Каршеринг как способ решения дорожных проблем

Каршеринг: новое явление в гражданском праве

Дата публикации: 25.04.2020 2020-04-25

Статья просмотрена: 771 раз

Библиографическое описание:

Арутюнян, Д. А. Каршеринг: новое явление в гражданском праве / Д. А. Арутюнян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 164-166. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69221/ (дата обращения: 18.11.2021).

В последние несколько лет в России большую популярность получила услуга каршеринга. Безусловно, услуга была внедрена без соответствующей правовой и технической базы и в статье рассмотрены проблемные вопросы данной услуги.

Ключевые слова: каршеринг, экономика, законодательство, развитие каршеринга, договор, автомобиль.

С учетом развития информационных технологий в последние годы появились новые типы стартапов на территории Российской Федерации. Появились такие понятия как каршеринг, фудшеринг, байкшеринг, карпулинг, коворкинг и т. д.

Многие из этих понятий до сих пор не известны широким кругам лиц. Наиболее распространенной услугой принято считать каршеринг.

Каршеринг — это краткосрочная аренда транспортного средства, обычно представляется как услуга B2c. Данная услуга предоставляется круглосуточно, через мобильное приложение, характерна гибкая ценовая политика, а такие дополнительные сервисы как парковка и топливо входит в тариф. Согласно исследованию Сбербанка, объем рынка каршеринговых услуг достигает 7 млрд. рублей. [2, с.1]

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы, регулирующие данные правоотношения и не выработана чёткая судебная практика. В данный момент услуга регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим на практике возникают споры о применения норм гражданского законодательства.

Представители компаний, предоставляющих такие услуги, ссылаются на статью, 428 ГК РФ, указывая, что условия договора определены и потребитель присоединяется к договору путем дачи согласии через мобильное приложение. Но это наименование как минимум ошибочно, поскольку противоречит положениям ст. 626 ГК РФ, где в п. 1 описывается предмет договора, а в п.3 — норма, регулирующая договоры с этим предметом.

Предметом данных договоров будет являться предоставление во временное владение и пользование транспортных средств. Субаренда, передача арендатором своих прав и обязанностей другому лицу, предоставление автомобиля в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в хозяйственные товарищества и общества или паевого взноса в производственные кооперативы по данным договорам не допускаются

Роспотребнадзор в разъяснительной работе указывает, что договор каршеринга должен регулироваться статьей 642 Гражданского кодекса РФ, то есть между арендодателем и арендатором заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, а в случае, когда есть прокатная организация, предоставляющая во временное владение и пользование транспортное средство в качестве постоянной предпринимательской деятельности физическому лицу для потребительских целей, заключается договор проката на основании статьи 626 Гражданского кодекса РФ.

21 декабря 2018 года Лефортовский районный суд города Москвы рассмотрел иск Ипатова С. С. к ООО «Каршеринг Руссия», АО «Каршеринг», ООО «ИЗИ РАЙД», ООО «Бипмашин», ООО «Новые транспортные системы», ООО «ЭНИТАЙМ», ООО «Яндекс.Драйв» о понуждении к заключению договора(дело № 02–3451/2018). Истец акцептовал договоры указанных компаний, но доступ к управлению транспортным средством так и не получил. Истец ссылается на п.1 статьи 426 ГК РФ и указывает, что договор должен быть заключен с каждым, кто обратился к ответчикам для его заключения без оказания предпочтения одному лицу перед другим лицом в отношении заключения такого договора. Изучив материалы данного дела, суд пришел к выводу о том, что с учетом объекта аренды спорные договоры по своей правовой природе являются договорами аренды транспортных средств без экипажа. Нормы о прокате не подлежат к применению в отношении договора каршеринга, поскольку в отношении аренды транспортных средств, применяются специальные нормы ГК РФ. Договоры о краткосрочной аренды транспортных средств не являются публичными договорами и в силу положений статьи 421 ГК РФ арендодатели вправе устанавливать ограничения в отношении арендаторов. Таким образом, суд отказал в удовлетворении исковых требований. [5]

Читайте также:  Транспортировка пострадавшего разными способами

При передаче автотранспорта потребителю в машине должны быть все принадлежности для обеспечения безопасной езды. Регистрационные документы, полис ОСАГО, ключи, огнетушитель, медицинская аптечка. При передаче составляется акт приема-передачи, где потребитель указывает все недостатки автомобиля. С учетом того, что автомобили каршеринговых служб не оснащены камерами видеонаблюдения, недобросовестные потребители крадут из машин огнетушитель, аптечку и т. д. В связи с этим возникают трудности при поиске машины со всеми принадлежностями для безопасной езды, и в таком случае процесс основывается на принципе «не хочешь, не бери данную машину». Можно сделать вывод о том, что из-за действий недобросовестных лиц страдают остальные участники правоотношений.

