Категории как философский способ познания

Гносеология в философии: понятие и основные идеи

Одним из важнейших приоритетов для человечества всегда было познание окружающего мира, объяснение происходящих явлений, обнаружение законов природы и поиск способов использовать их себе во благо. С античных времён философы и мыслители хотели понять, как работает познание, как человек отличает истину от заблуждения и как можно отделить одно от другого. Так возникла гносеология – наука, изучающая познание. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, что изучает, какова её структура и какие принципы она использует.

Что такое гносеология?

Данный термин имеет греческое происхождение. Он образован от слов γνω̃σις (гносис – знание) и λόγος (логос – учение). Таким образом, гносеология – это учение о знании. Если быть более точным, это раздел философии, в рамках которого изучается познавательная деятельность человека, характерные для неё процессы и определяющие её механизмы.

Ключевая задача гносеологии заключается в изучении того, как устроена и как работает познавательная деятельность, какими возможностями она обладает и какими пределами ограничена, какие критерии истинности и достоверности использует. Основным предметом её изучения является научное знание. Гносеология изучает специфику научного знания, его отличия от обыденного знания, многообразие его видов и взаимосвязь между ними.

Существует смежное понятие – эпистемология. Иногда её отождествляют с гносеологией, но это не совсем правильно. Основное различие между ними состоит в том, что гносеология изучает познание, а эпистемология – знание.

Гносеология изучает и сравнивает различные способы познания, стараясь найти оптимальные варианты, обеспечивающие высокий уровень точности и достоверности. Познание в рамках гносеологии рассматривается не как цель, а как инструмент, направленный на получение знания. Поэтому возможности и средства познания для данного учения более важны, чем его виды.

Что изучает гносеология?

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая сущность познания человеком окружающего мира. Эта функция обеспечила ей одну из главных ролей в развитии философии. Именно она занималась оценкой и обоснованием различных критериев познания. А поскольку познание на всех этапах развития человеческой цивилизации было важнейшим компонентом человеческой деятельности, именно гносеология определяла направление развития философии и других наук, постепенно обретавших самостоятельность.

Интересно, что до недавнего времени гносеология была преимущественно теоретической наукой, поскольку люди мало что знали о том, как устроен и как работает наш мозг. Но в 20 веке понимание того, что такое гносеология поменялось, поскольку она получила мощный фундамент, обеспеченный новыми знаниями о когнитивной деятельности. Кроме того, она активно пользуется знаниями из психологии, позволяющими лучше понять, как и почему возникают заблуждения. Сегодня гносеология активно взаимодействует с современными науками, но несмотря на это, сохраняет свою специфику философской дисциплины.

История зарождения и развития гносеологии

Данное учение создали и начали развивать античные философы, которых заинтересовали процессы познания. В частности, они изучали соотношение между истиной и заблуждением, а также способы, позволяющие отличать одно от другого. Одним из первых исследователей, затронувших данную тему, считается Парменид Элейский (540-470 до н. э.), который разграничил понятия «истина» и «мнение».

Сократ (469-399 до н. э.) считается создателем майевтики – одного из первых методов познания, заключающегося в раскрытии заведомо существующей истины через последовательные вопросы и испытания. Аристотель (384-322 до н. э.) считается создателем аналитики – метода познания, основанного на последовательном рассуждении с использованием законов логики.

В средневековой философии знание рассматривалось как благодать, исходящая от Бога. Поскольку основное внимание гносеологии того времени было направлено на поиск истины в религиозных писаниях, на её основе возникла герменевтика – учение о толковании текстов (в современной философии герменевтика рассматривается как инструмент интерпретации не только текстов, но и других произведений и символов).

Очередной виток развития гносеологии пришелся на 17-18 века – период философии Нового времени. Существенный вклад внесли такие ученые как Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Рене Декарт (1596-1650), Готфрид Лейбниц (1646-1716) и Дэвид Юнг (1711-1776). По мнению Рене Декарта, человеческий разум ничем не ограничен на пути достижения полной достоверности в любой области знаний.

Существенный вклад в развитие теории познания внесли также классики немецкой философии, в частности, Иммануил Кант (1724-1804), которому принадлежит авторство термина «гносеология». Он утверждал, что ответ на основной вопрос учения может быть получен исследованием трёх элементов познания: чувств, рассудка и разума. Значительный вклад в развитие гносеологии внесли также Георг Гегель (1770-1831) и Людвиг Фейербах (1804-1872).

