Если речь идет о негосударственном телеканале, то схема может претерпевать изменения. Иначе выглядит распорядок дня в выходные, праздничные дни. В субботу, к примеру, пиковое время может продлиться до полуночи.
Ставки рекламы на телевидении определяются не только временем суток. Свою цену имеет время в некоторых передачах (или даже в определенные фрагменты передач). Цена устанавливается исходя из популярности программы. К примеру, телевизионная реклама, которая передается перед вечерними новостями, стоит дороже остальной вечерней рекламы.
Популярность (рейтинг) отдельных передач определяется путем социологических опросов, которые проводятся еженедельно.
Опросы дают представление, какой процент зрительской аудиторий смотрит ту или иную передачу. К сожалению, они проводятся только для центральных каналов и в масштабах либо всей страны, либо самых крупных городов, А ведь известно, что некоторые передачи, общенациональная популярность которых невысока, бывают очень популярны в отдельных регионах.
Однако решая, куда, в какую передачу поместить телевизионную рекламу, нужно иметь в виду не только популярность Передачи (т.е. число зрителей, смотрящих их), но и состав аудитории.
Программа, которую смотрят люди в возрасте от 25 до 49 лет, более полезна для рекламодателей, чем программы, предназначенные экономным пенсионерам или не имеющей доходов молодежи.
Недорогая и эффективная рекламная стратегия на телевидении
У некоторых передач, даже если они и не из числа самых популярных, довольно большая и совершенно лояльная аудитория. Это значит: ваши ролики будут многократно смотреть одни и те же люди, возможно умные и сознательные. Хотя считается, что телевизионная реклама лучше всего воздействует на наивных, не обремененных интеллектом зрителей — это всего лишь распространенное заблуждение. В действительности образованные потребители воспринимают телевизионную рекламу лучше.
Цены на эфирное время в таких передачах часто в несколько раз ниже, чем цены во время вечернего пика.
Если вы установите, что ваш целевой рынок смотрит одну из таких передач, то получите большую выгоду.
Вот что следует иметь в виду малым и средним фирмам, рекламирующимся на телевидении:
— утренние информационные программы (с 6.00 до 9.00) смотрит около 10% телеаудитории. Цена эфирного времени намного (в 20 раз) ниже цены времени в вечерних новостях ;
— передаваемые с утра повторы фильмов или сериалов собирают обычно 11-15% всей телеаудитории. И в этом случае цена времени намного ниже (в 10 раз);
— учебные программы смотрит чаще всего молодежь (до 17% телеаудитории). Товары молодежного спроса лучше всего рекламировать именно в них. Цены — умеренные;
— программы позднего вечера (после 23 часов) — фильмы и информационные передачи собирают 3-5% аудитории, причем очень своеобразной; если ваш целевой рынок — представители свободных профессий, то за небольшую плату вы можете приобрести очень много клиентов.
Более дешевым является размещение рекламы на телевидении в виде бегущей строки.
Источник
Покупка телевизионного времени
Принимая решение о покупке телеэфира, медиапланеры определяют, какой вид телевидения будет использоваться для достижения поставленных задач, время размещения сообщения и перечень задействованных программ. Телереклама включает в себя три составляющих: национальная, национальная точечная и местная реклама.
Национальная реклама запускается в эфир общественными и коммерческими каналами. В том случае, если необходимо добиться максимального охвата аудитории, целесообразнее использовать общественные и коммерческие каналы. Абсолютная стоимость рекламного сообщения, транслируемого вышеуказанными каналами, достаточно высока, так как существуют большие непроизводственные расходы. Помимо этого, планируя работу с телевидением необходимо помнить, что распределение эфирного времени осуществляется заранее, как правило, за три-четыре месяца до реального размещения рекламного ролика в эфире.
Национальная точечная реклама представляет собой покупку эфирного времени на территории определенного региона национальным каналом. Использование национальной точечной рекламы позволяет «убить двух зайцев»: с одной стороны, добиться значительного охвата целевой аудитории, с другой – снизить финансовые затраты, так как стоимость национальной точечной рекламы на 20–30% ниже стоимости национальной рекламы. В конце 2002 – начале 2003 годов руководство ОРТ и РТР активно обсуждало вопрос расширения использования национальной точечной рекламы. Первые пробные шаги на этом пути были сделаны в 2001–2002 годах, когда национальные российские каналы размещали в ряде своих региональных программ рекламные ролики (программы, транслировавшиеся на Дальнем Востоке).
