- Маркс выходного дня. Часть 4: Так что же такое капитализм?
- 150 лет назад в Гамбурге был опубликован «Капитал» Карла Маркса. Книга, которая необратимо изменила этот мир и наше понимание собственной истории. Каждую субботу писатель и теоретик марксизма Алексей Цветков будет рассказывать на «Снобе», как читать «Капитал», что хотел сказать Маркс и почему его поняли именно так. В четвертом выпуске — о словаре Маркса и о том, какие оригинальные понятия он ввел в экономическую теорию
- Словарь «Капитала»
- Способ производства
- Что такое капитализм?
- Рабочая сила и прибавочная стоимость
- Освобождение труда
- Время
- Деньги
- Содержание
- 1. Возникновение капитализма
- 2. Домонополистический капитализм
- 3. Монополистический капитализм
- 4. Историческое место капитализма
Маркс выходного дня. Часть 4: Так что же такое капитализм?
150 лет назад в Гамбурге был опубликован «Капитал» Карла Маркса. Книга, которая необратимо изменила этот мир и наше понимание собственной истории. Каждую субботу писатель и теоретик марксизма Алексей Цветков будет рассказывать на «Снобе», как читать «Капитал», что хотел сказать Маркс и почему его поняли именно так. В четвертом выпуске — о словаре Маркса и о том, какие оригинальные понятия он ввел в экономическую теорию
Поделиться:
Словарь «Капитала»
Маркс был уверен, что он открыл секретное строение клеток капиталистического тела, первичных атомов, образующих всякую товарную экономику. История капитализма и его внутренняя логика необъяснимы без этого знания. Само обнаружение этой тайны уже есть политическая победа и важнейший шаг к преодолению господствующих отношений.
Выясняя законы экономической механики капитализма, он вводит принципиально новые понятия или радикально переосмысливает прежние:
«Прибавочная стоимость», которая бывает абсолютной и относительной.
«Рабочая сила» как базовый ресурс воспроизводства капитала.
«Постоянный капитал» (стоимость средств производства) и «переменный капитал» (стоимость рабочей силы), которые можно уподобить скелету и мышцам производства.
«Фетишистский» характер товара, который только и может непротиворечиво объяснить историческое развитие и законы движения капитала.
«Абстрактный всеобщий труд», задающий меновую стоимость любого товара.
От «буржуазной» социологии и экономики марксизм отличает не описательная, но преобразовательная установка. Внутренне конфликтные явления нашей жизни стремятся к преодолению самих себя, и теория помогает им перешагнуть собственные границы и стать чем-то новым.
Разные эпохи в нашей истории отличаются не тем, «что» производят люди, но тем, «как» именно они это делают
Способ производства
В марксизме «производство» — это то, что делает человека историческим существом. В конечном счете любое производство — это всегда производство самого человека в конкретной версии. Если вы создаете что-то, оно в свою очередь создает вас, поэтому принципиально важно, каким именно способом вы это что-то создаете.
Уровень и способ производства задает цивилизационную модель, условия жизни, форму обмена, тип сознания, пределы мысли. Экономический базис окружает культурную и политическую надстройку как охраняемый периметр и не позволяет исполниться самым благородным мечтам и высоким надеждам утопистов.
Способ производства есть связь производительных сил и производственных отношений.
С момента возникновения классов Маркс называет четыре таких способа:
Античный — патриции эксплуатируют рабов.
Азиатский, при котором нет вообще никакого зазора между правящим классом и государственным аппаратом. Государство выступает как совокупный рабовладелец. Многие последователи Маркса считали азиатский способ всего лишь одной из разновидностей античного (рабовладельческого), так как его отличительные особенности нигде у Маркса подробно не разбираются.
Феодальный — эксплуатация в форме крепостной зависимости.
Буржуазный (капиталистический) — наниматель потребляет рабочую силу нанятого, превращая его способность к труду в источник своей прибыли, получаемой на рынке. Условный «демократизм» буржуазии объясняется тем, что анонимное насилие капитала заключается в самой производственной структуре.
В этом смысле разные эпохи в нашей истории отличаются не тем, «что» производят люди, но тем, «как» именно они это делают.