Разделы гносеологии

В рамках данного учения существует 2 раздела с противоположными подходами: гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Гносеологический оптимизм

Сторонники данного подхода считают, что все процессы окружающего мира можно изучить и познать. Даже если какие-то явления недоступны для полного понимания на сегодняшнем уровне развития наук, они обязательно станут доступными в будущем. Материалисты являются принципиальными сторонниками данного подхода. Идеалисты придерживаются его лишь частично, полагая, что возможности нашего сознания по познанию мира имеют определенные ограничения.

Идея данного подхода основывается на принципе непрерывности, гласящем, что с ростом количества знаний возможности нашего сознания тоже растут, а значит, открываются возможности для понимания более сложных процессов. В рамках гносеологического оптимизма границы между предметами и явлениями считаются несущественными, в то же время изученные и неизученные сущности считаются разными. Главная задача оптимистического подхода состоит в том, чтобы создавать новые инструменты познания, позволяющие выходить за существующие границы познаваемого.

Читайте также:  Легкий способ бросить курить аллена карра перевод

Гносеологический пессимизм

Ключевое отличие пессимистического подхода состоит в том, что возможность познания считается ограниченной. Пессимисты исходят из того, что всегда будут существовать вопросы, ответы на которые получить невозможно. В рамках пессимистического подхода действует два философских направления:

  1. Скептицизм. В рамках данного направления подвергается сомнению возможность надежно отличать истину от вымысла. Сомнение считается принципом мышления, необходимым для получения информации.
  2. Агностицизм. Эта философская концепция строится на утверждении, что познать мир невозможно, и люди не могут получить достоверных знаний о его устройстве, поскольку его природа выше нашего понимания.

В русском языке термин «скепсис» является синонимом слова «сомнение». Но греческое слово σκεπτικός, от которого он происходит, переводится как «исследующий» или «размышляющий».

В начале 20 века на основе агностицизма была создана новая концепция, получившая название «конвенционализм». В рамках данной концепции полагается, что научные понятия и утверждения являются продуктом соглашения ученых. То есть, научные теории должны быть общепризнанными и взаимно непротиворечивыми, но при этом нельзя требовать, чтобы они объективно отражали истинное устройство мира.

Направления гносеологии

Чтобы лучше понять, что такое гносеология, необходимо разобраться с основными её направлениями. Эти направления определяются механизмами познавательной деятельности, которые изначально заложены в нашем сознании:

  • интуиция (иррациональный механизм);
  • рассудок (рациональный);
  • инстинкт (эмпирический);
  • сенсуальное познание (чувственный опыт, основанный на субъективных ощущениях).

На основе этих механизмов были выделены соответствующие направления гносеологии. Рассмотрим подробно каждое из них.

Иррационализм

Данное направление стремится объединить разные философские системы, используя в процессе познания интуицию. Это приводит к формированию мистической картины мира. Данная форма познания обычно используется в различных религиозных течениях. Также её могут использовать творческие люди, исследователи и ученые, ищущие озарения. В качестве способа поиска истины используется только один метод – созерцание.

Рационализм

В рамках данного направления источником истины считается разум, способный строить точные и однозначные умозаключения, отличая истину от заблуждения с помощью законов логики. Любые умозаключения должны быть логичными и определенными.

Эмпиризм

Данное направление возникло и развилось в 17-18 веках. В качестве источника знания в нём принимаются чувственное познание и опыт. Предполагается, что все знания являются либо следствием каких-либо ощущений, либо могут быть описаны через ощущения. В рамках эмпиризма выделяют два подхода:

  • идеалистический – опирающийся на инстинкты и чувства;
  • материалистический – основанный на теориях материалистов 18 века.

Сенсуализм

В рамках данного направления основным источником знаний считаются телесные ощущения и прочие чувства. Получение информации об окружающем мире происходит через наблюдение посредством органов чувств. При этом выделяется три основных формы познания:

  • ощущение – проекция структуры, формы и характеристик предмета в человеческое сознание через органы чувств;
  • восприятие – образ предмета, формирующийся в сознании во время наблюдения;
  • представление – образ предмета, который формируется в памяти с помощью двух предыдущих форм, сохраняется там и может быть вызван в любое другое время.

Среди наиболее известных представителей данного направления можно отметить Аристотеля и Эпикура, а также Дидро и Ламетри.