Ещё одной проблемой можно считать и сбор персональных данных потребителей каршеринговых услуг. Ещё не получив одобрение от службы каршеринга потребитель передает свои персональные данные оператору. В таком случае на оператора не распространяются действия закона о защите персональных данных, ведь до одобрения оператора потребитель еще не стал арендатором. В случае если оператор откажет в аренде, судьба персональных данных граждан неизвестна. Таким образом, в отношении персональных данных гражданина, оператор может передать иным лицам или уничтожить их. Для тех, кому не одобрили регистрацию в системе каршеринга, единственный способ защиты своих персональных данных остается письменный отзыв своих данных и в данном случае оператор не вправе отказать субъекту этих данных. [4, с.447]

По официальным данным МВД РФ за первое полугодие 2019 года, на территории РФ зарегистрировано 212 ДТП с участием транспорта, взятого в краткосрочную аренду. В результате этих происшествий погибло 10 человек, ещё 277 получили травмы различной степени тяжести. На мой взгляд, с каждым годом эти цифры будут увеличиваться. Проблема в том, что через мобильное приложение человек может арендовать такую машину и в состоянии алкогольного опьянения сесть за руль, не думая о последствиях. Каршеринг — это относительно новое явление, и дорожная полиция до недавнего времени не выделяла его из общей массы участников дорожного движения в качестве отдельного сегмента. На практике часто встречаются случаи, где за рулем гражданин с чужим аккаунтом. Под таким аккаунтом за руль может сесть кто угодно, в том числе лица, отстраненные от вождения за правонарушения. В последнее время спрос на подобные доступы значительно возрос, а цена на эту услугу колеблется от 500 до 1000 рублей. В данном случае сотрудники правоохранительных органов могут выписать штраф по статье 12.7, часть 3, КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления), которая предусматривает административный штраф в размере 30 тысяч рублей, злоумышленники получают от продавцов паролей — людей, которые различными путями становятся владельцами доступов к аккаунтам рядовых граждан, но вопрос и заключается в том, что добросовестный гражданин может и не знать, что своим аккаунтом пользуется кто-то другой. [7]

Для регулирования деятельности каршеринга необходимо внести множество изменений в Гражданский кодекс РФ, в Правила дорожного движения, а также в Кодекс об административных правонарушениях.

В заключение можно сделать вывод, что каршеринг, как и любая технологическая новинка, имеет две стороны: с одной — эта услуга помогает гражданам быстро и экономно передвигаться из точки А в точку Б, с другой — открывает массу возможностей для злоумышленников. На мой взгляд, деятельность каршеринга необходимо регулировать с помощью рамочного закона. Закон позволит максимально защищать права граждан, которые добросовестно пользуются услугами каршеринга, а также поможет пересечь возможные противоправные деяния злоумышленников.

Источник

Каршеринг: актуальные проблемы водителей

Сколько придется заплатить за свою или чужую ошибку? Повреждение и загрязнение машины, нарушение ПДД и неправильная парковка, курение в салоне и передача права управления автомобилем другому человеку – поездка может оказаться недешевой

Как устроен каршеринг в России?

Каршеринг – это аренда автомобиля у профильных компаний. Первый оператор каршеринга в нашей стране появился в 2012 г. Это был Anytime. В данный момент организаций, предоставляющих такие услуги, множество, и их количество растет. У водителей есть возможность взять в аренду любой автомобиль, от машины эконом-класса до внедорожника, и даже грузовик или микроавтобус.

Читайте также:  Что такое муляжный способ

Условия получения этих услуг просты: на смартфон или планшет установите приложение оператора каршеринга, внесите данные из документов, удостоверяющих право управлять автомобилем, и информацию о банковской карте в подтверждение платежеспособности. Готово – вы заключили пользовательский договор.

Машина нужна прямо сейчас? Определяете место, где хотите забрать автомобиль, проверяете его наличие, бронируете – и в путь.

Тарифы на такие услуги в Москве – от 4 до 9 руб. за минуту.

Могут ли выставить счет за ущерб, нанесенный автомобилю другим водителем?

Водители нередко возвращают арендованные машины с повреждениями – царапинами и вмятинами, подменяют аксессуары в салоне авто и т.д.

Обычно оператор дает арендатору около 5 минут для осмотра автомобиля. Сделать это нужно обязательно. Проверьте наличие запасного колеса и домкрата. Зафиксируйте на фото или видео состояние автомобиля, в том числе нижней части порогов, бамперов и днища. Необходимо сфотографировать каждый недостаток, вплоть до загрязнения салона и отсутствия ковриков.

Обнаружили повреждения автомобиля или отсутствие комплектующих – сообщите об этом оператору в момент начала аренды. После использования автомобиля нужно предупредить оператора об отсутствии новых повреждений и зафиксировать его состояние. В этом случае не придется компенсировать ущерб, нанесенный автомобилю другим водителем.

Что будет, если я верну поврежденный или грязный автомобиль?

Если автомобиль поврежден по вашей вине, вы должны будете оплатить ремонт. Кроме того, оператор может предусмотреть штраф или компенсацию. Подход к их начислению в каждой компании свой. Денежная компенсация может подразумевать возмещение убытков, связанных с тем, что компания не получала прибыль, пока автомобиль чинили.

Если вы загрязнили салон, то за собой нужно будет убрать. Обычно это предусмотрено правилами оператора. Предполагается, что арендатор изучил условия договора и согласился с ними. Если вы проигнорируете это правило, то следующий водитель может сообщить о загрязнении оператору, и на вас наложат штраф. Более того, водитель может отказаться от использования грязного автомобиля, а значит, компания недополучит прибыль и будет вправе требовать от вас уплаты гораздо большего штрафа. В этом случае вам придется оплатить уборку или химчистку салона – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.; приезд сервисного водителя компании для организации уборки автомобиля – заработная плата или стоимость данной услуги; возместить убытки в связи с отказом от использования автомобиля следующим водителем – от 4 до 9 руб. за минуту.

Автомобиль вышел из строя в пути. Что делать?

Если вы не нарушали правила эксплуатации машины – прогрели двигатель, перемещались без наезда на препятствия, и автомобиль сломался не по вашей вине – решать проблему вы не обязаны.

По возможности зафиксируйте на фото или видео состояние автомобиля и через приложение сообщите о поломке оператору. Вам предложат варианты решения проблемы. Какими они могут быть?

  • Вы можете закрыть автомобиль, отправиться по своим делам и заочно ожидать информации о причинах и последствиях поломки. К этому варианту придется прибегнуть в случае, если специалисты не могут прибыть оперативно или требуется диагностика состояния машины. Если другие водители этого автомобиля сталкивались с аналогичными проблемами – скорее, причиной поломки стали не ваши действия.
  • Можно дождаться сервисных работников компании и убедиться в выявленных причинах поломки.

Если будет установлена ваша вина в поломке автомобиля, вам вручат документы по диагностике неисправностей или ознакомят с ними. При предъявлении вам претензий вы вправе самостоятельно произвести оценку причин поломки. Это возможно, поскольку при использовании автомобилей арендаторами осуществляется постоянный мониторинг их датчиков и уровня технических жидкостей, а вы имеете право на получение от компании данных о состоянии и скорости движения автомобиля под вашим управлением.

Должен ли водитель платить за неправильную парковку?

За оставление арендованного автомобиля в неположенном месте водителю придется оплатить его эвакуацию и хранение на штрафстоянке. Также на него наложат административный штраф, а оператор – еще и штрафные санкции согласно условиям договора, так как для вызволения автомобиля будут привлечены сервисмены компании, и к тому же она не получит возможную прибыль от его аренды в период эвакуации. Эти условия детально прописываются в правилах использования сервиса каршеринга.

Штраф за неправильную остановку или стоянку составляет от 750 руб. (со скидкой) до 5 тыс. руб. (на местах, отведенных для инвалидов). Эвакуация и хранение в Москве обойдутся в 2250 руб. и выше. В каждый последующий день начиная со второго будет начисляться от 375 руб. Таким образом, минимальная цена ошибки составит 3375 руб.