Задача «Капитала» — описать не «экономику вообще», как это принято у многих экономистов, но рассмотреть капиталистический способ производства в его индустриальной стадии, выделить его главные системные качества, дать исторический генезис, объяснить происхождение именно такой модели.
Капитализм — это система, в которой производство подчинено обмену, неэквивалентно организованному правящим классом
Что такое капитализм?
Маркс рассматривает капитализм и как способ производства, и как следующую из него классовую систему.
Он определяет всеобщую формулу капитала и проясняет всеобщий закон капиталистического накопления.
Капитал как процесс есть самовозрастание стоимости за счет приобретенной рабочей силы.
Капитализм — это система, в которой производство подчинено обмену, неэквивалентно организованному правящим классом. Цель производства в такой системе — вовсе не потребление, но рыночная прибыль. Накопление капитала — основной стимул всякой экономической деятельности.
Ничьи потребности тут не являются мотивом к производству, потому что оно ориентировано только на платежеспособный спрос как необходимое условие для извлечения прибавочной стоимости.
Капитал можно понять только в его циклической динамике, как спиральное движение, а не как некую статичную вещь. И это движение имеет явную историческую цель: оно направлено к постклассовому и посттоварному состоянию цивилизации.
Ростовщический и торговый капитал были первоначальными формами, в которых будущая система содержалась эмбрионально, как обещание, в те времена, когда земля оставалась первичным средством производства.
Две базовые черты этой системы — эксплуатация наемного труда и конкурентное накопление капитала.
Капитал может восприниматься нами как внешняя сила, вроде гравитации, но это отношение людей друг к другу, которое имеет различимый исторический предел.
Драматическая проблема этой системы — частный характер присвоения результатов общего труда.
Без понимания этого невозможно анализировать сложные отношения между техническим и стоимостным аспектами капитала, парадоксальную механику кредита, накопление сокровищ или динамику рынка труда.
Стоимость понимается как скрытый внутри товаров затраченный труд
Рабочая сила и прибавочная стоимость
Сам по себе рыночный обмен не увеличивает стоимости. Только рабочая сила обладает уникальной способностью добавлять стоимость. Поэтому главный товар на рынке — способность к производительному труду. Работник продает нанимателю свою рабочую силу, а не просто время занятости. Капиталист потребляет именно рабочую силу, но платит работнику за рабочее время. Наемный труд — это и есть потребление рабочей силы капиталистом. Здесь обнаруживается важнейшее противоречие.
Рабочая сила — это фундаментальный товар, определение стоимости которого всегда будет моральной и политической проблемой. Стоимость рабочей силы задается временем ее воспроизводства. Маркс называет заработную плату экзотерической формой цены рабочей силы.
В этой теории стоимость понимается как скрытый внутри товаров затраченный труд. То есть буквально стоимость любого предмета отражает количество труда, вложенного в его производство. Именно затраченный труд делает товары сопоставимыми на рыночных весах.
Цена — это всего лишь денежное выражение стоимости. Труд — субстанция стоимости, выраженной через обмен.
В наиболее абстрактном смысле рынок есть способ обменивать между собой разные количества затраченного труда.
Рыночная необходимость в прибавочном (неоплаченном, т. е. украденном) труде порождает прибавочную стоимость. Их величества Прибыль, Рента и Процент — результаты неоплаченного труда.
Прибавочная стоимость — стартовое условие воспроизводства всего цикла накопления капитала. Она возникает в товарном обращении, но из присвоения рабочей силы. Каждый атом прибавочной стоимости — это превращенное мгновение неоплаченного труда.
Прибавочная стоимость превращает деньги в капитал. Обращение денег в качестве капитала (т. е. для максимализации прибыли) становится самоцелью в такой системе, и обычно прибавочная стоимость делится между предпринимателем и банкиром.
Уже упомянутые Рента, Процент и Торговая Прибыль — главные способы фиксации прибавочной стоимости.
Маркс критикует своего ближайшего предшественника Давида Рикардо, утверждая, что тот просто перепутал стоимость с себестоимостью
Дополнительную стоимость, которая производится путем удлинения рабочего дня, Маркс назвал «абсолютной прибавочной стоимостью», а ту, которая возникает вследствие сокращения необходимого рабочего времени, — «относительной прибавочной стоимостью».
Производство прибавочной стоимости основано на логике накопления, и в этом непреодолимое противоречие системы капитализма. Стоимостный критерий оценки эффективности производства и социальной деятельности вообще прячет в себе неустранимую разницу между непосредственной полезностью и товарной судьбой всякого продукта труда.
На месте изъятой прибавочной стоимости должна бы оставаться «зияющая стоимость» — иероглиф кражи, шрам, свидетельствующий о неэквивалентном обмене. Маркс видит повсюду вокруг себя эту изнанку, обратную сторону прибавочной стоимости, вопиющий след разрешенной кражи.
Он критикует своего ближайшего предшественника Давида Рикардо, утверждая, что тот просто перепутал стоимость с себестоимостью. Другая типичная ошибка экономистов, по его мнению, — восприятие труда, земли и капитала как трех отдельных и независимых источников стоимости.
Освобождение труда
Чем выше уровень разделения труда, тем больше должно возникать прибавочного продукта, пока система не достигнет предела своих возможностей. На этом пределе Маркс предсказывает освобождение труда, которое он понимает как освобождение от наемного труда.
Для понимания этого прогноза важна философская разница между словами work и labour.
Work — это труд как миссия, как осознанный метаболизм человека и природы и, в конечном счете, сила самой природы, а labour — наемный и отчужденный труд как товар.
Капиталистическое производство времен Маркса запрограммировано не на сокращение рабочего дня, а на сокращение рабочего времени, необходимого для производства
Время
Маркс выяснял, как соотносятся длина рабочего дня, интенсивность труда и его производительность.
Борьбу работников за сокращение рабочего дня он считал принципиально важной, отмечая при этом, что в условиях капиталистического способа производства никакой окончательно «честной» и «справедливой» длины рабочего дня не может быть даже теоретически.
Однако для наглядности он вводит условные «шесть часов» в день, которые позволяют рабочему воспроизводить свои способности, не принося никакой прибыли для нанимателя.
Товар есть овеществление рабочего времени. Украденные у работника секунды — это атомы грядущей прибыли.
Капиталистическое производство времен Маркса запрограммировано не на сокращение рабочего дня, а на сокращение рабочего времени, необходимого для производства.
Довольно точная экранизация марксистской концепции присвоения правящим классом рабочих часов дана в голливудском фильме «Время» (2011). Превращение абстрактного труда в абстрактную ценность через потребление проданных часов приводит там в движение весь сюжет о пересечении границ классовой сегрегации. Рабочий, случайно ставший миллионером, пытается разрушить капиталистическую систему, приватизировавшую и превратившую в платную услугу саму жизнь.
Деньги
Маркс прослеживает генеалогию и основные функции денег со времен древнейшего «зернового стандарта» в Египте и Междуречье через появление долговечного золотого эквивалента как идеального средства обменных отношений между людьми.
Деньги необходимы как способ сохранения результата абстрактного труда во времени и для исполнения взаимных долговых обязательств. Для автора «Капитала» они прежде всего — материальное выражение стоимости.
Деньги — условное воображаемое золото, санкционированное государством.
Маркс берется разгадать магию денег, отвечая на вопрос: почему в рыночной триаде «деньги — товар — деньги+» на выходе уже совсем не такая сумма, как на входе? Как из обращения получается больше денег, чем было в него вложено?
Деньги — это всеобщий товар, т. е. условное золотое зеркало для всех остальных товаров, и одновременно они есть способ маскировать общественные отношения между частными работниками.
При рыночном обмене объем денег возрастает, так как рабочая сила способна создавать большую стоимость, нежели та, которая была затрачена при найме. Этот не вполне эквивалентный обмен и есть базовая операция капитализма. В этом феномене «растущих» денег объективируется противоречивость господствующей системы обмена. Возникает популярная иллюзия самозарождения денег, на которой основан любой спекулятивный пузырь.
Источник
Содержание
Капитализм (фр. capital — главное имущество или сумма) — общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу; сменяет феодализм и является последней в истории человечества антагонистической общественно-экономической формацией.
Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является расширенное воспроизводство капитала за счёт присвоения создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости. По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и другие общественные институты, капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализму присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества — пролетариатом и буржуазией — и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.
