Казуальный способ изложения правовых норм пример

Казуальный способ изложения правовых предписаний

Альтернативный способ построения правового материала — казуальный. Данный способ предусматривает указание на осо­бенные случаи, которые служат основанием для реализации нор­мативных правовых актов. В качестве примера можно принести норму статьи 5 вышеназванного Федерального закона:

«Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов».

Данное положение конкретизирует приводившуюся ранее в качестве примера абстрактную норму. Казуальным способ пос­троения правовых норм придает регулируемым общественным отношениям определенность и конкретность. Однако использование данного способа влечет за собой неизменное увеличение объема правового материала ввиду необходимости перечисления различных ситуаций, явлений, фактов и т.д. Кроме того, весьма затруднительно учесть в правовой норме все нюансы регулируемых общественных отношений. Этим обусловлены недостатки казуального способа.

Выбор того или иного способа построения правового матери­ала зависит от многих факторов и прежде всего от предмета ре­гулирования закона и отраслевых особенностей.

Основной конструктивный принцип, в соответствии с которым следует использовать способы построения правового материала, это сочетание обобщающей абстракции с понятийной конкретностью изложения, обеспечивающей определенность и точность юри­дической формы; слова должны подбираться и соединяться с та­ким расчетом, чтобы можно было регулярно чередовать уровни обобщенности правовых норм и достигать информативной пол­ноты, применяя то более отвлеченные, то конкретизированные формулировки.

Избежать декларативности правовых норм можно путем пос­ледовательной конкретизации абстрактных положений в после­дующих нормах закона.

Тема 13. Способы связи между нормативными правовыми актами

Понятие и виды связей между нормативными правовыми актами

Отсылочные нормы

Иные способы связи

Понятие и виды связей между нормативными правовыми актами

Весьма важным элементом законодательной техники являет­ся система связей между нормативными правовыми актами и от­дельными нормами права, которые позволяют избежать повторов, дублирования и перенасыщения правового материала.

В литературе выделяют следующие виды таких связей:

2) бланкетные нормы;

3) предписания принять какой-либо нормативный правовой акт или осуществить правовое регулирование определенной об­ласти общественных отношений;

4) указание на более высокий или равный по юридической силе законодательный акт, во исполнение которого принят закон.

Отсылочные нормы

Отсылки являются наиболее распространенным видом связи нормативных правовых актов. Отсылки можно классифицировать следующим образом:

1. По юридической силе нормативных правовых актов, к кото­рым делается отсылка:

а) отсылки к нормативным правовым актам более высокой юридической силы;

б) отсылки к нормативным правовым актам равной юриди­ческой силы;

в) отсылки к нормативным правовым актам более низкой юри­дической силы.

2. По степени конкретизации:

а) отсылки к неопределенному законодательному акту;

Пример: «Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической пар­тии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня» (пункт 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях из­бирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации»).

б) отсылки к определенному законодательному акту;

Пример: «Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, регу­лируются Конституцией РФ, Федеральным конституцион­ным законом «О референдуме РФ» и настоящим законом» (пункт 2 статьи 11 вышеназванного Федерального закона);

в) отсылки к отдельным нормам права;

Пример: «Документы, указанные в пунктах 1—3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке канди­датов) обязан представить лично» (пункт 5 статьи 33 выше­названного Федерального закона).

3. По сфере действия нормативных правовых актов, к которым делается отсылка:

а) отсылки к нормативным правовым актам субъектов Рос­сийской Федерации;

Пример: «Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе из­бирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей» (пункт 2 статьи 40 вышеназван­ного Федерального закона).

б) отсылки к федеральным нормативным правовым актам;

Пример: «Федеральным законом инициатива проведения референ­дума может быть предоставлена иным субъектам» (пункт 2 статьи 14 Федерального закона);

в) отсылки к международным нормативным правовым актам и договорам;

Пример: «На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностран­ные граждане, постоянно проживающие на территории со­ответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными. » (пункт 10 статьи 4 Феде­рального закона).