Принципы познания в гносеологии

В современной гносеологии основополагающими являются следующие принципы:

  • принцип диалектики (поиск истины основывается на анализе противоречий, возникающих в процессе познания);
  • принцип историзма (предметы и явления рассматриваются с точки зрения истории их возникновения и становления);
  • принцип практики (практическое взаимодействие человека с окружающим миром является главным способом познания);
  • принцип познаваемости (уверенность в том, что познание возможно);
  • принцип объективности (признание того, что предметы существуют в материальном мире, независимо от воли и сознания);
  • принцип конкретности истины (достоверная истина всего одна, не может существовать двух истин, противоречащих друг другу).

Заключение

Гносеология – это философская дисциплина, изучающая познание, его структуру и особенности его функционирования. Когда-то она была лишь разделом философии, но сегодня является самостоятельным учением, тесно связанным с многими другими научными дисциплинами, такими как методология, психология, логика и другие. Задача гносеологии в современном научном мире состоит в том, чтобы контролировать целостность и объективность всех наук.

Источник

Лекция 12. Категории диалектики как метода познания

1. Категории как ступени познания мира.

2. Основные категории диалектики.

3.Методологическое значение категорий диалектики.

Изучая первый вопрос “Категории как ступени познания мира”, следует обратить внимание на то, что чувственно-конкретное мышление или живое созерцание является начальной основой познания. Оно не дает сколько-нибудь важных обобщений, не отражает существенные стороны и связи предметов реального мира.

Для того чтобы понять общее, выделить существенное, мышление должно перейти на новый уровень — к рациональной или абстрактно-логической форме познания. На этом уровне у людей формируются понятия, которые, во-первых, отражают объективные свойства и связи предметов и, во-вторых, являются идеальными образами этих предметов, их свойств, сторон, признаков.

Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания называются категориями.

В основе любой науки лежит система определенных категорий. Они вырабатываются в процессе развития каждой науки и являются ее наиболее общими положениями, понятиями, ее научным фундаментом.

Читайте также:  Основные тактические способы действий используемые при проведении специальных операций

Философские категории значительно отличаются от категории частных наук. Категории частных наук отражают реальную действительность частично, не в полном объеме. Например, категории физики не отражают органическую жизнь во всей ее полноте.

Другое дело категории философии. Будучи универсальными, эти категории отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, т.е. такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Будучи познанными, эти категории становятся всеобщим методом (методами) познания и преобразования действительности. В них закрепляются и аккумулируются знания тысячелетий. Поэтому они являются моментами, узловыми пунктами, ступенями познания мира.

Мысль всегда отражает предмет не точно, не полно, ибо любой предмет бесконечно сложен и многообразен по своей структуре и связям с другими предметами. Категории, аккумулируя в себя все новые знания, становятся теми ступеньками, по которым познание движется к все более полному пониманию предмета.

Переходя к рассмотрению второго вопроса “Основные категории диалектики”, следует знать, что все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны. Это находит свое выражение в частности, в их “парности”.

К важнейшим парным категориям (их называют также не основными законами диалектики) относятся: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность.

Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.

Единичное и общее. Единичное — это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее — то, что присуще многим явлениям, всеобщее — то что присуще всем явлениям действительности.

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Студент может проследить диалектику единичного и общего на простом примере. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим – видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) организмов без его отдельных представителей.

Категория особенное является связующим звеном между единичным и общим. По отношению к единичному особенное выступает как общее, а по отношения к общему – как единичное.

Причина и следствие. Причина — явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие — явление, которое вызвано причиной.

Студенту при изучении причинно-следственных связей следует усвоить следующее:

— причина существует и раньше следствия, и одновременно с ним;

— взаимодействие явлений действительности, происходит таким

образом, что причину и следствие можно указать, лишь “вырвав” их из их естественной связи;

— одна и та же причина в зависимости от условий может породить

— одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.

Студент должен научиться отличать причину от повода или предлога. Повод — это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм “включающий” причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.

Необходимость и случайность. Необходимость — это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность — это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе.

В мире нет “чистой” необходимости и “чистой” случайности:

— любое явление всегда есть единство необходимости и\

случайности. Случайное в одном отношении является необходимым в другом. Определяющей (ведущей) стороной является необходимостью. Что касается случайности, то она либо замедляет, либо ускоряет ход действия;

— случайность является формой проявления и дополнения

необходимости, т.е. необходимость “пробивает” себе дорогу через массу случайностей (например, радиоактивность, открытая Беккерелем);

— необходимость и случайность переходят друг в друга. Примером

могут быть случайные открытия учеными полезных ископаемых, которые, затем, положили начало возникновению новых видов производств, необходимых обществу. Так случайное переходит в необходимое. Сам процесс познания есть движение от случайности к необходимости, затем от необходимости к случайности.

