Класс способы выражения сравнения

Класс способы выражения сравнения

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 9-Класс
  • Русский язык
  • Видеоурок «Различные способы выражения сравнения»

Цель этого занятия – выяснить, какие существуют способы выражения сравнения в современном русском языке, научиться различать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами, формировать и совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки в указанных конструкциях.

В художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи сравнительные конструкции помогают образно представить описываемые предметы, события, факты, реализуясь в виде сравнения – средства художественной выразительности (тропа).

Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Отвлеченная мысль становится понятной, если для сравнения привлекается нечто осязаемое, зримое, очевидное. Стилистическая функция сравнения – создание художественной выразительности.

Способы выражения сравнения в современном русском языке многообразны:

1. сравнение может выражаться существительным в форме творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Мне теперь все казалось яснее ясного.

3. при помощи слов «подобный», «похожий»:

Ее любовь к сыну была подобна безумию.

4. оборотами с различными сравнительными союзами (как, будто, как будто, точно, словно, подобно тому как, как если бы):

Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.

Обороты со сравнительными союзами представляют собой часть простого предложения и могут играть в предложении разную синтаксическую роль.

Чаще всего в предложении сравнительные обороты являются обстоятельствами образа действия, а на письме выделяются запятыми.

Егор двигался бесшумно, словно тень. (В составе этого простого предложения есть сравнительный оборот «словно тень»).

Злые волны, как воры, лезут в окна. (В данном простом предложении употреблен сравнительный оборот «как воры»).

Оборот с союзом «как» может иметь оттенок причинности (его можно заменить конструкцией со словом «будучи») и в предложении являться приложением, а на письме выделяться запятыми.

Она была, как меньшая, любимица отца. (В этом простом предложении употреблен оборот с причинным значением «как меньшая»).

Оборот с союзом «как» и другими сравнительными союзами может входить в состав составного именного сказуемого, при этом на письме он не выделяется запятыми.

Брат с сестрой словно чужие. (В этом предложении оборот «словно чужие» является сказуемым и на письме не обособляется).

Брат с сестрой, словно чужие, не смотрели друг на друга. (В данном случае сравнительный оборот «словно чужие» является обстоятельством образа действия и на письме обособляется).

Не обособляется на письме оборот с союзом «как» и другими сравнительными союзами, если имеет значение в качестве.

Китай известен как страна древнейших традиций. (В этом простом предложении употреблен оборот со значением в качестве «как страна древнейших традиций», на письме не обособляется).

Если оборот с союзом «как» и другими сравнительными союзами образует устойчивое сочетание (фразеологический оборот), то он на письме также не выделяется запятыми.

Олени отбежали немного и остановились как вкопанные. (Фразеологизм «как вкопанные» не обособляется на письме).

Подобных устойчивых сочетаний в русском языке достаточно много, можно привести самые распространенные:

Не видать как своих ушей

Лететь как стрела

Лить как из ведра

Дрожать как осиновый лист

Точно в воду кануть

Как можно скорее

Как нельзя лучше и др.

Важно отметить, что если обороту со сравнительным союзом предшествует отрицание или слова совсем, совершенно, почти, вроде, просто, прямо, то запятая также не ставится.

Он имел славянский тип внешности почти как его отец. – Он имел славянский тип внешности, как его отец.

Необходимо отличать подчинительный сравнительный союз «как» от сочинительного двойного союза «как…, так и».

Барышня увлекалась как музыкой, так и танцами. (В этом случае запятая ставится перед второй частью союза «как…, так и».

Наряду с простыми сравнениями, когда два явления сближаются по какому-то общему у них признаку, используются сравнения развернутые, в которых сопоставляются многие схожие черты.

Читайте также:  Рецепт соления зеленых помидоров холодным способом

Нередко художественное произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение Валерия Брюсова «Сонет к форме»:

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьется в нем и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!

Сравнительные обороты, которые представляют собой часть простого предложения и имеют значение приблизительного сходства, образного сравнения, сближаются по значению и средствам связи с придаточными сравнительными в составе сложноподчиненного предложения.

Придаточные предложения со значением сравнения отвечают на вопросы как? подобно чему? и присоединяются к главному также при помощи сравнительных союзов как, будто, как будто, точно, словно, подобно тому как, как если бы.

Подводя итоги, можно справедливо заметить, что разнообразные сравнительные конструкции помогают образно представить описываемые предметы, события, факты.

