Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов. —
Вариант 1.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода
Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.
4. Опишите, как можно распознать водород.
Ответ:
Собрали прибор для получения газов и проверили его на герметичность. В пробирку положили 1-2 гранулы цинка и прилили в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и надели на кончик трубки еще одну пробирку, подождали некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.
Сняли пробирку с водородом и не переворачивая ее поднесли к горящей спиртовке. Чистый водород взрывается с глухим хлопком.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание аммиака
Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.
В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.
Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.
Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.
Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.
Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?
Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.
3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.
Ответ:
Собрали прибор для получения аммиака и проверили его на герметичность. В фарфоровую чашку насыпали хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по 1 ложечке для окисления веществ. Смесь перемешали стеклянной палочкой и высыпали в сухую пробирку. Закрыли ее пробкой и укрепили на лапке штатива. На газоотводную трубку надели сухую пробирку для собирания аммиака. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция нагрели.
Вариант 2.
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание кислорода
Соберите прибор, как показано на рисунке 114, и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия KMnO4 и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород. Наличие кислорода в сосуде проверьте тлеющей лучинкой.
Вопросы и задания
1. Что происходит при нагревании перманганата калия? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.
3. Опишите физические свойства кислорода, непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали кислород.
Ответ:
Собрали прибор для получения кислорода и проверили его на герметичность. В пробирку насыпали примерно на 1/4 ее объема перманганата калия у отверстия пробирки положили рыхлый комочек ваты.
Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепили пробирку в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна сосуда, в котором будет собираться кислород.
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)
В пробирку поместите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте 1—2 мл разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды.
Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Вопросы и задания
1. Что происходит при взаимодействии мела или мрамора с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.
2. Рассмотрите проведенную реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
3. Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые в опыте.
4. Опишите, как вы распознавали оксид углерода (IV).
Ответ:
В пробирку поместили несколько кусочков мела и прилили 1 мл разбавленной соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Наблюдаем как через известковую воду проходят пузырьки газа.
Эта реакция является качественной на углекислый газ.
Источник
Урок №24. Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода
Цель работы : Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства.
Необходимое оборудование и реактивы
штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель;
два химических стакана;
пробка с газоотводной трубкой;
ложка для сжигания веществ;
перманганат калия (твердый) KMnO 4 ;
известковая вода — Са(ОН) 2.
Меры предосторожности
Работа со спиртовкой:
Не переносите горящую спиртовку с места на место.
Гасите спиртовку только с помощью колпачка.
При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.
Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.
Дно пробирки не должно касаться фитиля.
Работа со стеклом:
Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке. Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть
Проверка прибора на герметичность:
Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.
Загрузите по очереди два следующих видео — опыта и внимательно наблюдайте за экспериментом:
1. Получение кислорода (нажмите «Посмотреть опыт»)
Кислород( O 2 ) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4 (марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород.
2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ↑
Чистый кислород впервые получили независимо друг от друга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород — необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут.
2. Обнаружение кислорода
Кислород поддерживает горение — это свойство кислорода используется для его обнаружения
Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ:
С+О 2 = СО 2
Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
Источник
Практическая работа № 2 по теме «Получение, собирание и распознавание газообразных веществ»
Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока.doc
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Лесосибирский технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ
« Получение, собирание и распознавание газообразных веществ»
Практическая работа № 2
г. Лесосибирск, 2019
Сценарий открытого урока
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок практическая работа
Цель: совершенствовать умения и навыки проведения химического эксперимента и составления уравнений химических реакций.
1.Формирование устойчивого интереса к предмету, коммуникативной культуры, целеустремленности и инициативности.
2.Совершенствование умений и навыков проведения химических опытов, составления уравнений химических реакций, формулирования выводов по проведенным химическим экспериментам.
Планируемые результаты урока:
— химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
— умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
— использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
— использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
— понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
— владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
— владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать,объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
— владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
— сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников
Межпредметные связи : с экологией, математикой
Технология, используемая на занятии : деятельностного подхода
Формы работы: фронтальная, парная, групповая
Используемые источники: презентация, учебное пособие «Химия. Практикум» О.С.Габриелян.
Оборудование: штатив, пробирка с газоотводной трубкой, ватный тампон, сухое горющее, спички, лучина, колбы для собирания кислорода, пробирки, химический стакан, стеклянная палочка.
Реактивы: перманганат калия, перекись водорода, мрамор (карбоната кальция), растворы: соляной кислоты, хлорида аммония и гидроксида натрия, лакмуса, вода, лакмусовой бумажки, концентрированная соляная кислота.