К местной рекламе относится точечная реклама, производимая на конкретном рынке и запускаемая в эфир местным или региональным телеканалом. Использование местной рекламы дает рекламодателю возможность для маневра, так как он может работать исходя из интересов конкретного рынка в определенное время и в четко указанных программах. Если сравнивать отраслевую структуру местной телевизионной рекламы и ее распространение, то наиболее эффективно она используется в США и Германии. Местная телереклама активно задействуется в передаче сообщений финансовых институтов, автомобильных компаний и дилеров, ресторанов и т.п. Например, McDermott Chevrolet размещает 75% своих рекламных роликов в местных телепрограммах Гейнсвилла, штат Флорида, и 25% в эфире Эн-Би-Си, Эй-Би-Си и Си-Би-Эс, так главным целевым рынком компании является Гейнсвилл. В России реклама автомобилей транслируется национальными каналами, в результате сообщение охватывает аудиторию, которая в лучшем случае на треть соответствует обозначенной целевой аудитории. Таким образом, процент «пустого эфира» получается достаточно значительным. Использование местной рекламы дает возможность сделать эфир более направленным, и избежать высоких показателей «пустого эфира».
Учитывая параметр уровня договорных обязательств, медиапланер определяет способ оплаты эфирного времени. Наиболее часто используются четыре формы оплаты телевизионных рекламных роликов: прямая оплата, спонсирование, долевое участие, бартер. Прямая оплата предполагает перевод денежных средств согласно оговоренным договорным обязательствам. В этом случае стоимость сообщения будет зависеть от времени трансляции ролика и его длительности.
Спонсирование представляет собой оплату расходов, связанных с производством программы, зарплаты сотрудников, занятых в проекте, и эфирного времени и является достаточно дорогостоящим мероприятием. Долевое участие представляет собой покупку эфирного времени в конкретной программе. В этом случае рекламодатель принимает участие в программе по своему усмотрению один или несколько раз на регулярной или нерегулярной основе.
Еще одним вариантом оплаты эфирного времени является бартер. Как правило, этот способ используется региональными телевизионными компаниями. Существует две основных формы бартерного обмена:
w обмен товаров на эфирное время, представляющее собой передачу товаров в указанном объеме, за размещение в эфире определенного количества роликов;
w компания принимает участие в создании программы и получает за это определенное количество эфирного времени.
Также при покупке времени телеэфира очень важно учитывать время трансляции программы, ее характер и длительность рекламных сообщений. Первые два параметра важны для медиапланера, так как именно они определяют размер и характер достигаемой аудитории. Третий параметр обеспечивает эффективность восприятия сообщения. Рассмотрим данные параметры более подробно.
Классический способ классифицировать время телевизионного эфира можно представить следующим образом:
6:00 – 9:00 – раннее утро;
9:00 – 17:00 – дневные программы;
17:00 – 19:30 – ранний вечер;
19:30 – 23:30 – прайм-тайм;
23:30 – 1:00 – ночные программы;
1:00 – 3:00 – поздняя ночь.
Для каждого из вышеуказанных временных промежутков характерна аудитория, соответствующая ряду демографических характеристик. Например, утренние часы, как правило, охватывают аудиторию, которая включает в себя мужчин и женщин, относящихся к высшему среднему классу, в возрасте от 30 до 50 лет, социально активных, работающих. Дневной эфир рассчитан на домохозяек, прайм-тайм позволяет охватить максимально возможную смешанную аудиторию.
Длительность рекламных сообщений составляет 10, 15, 30 и 60 секунд. Наибольшей популярностью у медиабайеров пользуются 10 и 30-секнудные ролики. В начале рекламной кампании более эффективны 30-секундные ролики, так как они позволяют создать определенный образ у аудитории и дать достаточно большое количество информации о предлагаемой продукции. Эффективность 10-секундных роликов состоит в том, что они хорошо воспринимаются в качестве дополнительной рекламы, то есть, когда образ уже существует короткое напоминание о продукте, вызывает у аудитории отсылку к расширенным сообщениям, транслировавшимся ранее.
Главным критерием определения покупки телевизионного времени тех или иных каналов являются совокупные рейтинговые пункты, которые измеряют зрительскую аудиторию определенных программ. На основании полученных данных медиапланер определяет способы покупки эфирного времени: покупку прайм-тайм, покупку вкраплений или местные покупки. Закупки прайм-тайм национального эфира осуществляются в основном с марта по май на весь следующий год. Период продажи эфирного времени включает в себя три этапа:
1. Рынок предварительных продаж. На данном этапе рекламодатели определяют договоренности о размещении рекламных сообщений на весь сезон на четко установленную сумму. Как правило, в это время наиболее активно покупаются ток-шоу, транслирующиеся в прайм-тайм, новостные блоки и спортивные новости.