Их отсутствие в речи лишает язык выразительности и яркости. А умение правильно ставить знаки препинания в подобных конструкциях дает возможность формировать и совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки и умения.

Источник

Сравнение и способы выражения сравнения в предложении

Конспект урока по теме: «Сравнение и способы выражения сравнения в предложении». 8 класс

1. Создать условия для повторения и изучения способов выражения сравнения; отработки умения находить сравнения в предложении; повторения орфографии и пунктуации; умения использовать сравнения в речи;

2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, рабочий лист.

Современная молодежь все чаще и чаще использует в своей речи короткие однотипные предложения, похожие на смс-сообщения. Чем это грозит русскому языку? (Потере выразительности, обеднению языка, искажению информации).

— Потенциал русского языка огромен. Наш язык богат средствами, позволяющими передать все оттенки чувств, эмоций, описать любой предмет, явление. Об одном таком средстве будем говорить сегодня на уроке.

Узнать и изучить это средство выразительности помогут задания рабочего листа. Запишите фамилию и имя. Выполните задание №1.

Задание №1 (самостоятельно)

Определите, чем осложнено предложение. Номер предложения запишите в таблицу.

1. Ранний солнечный свет, падавший на листву, казался холодным и бледным.

2. Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого.

3. Журавли, друг друга окликая, осторожно тянутся гурьбой.

4. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.

Источник

Урок русского языка в 9-м классе. Тема: «Все познается в сравнении»
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.

Задачи:

Образовательные:

-повторить теоретический материал, определение сравнения;

— проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения;

— выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;

— подготовка к сдаче ГИА.

Развивающие:

— продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

— развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

— формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Оборудование: раздаточный материал, справочная литература.

Скачать:

Вложение Размер
3220_urok_2.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9-м классе. Тема: «Все познается в сравнении»

Цель урока: определить роль сравнения как изобразительно-выразительного средства в русском языке.

-повторить теоретический материал, определение сравнения;

— проанализировать художественные тексты, определить способы выражения сравнения;

— выяснить изобразительно-выразительные особенности сравнения;

— подготовка к сдаче ГИА.

— продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

— развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

— формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Оборудование: раздаточный материал, справочная литература.

Учитель: Представьте, что вы смотрите в небо и наблюдаете за проплывающими облаками. Они медленно плывут, постоянно меняя свои формы и удивляя вас своей белизной.

Попробуйте назвать слово «облака» другими словами, которые в той или иной мере говорили о признаках и свойствах этого предмета. Учащиеся называют различные ассоциации, связанные с облаками (как вата, лебеди, корабли, сладкая вата, пуховая перина, взбитые сливки)

Учитель: Скажите, чтобы так назвать облака, что вы делали? (Сравнивали, сопоставляли, находили общие черты).

Учитель: Я никогда не устану повторять, как богат наш русский язык, какие неисчерпаемые возможности он имеет, чтобы обычное слово зазвучало по-новому, превратилось в зрительный образ, навсегда осталось в памяти. Задание с облаками я предложила вам неслучайно и сегодня мы рассмотрим сравнение как одно из языковых средств выразительности.

1) Значение термина в словарях;

3)Синонимы к слову сравнение (работа со словарем).

Учитель: А сейчас займемся анализом текстов и выясним, какие способы выражение имеет сравнение.

Работа в группах:

Задание группе № 1

В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.

Ответьте на вопросы:

Какой частью речи является это слово?

В форме какого падежа оно стоит?

Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение. (существительным в Т.п.)

Примеры из текстов для анализа:

1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

2. Лицо у него было доброе, губы трубочкой.

3. Разноцветным коромыслом в небе радуга повисла.

4. А он всё заливался соловьём и слушать не хотел ничьих советов.

Задание группе № 2

В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.

Ответьте на вопросы:

При помощи каких союзов происходит сравнение?

Как в русском языке называются такие синтаксические конструкции?

Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение (сравнительный оборот)

Примеры из текстов для анализа:

1. Как океан разверзлись небеса,

И спит земля — и теплится, как море.

2. С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.

3. Горы, словно могучие великаны, окружили долину.

4. Точно старушонки, накренились избы на бок.

Задание группе № 3

В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.

Ответьте на вопрос: При помощи каких слов происходит сравнение?

Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.

(Сравнения, которые вводятся словами похож, подобен, напоминает, выступающими в роли сказуемого).

Примеры из текстов для анализа:

1. Кленовый лист напоминает нам янтарь.

2. Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.

3. Огромные деревья похожи на лесных великанов.

4. Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч

Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Для этого вы должны сравнить два текста, в одном из которых убраны все сравнения.

Текст № 1. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро. Его окружали скалы, поднимающиеся вверх. На берегу расстилалась буйная зелень. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и отражалось в горном озере. Редкие облака медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Текст № 2. Поднявшись на вершину горы, мы увидели озеро, похожее на большую серебряную чашу. Его окружали скалы, каскадами поднимающиеся вверх. Буйная зелень на берегу расстилалась изумрудным ковром. Солнце садилось. Его угасающие лучи падали на гладкую, как стекло, поверхность воды. Вечернее небо казалось еще выше и, словно в зеркале, отражалось в горном озере. Редкие облака, как заблудившиеся путники, медленно проплывали над головой и растворялись, не успев скрыться из вида.

Группы сообщают предложения к основному выводу.

— сравнение помогает более точно представить предмет или явление;

— сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы;

— речь становится более яркой и выразительной;

— сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны;

— сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи;

— сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

Учитель: А сейчас я бы хотела подвести итог нашему занятию.

Составьте текст (5-6 предложений) на тему «Зимний пейзаж», используя сравнения в разных его формах.

Источник

Материалы для открытого урока «Способы выражения сравнения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рисуем словами Хоббит, лошадь и заварной чайник

Определение типа речи 1. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул и, повертев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом – глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… 2. На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла. 3. Игры – это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека.

Цели описания Разыскивается мужчина высокого роста, худощавого телосложения. Волосы густые, короткие, темные. Лицо овальное, худое. Лоб низкий, выпуклый. Глаза темно-карие. Нос с горбинкой. Одет в синие джинсы, белый свитер, черную куртку с красной отделкой, черные зимние ботинки. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-древняя, с жидкими седыми волосами, со сморщенным, высохшим личиком и на тоненьких, как палочки, ножках. Но, как ни удивительно, она побежала к ребятам навстречу легко и весело, словно юная девушка.

В норе под землей жил да был хоббит. Это была хоббитская нора— уютная и со всеми удобствами. В нору вела круглая, как корабельный люк, дверь, выкрашенная зеленой краской. Точно посередине двери желтой шишечкой торчала блестящая бронзовая ручка. Дверь отворялась внутрь, в большой коридор с полукруглым сводом, похожий на печную трубу (только без дыма и копоти), очень уютный и хорошо обустроенный: стены обшиты деревянными панелями, мощеный плиточный пол застлан ковром, повсюду удобные кресла и много вешалок и крючков для пальто и шляп, потому что хоббит любил приглашать гостей.

Что и с чем сравнивается? Сравнение – это выяснение, чем похожи и чем не похожи друг на друга разные предметы, явления или события, и сопоставление одного понятия с другим. Эта лошадь была прекрасна, Как бывает прекрасна лошадь… Шея — словно рука балерины, Уши — словно чуткие листья, Ноздри — словно из серой замши, И глаза азиатской рабыни. Д. Самойлов

Способы выражения сравнения напоминает наподобие, подобен словно как будто вроде точно прилагательное в форме сравнительной степени походить на…, похожий на… как глагол + сущ. в Тв.п. кажется, что это…

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «СРАВНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ» (5 класс УМК под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта) ФГОС

Класс 5Предметрусский язык

Тема урока Сравнение и способы его выражения

Тип урока Урок развития речи. Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные): знакомство с приемом сравнения и способом его выражения, совершенствовать речевые умения и навыки для создания письменных текстов на основе необходимой информации и личных наблюдений.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать роль языка в развитии творческих способностей; проявлять способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной речи; адекватно выражать своё отношение к информации; соблюдать основные нормы языка; осуществлять речевой самоконтроль; осознавать эстетическую функцию родного языка.

Метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; планировать собственную деятельность; осуществлять оценку результатов; уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Умение осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение, индивидуальная, групповая, парная и коллективная работа на уроке.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал, тетрадь-практикум для развития письменной речи «Готовимся к сочинению» Н.А. Шапиро, Москва «Просвещение», 2018

Источник

Читайте также:  Способ решение ранг матрицы
Оцените статью
Разные способы