Современная схема коммуникации и ее компоненты: источник, получатель, код, сообщение, канал, контекст, кодирование, декодирование
Процесс коммуникации во всех случаях его осуществления следует единому образцу. Коммуникация всегда заключается в том, что люди передают друг другу сообщения с какой-либо целью. Поскольку каждый участник коммуникации включает в этот процесс свои знания по теме общения, фоновые знания, стили, привычки и предпочтения, подлинно эффективная коммуникация всегда интерактивна. Это значит, что каждый участник коммуникационного процесса поочередно выступает в роли слушающего и говорящего. Каждый компонент процесса коммуникации является составляющим элементом интерактивности.
В самом общем, базовом смысле, для осуществления коммуникации требуются источник информации; передатчик, или медиум, посредством которого источник передает информацию получателю этой информации, который, предположительно, реагирует. Это утверждение справедливо и для случаев, когда общаются два человека и более, когда происходит коммуникация между организациями, общественными институтами, политиками и избирателями и т.д. В теории коммуникации применительно к сфере связей с общественностью, раньше считалось, что сначала организация посылает сообщение средствам массовой информации (массмедиа), которая, в свою очередь, тиражирует эту информацию широким массам – читателям газет и журналов, телезрителям, радиослушателям, которые должны на эту информацию отреагировать (83). Эта двухступенчатая теория слишком большое значение придает массмедиа. На самом деле на получателя информации воздействует гораздо большее количество факторов, в числе которых средства массовой информации не всегда занимают ведущее место. Теория концентрических кругов, разработанная Элмо Роупером (Elmo Roper), гласит, что идеи, распространяются последовательно, как круги на воде, от создателя этой идеи к его последователям, затем овладевают умами малых групп, и наконец, широкими общественными кругами. Идеи продвигаются от политических и общественных активистов к более инертным общественным группам [83]. В любом случае, какие бы формы ни приобретала коммуникация, она сохраняет все компоненты базовой математической и кибернетической моделей.
Применительно к современной интерактивной модели выделяют адресанта (источник), сообщение, адресата (получатель), обратную связь, канал информации, процессы кодирования и декодирования сообщения, а также контекст и общее знание. Рассмотрим каждый компонент по отдельности.
Адресант. Источник, или адресант, информации – это начальный, центральный элемент процесса коммуникации. В качестве адресанта может выступать любое лицо. Это может быть политик, выступающий с предвыборной речью, директор школы, приветствующий учащихся первого сентября, покупатель, спрашивающий о наличии того или иного товара и т.д.
Хотя адресант, как правило, знает, что он хочет сказать, не всегда есть уверенность в том, что он будет понят именно так, как он этого хочет. Во многих ситуациях, выступая публично или в частной беседе, адресант не всегда располагает надежными вербальными средствами для достижения своей коммуникативной цели, поэтому активно использует и невербальные средства. Жестикуляция, мимика, тон и тембр голоса призваны акцентировать внимание на тех элементах речи, которые, по мнению говорящего, особенно важны. Однако основным фактором, который влияет на понимание информации и степени этого понимания, является правильное кодирование сообщения.
Кодирование это физический процесс организации элементов сообщения для передачи его адресату. В процессе устной коммуникации кодирование сообщения заключается в подборе слов и синтаксических конструкций, артикуляции. В процессе невербальной коммуникации кодирование заключается в жестикуляции, мимике и прочих действиях подобного рода. Как и прочие термины, относящиеся к процессу коммуникации, кодирование – это универсальное понятие, и, естественно, не ограничивается перечисленными формами. Кодирование при коммуникации посредством технических устройств заключается в переводе речи человека в цепочку электрических сигналов, точки и тире, огни и сигнальные ракеты. При использовании компьютера сообщение перекодируется в последовательность единиц и нулей, или двоичный код.
Эффективные коммуникаторы постоянно отслеживают реакцию аудитории, чтобы приспособить свой способ кодирования информации к их уровню понимания. К примеру, они могут добавить определенные жесты для подкрепления той или иной своей мысли. Для той же цели к сообщению в чате или электронном письме к высказыванию добавляют так называемые смайлики, например: =) 🙂 :-0 и т.д.
Сообщение иногда проходит несколько кодировок, прежде чем будет доставлено конечному получателю. В сфере связей с общественностью, например, могут встречаться следующие этапы. Допустим, политик хочет выступить с речью. Для этого он сначала высказывает свои мысли и идеи спичрайтеру, специалисту по написанию речей, а тот, в свою очередь, излагает эти мысли своими словами. Таким образом, произошло уже два кодирования – сначала политик кодировал свои мысли, используя для этого средства языка, а затем спичрайтер перекодировал эти мысли, изложил в иной форме. Возможно и дальнейшее кодирование, когда, например, речь политика перекодируется для пресс-релиза или выпуска новостей. Итак, прежде чем сообщение достигло конечного адресата, оно претерпело три кодирования.