Читайте также:  Почему нужно сохранять народную культуру назовите любые способы деятельности ее сохранения

Малоисследованным является вопрос о том, в каких случаях использование отсылки является оправданным и необходимым. Выделяют два таких случая:

1) когда нормативное предписание, на которое ссылается за­конодатель, находится в другом нормативном правовом акте, вы­падающем из общей связи нормативных актов, и самим интер­претатором может быть не обнаружен;

2) когда законодатель хотел особо подчеркнуть важность нор­мативных предписаний, находящихся за пределами данного за­кона, при применении норм проектируемого закона.

Данный список может быть расширен. Так, оправданно ис­пользование отсылок с целью избежание дублирования право­вых предписаний. В то же время возникает опасность злоупотре­блений отсылками, что нередко встречается в законодательстве. Примером может служить такая отсылка: «Лица путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие сво­бодному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным. несут уголовную, административную либо иную от­ветственность в соответствии с федеральными законами». Данное положение несет лишь информационную нагрузку, но никак не регулятивную или охранительную.

Распространенными ошибками при изложений отсылочных норм являются:

— формулирование отсылки к правовой норме, которая, в свою очередь, содержит отсылку;

— отсылка к нормативному правовому акту, который уже при­знан утратившим силу;

— неправильное указание реквизитов, в том числе наименования, нормативного правового акта, к которому делается отсылка.

Неправильное построение отсылочных норм приводит к несогласованности проектируемого акта с действующим законода­тельством, правовое регулирование становится разбалансированным и противоречивым.

Иные способы связи

Бланкетные нормы, как и отсылочные, не содержат в своей структуре полного изложения тех или иных предписаний, но ука­зывают на другие правовые установления, которые приняты или могут быть приняты. Отличие бланкетных норм от отсылочных состоит в том, что если любую отсылочную норму можно сформу­лировать как определенную, включив в нее соответствующие час­ти других правовых норм, то с бланкетной нормой этого сделать нельзя, поскольку такие части могут не существовать (например, правила пользования служебным транспортом).

Пример: «Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распро­странение эпизоотии или иные тяжкие последствия, — на­казывается. » (часть 1 статьи 249 УК РФ).

Довольно часто в законах и подзаконных актах содержатся нор­мативные предписания уполномоченным органам принять или разработать тот или иной нормативный правовой акт или осущес­твить правовое регулирование определенной области обществен­ных отношений. Подобные предписания могут также содержать указание на сроки принятия необходимых актов и их форму.

Пример: «Поручить Правительству Российской Федерации раз­работать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и привести свои нор­мативные правовые акты в соответствие с настоящим Фе­деральным законом» (пункт 4 статьи 30 ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Выделяют следующие требования формулирования поручений-предписаний принять нормативные правовые акты:

— в поручениях указывать только вопросы, требующие норма­тивно-правового регулирования;

— называть орган, которому предлагается подготовить соот­ветствующий нормативно-правовой акт;

— устанавливать дату и срок, в течение которого органы должны подготовить и принять соответствующий нормативно-правовой акт.

Указание на нормативный правовой акт, во исполнение ко­торого принят тот или иной закон или подзаконный акт, также имеет большое значение. Такие указа­ния закрепляют иерархические связи между нормативными пра­вовыми актами, определяют законодательную основу действую­щих актов, фиксируют наиболее глубокую степень связанности между нормативными правовыми актами, регулирующими одну сферу общественных отношений.

Пример: «Настоящий Федеральный конституционный закон в соответствии с частью 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее со­ставе нового субъекта Российской Федерации» (преамбула Федерального конституционного закона от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Фе­дерации»).

Данный способ связи между нормативными правовыми акта­ми в большей степени характерен для подзаконных норматив­ных правовых актов, нежели для законов. Учитывая, что подзаконные акты принимаются именно в развитие положе­ний законов, такое указание на нормативный правовой акт, во исполнение которого принят подзаконный акт, является обяза­тельным.

Источник

Казуальный способ изложения правовых предписаний

Правовой язык и язык права

Способы языкового изложения как элемент юридической техники

Способы языкового изложения закона являются одним из важ­нейших элементов законодательной техники, поскольку именно правильное языковое изложение предопределяет ясность, про­стоту, четкость и доступность для понимания закона.

Читайте также:  Лечение постгерпетической невралгии народными способами

Языковую основу законодательного текста составляют такие лексические единицы, как нормативные предложения, устойчивые словосочетания (юридические фразеологизмы), слова, в т.ч. аббревиатуры.