Приветствие обучающихся, выявление присутствующих и отсутствующих на уроке, проверка готовности обучающихся к уроку (наличие тетрадей, письменных принадлежностей).
2.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Вопрос: Назовите известные вам газообразные вещества
* Обучающиеся называют известные им газообразные вещества.
1 слайд ЗАДАНИЕ: установите соответствие между названием газа и его химической формулой, ответы запишите в тетрадь
*Проверяем правильность выполнения задания. Проведем самопроверку. Если ответ правильный ставьте «+», если не правильный «-». Преподаватель открывает на презентации колонку с правильными ответами, обучающиеся проверяют ответы.
*Поднимите, руку у кого все ответы правильные, поставьте в тетради на полях 5 баллов. Вы молодцы, хорошо знаете формулы газов.
*Поднимите руку у кого 1 ошибка, поставьте в тетради на полях 4 балла. *Поднимите руку у кого 2 ошибки, поставьте в тетради на полях 3 балла. *Поднимите руку у кого 3 ошибки, поставьте в тетради на полях 2 балла. Вам нужно выучить формулы газообразных веществ.
— Конечно же, газообразных веществ очень много. Но сегодня мы экспериментальным путем будем получать некоторые из них. А какие газообразные вещества мы получим, вы мне сами их назовете, выполнив следующее задание.
— У вас на партах лежат карточки с кратким описанием газообразного вещества (см. прложение 1). Работа в парах.
2 слайд ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте текст КАРТОЧКИ и по краткому описанию определите, о каком газообразном веществе идет речь. Подготовьте ответ по плану:
1. Название газообразного вещества
2. Физические свойства газообразного вещества
3. Получение в лаборатории
4. Как его собрать?
5. Как его распознать?
*Время на работу 3-4 минуты
Карточка №1 выдается обучающимся сидящим за 1 партой — «кислород»
Карточка №2 выдается обучающимся сидящим за 2 партой — «водород»
Карточка №3 выдается обучающимся сидящим за 3 партой — «углекислый газ»
Карточка №4 выдается обучающимся сидящим за 4 партой — «аммиак»
* Обучающиеся готовят ответы.
*Проводится обсуждение результатов работы. Обучающиеся дают ответы по плану. Ответы оцениваются: за правильные ответы обучающиеся получают «смайлики», которые накапливают по ходу урока, а в конце урока подсчитывают и сдают преподавателю.
— И так, какие газообразные вещества мы будем получать? (ответ: кислород, водород, углекислый газ и аммиак).
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
* На партах лежат инструкционные листы для обучающихся (см. приложение 2)
— Откройте рабочие тетради и запишите:
3 слайд Практическая работа №2
Тема. Получение, собирание и распознавание газов
— Сформулируйте цель работы: Что предстоит сделать?
* Обучающиеся высказывают свои формулировки. Выстраивается единая формулировка цели.
— Запишите в тетрадь цель работы.
Цель: получить, собрать и распознать газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак.
— А так же предстоит вам совершенствовать свои умения и навыки проведения химического эксперимента и составления уравнений химических реакций.
— Далее напишите Ход работы:
— В ходе работы будем проводить опыты, а результаты записывать в таблицу. Это и будет отчет по практической работе. Оцениваться будет правильное написание уравнений химических реакций и составление вывода по работе.
4 слайд (на слайде таблица)
— Из инструкционных листов, в свои тетради, перечертите таблицу:
* Преподаватель дает разъяснения каждого столбца.
— Перед выполнением практической части вспомним правила ТБ:
На демонстрационном столе мы будем работать с нагревательным прибором, это сухое горючее в виде таблетки, самостоятельно вы будете работать с горящей лучиной.
5 слайд (на слайде вопросы)
1.Как зажечь и погасить нагревательный прибор и лучину?
2. В какой части пламени нужно нагревать пробирку с веществом?
ОТВЕТ: 1.Зажигать сухое горючее и лучину только от спички. Тушить нагревательный прибор колпачком, а лучину опустить в пустую пробирку, тем самым перекрывая доступ кислорода.
2.Пробирку нагревают в верхней части пламени, т.к. она самая горячая.
— В опыте №4 вам нужно будет распознать аммиак по запаху.
6 слайд (на слайде картинка распознавание вещества по запаху)
Вопрос: Как правильно распознать вещество по запаху?
ОТВЕТ: Определяя вещество по запаху, необходимо держать сосуд на расстоянии 15-20 см. от лица и легкими движениями руки направлять воздух от отверстия сосуда к носу, не делая глубокого вдоха.
7 слайд (на слайде вопрос)
— Вы будете работать с растворами кислот и щелочей.
Вопрос: Как нужно с ними обращаться?
ОТВЕТ: При работе с кислотой и щелочью соблюдайте осторожность. В случае попадания на кожу – промойте водой. Затем нейтрализуйте: кислота нейтрализуется 2%-ным р-ром соды, щелочь -2%-ным р-ром борной кислоты.
Ответы оцениваются: за правильные ответы обучающиеся получают «смайлики», которые накапливают по ходу урока, а в конце урока подсчитывают и сдают преподавателю.
— Итак, правила ТБ мы повторили, приступим к работе: Выполнять опыты будите под моим руководством, попрошу слушать меня внимательно и все действия выполнять аккуратно, при этом не забывайте делать записи результатов в таблицу.
Опыт №1. «Получение кислорода»
— Существует несколько способов получения кислорода, мы получим его 2-мя способами.
8 слайд 1способ: «Разложение перманганата калия» — опыт проводим на демонстрационном столе, ассистентом назначаю одного ученика (пригласить его к демонстрационному столу).
Демонстрационный опыт (проводит преподаватель)
В лапке штатива закреплена пробирка с газоотводной трубкой, в которой находится перманганат калия (до 1/5 объема пробирки), у отверстия пробирки находится небольшой ватный тампон для улавливания твердых частиц.
Сейчас мы будем нагревать перманганат калия, он будет разлагаться, в результате этого в сосуд будет собираться кислород, вытеснения воздух.
Задание ученику: Вам нужно провести распознание собранного в сосуд кислорода. С помощью чего будем проводить распознание кислорода?
Ученик: С помощью тлеющей лучины.
Тлеющую лучину опускаем в сосуд с кислородом. Что наблюдаем?
Тлеющая лучина в кислороде ярко горит.
— В таблицу напишите уравнение реакции разложения перманганата калия.
* Обучающиеся записывают уравнение реакции разложения перманганата калия
9 слайд 2 способ: «Разложение пероксида водорода»
— Назовите формулу перекиси водорода (ответ: Н2О2). Где ее используют? (ответ: в медицине для дезинфекции ран)
— Опыт проводите самостоятельно, но вначале изучите порядок проведения опыта:
*задание дано на слайде 9
ЗАДАНИЕ: Изучите порядок проведения опыта, используя учебное пособие
«Химия. Практикум» с.141 №48.1
* Обучающие изучают порядок проведения опыта
— ОБСУДИМ. Как будите выполнять опыт? Ваши действия
*Отвечает ученик в пробирку помещаем 3-4 мл перекиси водорода + немного порошка оксида марганца ( IV ) и быстро закрываем пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опускаем в сосуд для сбора кислорода.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1.Какую роль в этой реакции играет оксида марганца ( IV )? (ответ: оксид марганца ( IV ) играет роль катализатора)
2.Каким методом собираем кислород? (ответ: методом вытеснения воздуха)
3.Чем распознать наличие кислорода? (ответ: тлеющей лучиной)
— Приступите к проведению опыта, и не забудьте записать в таблицу уравнение реакции и вывод.
* Обучающиеся проводят опыт, делают записи в тетрадь
— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Получили кислород с помощью реакции разложения. Собрали методом вытеснения воздуха и распознали тлеющей лучиной, она ярко горит)
10 слайд Опыт №2 «Получение водорода»
— Водород можно получить несколькими способами. Мы тоже его можем получить в лаборатории, но вот собрать и распознать его не всегда получается, он быстро
смешивается с кислородом воздуха, а это взрывоопасная смесь. Поэтому посмотрим видео опыт.
ЗАДАНИЕ: Внимательно посмотрите видеоопыт «Получение водорода»
*Преподаватель демонстрирует видеоопыт, обучающиеся внимательно смотрят.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1.При взаимодействии, каких веществ получили водород? (ответ: при взаимодействии цинка и соляной кислоты)
2. Что вытесняет водород из кислоты? Почему? (ответ: цинк, потому, что он в ряду активности металлов стоит до водорода. Цинк является активным металлом)
3.Почему водород собрали в перевернутую вверх дном пробирку? (ответ: потому, что водород самый легкий газ)
4. Как распознали наличие водорода? (ответ: его наличие определяют горящей лучиной по характерному звуку «хлопку»)
— В таблицу напишите уравнение химической реакции получения водорода и вывод.
* Обучающиеся делают записи в тетрадь.
— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Получили водород, вытеснив его цинком из кислоты. Собрали методом вытеснения воздуха и распознали горящей лучиной по характерному звуку)
11 слайд Опыт №3 «Получение углекислого газа»
— На слайде представлен рисунок. Посмотрите внимательно и скажите, из каких веществ получают углекислый газ? (ответ: углекислый газ получают из мрамора – карбонат кальция и соляной кислоты)
— Чем можно распознать наличие углекислого газа?
ОТВЕТ: Распознаем его с помощью зажженной лучинки, она в среде СО2 гаснет, т.к. СО2 не поддерживает горение. Поэтому его используют для тушения пожаров.
— Приступаем к самостоятельному проведению опыта: в хим. стакан с кусочками мрамора, а мрамор это из карбоната кальция CaCO 3 добавьте соляную кислоту.
— Что наблюдаете? (ответ: Выделяется углекислый газ). Проведите его распознавание с помощью зажженной лучины.
— Распознать углекислый газ можно еще одним способом, для этого проведем опыт на демонстрационном столе.
В лапке штатива закреплена пробирка с газоотводной трубкой, в которой находятся кусочки мрамора, приливаю немного концентрированной соляной кислоты. Конец газоотводной трубки опускаю в колбу, углекислый газ соберем методом вытеснения воздуха.
-Чем распознать наличие газа в колбе? Ответ: зажженной лучиной, она в среде СО2 гаснет. Это вы уже знаете.
-Углекислый газ можно распознать и так: опустим конец газоотводной трубки в стакан с водой, окрашенной синим лакмусом.
— Что наблюдаете? (ответ: произошло изменение окраски, р-р стал красным).
— Почему? (ответ: СО2 является кислотным оксидом, и при взаимодействии с водой дает слабую угольную кислоту. Поэтому синий лакмус в кислой среде становится красным).
— В таблицу напишите уравнение химической реакции получения углекислого газа и вывод.
* Обучающиеся делают записи в тетрадь.
— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Углекислый газ получили действием соляной кислоты на карбонат кальция. Собрали методом вытеснения воздуха и распознали зажженной лучиной, которая в среде газа гаснет)
12 слайд Опыт №4 «Получение аммиака»
Для того, чтобы правильно провести опыт, изучите порядок его выполнения. Обратите внимание на слайд, дано задание.
ЗАДАНИЕ: Изучите порядок проведения опыта, используя учебное пособие «Химия. Практикум» с.171 №57.3
*Обучающиеся изучают задание
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
1.Как распознать наличие газообразного аммиака? (ответ: по запаху и лакмусовой бумажкой, она изменит цвет)
2. Для чего к отверстию пробирки нужно поднести стеклянную палочку, смоченную концентрированной соляной кислотой? (ответ: для обнаружения аммиака, вы увидите дым. Это говорит о том, произошла реакция между раствором аммиака и соляной кислотой, дым – это частицы образовавшегося продукта реакции, хлорида аммония)
ОБСУДИМ. Как будите выполнять опыт? Ваши действия:
*Отвечает ученик в пробирку нальем по 2 мл растворов хлорида аммония и гидроксида натрия, далее встряхнуть пробирку и осторожно понюхать.
-Зачем будете понюхать? (ответ: чтобы определить запах аммиака)
— При выполнении этого опыта, помните правила распознавания вещества по запаху.
Опустите в пробирку розовую полоску лакмусовой бумажки. Что наблюдаете? (бумажка стала синей, значит в пробирке слабая щелочь — раствор аммиака).
Поднесите стеклянную палочку, смоченную в концентрированной соляной кислоте.
— Проведите опыт, запишите в таблицу уравнение реакции и вывод.
* обучающиеся проводят опыт и делают записи в тетрадь.
— Озвучьте вывод по этому опыту. (ответ: Получали аммиак взаимодействием хлорида аммония и щелочи. Обнаружили аммиак по запаху и изменению окраски лакмусовой бумажки, она стала синей)
13 слайд Опыт №4 «Получение аммиака»
Аммиак в лаборатории получают в результате нагревания смеси кристаллических веществ гидроксида кальция и хлорида аммония. Химическую реакцию вы видите на слайде.
ЗАДАНИЕ: Допишите уравнение химической реакции, расставьте коэффициенты.
*Проверяем, что получилось:
— Итак, все опыты проведены, таблица результатов заполнена.
— Достигли ли мы поставленной цели? (Да, цель достигнута, получили газообразные вещества, собрали их и распознали).
— Скажите, а как эти газообразные вещества связаны с вашей профессии? Где они могут использоваться?
*Учащиеся высказывают свои предположения
14 слайд Кислород применяется для сжигания топлива в двигателе внутреннего сгорания автомобилей.
Бензин, дизельное топливо содержат различные углеводороды.