Канал информации– это средство, при помощи которого закодированное сообщение доставляется адресату. Каналы информации очень многочисленны – сюда относятся все средства, при помощи которых осуществляется коммуникация – письмо, записка, различные виды онлайн конференций, чаты, Skype, электронная почта, телефон, факс и прочие средства. Канал информации, естественно, моделирует сам процесс коммуникации: в одних случаях налагает определенные ограничения на процесс и форму кодирования, в других, наоборот, требует определенных способов кодирования сообщения.
Сообщение– это содержание коммуникации между двумя участниками коммуникации, или коммуникантами. Обычно сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).
Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных), изучением которых занимается семиотика или семиология (наука о знаках). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.д.).
Существует три подхода к пониманию сущности сообщения.
1. Сообщение – это содержание. Согласно этой теории, которая является наиболее популярной, содержание сообщения, то есть, о чем оно, и составляет суть самого сообщения. Сообщение означает только то, что можно понять при интерпретации семантики составляющих его высказываний. При таком подходе ни канал, по которому передается это сообщение, ни источник информации, не важны.
2. Сообщение – это канал информации. Другие специалисты по теории коммуникации, как, например, канадский ученый Маршалл МакЛюэн,(Marschall McLuhan) считают, что содержание не самое важное в сообщении. Согласно МакЛюэну [83], гораздо важнее механизм передачи сообщения.
М. МакЛюэн исходил из того факта, что в наши дни люди смотрят телевизор слишком много. Он называл телевидение легким каналом информации, поскольку не нужно прилагать много сил к тому, чтобы принять и понять сообщение, переданное по телевидению. В противовес «легкому» (cool) каналу выступают «тяжелые» (hot) средства передачи информации, такие как книги, газеты и журналы, поскольку для восприятия смысла сообщения необходимо прилагать усилия. Телевидение МакЛюэн считал таким средством передачи информации, которое позволяет адресатам активнее включаться в суть сообщения, сопереживать тому, что показывают. Эта мысль подтверждается тенденциями, которые обозначились в последнее время: телевидение становится все более интерактивным (Больц).
3. Сообщение – это личность. Третий подход к сообщению ставит во главу угла не содержание и не канал передачи информации, а личность адресанта. К примеру, А. Гитлер, равно как и другие диктаторы, был умелым оратором. Его маниакальные речи и истерическая жестикуляция приводили толпы в восторг. Важно было не то, что он говорит, а как. Про политика, который делает ставку на собственную личность, говорят, что он обладает харизмой [83].
Декодирование – это процесс интерпретации адресатом сообщения, в результате которого происходит понимание смысла сообщения. Процесс декодирования определяется механизмами интерпретации. В простых системах коммуникации, целиком и полностью описываемых моделью К. Шеннона, процесс декодирования состоит в простом переводе сообщения на понятный адресату язык. В этом случае в информационном плане сообщение отправителя эквивалентно сообщению получателя, потому что для кодирования и декодирования будут применяться одни и те же приемы. В человеческой коммуникации интерпретация сообщения включает подключение к этому процессу навыков общения, психологическое состояние, базовые и фоновые знания, жизненный и коммуникативный опыт – словом все то, что У. Эко называет энциклопедией [73].
Адресат сообщения – это конечный получатель информации. Факт получения адресатом сообщения – это то, на что направлен процесс коммуникации. Иными словами, коммуникация только тогда становится коммуникацией, когда адресат получает сообщение. В качестве адресата выступает не только тот индивид, которому предназначается сообщение, но и всякий, кто случайным образом услышал или увидел сообщение, не предназначенное лично ему.
Любое сообщение нацелено на изменение состояния адресата. Так, можно различить четыре реакции адресата на сообщение.
1. Изменение отношения к предмету речи.
2. Усилить отношение к чему-либо.
3. Заставить сомневаться в чем-либо.
4. Не произвести никакого впечатления на адресата.
Обратная связь – это любая реакция, вербальная или невербальная, которая возникает у адресата в ответ на сообщение. Большинство адресатов отвечают на сообщения в процессе вербальной коммуникации, чтобы дать понять адресанту, что его речь понятна. Обратная связь, как правило, осуществляется по тому же каналу передачи информации, что и исходное сообщение. Однако, в зависимости от условий протекания коммуникации, каналы информации могут различаться. Так, если коммуниканты находятся, например, на совещании, и вербальный контакт исключен, адресант шлет адресату смс-сообщение или записку. В качестве обратной связи получатель сообщения может использовать невербальные средства – кивнуть, сделать знак рукой.