Текст законодательного акта — это словесно выраженное и закреп­ленное в документе содержание данного законодательного акта.

При изложении текста закона следует подчиняться правилам грамматики русского языка (орфографическим, пунктуационным, синтаксическим). Правила орфографии содержат сведения о пра­вописании слов. Правила пунктуации устанавливают систему знаков препинания и помогают членить текст на предложения, уста­навливать связи между словами в предложении. Синтаксические же правила помогают правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. При этом следует учитывать, что грамматические правила изложения текста закона не являются элементом законодательной техники, поскольку в данной ситуации они не имеют специфики. В качестве элемента законодательной техники следует рассматри­вать лишь требования, предъявляемые к употреблениюлексиче­ских средств в тексте закона.

Способы языкового изложенияэто один изприемов законода­тельной техники, выражающийся в установлении определенных требованийк употреблению лексических средств русского языкав тек­сте закона с целью достижения его четкости, ясности,простоты и доступности для понимания.

Одним из требований к языковому изложению законов явля­ется ясность.

Средствами достижения ясности являются:

— использование простых слов, выражений;

— отказ от использования сложных конструкции;

— отказ от злоупотребления иностранными словами,канцелярскими оборотами, архаичными выражениями;

— использование однозначных формулировок;

— правильное использование официально установленныхна­именований;

— не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами.

Использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.) не допускается. В текст законопроекта не следует включатьполо­жения ненормативного характера.

Пример: Приведем два примера нормативных предписаний, которые,на наш взгляд, далеко не соответствуют требованию ясности из­ложения законодательного акта.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерально­гозакона

1. Настоящий Федеральный закон, за исключениемпо­ложений, для которых настоящей главой установленыиные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 ян­варя 2009 года.

2.1. Положения настоящего Федерального закона, в том числе установленные абзацем первым части 3 настоящей статьи, применяются с 1 января 2006 года до окончания пе­реходного периода в части, не противоречащей положени­ям частей 1.2 и 1.3 настоящей статьи».

С одной стороны, нормы закона вступают в силу с 2009 года, с другой стороны, они применяются с 2006 года. Кро­ме того, данные нормативные предписания перегружены отсылочными нормами.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточ­нения порядка выдвижения кандидатов на выборные долж­ности в органах государственной власти»:

«Положения пункта 4 статьи 4 и пункта 1.1 статьи 12 Фе­дерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об об­щих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции настоящее го Федерального закона) не распространяются на депута­тов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до дня вступления в силу настоящего Федераль­ного закона».

Из данной нормы не понятно: названные положения Фе­дерального закона не распространяются на депутатов, из­бранных до Дня его вступления в силу, либо на весь зако­нодательный орган действующего созыва.

Ясность закона для всех граждан может быть достигнута лишь путем казуистического изложения норм права, что повлечет увеличение объема тек­ста закона, его противоречивость. Отчасти данная позиция верна. В связи с этим при изложении правовых норм следует находить «золотую середину», обеспечивая разумное сочетание ясности и точности. Соотношение ясность/точность решается по-разному в зависимости от вида нормативного правового акта и его назна­чения. Например, при изложении норм Основного закона государства или субъекта Федерации приоритет должен быть отдан ясности и доступности, а при формулировании норм специальных законов (например, Федеральный закон «О связи»), рассчитан­ных, как правило, на довольно узкий круг лиц, впервую очередь необходимо обеспечить точность формулировок.

В качестве сравнения отметим, что в англо-саксонской правовой семье законодатель ориентирован на профессиональныхюристов, прежде всего судей и адвокатов, а в романо-германской — на обыч­ных граждан, не обладающих специальными познаниями.Именно отсюда идут истоки приоритета доступности, простотызаконодательных предписаний в отечественной правовой системе.

Читайте также:  Способы взятия капиллярной крови

Нормативное предложениеявляется основной языковой единицей текста закона, образованной из слов, устойчивых словосоче­танийи подчиненной внутренним закономерностям организации. Зачастую законодательные акты страдают перегрузкой предложе­ний однородными членами, частым построением сложныхпред­ложений, постоянным применением перечислений. Этос неиз­бежностью влечет за собой громоздкость многих статейзакона и, соответственно, сложность для восприятия отдельныхполо­жений. Выделяют следующие требования купотреб­лению нормативных предложений:

— адекватность грамматической формы. Как правило, это кон­статирующие, утвердительные и повествовательные, но никак не вопросительные предложения;

— отсутствие перегрузки простых предложении однородными членами, которые, выстраиваясь в длинные цепочки, затрудняют восприятие мысли законодателя;

— недопустимость использования нехарактерных природе пра­вовых норм соединительных союзов «а», «но», «да», «не то», «хоть» и др.;

— нейтральный (обезличенный) характер предложений,неадаптированных к конкретной ситуации.

