Деятельность-способ существования людей
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)
урок в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_obshchestvoznanie.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 10 классе
Тема: «Деятельность-способ существования людей»
УМК Обществознание. 10 класс, базовый уровень пол ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2018 г.
автор, издательство, год
Масловой Валентины Николаевны , учителя истории и обществознания
Цель — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.
Тема урока- «Деятельность-способ существования людей»
Уровень освоения предмета — базовый
Цель урока — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей и свойственна только человеку.
1. Объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «цель», «субъект и объект деятельности», «действия», ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности;
2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
— развитие предметного мышления;
— развитие умения формировать понятия;
— развитие умения делать выводы и умозаключения;
— развитие умения задавать вопросы по теме урока.
Формируемые метапредметные результаты:
личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями
Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности
Технологическая карта урока
Перед вами фрагмент из “Повести временных лет” прочитайте.
-о чем рассказывается в “Повести временных лет”?
-Почему славяне позвали варягов?
-С какой целью славяне встретились с варягами в картине В. Васнецова “Призвание варяжских князей”
Что они показывают: действие – деятельность?
Только одну деятельность или их совокупность, или виды?
Как можно назвать наш сегодняшний урок?
(Запишем тему урока ) .
О чем должны узнать на уроке?
-Чтобы правили государством.
-Образование и развитие Древнерусского государства.
Приглашение, образование и развитие, деятельность,
Совокупность,то есть виды деятельности.
Изучение нового материала
Перед вами на экране два понятия деятельности: из философского и психологического словаря.
Что общего в этих двух определениях? Попытайтесь написать свое определение деятельности.
Прочитайте и выделите основные элементы, которые в них выделены
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
Т.е. деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. ( Запишем в тетрадь )
Попробуйте сформулировать понятия субъект, объект, цель.
Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя. Субъект, цель действие, результат,
— деятельность -активные действия
— у деятельности есть цель; направлена на результат.
Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие
Субъект – цель – действие – результат.
Они являются основными элементами структуры деятельности.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта .
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
оценка и контроль).
Что побуждает человека к деятельности?
А что такое потребность?
Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности. (Запишем определение)
Какие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:
Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание
параграфа 5, стр. 51 вместе запишем структуру деятельности.
Нужда в чем-либо.
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные
с удовлетворением потребностей.
Игра, учение, труд, общение.
(контроль и оценивание полученных знаний и умений
На какие интересующие вас вопросы вы получили ответы?
На какой вопрос вы не получили ответ?
Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?
Что вы хотите спросить у учителя по этой теме?
Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.
- Сегодня я узнал.
- Было интересно.
- Было трудно.
- Я выполнял задания.
- Я понял, что.
- Теперь я могу.
- Я почувствовал, что.
- Я приобрел.
- У меня получилось.
- Я смог.
- Я попробую.
- Меня удивило.
- Урок дал мне для жизни.
- Мне захотелось.
Cоставляют и задают вопросы одноклассникам, учителю.
(нравственно-эстетическое оценивание своей
-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Параграф 5, творческое задание к параграфу 5.
Привести аргументы для доказательства, что выбранный вами вид деятельности является самым важным.
«Повесть временных лет» о призвании варягов
( в переводе Д. С. Лихачева )
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
Источник
разработка урока-практикума «Деятельность», 10 класс
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему
Разработка урока-практикума «Деятельность, как способ существования человека», для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет “Обществознание”
Тема: «Деятельность, как способ существования людей»
Возраст учащихся: 10 класс.
Общая дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности
Элементы педагогических технологий: технология проблемного обучения, групповая форма работы, ТРКМ
Педагогические техники: ПОПС – формула.
Структура урока. Используется структура современного урока обществознания, предложенная доктором педагогических наук Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования А.Н. Иоффе:
- Мотивационный блок;
- Информационный блок;
- Аналитический блок;
- Рефлексивный блок.
Материалы и оборудование:
- компьютер, проектор, медаиэкран
- раздаточные материалы “Краткая характеристика основных видов деятельности человека”, “Определения понятия деятельность” (возможно расположение раздаточных материалов на одном рабочем листе), макет “Лист А 4 (ватман) с 4 графами: Цель, Средства, Действия, Результат”
- презентация, содержащая следующие слайды:
В. Определения понятия деятельность, главные моменты
Г. Структура деятельности
Д. Виды деятельности человека
Е. Проблемные, дискуссионные вопросы урока
При отсутствии возможности использовать презентацию, на доске используются схемы “Структура деятельности”, “Виды деятельности человека”
— учебник “Обществознание” 10 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Профильный уровень.