15 слайд Углекислый газ, как видно из приведенной выше реакции, образуется при сгорании топлива, а так же при выдыхании живых организмов и выделяется в атмосферу. Из атмосферы его поглощают зеленые растения в процессе фотосинтеза: 6СО2 +6Н2О = С6Н12 О6 + 6О2.
У водителя в автомобиле должен быть огнетушитель. Углекислотный огнетушитель предназначен для тушения загораний различных веществ и материалов и др.
16 слайд Проведены исследования и доказано, что при сгорании водорода в кислороде из выхлопной трубы автомобиля в атмосферу выходит безвредное вещество вода 2Н2 + О2 = 2Н2О. Поэтому водород считают экологически чистым топливом будущего.
17 слайд Аммиак свое применения в вашей профессии находит в аптечке водителя, в виде раствора нашатырного спирта его используют для выведения человека из обморочного состояния при потери сознания.
18 слайд 4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
* Организуется работа в парах, выполнение Тест по теме «Получение, собирание и распознавание газов» (см. приложение 3)
*Обучающимся выдается лист с тестом, и они выполняют тест.
*После выполнения организуется взаимопроверка: обучающиеся обмениваются вариантами теста и проверяют друг у друга. В презентации открываются правильные ответы.
По критериям оценивают работу.
5 правильных ответов — оценка «5»
19 слайд 5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
* Обучающимся предлагаются задания на выбор
Задания на выбор
Составьте уравнение реакции горения бензина — С 5 Н 12
Подготовить сообщения, рефераты или презентации о любом газообразном веществе.
Творческое задание: составить кроссворд «Газообразные вещества»
20 слайд 6.РЕФЛЕКСИЯ (см. приложение 4)
*Обучающие на выданных листочках отвечают на вопросы, отмечая галочкой.
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (подсчитываются накопленные за урок «смайлик» выставляются оценки, даются устные комментарии за работу)
Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать …..»
КАРТОЧКА №1 Это газ, без цвета и запаха. В жидком состоянии имеет светло-голубую окраску, в твердом – синюю. Он входит в состав атмосферы, его содержание составляет 21%. Необходим для дыхания живых организмов, а так же поддерживает горение многих веществ. При взаимодействии с металлами и неметаллами образует оксиды. В лаборатории его получают путем разложения перманганата калия: 2 KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + …↑ или пероксида водорода:
2 H 2 O 2 → 2 H 2 O + … ↑ в присутствии катализатора MnO 2 — оксида марганца ( IV ). Собирают газ методом вытеснения воздуха, а распознают его тлеющей лучиной, которая в среде этого газа ярко горит.
КАРТОЧКА №2 Это самый легкий газ, без цвета и запаха. Он более чем в 14 раз легче воздуха, почти не растворим в воде. В лаборатории получают в аппарате Киппа взаимодействием цинка с соляной кислотой: Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + …↑ Собирают газ в перевернутый вверх дном сосуд, вытеснением воздуха. Определяют его наличие горящей лучиной по характерному звуку «хлопку».
При горении этого газа образуется вода: … + O 2 → 2 H 2 O . Благодаря этому свойству данный газ считают экологически чистым топливом будущего.
КАРТОЧКА №3 Газ без цвета и запаха, примерно в 1,5 раза тяжелее воздуха. При температуре 15 0 С в 1 объеме воды растворяется 1 объем газа. При сильном охлаждении газ кристаллизуется и превращается в твердую снегообразную массу – «сухой лед». Этот газ не поддерживает горение и поэтому применяется для тушения пожаров. Еще его используют для получения газированных напитков. В лаборатории газ получают при действии мела или мрамора CaCO 3 с соляной кислотой: CaCO 3 + 2 HCl → C а Cl 2 + H 2 O + . ↑. Собирают газ методом вытеснения воздуха, распознают его с помощью горящей лучины, которая в среде газа гаснет.
КАРТОЧКА №4 В лаборатории этот газ получают взаимодействием солей аммония с щелочью: 2 NH 4 Cl + C а( O Н)2 → C а Cl 2 + 2 H 2 O + …↑. Это бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, поэтому его собирают методом вытеснения воздуха в перевернутый вверх дном сосуд. Распознают его: а) по запаху; б) по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки (с красного цвета на синий); в) по появлению дыма при поднесении стеклянной палочки, смоченной соляной кислотой. Этот газ очень хорошо растворяется в воде, при 20 0 С в 1 объеме воды растворяется около 710 объемов газа. В медицине используют его 10%-й раствор под названием нашатырный спирт
Инструкционный лист приложение 2
Практическая работа №2. Тема: Получение, собирание и распознавание газов
Источник