Читайте также:  Способ применения дексаметазона капли глазные

Придется ли платить за нарушение ПДД?

Если вы нарушили Правила дорожного движения, то штраф уплатит компания, а потом предложит вам добровольно возместить убытки. В случае отказа оператор попытается взыскать с вас компенсацию в судебном порядке.

Ну а если штраф был выписан по снимку с камеры? Но ПДД вы не нарушали – произошла ошибка. Например, зафиксированная камерой скорость превышает технические возможности автомобиля, или штраф выписан за незаконную парковку при отсутствии знака «Парковка запрещена».

Если компания самостоятельно уплатила штраф, о его оспаривании не может быть и речи – таковы обычно правила операторов. Если же компания уведомила вас о зафиксированном нарушении ПДД, то у вас есть возможность отстоять свою невиновность. В такой ситуации необходимо будет предоставить доказательства. Это может быть запись с видеорегистратора или детализация со спутниковых систем слежения, которая покажет данные о скоростном режиме, – вся информация о вашей поездке будет храниться в приложении оператора. Эти данные вы также можете получить в офисе компании, сделав запрос. Дополнительными доказательствами вашей невиновности могут быть свидетельские показания пассажиров.

И помните: если штрафы за нарушение ПДД все же окажутся законными, оператор может на время заблокировать ваш аккаунт и даже расторгнуть договор.

Что делать в случае ДТП?

  • В первую очередь необходимо выставить знак аварийной остановки и минимизировать возможность провоцирования дальнейших ДТП.
  • Вызовите ГИБДД, а также скорую помощь, если есть пострадавшие.
  • Важно взять контакты у свидетелей ДТП, чтобы в дальнейшем было проще решить спорные вопросы.
  • Пока ожидаете сотрудников ГИБДД, с помощью фото- или видеосъемки зафиксируйте положение автомобилей, осыпь стекла и деталей. Зимой при снегопаде уже через 10 минут будут утрачены важные доказательства, которые могут помочь разобраться в обстоятельствах ДТП или подтвердить вашу невиновность.
  • Через приложение нужно обязательно известить оператора о дорожно-транспортном происшествии. Также необходимо будет сообщить о завершении оформления ДТП. После этого забота о поврежденном автомобиле перекладывается на сотрудников оператора.

Если виновником ДТП являетесь вы, то помимо оплаты ремонта поврежденной машины вам придется уплатить штраф, назначенный оператором. Обычно его сумма зависит от стоимости ремонта. Если он оказался дорогостоящим, штраф может составить 150 тыс. руб. Если же вы попали в аварию не по своей вине, санкции применяться не будут. К тому же оператор должен компенсировать вам время, затраченное на оформление ДТП.

Из-за чего водители и операторы каршеринга спорят в суде?

Споры чаще возникают в случае ДТП по вине водителя. Операторы обычно настаивают на дорогостоящем ремонте у дилера и компенсации ущерба, а виновники ДТП, как правило, убеждены, что для возмещения ущерба достаточно и небольших сумм.

Значительные суммы объясняются тем, что ремонт нового автомобиля у официального дилера дешевым быть не может. Однако водитель всегда вправе обратиться к независимому эксперту для оценки размера причиненного ущерба. Если оператор не согласится с выводами независимой экспертизы, придется в судебном порядке защищать свои права.

С какими еще сложностями могут столкнуться водители?

  • Будьте готовы к тому, что после снегопада машину нужно будет очистить для нормальной эксплуатации, но щеток и скребков для стекол в ней не окажется.
  • В арендованном авто, как и в общественном транспорте, нельзя курить. Средний штраф составляет 2 тыс. руб.
  • За агрессивное вождение водитель может быть наказан оператором примерно на 30 тыс. руб.
  • Большой штраф придется уплатить за передачу права управления автомобилем другому человеку. Например, вам стало плохо, и вы попросили пассажира сесть за руль. Телеметрические системы автомобиля сообщат об этом оператору, и он согласно условиям договора будет вправе наложить штраф. Его сумма может составлять от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Чтобы не пришлось уплачивать штрафы, внимательно ознакомьтесь с условиями договора и старайтесь их соблюдать. Ну а если нарушений вы не допускали, но штраф все равно наложили, обращайтесь к юристу – он поможет отстоять ваши права.

Источник

Оцените статью
Разные способы