Безусловно, перечень требований к употреблениюнорматив­ных предложений не является закрытым и требует дальнейшего изучения. Так, например, нежелательным является употребление большого числа условий в предложении (установление отношений «если…, то»), поскольку чем больше условий, тем сложнее понять текст.

Одним из лексических средств являются фразеологические обороты, т.е. устойчивые сочетания слов, употребляемые в текс­те закона как готовые единицы языка (например, «если иное не установлено законом», «признать утратившим силу»). Каждая от­расль права выработала свой набор фразеологических оборотов.

Важнейшей же единицей текста (в том числе законодательно­го) является слово. Слово обладает различными семантическими свойствами, которые издавна использовались как приемы законо­дательной техники. В качестве наиболее употребляемых свойств слов можно выделить такие, как полисемия (многозначность), антонимия, синонимия.

Кроме того, существуют различные виды лексики: архаичная, иноязычная, профессиональная, просторечная, жаргонная, кото­рые следует крайне осторожно использовать в текстах законов.

Жаргоны (арго) — разновидность речи людей, объединенных общностью интересов, занятий.

Юридический арго — «вчинить иск», «перспективное дело», «вещдок».

Общий принцип изложения нормативных предписаний — от­сутствие жаргонов и иной просторечной лексики.

Специалисты отмечают следующие случаи допустимости ис­пользования жаргонов и иной просторечной лексики:

— при значительной адаптации в общеупотребительном языке, когда жаргонные оттенки малозаметны («увязка»);

— в т.н. пограничных ситуациях («вербовка»);

— при необходимости употребления профессиональных арго, тяготеющих к общеразговорной лексике («пассажиропоток»);

— в случаях коммуникативной правовой целесообразности, когда официальный синоним менее употребим («легализация (от­мывание)»).

Примеры использования просторечной лексики в законах: хро­ническая нехватка, нищие, самогон, брага, сводничество, тройки, приобретение товаров «на стороне».

В советское время широкое распространение получило исполь­зование в законодательных текстах аббревиатур, т.е. сокращений из первых букв слов, входящих в состав словосочетаний. В целом употребление аббревиатур в законе следует признать скорее ис­ключением, нежели правилом, поскольку их чрезмерное исполь­зование отрицательно влияет на качество закона.

Казуальный способ изложения правовых предписаний

Альтернативный способ построения правового материала — казуальный. Данный способ предусматривает указание на осо­бенные случаи, которые служат основанием для реализации нор­мативных правовых актов. В качестве примера можно принести норму статьи 5 вышеназванного Федерального закона:

«Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов».

Данное положение конкретизирует приводившуюся ранее в качестве примера абстрактную норму. Казуальным способ пос­троения правовых норм придает регулируемым общественным отношениям определенность и конкретность. Однако использование данного способа влечет за собой неизменное увеличение объема правового материала ввиду необходимости перечисления различных ситуаций, явлений, фактов и т.д. Кроме того, весьма затруднительно учесть в правовой норме все нюансы регулируемых общественных отношений. Этим обусловлены недостатки казуального способа.

Выбор того или иного способа построения правового матери­ала зависит от многих факторов и прежде всего от предмета ре­гулирования закона и отраслевых особенностей.

Основной конструктивный принцип, в соответствии с которым следует использовать способы построения правового материала, это сочетание обобщающей абстракции с понятийной конкретностью изложения, обеспечивающей определенность и точность юри­дической формы; слова должны подбираться и соединяться с та­ким расчетом, чтобы можно было регулярно чередовать уровни обобщенности правовых норм и достигать информативной пол­ноты, применяя то более отвлеченные, то конкретизированные формулировки.

Избежать декларативности правовых норм можно путем пос­ледовательной конкретизации абстрактных положений в после­дующих нормах закона.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 311 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы