Капиталистическая формация: создание рабочего класса как двойной подарок капиталистам
Аграрная революция
Конец крепостного права нанес тяжелый удар по власти лордов, но они все еще сохраняли право собственности на большие участки земли. Именно с этой позиции старые хозяева начали свое контрнаступление против свободных крестьян Англии.
Расширение торговли в XIV веке также создало растущий спрос на шерсть, главным экспортером которой была Англия. В ответ на это землевладельцы начали насильственно выселять своих феодальных арендаторов, чтобы превратить целые деревни в места по разведению овец. Важность этой прибыльной торговли для английской знати можно увидеть даже сегодня в шерстяном мешке, на котором лорд-спикер все еще сидит в Палате лордов.
Результатом этого неприкрытого грабежа стало лишение собственности многих тысяч крестьян, многие из которых не имели иного выбора, кроме как бродить по земле в поисках работы или милостыни. Данная проблема приобрела столь широкое распространение, что в 1489 году Генрих VII издал первый из серии законов, направленных на сокращение масштабов изгнания крестьян из сельской местности.
Открытие Америки и последовавший за этим гигантский подъем торговли только подлили масла в огонь. В течение всего периода Тюдоров сельскохозяйственное производство было смещено в сторону товарных культур для рынка, что послужило тому, что новая порода капиталистических фермеров нанимала безземельных нищих в качестве рабочих.
Однако даже этого нового способа производства оказалось недостаточно, чтобы поглотить поток нищеты. В конце концов класс нищих «бродяг» стал настолько велик, что это заставило королеву Елизавету I ввести специальный «бедный тариф» еще в 1601 году (в то же время было предусмотрено, что «нелицензированные нищие» будут казнены без пощады как преступники).
В 17 и 18 веках экспроприация и вытеснение сельских масс приняли официальную форму посредством принятия ряда законов в парламенте. Это было катастрофой для сельского населения: оно фактически довело английское крестьянство до вымирания к 19 веку, но оно обеспечило огромную армию неимущих рабочих для растущей промышленности в городах и вокруг них. Именно этот процесс легализованного воровства породил капиталистические «права собственности», которым так восхищаются современные защитники капитализма.
Государство
Другой миф, который окружает рождение капитализма, заключается в том, что он был достигнут благодаря новаторской экономической деятельности предприимчивых людей в противовес мертвой руке государства. Эта сказка регулярно стирается, когда современное государство вынуждено проводить реформы под давлением рабочих, но всегда при удобном случае пытается отменить эти реформы. Во всех отношениях наши будущие капитаны промышленности и торговли зависели от самых жестоких государственных репрессий для защиты своих классовых интересов.
Абсолютизм возник из противоречий умирающего феодального общества: феодальная монархия покоилась попеременно на землевладельцах, буржуазии и крестьянстве. Одной рукой монархия сдерживала экспроприацию крестьянства, а другой, действуя обычно в своих интересах, фактически ускоряла развитие капитализма.
Продажа земель, экспроприированных у церкви после Реформации по сниженным ценам, например, была огромным подарком нарождающимся капиталистическим фермерам 16 века. Точно так же установление колониальных монополий всеми абсолютистскими монархиями Западной Европы обеспечило существенную защиту для раннего развития мануфактуры.
Однако именно в силу своей переходной и противоречивой природы эта форма государства вступает в определенный момент в резкое противоречие с интересами буржуазии. Как только буржуазия захватила экономическое господство, она должна быть в состоянии управлять в своих собственных интересах. Таким образом, последние остатки феодальной политической системы стали лишь еще одним препятствием на пути великого стремления к накоплению капитала.
Начиная с голландской войны за независимость, когда буржуазия вступила на путь завоевания политической власти, по Европе прокатилась волна революций. В своей борьбе против старого порядка она объединила все здоровое и прогрессивное в обществе под лозунгом «свободы». Сметая партикуляризм прошлого, революционеры расчищали путь для развития подлинно национального рынка. Вместо произвольных привилегий абсолютизма они требовали «господства закона», которое на практике всегда означало господство буржуазии.
Но великое и трагическое противоречие всех этих движений заключалось в том, что, как и в английской революции, они в конечном счете отдали власть не крестьянам и ремесленникам, составлявшим костяк революционных армий, а новому, еще более могущественному классу эксплуататоров, о чем наши современные любители свободы склонны забывать.