1. Возникновение капитализма
Возникновение капитализма было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. В процессе возникновения капитализма на одном полюсе общества образовался класс капиталистов, сосредоточивших в своих руках денежный капитал и средства производства, а на другом — масса людей, лишённых средств производства и потому вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам для получения средств к существованию. Капиталистические отношения первоначально стали складываться в средневековых городах, возникших в результате развития торговли и ремесла, а также антифеодальной борьбы народных масс. Класс городской буржуазии формировался, вырастая из купцов, ростовщиков и наиболее богатых мастеров. В союзе с королевской властью буржуазия и обуржуазившиеся элементы феодализма ускорили развитие капитализма. В насильственном лишении мелкого производителя (прежде всего крестьянина) средств производства и образовании крупной капиталистической собственности состояла суть так называемого первоначального накопления капитала (конец 15 — 18 вв.). Главными средствами накопления буржуазией богатств были захват и грабёж колоний, работорговля, государственные займы, система откупов, подрядов, государственного протекционизма.
Исходным пунктом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация, т. е. совместный труд многих людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Источником дешёвой рабочей силы для первых капиталистических предпринимателей было массовое разорение ремесленников и крестьян в результате имущественной дифференциации, а также «огораживаний» земли, принятия законов о бедных, разорительных налогов и других мер внеэкономического принуждения. Этот же процесс обеспечивал и необходимое расширение внутреннего рынка.
Первое время буржуазия, превратившаяся в социально важнейший класс, оставалась политически бесправной. Капиталистическое производство оказалось втиснутым в феодальные политические формы средневековья, которые оно уже переросло. По мере роста своей экономической силы буржуазия стремилась к захвату политической власти, вступая во всё более острое противоречие с абсолютизмом. К 16 в. капиталистическое производство достигло значительного развития в ряде стран Западной Европы. Простая капиталистическая кооперация сменилась мануфактурой, основанной на разделении труда. Мануфактурная стадия развития капитализма охватывает период 16–18 вв.
Конец мануфактурной стадии развития капитализма был периодом буржуазных революций, которые установили политическое господство буржуазии и обеспечили условия для дальнейшего развития капитализма. Первая буржуазная революция произошла в конце 16 в. в Нидерландах, в 1642–1649 произошла английская, в 1789–1794 — французская буржуазные революции. В ряде европейских стран буржуазные революции происходили в середине 19 — начале 20 вв. Буржуазные революции, осуществив переворот в политической надстройке, ускорили процесс смены феодальных производственных отношений капиталистическими, расчистили почву для созревшего в недрах феодализма капиталистического строя, для замены феодальной собственности капиталистической.
2. Домонополистический капитализм
В результате развития капиталистического способа производства после буржуазных революций произошёл переход к крупному машинному производству, представляющему адекватную техническую базу буржуазного способа производства. Этот переход составил содержание промышленного переворота, который начался в середине 18 в. в Англии и затем распространился на другие страны. Промышленный переворот коренным образом изменил как техническую основу производства, так и социально-экономические отношения. Место формального подчинения труда капиталу заняло реальное подчинение. Произошло отделение промышленности от сельского хозяйства. Возникли капиталистические города — промышленные центры. Изменился состав буржуазии — главную роль стал играть фабрикант-промышленник. Фабричное производство вызвало резкое усиление массовой нищеты. Замена рабочих-мужчин женщинами и детьми, снижение реальной заработной платы, резкое усиление степени эксплуатации, появление массовой безработицы были неизбежными следствиями промышленного переворота. Промышленный переворот резко обострил противоречия капитализма.
Капитализм до не виданных ранее пределов развил производительные силы, разрушил феодальные и патриархальные отношения, разорвал связи между людьми, основывавшиеся на отношениях личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм полностью подчинил деревню господству города, резко увеличил городское население за счёт сельского, вырвал «…значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни» [1]. Капитализм превратился в мировую систему, вовлекая в водоворот мирового рынка и народы, находившиеся на более ранних ступенях развития. Капитализм уничтожил феодальную раздробленность и осуществил политическую концентрацию, возникли буржуазные нации и централизованные национальные государства.