1. Содержательная часть
Сделать хотел грозу
Сделать хотел утюг
Слон получился вдруг
Крылья как у пчелы
С желтою полосой
Вместо ушей цветы
Вместо хвоста нога
Ночью мне снится сон
Плачут коза и слон
Я не хотел бы вновь
Плачут и говорят
Встретиться с той козой
Что с нами сделал ты?
Прочитать слова известной песни:
Вопрос учителя: Почему у волшебника не получилось сделать то, что он хотел? (Ребята высказывают свои версии)
2. Организационная часть
Человек постоянно проявляет себя в различных видах деятельности, поэтому нам сегодня необходимо:
— уяснить суть понятия “деятельность”, рассмотреть ее структуру;
— поработав в группах, проанализировать и сравнить основные виды деятельности человека, аргументировано представить результаты работы по проблеме.
3. Проблемная часть
Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):
— Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).
— Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
— деятельность – активные действия;
— у деятельности есть цель;
— она направлена на результат.
Субъектом деятельности будет тот кто осуществляет деятельность
Объектом, на что направлена деятельность
Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:
Цель — “Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным” (слайд) Сенека- предвосхищенный образ результата
Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).- с помощью чего будет осущ-ся деятельность
Действия – “Сделать хотел козу…” ( слайд “Песня из мотивационной части”)-цепочка действий данной деятельности
Результат – реализованная цель (слайд).
Существуют различные виды деятельности ОЧЕНЬ МНОГО и основные духовная – изменения сознание людей и практическая -преобразование объектов, творческая создание неповторимого, познавательная – приобретение и закрепление знаний и способностей человека.
Если рассматривать в разрезе развития личности то это следующая структура игра, учение , труд и общение . Игра –важен не результат деятельности а сам процесс деятельности, учение-деятельность направленная на приобретение знаний и способностей, труд-деятельность направленная на получение практического результата
Для деятельности человека присущи такие черты как сознательность, продуктивность, преобразование, общественность. Начнем с первого -деятельность носит сознательный характер- человек сознательно выдвигает цели и предвидит результат, продуктивный характер- деятельность направлена на получение результата, продукта, с целью удовлетворения насущных потребностей нужд человека для поддержания организма и развития личности (биологические- потребность в том что необходимо для жизни и существования, социальные- потребность в трудовой деятельности, созидании, творчестве, идеальные- все что необходимо для духовного развития человека), преобразующий характер- человек в ходе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя, общественный характер- человек в процессе деятельности вступает во взаимоотношения с другими людьми.
Ваша задача, проанализировав основные виды деятельности на информационных листах кратким описанием сути основных видов деятельности человека, заполнив таблицу доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.
В аналитическом блоке проходит представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.
Подведение содержательных итогов занятия.
Подведение общих итогов.
Определить значимость понимания рассматриваемых вопросов на уроке, обсудить проблемный вопрос и дискуссионные вопросы.
Возвращение к ожидаемым результатам
Определение того, что получилось реализовать в ходе занятия, а что удалось не в полной мере.
Рефлексия и оценивание.
— Определить виды деятельности на уроке
— Значимость и полезность занятия
— Интересное, необычное на уроке
— Оценивание (если необходимо)
С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Эта деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.
Во-вторых, данная деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта данной деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках
В-третьих, материально-техническими условиями труда. Для достижения цели в этой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.
В-четвертых, данная деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.
В-пятых, эта деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.
Данная деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.
Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса –деятельности людей. Процесс приобретения знаний, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Цель данной деятельности – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты этой деятельности будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс приобретения знаний (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.
В процессе данной деятельности природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.
Наука предполагает разные определения этой деятельности. Приведем два из них:
— Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
— Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Эта деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.
Данная деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе этой деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).
Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.
Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является данная деятельностью.
Эта– деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко данная деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле эта деятельность является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.
Важное место в этой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий
Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к этой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт данной деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства.
“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский)
Источник