Содержание и форма. Содержание — это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма — это структура содержания, внутренне присущая ему.

Содержание и форма находятся во взаимосвязи и взаимозависимости:

— содержание не существует без формы, а форма без содержания.

Содержание всегда оформлено, а форма — содержательна;

— содержание активно, форма — статична, она изменяется в

зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие;

— форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует, порой, значительных усилий (примером здесь могут быть любые стороны жизни нашего общества. Правда, здесь надо четко определиться, что собой представляет новое, а что — старое);

— единство содержания и формы не исключает, а предполагает

наличие противоречий между ними.

Студенту следует обратить особое внимание та то, что содержание всегда выступает как целое, включающее в себя определенные части. Часть — это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

Читайте также:  Определенный путь способ достижения цели ответ

Надо заметить, что часть выявляет свое содержание, как правило, в соотношении с целым, а элемент — в соотношении со структурой и системой. Система –это совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

В заключение можно отметить, что понятия часть и целое, система, структура, элемент широко используются в различных областях знания, в том числе и в философских исследованиях.

Сущность и явление. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление — представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов. Явление — это форма, в которой обнаруживается сущность.

Сущность и явление едины и взаимосвязаны, что находит свое отражение в следующем:

— сущность и явление находятся в органической связи между собой,

нет сущности без явления, как и явления без сущности;

— сущность и явление непосредственно не совпадают, но между

ними имеется известное соответствие;

— сущность первична, она определяет явление, явление вторично, производно;

— сущность более устойчива (явление более изменчиво, подвижно),

когда сущность изменяется, это сразу же отражается и в явлениях.

Следует помнить, что явление не исчерпывается сущностью, а сущность гораздо глубже явления.

Студенту необходимо обратить внимание на то, что познание движется от явления к сущности и от сущности к явлению. Однако познание есть не только единство этих двух сторон, но и движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так без конца. Познание (как и мир) бесконечно.

От сущности необходимо отличатькажимость или видимость (особенно это важно для понимания общественной жизни). Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли; ложка, опущенная в воду видется переломленной.

Возможность и действительность. Возможность — это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность — это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.

Выделяют абстрактную или формальную возможность и реальную или конкретную возможность. Абстрактная возможность — это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность — это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.

Возможность и действительность взаимосвязаны и переходят друг в друга. Но превращение их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так как: а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную; б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно); в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.

От возможности следует отличать невозможность как то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.

При рассмотрении третьего вопроса “Методологическое значение категорий диалектики” следует исходить из того, что сущность методологической функции диалектики определяется ее предметом, ибо диалектика как учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, является всеобщим методом познания и практики. Методологическую функцию выполняют все принципы диалектики, ее законы и категории.

Категории диалектики, во-первых, являются формой проявления элементов диалектического метода, во-вторых, они представляют ту часть диалектики, которая наиболее подвижна, способна к непрерывному изменению, обогащению и является исторически переходящей.

Современная наука не может обходиться без категорий диалектики, так как без них невозможно теоретическое воспроизведение действительности и творческое ее преобразование. Категориальный аппарат частных наук применим к определенной сфере мышления, в то время как философские категории пронизывают собой все области знания.

Более того, очень часто, на начальных этапах познания фундаментальные идеи частных наук разрабатывались в сфере философии. Например, принцип сохранения материи, закон причинности, идеи атомистического строения материи, бесконечности пространства и времени, единства прерывности и непрерывности материи, эволюции органического мира.

Категории диалектики помогают естествоиспытателям овладеть диалектикой. Они являются философско-методологическим инструментом, посредством которого преодолевается односторонность в подходе частных наук к миру и достигается связь конкретного объекта с всеобщим принципом единства мира в рамках данной науки.

Более подробно в справочной литературе смотрите статьи:

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001-2002; Философский энциклопедический словарь. Ст.: “Категории”, “Единичное”, “Общее”, “Часть и целое”, “Система”, “Структура”, “Элементы”, “Причина и следствие”, “Необходимость и случайность”, “Содержание и форма”, “Сущность и явление”, “Возможность и действительность”.

Філософський словник. Ст.: “Одиничне, особове, загальне”, “Частина і ціле”, “Система”, “Структура”, “Елемент”, “Причинність”, “Необхідність і випадковість”, “Зміст і форма”, “Сутність і явище”, “Можливість і дійсність”.

Источник

Оцените статью
Разные способы