Всесторонний анализ капитализма дан основоположниками марксизма в ряде произведений — прежде всего в «Капитале». Маркс раскрыл экономический закон движения капиталистического общества, сущность капиталистической эксплуатации. Маркс показал, что капитал есть стоимость, производящая посредством присвоения неоплаченного чужого труда прибавочную стоимость. Погоня за прибавочной стоимостью определяет всё движение капиталистического способа производства, в том числе и расширение производства, развитие техники, усиление эксплуатации рабочих, анархию общественного производства, обострение конкуренции между капиталистами, углубление капиталистических противоречий, огромную растрату общественного богатства. На стадии домонополистического капитализма конкуренция некооперированных раздробленных товаропроизводителей сменяется капиталистической конкуренцией, которая приводит к образованию средней нормы прибыли, т. е. равной прибыли на равный капитал. Стоимость произведённых товаров принимает модифицированную форму цены производства, включающую издержки производства и среднюю прибыль. Процесс усреднения прибыли осуществляется в ходе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, через механизм рыночных цен и перелив капиталов из одной отрасли в другую, через обострение конкурентной борьбы между капиталистами.
Совершенствуя технику на отдельных предприятиях, используя достижения науки, развивая средства транспорта и связи, улучшая организацию производства и товарообмена, капиталисты стихийно развивают общественные производительные силы. Концентрация и централизация капитала способствуют появлению крупных предприятий, где сосредоточены тысячи рабочих, приводят к растущему обобществлению производства. Однако огромные, всё возрастающие богатства присваиваются отдельными капиталистами, что ведёт к углублению основного противоречия капитализма. Чем глубже процесс капиталистического обобществления, тем шире разрыв между непосредственными производителями и средствами производства, находящимися в частнокапиталистической собственности. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и капиталистическим присвоением принимает форму антагонизма между пролетариатом и буржуазией. Оно проявляется также в противоречиях между производством и потреблением, между высокой организацией производства на отдельных предприятиях и анархией производства во всём обществе, между тенденцией к безграничному расширению производства и ограниченностью платёжеспособного спроса. Противоречия капиталистического способа производства наиболее остро проявляются в периодически повторяющихся экономических кризисах. Будучи объективной формой насильственного преодоления противоречий капитализма, экономические кризисы не разрешают их, а ведут к дальнейшему углублению и обострению, что свидетельствует о неизбежности гибели капитализма. Таким образом, сам капитализм создаёт объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.
Антагонистические противоречия и историческая обречённость капитализма находят отражение в сфере надстройки буржуазного общества. Буржуазное государство, в какой бы форме оно ни существовало, всегда остаётся орудием классового господства буржуазии, органом подавления трудящихся масс. Буржуазная демократия носит ограниченный и формальный характер. Капиталистическое государство в эпоху домонополистического капитализма — «…это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии» [2]. Демократические права, завоёванные народными массами, действуют лишь в тех границах, которые не задевают основ капиталистического строя. Несмотря на это, рабочий класс при капитализме борется за демократизацию форм политической жизни, т. к. это представляет возможности для организации сил пролетариата в целях революционного преобразования общества.
Кроме двух основных классов буржуазного общества (буржуазии и пролетариата), при капитализма сохраняются классы, унаследованные от феодализма: крестьянство и помещики-землевладельцы. Неотъемлемым спутником капитализма является наличие более или менее многочисленного слоя деклассированных элементов — люмпен-пролетариата. С развитием промышленности, науки и техники, культуры в капиталистическом обществе растёт социальный слой интеллигенции — лиц умственного труда. Главная тенденция развития классовой структуры капиталистического общества — поляризация общества на два основных класса в результате размывания крестьянства и промежуточных слоёв, превращение всякого труда в наёмный труд. Главным классовым противоречием капитализма является противоречие между рабочими и буржуазией, выражающееся в острой классовой борьбе между ними. В ходе этой борьбы вырабатывается революционная идеология, создаются политические партии рабочего класса, подготавливаются субъективные предпосылки социалистической революции. В борьбе против буржуазии пролетариат заключает союз с крестьянством, со всеми трудящимися и эксплуатируемыми.
3. Монополистический капитализм
В последней трети 19 в. совершился переход от домонополистического капитализма к монополистическому капитализму — империализму. Марксистский анализ империализма дан В. И. Лениным. Переход к империализму был подготовлен действием экономических законов капитализма, процессом распространения капитализма по всему земному шару. Свободная конкуренция вела к концентрации и централизации производства и капитала. На этой базе возникают и быстро развиваются, особенно после кризиса 1873 г., монополистические объединения, которые вскоре получают всеобщее распространение. Отрицая свободную конкуренцию в отдельных отраслях, монополии не устраняют конкуренцию как таковую, «…а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов» [3].
По своей экономической сущности империализм есть монополистический капитализм. «Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрёл выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» [4]. Проанализировав эти основные экономические признаки империализма, Ленин показал его историческое место. Он пришёл в выводу, что империализм есть особая стадия капитализма, причём особенность эта троякая: империализм есть капитализм: 1) монополистический, 2) паразитический, или загнивающий, и 3) умирающий. Империализм крайне обостряет основное противоречие капитализма и все базирующиеся на нём противоречия буржуазного строя, которые могут быть разрешены только социалистической революцией.
На монополистической стадии капитализма эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен.
Эксплуатация труда капиталом дополняется эксплуатацией подавляющего большинства человечества — народов колониальных и полуколониальных стран. Отсюда следует, что крушение капитализма происходит в результате двух процессов: 1) революционной борьбы рабочего класса за социализм и 2) национально-освободительной борьбы порабощённых империализмом народов.
С переходом к империализму происходят сдвиги в классовой структуре общества. Господство финансового капитала персонифицируется в финансовой олигархии — крупной монополистической буржуазии, которая подчиняет своему контролю подавляющую часть национального богатства капиталистических стран. Свойственное капитализму отделение капитала-собственности от капитала-функции при империализме достигает громадных размеров. Финансово-промышленные короли передают главные функции по управлению производством в руки доверенных лиц, сохраняя за собой лишь верховный контроль. В этом явлении наглядно выступает паразитизм финансовой олигархии. По своему месту в системе общественного производства, отношению к капиталистической собственности и способам получения доходов высший слой управляющих входит в класс капиталистов, а его верхушка примыкает к финансовой олигархии. Уменьшается экономический и политический вес немонополистический средней и мелкой буржуазии.
Существенные изменения происходят в численности и составе рабочего класса. Уменьшается доля неквалифицированных и возрастает доля обученных рабочих. Появляется слой рабочих-техников, управляющих сложными машинами, слой конторских и торговых работников. С ростом технического прогресса, расширением сферы обслуживания и ростом бюрократии, государственного аппарата значительно увеличивается численность и удельный вес служащих.
Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-фермеров в развитых капиталистических странах сокращается абсолютно. Слой городских мелких производителей размывается и разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным капиталом. Мелкие торговцы всё более попадают в зависимость от монополий оптовой и розничной торговли. Расширение сферы капиталистической эксплуатации на всё новые слои населения делает их объективным союзником рабочего класса в антимонополистической борьбе.
В эпоху империализма резко обостряются противоречия между империалистическими государствами. В основе этих противоречий лежит открытый Лениным закон неравномерности экономического и политического развития капитализма, обусловливающий постоянное изменение соотношения сил между отдельными странами. Эта неравномерность неизбежно порождала мировые войны, вызываемые борьбой за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала, за передел мира.
В процессе своего развития монополистический капитализм перерастает в государственно-монополистический капитализм (ГМК). Объективной основой, на которой происходит это перерастание, является концентрация производства и централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту обобществления производства. Возникают крупные корпорации, первоначально на национальной, а затем и на транснациональной основе. Эти гигантские хозяйственные комплексы управляются из одного центра. Осуществляемая в них планомерность вступает в противоречие со стихийными рыночными отношениями. Появляется потребность и необходимость в приспособлении функционирования рынка к интересам всего монополистического капитала в целом. На этой базе происходит процесс «…соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм…» [5]. Государственно-монополистический капитализм характеризуется сращиванием финансовой олигархии с бюрократической верхушкой, усилением роли государства во всех областях общественной жизни, ростом государственного сектора в экономике и активизацией политики, направленной на смягчение социально-экономических противоречий капитализма. Империализм, в особенности на государственно-монополистической стадии, означает глубокий кризис буржуазной демократии, усиление реакционных тенденций и роли насилия во внутренней и внешней политике. Он неотделим от роста милитаризма и военных расходов, гонки вооружений и тенденций к развязыванию агрессивных войн.
Буржуазное государство, обладающее относительной самостоятельностью в системе ГМК, активно вмешивается в процесс воспроизводства, беря в свои руки, в зависимости от конкретных исторических условий, отдельные предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по регулированию важных сфер хозяйственной жизни. Регулирующие мероприятия буржуазного государства, огосударствление отдельных отраслей экономики осуществляются в интересах финансовой олигархии. Буржуазное государство вынуждено считаться с соотношением классовых и политических сил в стране. Поэтому в ряде случаев оно идёт на широкие социальные манёвры, прибегает к реформам, призванным смягчить остроту классовых противоречий, идёт на ущемление интересов отдельных монополий, исходя из общей задачи укрепления капитализма в целом. Наиболее завершённой формой ГМК, выражающей последнюю степень обобществления, возможную при капитализме, является переход предприятий в государственную собственность.
Важной формой проявления ГМК являются государственные финансы, и в первую очередь государственный бюджет, огромный рост которого находится в прямой связи с войнами и милитаризацией, разбуханием государственного бюрократического аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятельности государства. В области взаимоотношений между трудом и капиталом государственное регулирование охватывает широкий комплекс социальных мероприятий, главной целью которых является сохранение «классового мира». К их числу относится политика «полной занятости», подготовка и переподготовка рабочей силы, социальное страхование, социальное обеспечение, государственное регулирование здравоохранения и образования, распределения доходов. В конце 20 в. сферой государственной деятельности стала также охрана окружающей среды. Большинство этих мер проводится в результате классовой борьбы и давления демократических сил. Но современные буржуазные экономисты выдают ГМК за строй, который якобы не содержит присущих капитализму противоречий и является шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость. Реформисты пытаются доказать, что государственное вмешательство, якобы сужая базу экономической мощи финансового капитала, открывает эволюционный путь преобразования капитализма в социализм. Однако научно-техническая революция, усилившая интенсификацию производства, конкурентная борьба между монополиями, экономические кризисы, рост безработицы, инфляция опровергают миф о том, будто капитализм наших дней способен избавиться от кризисов.
1-я мировая война и Октябрьская революция 1917 г. отразили начало общего кризиса капитализма, который выразился в подрыве и ограничении господства буржуазии, сужении сферы её воздействия на мировое развитие, разложении системы капиталистических общественных отношений, вызревании предпосылок перехода к социализму. Общий кризис капитализма характеризуется нарастанием антиимпериалистической борьбы, освобождением отдельных стран от империалистической зависимости, началом в ряде стран социалистической революции, борьбой и сосуществованием двух систем — капиталистической и социалистической, крахом колониальной системы, усилением неравномерности экономического и политического развития капитализма. В условиях противоборства с социализмом господствующие круги стран капитала как никогда боялись перерастания классовой борьбы в массовое революционное движение. Отсюда — стремление буржуазии применять замаскированные формы эксплуатации и угнетения трудящихся, её готовность в ряде случаев идти на частичные реформы с тем, чтобы по возможности удерживать массы под своим идейным и политическим контролем. Однако приспособление к новым условиям не означает стабилизации капитализма как системы. Общий кризис капитализма продолжает углубляться, охватывает экономику, политику, идеологию, культуру.
Общий кризис капитализма ускорил развитие государственно-монополистического капитализма и дальнейший рост обобществления производства. Такие новые явления, как государственное регулирование экономики, капиталистическая интеграция, переход от старой системы колониального господства к неоколониализму, означают известную модификацию основных признаков империализма, без изменения их сущности. Капитализм свободной конкуренции, империализм и государственно-монополистический капитализм представляют собой различные стадии одной общественно-экономической формации. В ходе исторического развития меняется структура производства и механизм присвоения прибавочной стоимости, но основные признаки капитализма — товарное производство, частная собственность на средства производства и эксплуатация наёмного труда капиталом — остаются неизменными.
В связи с исчезновением мировой социалистической системы страх современного капитализма перед революцией уменьшился, поэтому сейчас происходит демонтаж тех частичных реформ, на которые капитализм вынужден был пойти под давлением трудящихся. Положение пролетариата и всех трудящихся ухудшается, эксплуатация вновь принимает всё более открытые формы, усиливается неоколониализм. Разгорается очередной мировой экономический кризис. Всё это свидетельствует о том, что общий кризис капитализма продолжает развиваться, нарастать, углубляться. Капитализм последовательно исчерпывает все возможности своего развития, доходит до собственных пределов.
Для современного капитализма характерны дальнейший рост концентрации и интернационализации производства (возникновение транснациональных корпораций), межгосударственная регуляция мировой капиталистической экономики («Общий рынок» и др.), разрастание военно-промышленного комплекса, усиление государственно-монополистического капитализма, подъём демократического движения. При этом сохраняются старые и возникают новые формы противоречий внутри капиталистических государств. Переживает трудности система государственно-монополистического регулирования экономики, обостряются противоречия между империалистическими государствами и развивающимися странами, углубляется политический, духовный и идеологический кризис. Происходит дальнейшее расширение и совершенствование системы эксплуатации, обусловленное новыми формами капиталистической организации производства и его рационализацией. Усиливается процесс социально-классовой поляризации капиталистического общества, разрыв в доходах, растёт численность и изменяется состав рабочего класса, который становится всё более квалифицированным, увеличивается его социально-политическая роль, происходит пролетаризация средних слоёв и интеллигенции. Возникают новые социальные антагонизмы.
В то же время капитализм ещё обладает возможностями для экономического роста, главным фактором которого является ускорение научно-технического прогресса, использование достижений научно-технической революции. Однако капиталистические отношения препятствуют использованию материального и духовного потенциала общества в интересах всего населения и вызывают необходимость их замены социалистическими производственными отношениями. Капитализм не способен рационально управлять общественным развитием, что опровергает различные прогнозы о «постиндустриальном», «информационном» и пр. обществе, «научном» капитализме, выдвигаемые буржуазными идеологами с целью оправдания и сохранения капитализма.
4. Историческое место капитализма
Как закономерная стадия в историческом развитии общества капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда. К. Маркс и Ф. Энгельс писали ещё в середине 19 в.: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, — какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!» [6]. С тех пор развитие производительных сил, несмотря на неравномерность и периодические кризисы, продолжалось ещё более ускоренным темпом. Капитализм 20 века смог поставить себе на службу многие достижения современного научно-технической революции: атомную энергию, электронику, автоматику, реактивную технику, химический синтез и т. д. Но общественный прогресс в условиях капитализма осуществляется ценой резкого обострения социальных противоречий, растраты производительных сил, страданий народных масс всего земного шара. Эпоха первоначального накопления и капиталистического «освоения» окраин мира сопровождалась уничтожением целых племён и народностей. Колониализм, служивший источником обогащения империалистической буржуазии и так называемой рабочей аристократии в метрополиях, привёл к длительному застою производительных сил в странах Азии, Африки и Латинской Америки, способствовал сохранению в них докапиталистических производственных отношений. Капитализм использовал прогресс науки и техники для создания разрушительных средств массового уничтожения. Он несёт ответственность за огромные людские и материальные потери в участившихся разрушительных войнах. Только в двух мировых войнах, развязанных империализмом, погибло свыше 60 млн. чел. и 110 млн. были ранены или стали инвалидами. На стадии империализма экономические кризисы приобрели ещё более острый характер.
Капитализм не может справиться с созданными им же производительными силами, которые переросли капиталистические производственные отношения, ставшие оковами их дальнейшего беспрепятственного роста. В недрах буржуазного общества в процессе развития капиталистического производства созданы объективные материальные предпосылки для перехода к социализму. При капитализме растёт, сплачивается и организуется рабочий класс, который во главе всех трудящихся составляет могучую общественную силу, способную свергнуть отживший капиталистический строй и заменить его социализмом.
Буржуазные идеологи с помощью апологетических теорий пытаются утверждать, что современный капитализм представляет собой строй, лишённый классовых антагонизмов, что в высокоразвитых капиталистических странах якобы вообще отсутствуют факторы, порождающие социальную революцию. Однако действительность разбивает такие теории, всё более обнажая непримиримые противоречия капитализма.
Источник