2. Рассеянный рынок. После того как определена структура закупленного телеэфира на рынке предварительных продаж, начинается продажа телевизионного времени на рассеянном рынке. Если рынок предварительных продаж предполагал активную покупку времени в строго определенных программах, то рассеянный рынок предлагает достаточно широкий спектр программ, в которых рекламодатель может разместить свое сообщение. Данный этап характеризуется малым количеством выгодных для рекламодателя временных отрезков, так как большая их часть (порядка 70–80%) распродается на предварительном рынке. Помимо этого стоимость рекламного времени, предлагаемого на рассеянном рынке значительно выше (20–40%) по сравнению со стоимостью сообщения, проданного на предварительном рынке.
3. Остаточные рынки представляют собой еженедельные закупки нераспроданного эфирного времени. Оставшееся эфирное время может оказаться временем неприобретенным из-за того, что совокупный рейтинговый пункт программы чрезвычайно низок, или в случае отказа кого-либо из рекламодателей от размещения в эфире своего сообщения. Рынок остаточных продаж отличается довольно невысокой стоимостью, спорен с точки зрения эффективности.
Источник
Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 22.10.2014 2014-10-22
Статья просмотрена: 22287 раз
Библиографическое описание:
Цибанова, Н. Н. Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир / Н. Н. Цибанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 833-837. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13165/ (дата обращения: 20.11.2021).
В статье рассматривается вопрос о разновидностях потокового телевизионного продукта. Автор определяет основной и второстепенный контенты телеканалов, дифференцирует регулярные и нерегулярные эфирные продукты, которые нуждаются в системном и систематическом исследовании своей природы, формы и содержания. Итогом статьи является определение понятий «программа» и «передача» как формы организации материалов на современном телевидении.
Ключевые слова: жанры; форматы; телевидение; телевизионный продукт; контент; передача; программа.
Обычному телезрителю все равно, что он видит, — ему хочется смотреть, слушать, получать информацию, генерировать эмоции, он никак не пытается идентифицировать телевизионные эфирные продукты. Исследователю необходимо разобраться во всем, что происходит, уловить, найти закономерности, выделить признаки, найти новое, придать ему черты исследованного процесса и получить результат.
Что мы смотрим по телевизору и что мы видим? Всего две разновидности основного потокового телевизионного продукта — одноразовые и серийные проекты. Может показаться, что это очень условное разделение на виды, однако, именно эта классификация позволяет прояснить спор о формате и жанрах телевизионной продукции, который ведут современные медиологи.
Контент — (от английского content — содержание) — это наполнение любого информационного ресурса [11]. Телевизионные каналы являются информационными ресурсами, их наполняют различные эфирные продукты.
Весь контент телеканалов можно условно разделить на основной и второстепенный. Контент основной занимает до 75–80 % эфирного времени. Это программы, передачи, фильмы, сериалы, т. е. продукты стороннего и собственного производства телеканалов, а также видео и кинофильмы. Основной контент — это то, ради чего смотрят телевизор.
Контент второстепенный занимает до 20–25 % эфирного времени, — это межпроектные материалы: реклама, анонсы. Второстепенный контент — это части эфира, которые сопровождают просмотр.
Нас интересует часть основного эфирного контента, а именно журналистские эфирные продукты. Именно с этой категорией телевизионной продукции мы попробуем разобраться и провести классификацию по признаку периодичности демонстрации в эфире.
Типологизация — это научный метод, а классификация — процесс. Некоторые классификации могут быть истолкованы как предварительная типологизация или как переходная процедура упорядочивания элементов на пути к построению типологии. Классификация, в отличие от типологизации, предполагает нахождение четкого места каждому элементу в группе. Яркий пример научной классификации — периодическая система Д. И. Менделеева. Критерий классификации может быть случайным, а критерий типологизации всегда касается сущности исследуемого объекта. Чтобы обосновать нашу классификацию, обратимся к терминам.
Продукт — это товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей. Продукты делятся на материальные и нематериальные [12]. Продуктом телевизионного канала являются нематериальные аудиовизуальные материалы.
Эфир — это процесс непосредственной передачи телевизионного или радио- сигнала [13].
Таким образом, эфирный продукт — это аудиовизуальный материал, передающийся с помощью телевизионного сигнала. Добавим, что это единица эфирного контента, самостоятельный продукт, обладающий признаками целостности и завершенности.
Телевизионный канал — это полоса радиочастот в диапазоне метровых или дециметровых волн, предназначенная для передачи радиосигналов изображения и звукового сопровождения телевизионного средства массовой информации [14]. Телевизионный канал как электронное средство массовой информации представляет собой совокупность аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения [1].
Телевизионный сигнал доставляется «конечному пользователю» либо через эфир (индивидуальная, спутниковая, или коллективная антенны), либо при посредстве кабельных операторов. Эти операторы принимают телевизионные каналы из эфира и передают их по своим кабельным сетям.
Телевидение и телевизионная продукция являются достаточно самостоятельными процессами в системе СМИ, которые нуждаются в системном и систематическом исследовании своей природы, формы и содержания. Дефицит научной классификации эфирной продукции сегодня можно объяснить следующими объективными причинами:
1. Телевидение — это отрасль сбора, обработки и передачи информации, которая развивается очень быстро, — экранные произведения эволюционируют с большой скоростью, подстраиваясь под потребности и желания зрителей-потребителей.
2. До сих пор не существует четких определений и характеристик видов и типов телевизионной продукции. Основное противоречие разворачивается между понятиями жанр и формат при попытках классификации телевизионного контента. «До сих пор дискуссионным остается вопрос о том, как соотносятся между собой жанровые и форматные категории телевизионной морфологии», — считает медиапедагог, М. А. Мясникова, доцент факультета журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького [5]. Как отмечает А. А. Новикова, преподаватель кафедры телевидения и радиовещания МГУ, «…телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств, жанр же более статичен» [6]. Р. Уильямс в книге «Телевидение. Технологии и структурная форма» утверждает, что значимость жанровых различий понижается: теперь гораздо важнее принадлежность к «формату» [9].
Любое СМИ, печатное, электронное, интернет, имеет свои специфические жанры, формы и форматы, располагает своей понятийной базой. Для продукции телевидения это жанр и формат. Обратимся к определениям. Жанр — это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков. Это же относится и к жанровым формам, основанным на общности функций каждой из них, независимо от конкретного наполнения. Телевидение восприняло в основном функции, методы и формы своих предшественников по массовой коммуникации — печати и радио. И точно так же, как печать и радио, телевидение во всем богатстве и разнообразии его продукции, можно классифицировать по ряду устоявшихся формальных признаков, разделить по принадлежности к тому или иному жанру [3].
Формат (от нем. format, фр. format от лат. forma — вид, наружность) — 1) размер листа печатного издания; 2) структура информационного объекта, форма и способ представления данных [15]. Формат — это технологическое понятие. Понятие «телевизионный формат», или «формат телепередачи или телешоу», не имеет в российском законодательстве нормативного определения и применяется в области телевидения в понимании, сформированном обычаями делового оборота и международной практикой. На практике под телеформатом понимается совокупность сведений и материалов, определяющих творческую концепцию произведения (телепрограммы, шоу, игры и т. д.) и существенные элементы ее практической реализации, включая описание сюжетных линий (идей), правил проведения программы, типов ведущего (ведущих) и иных персонажей, манеры их поведения, хронологической последовательности действий и событий, деталей декораций и сценографии, музыкальное сопровождение, хронометраж и иные творческие и технические элементы телевизионной программы.
Формат представляет собой художественную концепцию программы, включающую сценарий или сценарный план исходного произведения (программы), описание существенных элементов (в том числе декорационных и сценографических), способов и приемов ее создания.
Применительно к телевидению понятие «формат» изначально затрагивало только технические параметры: хронометраж передачи, способ передачи сигнала (HDTV, DVB-T, HD DVD), но постепенно формат обретает и качественные характеристики.
Жанр связан, прежде всего, со смысловыми характеристиками программы, «формат» же определяют индустриальные характеристики: «упаковка» содержания, адаптация, способ распространения, стоимость и пр. [2].
«Формат — это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр — негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями» [8].
М. А. Мясникова полагает, что «формат телеканала» можно определить как концепцию вещания и согласно дифференциации форматов, исходя из способов контакта с аудиторией и соответствующих технологий, выделяет трансляционный, серийный и клиповый форматы эфирного контента. «Первым, основанным на трансляционной технологии телевизионным форматом, соответствующим монологовому (трансляционному) способу контакта с аудиторией, является разовая единица вещания, передача/трансляция. Само слово «передача» указывает на трансляционность, то есть на пересылку, передачу, доставку продукта адресату через преодоление пространственно-временной дистанции. Другой формат, соответствующий диалоговому (программному) способу контакта с аудиторией, — это сериал/программа. Серийные форматы, называемые у нас сериалами, существуют в виде периодически повторяющегося, подчиняющегося синтагматическим связям набора текстов. В основе данного телеформата лежит старый, как мир, принцип серийности, который абсолютно органичен для повседневности. Особенность серийно-программного формата — а это одно из свойств «мозаичной» культуры — равенство и сходство компонентов, их диалогический характер, взаимное влияние друг на друга, в результате чего происходит выявление новых смыслов каждой единицы программы за счет общего ее контекста. Эти форматы несут на себе такие отличительные черты, как длительность и протяженность; прерывистость и дискретность повествования с непременными интервалами между частями; а также повторяемость сюжетных блоков и лиц. Третий телевизионный формат, связанный с интерактивно-информальным, гипертекстуальным способом контакта с аудиторией, это — клип/гипертекст, построенный на основе иных, нежели сериалы, парадигматических связей». Таким образом, М. А. Мясникова определяет периодичность выхода в эфир как отличительную черту формата [5].
На взгляд А. В. Тютюниной, автора магистерской диссертации «Типология форматов российских телеканалов», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, ближе всего к пониманию формата подошли эксперты англо-немецкой компании «TV Formats» [16]. Признавая, что нет жестких, строго зафиксированных правил определения данного понятия, они предлагают сначала дать подробную характеристику той или иной программе, для того чтобы приблизиться к пониманию ее формата. Этот список может включать следующие пункты: название программы, целевая аудитория, предполагаемое место в сетке вещания, хронометраж, краткое описание, порядок работы, синопсис, бюджет, дизайн, коммерческие возможности [10].
В рамках рассматриваемой темы уместно продифференцировать отдельные передачи, причем, передача здесь употребляется как передача материала в эфир, а не как определение вида эфирного продукта. Выделяют:
— ежедневные телевизионные передачи — выходят каждый день (новости, сериалы и т. д.);
— еженедельные передачи — выходят раз в неделю (например, итоговые новости, развлекательные передачи по выходным дням и т. д.);
— ежемесячные передачи — выходят ежемесячно и представляют собой полноценные и глубокие исследования затронутой темы. Обычно это телевизионные расследования, какие-либо тематические программы и т. д.;
— нерегулярные передачи — выходящие по мере накопления материалов (альманахи) и
— ситуационные передачи (выходят в случае появления информационного повода — премьера фильма, годовщина события, передачи о каком-либо человеке). Таким образом, выделяют регулярные, нерегулярные и ситуационные передачи.
Далее обратимся к значению слов ПЕРЕДАЧА и ПРОГРАММА. Одним из значений слова ПЕРЕДАВАТЬ является способ распространения. Распространить, довести до кого-нибудь каким-нибудь способом. (Передать концерт по радио, по телевидению) [18]. Согласно Викисловаря ПЕРЕДАЧА — это «Процесс вещания на радио или телевидении, а также то, что говорится или показывается в этом процессе (Телевизионная передача. Образовательная передача)» [17]. Таким образом, это процесс доставки аудиовизуального произведения посредством передачи телевизионного сигнала от авторов до потребителей.
Одно из значений слова «передать» согласно Словаря Ожегова: Передать — Отдать, вручить, сообщить кому-нибудь [19]. Это характеристика одноактовости действия. Программа — это так же содержание концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач; сами такие представления, зрелища, передачи. К примеру, Новая цирковая программа; Радиостанция начинает свои программы.
Телевизионная программа, телепрограмма, телепередача — это видеоряд, обладающий единым назначением и некоторой целостностью (сюжетом), показываемый по телевидению. Также телепрограмма (телевизионная программа) — список (перечень) телепередач и прочего (фильмы, музыка), запланированных на ближайшее время (обычно — неделя) и публикуемый в различных СМИ, для информирования телезрителя.
Получается, что по форме любая эфирная продукция — это передача (от значения передавать что-то кому-то, передача картинки и звука на расстоянии, к примеру, передача потока), но по своим составляющим: структуре, назначению, характеру появления в эфире есть такие материалы, которые создаются для потребностей аудитории в цикличности и предсказуемости содержания, характере информации, повторяемости.
Программа передач — это еще и расписание трансляций эфирных продуктов.
Программы — это регулярные передачи, обладающие признаками одного формата. Они имеют одно название, схожую структуру, общую тему, идею, наполнение, оформление, ведущих, аудиторию, постоянный хронометраж и место в расписании передач (эфирной сетке) в одно и то же время, в один и тот же день недели. Это серийный проект, обладающий всеми признаками системного произведения, реализуемого частями. Для программ характерна предсказуемость темы, развития сюжета, постоянная творческая группа. Программа — это всегда часть проекта, а передача — самостоятельный автономный материал. Программа имеет композиционную завершенность как звено цепи. Все звенья одинаковые, они связаны и образуют единый проект.
Передача — это разовые эфирные материалы, нерегулярные, ситуационные проекты, передал — и все. К ним относятся прямые эфиры, трансляции, специальные проекты.
Соотношение в эфире программ и передач является одной из характеристик программной политики канала. К примеру, телеканалы «Россия 1» и «Россия Культура» до 60 % наполняют эфир передачами, все другие крупные федеральные российские телеканалы выстраивают сетку вещания на программах.
Таким образом, периодичность демонстрации основного контента в эфире является отличительной чертой телевизионного формата телеканала. Сколько раз, какими частями, с каким постоянством будет показан материал, имеет важное значение. Объять необъятное — тему взаимоотношений людей, сплетни, слухи, — невозможно в одном продукте, — обязательно требуется много частей, много историй, много времени, — иначе как реализовать в эфире «Пусть говорят» или «Прямой эфир», — имиджевые программы телеканалов «Первый» и «Россия 2»?
Для передач характерна явная жанровая принадлежность. Для трансляций — это комментарий либо репортаж, для прямых эфиров — интервью, беседа или дискуссия, для специальных проектов — репортаж или очерк. Получается, что к форматности ближе программы, а вот передачи — это жанровое поле. Программы ушли в форматы, передачи остались в жанрах.
Невозможно сделать передачу без определенной стилистики подачи информации, поскольку это завершенный материал, композиционно выстроенный и очень четко направленный на конкретную идею. Зритель должен понять задумку, принять информацию и разобраться в увиденном за один раз, поэтому способ обработки информации и ее оболочка очень важны. Программы рассчитаны на многоразовый показ, можно пропустить одну, и ничего не потеряется из общего смысла.
Это вовсе не означает, что передачи вообще не обладают признаками формата. Просто для передач они более формальны, нежели для программ. Эту точку зрения подтверждает О. Р. Лащук, заведующая кафедрой редакционно-издательского дела и информатики факультета журналистики МГУ, которая заключает, что в аудиовизуальных СМИ элементы, составляющие контент, могут быть созданы в соответствии с каким-либо жанром. А уже продолжительность, последовательность, количество, стиль подачи этих элементов будут определять формат [4].
Мультижанровость многих программ положена в основу их формата. Наполнение программы материалами разных жанров позволяет всесторонне осветить и раскрыть тему, используя по максимуму все возможности телевидения. Это одномоментность действия в студии и его передачи к зрителю, это как дополнение: репортажные съемки, портретные очерки, — одним словом, все, что может удерживать зрителя у экрана и возвращать его к выпускам программы вновь и вновь. Передачи не дают такого посыла, поскольку они закончены и не предполагают развития. Поэтому для передач так важно быть целостными, завершенными, «дорассказанными»и «допоказанными».
Таким образом, контент телевизионных каналов может быть разделен на основной и второстепенный. Наполнение эфира можно классифицировать по периодичности демонстрации в эфире на передачи и программы. Для передач характерны жанровая принадлежность, для программ — форматная.
1. Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации на 2008–2015 годы. URL// www.telesputnik.ru/docs/concept.doc
2. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С. 44.
3. Князев А. Основы тележурналистикики и телерепортажа. Учебное пособие Бишкек, КРСУ — 2001, 160 с.
4. Лащук О. Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С. 34–37.
5. Мясникова М. А. Понятия «жанр» и «формат» в арсенале медиапедагога, Журнал «Оразование. Медиа. Общество: Пространство сотрудничества», 2011, № 4, URL// http://www.ruskenpo.ru/text/101?m=7
6. Новикова А. А. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С.58.
7. Тютюнина А. В. Магистерская диссертация «Типология форматов российских телеканалов». URL// www.hse.ru/data/2013/06/06/1283872237/диссертация.doc
8. Цвик В. Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 10. — С. 55.
9. Williams R. Television: technology and cultural form. — Routledge, 2003. — P. 34.
Источник