После «похорон» абсолютизма государство полностью перешло во владение новой земельной аристократии, «банкократии» и крупных промышленников, либо в форме республики, либо, чаще всего, конституционной монархии.
Всякий, кто сомневается в значении этого для развития капитализма, должен только взглянуть на меры, принятые английским парламентом после так называемой Славной революции 1688 года: огораживания превратились из широко распространенного злоупотребления в преднамеренную политику; Банк Англии был создан вместе с «национальным долгом» – долгом не кому иному, как капиталистическим спекулянтам; было введено законодательство о «максимальной заработной плате», в то время как возможности рабочих для переговоров о лучшей оплате труда и условиях были, конечно, запрещены.
Концентрированная власть государства использовалась “для ускорения, по тепличному способу, процесса превращения феодального способа производства в капиталистический способ», писал Маркс в «Капитале» (т. 1), добавляя, что «насилие — это повитуха каждого старого общества, беременного новым. Оно само по себе является экономической силой».
Следует также отметить, что в этот «золотой век свободы и просвещения» ни один рабочий или бедный крестьянин не имел ни права голоса, ни политического представительства в какой бы то ни было форме. На самом деле поднимающиеся капиталистические землевладельцы и фабриканты нуждались в государственной власти для регулирования в свою пользу заработной платы и удлинения рабочего дня.
На самом деле только тогда, когда была обеспечена их собственная тирания на рабочем месте, класс капиталистов стал терпеть любые политические свободы со стороны рабочих, и даже тогда они должны были быть ограничены, дабы не нарушать их священное право на частную собственность, то есть плоды столетий воровства.
Рождение рабочего класса
Развитие общества в конечном счете определяется развитием производительных сил человечества. Но сама по себе технология неспособна изменить общество – она сама социально детерминирована. Древние греки открыли паровую энергетику задолго до буржуазной Европы. Немецкий изобретатель Антон Мюллер еще в 1529 году создал ткацкий станок, способный ткать несколько кусков ткани одновременно. Результатом стала не промышленная революция, а, наоборот, убийство изобретателей местными городскими советами.
В Англии аграрная и политическая революции 16 и 17 веков заложили основу для промышленной революции. Без создания «избыточного» населения пролетариев, роста производительности сельского хозяйства и гигантских благ, дарованных капиталистам завоеванием ими политической власти, такое громадное социальное преобразование было бы немыслимо.
Вновь созданный пролетариат быстро приводился в действие, обычно под гнетом жестоких репрессий, но оставалось еще одно препятствие на пути к неограниченной свободе капиталистической эксплуатации-гильдии. Установив строгие правила и ограничения в промышленности, цеховая система, которая сама была продуктом борьбы ранней буржуазии, стала удушающим препятствием на пути свободного развития капиталистического способа производства. Фактически первое производство шерстяной ткани, зарегистрированное в 16 веке, было закрыто местными гильдиями именно потому, что это угрожало их монополии.
Первая хлопкопрядильная фабрика была фактически создана за пределами любого крупного города, в Ройтоне, Ланкашир, чтобы избежать сопротивления того, что осталось от гильдий в 1764 году. Это быстро установило модель того, что станет фабричной системой.
Ограничения на заработную плату, существовавшие в течение столетий, были окончательно отменены в 1813 году. Они были теперь, по Марксу, «абсурдной аномалией», поскольку капиталисты могли свободно диктовать своим рабочим заработную плату и условия труда, как им заблагорассудится. Развитие капиталистического производства (с помощью закованного в кольчугу кулака государства) привело наконец к созданию “рабочего класса, который по воспитанию, традиции и привычке смотрит на требования этого способа производства как на самоочевидные естественные законы”.
По мере того как эта новая, более «цивилизованная» форма эксплуатации захватывала все больше и больше сфер производства, британский правящий класс внезапно обнаружил, что рабы, работающие на его колониальных плантациях, тоже были людьми. Но когда в 1833 году оно окончательно отменило рабство в своих колониях, британское правительство выплатило 20 миллионов фунтов стерлингов в качестве компенсации не рабам, а 3000 семьям, которые владели рабами, за потерю ими «собственности». Эта цифра в сегодняшнем выражении составляет около 16,5 млрд. фунтов стерлингов: огромный подарок рабовладельцам, который они быстро использовали на английских фабриках, ирландских фермах и индийских плантациях.
Рабство было отменено не потому, что оно было аморальным; оно было отменено потому, что оно было невыгодным. Было бы глупо упорствовать в таком дорогостоящем и непродуктивном предприятии, когда проницательный инвестор может выжать невиданную ранее прибыль из крови «свободнорожденных рабов» Британии и ее колоний.
Но создание рабочего класса дало капиталистам двойной подарок. Он не только создавал их прибыль от избыточного труда рабочих, но и создавал средства, с помощью которых эти прибыли могли быть реализованы, – первый в истории действительно массовый потребительский рынок.
Средний крестьянин никогда не покупал много еды или одежды, потому что он сам молол зерно и сам ткал себе одежду. Обездоленность крестьянства означала, что оно не только зависело от капиталистов в плане труда и заработной платы, но и вынуждено было тратить эту заработную плату на предметы первой необходимости, такие как продовольствие и одежда, не у кого иного, как у тех же капиталистов (рассматриваемых в национальном масштабе).
Позже, в 19 веке, британское государство использовало тарифы, чтобы уничтожить индийскую домашнюю прядильную промышленность и наводнить рынок тканью, часто прядущейся из индийского хлопка. Таким образом, роль Индии как колонии сместилась от того, чтобы быть исключительно источником добычи (которой она и оставалась), к тому, чтобы также быть огромным рынком пленных. Таким образом, индийские массы, как и их британские коллеги, дважды платили за свою эксплуатацию британскими капиталистами.
Это сыграло важную роль как в подъеме британского капитализма, так и в борьбе за независимость Индии. В 1921 году Индийский национальный конгресс принял флаг, содержащий изображение прялки, чтобы символизировать отечественную промышленность, разрушенную британской конкуренцией. Эта прялка все еще сохранилась (частично) в индийском флаге сегодня, хотя она была изменена в буддийское колесо чакры.
Важность массового потребления для капитализма можно увидеть сегодня в еще более грандиозном масштабе. Следствием этого в нашей культуре является безудержное потребление и долги, которые давят на нас как на индивидов. Мы должны не только работать, но и покупать. В этом смысле предложение определяет спрос в той же мере, в какой спрос определяет предложение.
Новый бой
Теперь появился капитал, полностью сформировавшийся и “истекающий кровью из каждой поры” (по выражению Маркса). С тех пор свобода капитала продолжает находить свое отражение и источник в несвободе людей. Но он также заложил основу для новой и более серьезной борьбы.
Буржуазия — класс, рожденный борьбой между феодалами и крепостными. В конце концов она сумела захватить власть, преобразовать государство в своих целях и использовать его для уничтожения старого порядка. Так и рабочий класс был создан бесконечным стремлением капитализма эксплуатировать человеческую рабочую силу. Подобно средневековым крепостным, современные рабочие отдают большую часть своей жизни паразитическому классу собственников. Но, взяв в руки общества в целом огромные производительные силы, созданные их собственным трудом, трудящиеся всего мира могут навсегда покончить с классовым гнетом и открыть новую эру подлинной свободы для всего человечества.
Источник
Содержание
Капитализм (фр. capital — главное имущество или сумма) — общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу; сменяет феодализм и является последней в истории человечества антагонистической общественно-экономической формацией.
Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами. Целью капиталистического производства является расширенное воспроизводство капитала за счёт присвоения создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости. По мере того как отношения капиталистической эксплуатации становятся господствующим типом производственных отношений и на смену докапиталистическим формам надстройки приходят буржуазные политические, правовые, идеологические и другие общественные институты, капитализм превращается в общественно-экономическую формацию, включающую капиталистический способ производства и соответствующую ему надстройку. В своём развитии капитализм проходит несколько стадий, но его наиболее характерные черты по своей сути остаются неизменными. Капитализму присущи антагонистические противоречия. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества — пролетариатом и буржуазией — и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя.
1. Возникновение капитализма
Возникновение капитализма было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. В процессе возникновения капитализма на одном полюсе общества образовался класс капиталистов, сосредоточивших в своих руках денежный капитал и средства производства, а на другом — масса людей, лишённых средств производства и потому вынужденных продавать свою рабочую силу капиталистам для получения средств к существованию. Капиталистические отношения первоначально стали складываться в средневековых городах, возникших в результате развития торговли и ремесла, а также антифеодальной борьбы народных масс. Класс городской буржуазии формировался, вырастая из купцов, ростовщиков и наиболее богатых мастеров. В союзе с королевской властью буржуазия и обуржуазившиеся элементы феодализма ускорили развитие капитализма. В насильственном лишении мелкого производителя (прежде всего крестьянина) средств производства и образовании крупной капиталистической собственности состояла суть так называемого первоначального накопления капитала (конец 15 — 18 вв.). Главными средствами накопления буржуазией богатств были захват и грабёж колоний, работорговля, государственные займы, система откупов, подрядов, государственного протекционизма.
Исходным пунктом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация, т. е. совместный труд многих людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Источником дешёвой рабочей силы для первых капиталистических предпринимателей было массовое разорение ремесленников и крестьян в результате имущественной дифференциации, а также «огораживаний» земли, принятия законов о бедных, разорительных налогов и других мер внеэкономического принуждения. Этот же процесс обеспечивал и необходимое расширение внутреннего рынка.
Первое время буржуазия, превратившаяся в социально важнейший класс, оставалась политически бесправной. Капиталистическое производство оказалось втиснутым в феодальные политические формы средневековья, которые оно уже переросло. По мере роста своей экономической силы буржуазия стремилась к захвату политической власти, вступая во всё более острое противоречие с абсолютизмом. К 16 в. капиталистическое производство достигло значительного развития в ряде стран Западной Европы. Простая капиталистическая кооперация сменилась мануфактурой, основанной на разделении труда. Мануфактурная стадия развития капитализма охватывает период 16–18 вв.
Конец мануфактурной стадии развития капитализма был периодом буржуазных революций, которые установили политическое господство буржуазии и обеспечили условия для дальнейшего развития капитализма. Первая буржуазная революция произошла в конце 16 в. в Нидерландах, в 1642–1649 произошла английская, в 1789–1794 — французская буржуазные революции. В ряде европейских стран буржуазные революции происходили в середине 19 — начале 20 вв. Буржуазные революции, осуществив переворот в политической надстройке, ускорили процесс смены феодальных производственных отношений капиталистическими, расчистили почву для созревшего в недрах феодализма капиталистического строя, для замены феодальной собственности капиталистической.
2. Домонополистический капитализм
В результате развития капиталистического способа производства после буржуазных революций произошёл переход к крупному машинному производству, представляющему адекватную техническую базу буржуазного способа производства. Этот переход составил содержание промышленного переворота, который начался в середине 18 в. в Англии и затем распространился на другие страны. Промышленный переворот коренным образом изменил как техническую основу производства, так и социально-экономические отношения. Место формального подчинения труда капиталу заняло реальное подчинение. Произошло отделение промышленности от сельского хозяйства. Возникли капиталистические города — промышленные центры. Изменился состав буржуазии — главную роль стал играть фабрикант-промышленник. Фабричное производство вызвало резкое усиление массовой нищеты. Замена рабочих-мужчин женщинами и детьми, снижение реальной заработной платы, резкое усиление степени эксплуатации, появление массовой безработицы были неизбежными следствиями промышленного переворота. Промышленный переворот резко обострил противоречия капитализма.
Капитализм до не виданных ранее пределов развил производительные силы, разрушил феодальные и патриархальные отношения, разорвал связи между людьми, основывавшиеся на отношениях личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм полностью подчинил деревню господству города, резко увеличил городское население за счёт сельского, вырвал «…значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни» [1]. Капитализм превратился в мировую систему, вовлекая в водоворот мирового рынка и народы, находившиеся на более ранних ступенях развития. Капитализм уничтожил феодальную раздробленность и осуществил политическую концентрацию, возникли буржуазные нации и централизованные национальные государства.
Всесторонний анализ капитализма дан основоположниками марксизма в ряде произведений — прежде всего в «Капитале». Маркс раскрыл экономический закон движения капиталистического общества, сущность капиталистической эксплуатации. Маркс показал, что капитал есть стоимость, производящая посредством присвоения неоплаченного чужого труда прибавочную стоимость. Погоня за прибавочной стоимостью определяет всё движение капиталистического способа производства, в том числе и расширение производства, развитие техники, усиление эксплуатации рабочих, анархию общественного производства, обострение конкуренции между капиталистами, углубление капиталистических противоречий, огромную растрату общественного богатства. На стадии домонополистического капитализма конкуренция некооперированных раздробленных товаропроизводителей сменяется капиталистической конкуренцией, которая приводит к образованию средней нормы прибыли, т. е. равной прибыли на равный капитал. Стоимость произведённых товаров принимает модифицированную форму цены производства, включающую издержки производства и среднюю прибыль. Процесс усреднения прибыли осуществляется в ходе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, через механизм рыночных цен и перелив капиталов из одной отрасли в другую, через обострение конкурентной борьбы между капиталистами.
Совершенствуя технику на отдельных предприятиях, используя достижения науки, развивая средства транспорта и связи, улучшая организацию производства и товарообмена, капиталисты стихийно развивают общественные производительные силы. Концентрация и централизация капитала способствуют появлению крупных предприятий, где сосредоточены тысячи рабочих, приводят к растущему обобществлению производства. Однако огромные, всё возрастающие богатства присваиваются отдельными капиталистами, что ведёт к углублению основного противоречия капитализма. Чем глубже процесс капиталистического обобществления, тем шире разрыв между непосредственными производителями и средствами производства, находящимися в частнокапиталистической собственности. Основное противоречие капитализма между общественным характером производства и капиталистическим присвоением принимает форму антагонизма между пролетариатом и буржуазией. Оно проявляется также в противоречиях между производством и потреблением, между высокой организацией производства на отдельных предприятиях и анархией производства во всём обществе, между тенденцией к безграничному расширению производства и ограниченностью платёжеспособного спроса. Противоречия капиталистического способа производства наиболее остро проявляются в периодически повторяющихся экономических кризисах. Будучи объективной формой насильственного преодоления противоречий капитализма, экономические кризисы не разрешают их, а ведут к дальнейшему углублению и обострению, что свидетельствует о неизбежности гибели капитализма. Таким образом, сам капитализм создаёт объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.
Антагонистические противоречия и историческая обречённость капитализма находят отражение в сфере надстройки буржуазного общества. Буржуазное государство, в какой бы форме оно ни существовало, всегда остаётся орудием классового господства буржуазии, органом подавления трудящихся масс. Буржуазная демократия носит ограниченный и формальный характер. Капиталистическое государство в эпоху домонополистического капитализма — «…это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии» [2]. Демократические права, завоёванные народными массами, действуют лишь в тех границах, которые не задевают основ капиталистического строя. Несмотря на это, рабочий класс при капитализме борется за демократизацию форм политической жизни, т. к. это представляет возможности для организации сил пролетариата в целях революционного преобразования общества.
Кроме двух основных классов буржуазного общества (буржуазии и пролетариата), при капитализма сохраняются классы, унаследованные от феодализма: крестьянство и помещики-землевладельцы. Неотъемлемым спутником капитализма является наличие более или менее многочисленного слоя деклассированных элементов — люмпен-пролетариата. С развитием промышленности, науки и техники, культуры в капиталистическом обществе растёт социальный слой интеллигенции — лиц умственного труда. Главная тенденция развития классовой структуры капиталистического общества — поляризация общества на два основных класса в результате размывания крестьянства и промежуточных слоёв, превращение всякого труда в наёмный труд. Главным классовым противоречием капитализма является противоречие между рабочими и буржуазией, выражающееся в острой классовой борьбе между ними. В ходе этой борьбы вырабатывается революционная идеология, создаются политические партии рабочего класса, подготавливаются субъективные предпосылки социалистической революции. В борьбе против буржуазии пролетариат заключает союз с крестьянством, со всеми трудящимися и эксплуатируемыми.
3. Монополистический капитализм
В последней трети 19 в. совершился переход от домонополистического капитализма к монополистическому капитализму — империализму. Марксистский анализ империализма дан В. И. Лениным. Переход к империализму был подготовлен действием экономических законов капитализма, процессом распространения капитализма по всему земному шару. Свободная конкуренция вела к концентрации и централизации производства и капитала. На этой базе возникают и быстро развиваются, особенно после кризиса 1873 г., монополистические объединения, которые вскоре получают всеобщее распространение. Отрицая свободную конкуренцию в отдельных отраслях, монополии не устраняют конкуренцию как таковую, «…а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов» [3].
По своей экономической сущности империализм есть монополистический капитализм. «Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрёл выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими капиталистическими странами» [4]. Проанализировав эти основные экономические признаки империализма, Ленин показал его историческое место. Он пришёл в выводу, что империализм есть особая стадия капитализма, причём особенность эта троякая: империализм есть капитализм: 1) монополистический, 2) паразитический, или загнивающий, и 3) умирающий. Империализм крайне обостряет основное противоречие капитализма и все базирующиеся на нём противоречия буржуазного строя, которые могут быть разрешены только социалистической революцией.
На монополистической стадии капитализма эксплуатация труда финансовым капиталом ведёт к перераспределению в пользу монополий части совокупной прибавочной стоимости, приходящейся на долю немонополистической буржуазии, и необходимого продукта наёмных рабочих через механизм монопольных цен.
Эксплуатация труда капиталом дополняется эксплуатацией подавляющего большинства человечества — народов колониальных и полуколониальных стран. Отсюда следует, что крушение капитализма происходит в результате двух процессов: 1) революционной борьбы рабочего класса за социализм и 2) национально-освободительной борьбы порабощённых империализмом народов.
С переходом к империализму происходят сдвиги в классовой структуре общества. Господство финансового капитала персонифицируется в финансовой олигархии — крупной монополистической буржуазии, которая подчиняет своему контролю подавляющую часть национального богатства капиталистических стран. Свойственное капитализму отделение капитала-собственности от капитала-функции при империализме достигает громадных размеров. Финансово-промышленные короли передают главные функции по управлению производством в руки доверенных лиц, сохраняя за собой лишь верховный контроль. В этом явлении наглядно выступает паразитизм финансовой олигархии. По своему месту в системе общественного производства, отношению к капиталистической собственности и способам получения доходов высший слой управляющих входит в класс капиталистов, а его верхушка примыкает к финансовой олигархии. Уменьшается экономический и политический вес немонополистический средней и мелкой буржуазии.
Существенные изменения происходят в численности и составе рабочего класса. Уменьшается доля неквалифицированных и возрастает доля обученных рабочих. Появляется слой рабочих-техников, управляющих сложными машинами, слой конторских и торговых работников. С ростом технического прогресса, расширением сферы обслуживания и ростом бюрократии, государственного аппарата значительно увеличивается численность и удельный вес служащих.
Крупные изменения происходят и в средних слоях населения. Численность крестьян-фермеров в развитых капиталистических странах сокращается абсолютно. Слой городских мелких производителей размывается и разоряется, не выдерживая конкуренции с крупным капиталом. Мелкие торговцы всё более попадают в зависимость от монополий оптовой и розничной торговли. Расширение сферы капиталистической эксплуатации на всё новые слои населения делает их объективным союзником рабочего класса в антимонополистической борьбе.
В эпоху империализма резко обостряются противоречия между империалистическими государствами. В основе этих противоречий лежит открытый Лениным закон неравномерности экономического и политического развития капитализма, обусловливающий постоянное изменение соотношения сил между отдельными странами. Эта неравномерность неизбежно порождала мировые войны, вызываемые борьбой за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала, за передел мира.
В процессе своего развития монополистический капитализм перерастает в государственно-монополистический капитализм (ГМК). Объективной основой, на которой происходит это перерастание, является концентрация производства и централизация капитала в руках монополий, ведущая к всестороннему росту обобществления производства. Возникают крупные корпорации, первоначально на национальной, а затем и на транснациональной основе. Эти гигантские хозяйственные комплексы управляются из одного центра. Осуществляемая в них планомерность вступает в противоречие со стихийными рыночными отношениями. Появляется потребность и необходимость в приспособлении функционирования рынка к интересам всего монополистического капитала в целом. На этой базе происходит процесс «…соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм…» [5]. Государственно-монополистический капитализм характеризуется сращиванием финансовой олигархии с бюрократической верхушкой, усилением роли государства во всех областях общественной жизни, ростом государственного сектора в экономике и активизацией политики, направленной на смягчение социально-экономических противоречий капитализма. Империализм, в особенности на государственно-монополистической стадии, означает глубокий кризис буржуазной демократии, усиление реакционных тенденций и роли насилия во внутренней и внешней политике. Он неотделим от роста милитаризма и военных расходов, гонки вооружений и тенденций к развязыванию агрессивных войн.
Буржуазное государство, обладающее относительной самостоятельностью в системе ГМК, активно вмешивается в процесс воспроизводства, беря в свои руки, в зависимости от конкретных исторических условий, отдельные предприятия и целые отрасли, осуществляя всякого рода мероприятия по регулированию важных сфер хозяйственной жизни. Регулирующие мероприятия буржуазного государства, огосударствление отдельных отраслей экономики осуществляются в интересах финансовой олигархии. Буржуазное государство вынуждено считаться с соотношением классовых и политических сил в стране. Поэтому в ряде случаев оно идёт на широкие социальные манёвры, прибегает к реформам, призванным смягчить остроту классовых противоречий, идёт на ущемление интересов отдельных монополий, исходя из общей задачи укрепления капитализма в целом. Наиболее завершённой формой ГМК, выражающей последнюю степень обобществления, возможную при капитализме, является переход предприятий в государственную собственность.
Важной формой проявления ГМК являются государственные финансы, и в первую очередь государственный бюджет, огромный рост которого находится в прямой связи с войнами и милитаризацией, разбуханием государственного бюрократического аппарата, усилением предпринимательской и кредитной деятельности государства. В области взаимоотношений между трудом и капиталом государственное регулирование охватывает широкий комплекс социальных мероприятий, главной целью которых является сохранение «классового мира». К их числу относится политика «полной занятости», подготовка и переподготовка рабочей силы, социальное страхование, социальное обеспечение, государственное регулирование здравоохранения и образования, распределения доходов. В конце 20 в. сферой государственной деятельности стала также охрана окружающей среды. Большинство этих мер проводится в результате классовой борьбы и давления демократических сил. Но современные буржуазные экономисты выдают ГМК за строй, который якобы не содержит присущих капитализму противоречий и является шагом на пути к обществу, осуществляющему социальную справедливость. Реформисты пытаются доказать, что государственное вмешательство, якобы сужая базу экономической мощи финансового капитала, открывает эволюционный путь преобразования капитализма в социализм. Однако научно-техническая революция, усилившая интенсификацию производства, конкурентная борьба между монополиями, экономические кризисы, рост безработицы, инфляция опровергают миф о том, будто капитализм наших дней способен избавиться от кризисов.
1-я мировая война и Октябрьская революция 1917 г. отразили начало общего кризиса капитализма, который выразился в подрыве и ограничении господства буржуазии, сужении сферы её воздействия на мировое развитие, разложении системы капиталистических общественных отношений, вызревании предпосылок перехода к социализму. Общий кризис капитализма характеризуется нарастанием антиимпериалистической борьбы, освобождением отдельных стран от империалистической зависимости, началом в ряде стран социалистической революции, борьбой и сосуществованием двух систем — капиталистической и социалистической, крахом колониальной системы, усилением неравномерности экономического и политического развития капитализма. В условиях противоборства с социализмом господствующие круги стран капитала как никогда боялись перерастания классовой борьбы в массовое революционное движение. Отсюда — стремление буржуазии применять замаскированные формы эксплуатации и угнетения трудящихся, её готовность в ряде случаев идти на частичные реформы с тем, чтобы по возможности удерживать массы под своим идейным и политическим контролем. Однако приспособление к новым условиям не означает стабилизации капитализма как системы. Общий кризис капитализма продолжает углубляться, охватывает экономику, политику, идеологию, культуру.
Общий кризис капитализма ускорил развитие государственно-монополистического капитализма и дальнейший рост обобществления производства. Такие новые явления, как государственное регулирование экономики, капиталистическая интеграция, переход от старой системы колониального господства к неоколониализму, означают известную модификацию основных признаков империализма, без изменения их сущности. Капитализм свободной конкуренции, империализм и государственно-монополистический капитализм представляют собой различные стадии одной общественно-экономической формации. В ходе исторического развития меняется структура производства и механизм присвоения прибавочной стоимости, но основные признаки капитализма — товарное производство, частная собственность на средства производства и эксплуатация наёмного труда капиталом — остаются неизменными.
В связи с исчезновением мировой социалистической системы страх современного капитализма перед революцией уменьшился, поэтому сейчас происходит демонтаж тех частичных реформ, на которые капитализм вынужден был пойти под давлением трудящихся. Положение пролетариата и всех трудящихся ухудшается, эксплуатация вновь принимает всё более открытые формы, усиливается неоколониализм. Разгорается очередной мировой экономический кризис. Всё это свидетельствует о том, что общий кризис капитализма продолжает развиваться, нарастать, углубляться. Капитализм последовательно исчерпывает все возможности своего развития, доходит до собственных пределов.
Для современного капитализма характерны дальнейший рост концентрации и интернационализации производства (возникновение транснациональных корпораций), межгосударственная регуляция мировой капиталистической экономики («Общий рынок» и др.), разрастание военно-промышленного комплекса, усиление государственно-монополистического капитализма, подъём демократического движения. При этом сохраняются старые и возникают новые формы противоречий внутри капиталистических государств. Переживает трудности система государственно-монополистического регулирования экономики, обостряются противоречия между империалистическими государствами и развивающимися странами, углубляется политический, духовный и идеологический кризис. Происходит дальнейшее расширение и совершенствование системы эксплуатации, обусловленное новыми формами капиталистической организации производства и его рационализацией. Усиливается процесс социально-классовой поляризации капиталистического общества, разрыв в доходах, растёт численность и изменяется состав рабочего класса, который становится всё более квалифицированным, увеличивается его социально-политическая роль, происходит пролетаризация средних слоёв и интеллигенции. Возникают новые социальные антагонизмы.
В то же время капитализм ещё обладает возможностями для экономического роста, главным фактором которого является ускорение научно-технического прогресса, использование достижений научно-технической революции. Однако капиталистические отношения препятствуют использованию материального и духовного потенциала общества в интересах всего населения и вызывают необходимость их замены социалистическими производственными отношениями. Капитализм не способен рационально управлять общественным развитием, что опровергает различные прогнозы о «постиндустриальном», «информационном» и пр. обществе, «научном» капитализме, выдвигаемые буржуазными идеологами с целью оправдания и сохранения капитализма.
4. Историческое место капитализма
Как закономерная стадия в историческом развитии общества капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда. К. Маркс и Ф. Энгельс писали ещё в середине 19 в.: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, — какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!» [6]. С тех пор развитие производительных сил, несмотря на неравномерность и периодические кризисы, продолжалось ещё более ускоренным темпом. Капитализм 20 века смог поставить себе на службу многие достижения современного научно-технической революции: атомную энергию, электронику, автоматику, реактивную технику, химический синтез и т. д. Но общественный прогресс в условиях капитализма осуществляется ценой резкого обострения социальных противоречий, растраты производительных сил, страданий народных масс всего земного шара. Эпоха первоначального накопления и капиталистического «освоения» окраин мира сопровождалась уничтожением целых племён и народностей. Колониализм, служивший источником обогащения империалистической буржуазии и так называемой рабочей аристократии в метрополиях, привёл к длительному застою производительных сил в странах Азии, Африки и Латинской Америки, способствовал сохранению в них докапиталистических производственных отношений. Капитализм использовал прогресс науки и техники для создания разрушительных средств массового уничтожения. Он несёт ответственность за огромные людские и материальные потери в участившихся разрушительных войнах. Только в двух мировых войнах, развязанных империализмом, погибло свыше 60 млн. чел. и 110 млн. были ранены или стали инвалидами. На стадии империализма экономические кризисы приобрели ещё более острый характер.
Капитализм не может справиться с созданными им же производительными силами, которые переросли капиталистические производственные отношения, ставшие оковами их дальнейшего беспрепятственного роста. В недрах буржуазного общества в процессе развития капиталистического производства созданы объективные материальные предпосылки для перехода к социализму. При капитализме растёт, сплачивается и организуется рабочий класс, который во главе всех трудящихся составляет могучую общественную силу, способную свергнуть отживший капиталистический строй и заменить его социализмом.
Буржуазные идеологи с помощью апологетических теорий пытаются утверждать, что современный капитализм представляет собой строй, лишённый классовых антагонизмов, что в высокоразвитых капиталистических странах якобы вообще отсутствуют факторы, порождающие социальную революцию. Однако действительность разбивает такие теории, всё более обнажая непримиримые противоречия капитализма.
Источник