Обратная связь может служить и в качестве полноценного сообщения, что и происходит в процессе диалога.
Контекст – это ситуация или, в широком смысле, условия, в которых протекает коммуникация. Где бы ни происходила коммуникация, когда бы она ни происходила, она всегда протекает в определенном контексте. Контекст оказывает влияние на содержание, качество и эффективность акта коммуникации [82, c 6]. Понятие контекста включает физический контекст, или место протекания коммуникации (офис, парк, кафе); хронологический контекст, или время и дату проведения акта коммуникации (утром, на работе, во время бизнес-ланча); культурный контекст, или национальный и языковой, а также культурный компонент общения (общение американцев и японцев, начальства и коллектива); социальный контекст, илипринадлежность коммуникантов к той или иной социальной группе [82, с. 6].
Шум – это любой фактор, осложняющий процесс коммуникации. Чаще всего, это посторонние звуки, препятствующие процессу восприятия и понимания сообщения. В качестве шума в процессе личной коммуникацйии могут выступать практически любые факторы – например, слишком сильный парфюм одного из коммуникантов также может раздражать, отвлекать от процесса общения. Шумом также является физическое состояние говорящего, мешающее восприятию и интерпретации сообщения, например, головная боль, лихорадочные состояния. Затрудняет коммуникацию также психологический шум: излишнее напряжение, нервозность, состояние эйфории или подавленности.
Шум может возникать в любом элементе системы коммуникации. Шумом являются и отказ технических средств связи или их неправильное функционирование.
Общее знание (shared meaning) – это взаимное понимание друг друга. Адресат верно интерпретировал сообщение, о чем адресант узнал из сообщения обратной связи. Это результат акта коммуникации, его финальная цель.
На самом деле, общее знание имеет несколько стадий.
На первой стадии адресант уже закодировал сообщение для адресата, и получатель информации находится в процессе восприятия сообщения. Это общее знание низшего порядка. Случаи, когда адресант просто привлек внимание потенциального адресата, относятся именно к этой стадии.
На второй стадии адресат декодирует сообщение и понимает его смысл. В качестве знака того, что сообщение принято и понято, он прибегает к обратной связи.
Источник
Основные элементы коммуникационного процесса: источник информации – кодирование – декодирование – сообщение – канал – получатель – обратная связь.
В самом общем виде коммуникационный процесс можно описать следующим образом: отправитель (источник), цель которого заключается в том, чтобы оказать то или иное воздействие на получателя, передает определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных (невербальных) знаков, символов, содержащих те или иные смыслы. Получателю для понимания смысла передаваемого сообщения необходимо его раскодировать (декодировать). Коммуникация предполагает и обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошлод до адресата и соответствующим образом проинтерпретировано. В этом процессе может быть выделено несколько элементов.
3.1. Источник (отправитель) информации.В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты. Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Следует иметь в виду, что создатель сообщения не всегда выступает роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающего (данное положение касается массовой коммуникации).
Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданного сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. Результат интерпретации зависит от многих факторов, среди которых наиболее важными являются такие характеристики источника, как его надежность и квалификация. Они оказывают наибольшее влияние и на степень доверия аудитории к информации, и на длительность воздействия информации на аудиторию. Доверие к отправителю сообщения имеет огромное значение в рекламе и маркетинговых коммуникациях.
Немаловажными факторами, влияющими на процесс коммуникации, на силу воздействия сообщения на аудиторию и его интерпретацию, выступают общая ситуация (благоприятная, неблагоприятная или нейтральная), тема сообщения, время его обнародования, а также способ представления (кодирования) сообщения.
3.2. Кодирование и декодирование.Цели кодирования — доведение замысла (идеи) отправителя до получателя; обеспечение такой интерпретации сообщения получателем, которая адекватна замыслу отправителя. Для этого используются системы кодов — символов и знаков, одинаково интерпретируемых обеими сторонами.
Коды в самом широком плане — любая форма представления информации (идеи, сообщения) или как набор однозначных правил, посредством которых сообщение может быть представлено в той или иной форме.
Узкое — «техническое» — понимание термина «код». Оно сложилось в технических науках под влиянием «математической теории связи (коммуникации)» и использования технических средств коммуникации. Код — это условное преобразование, обычно взаимно однозначное и обратимое, с помощью которого сообщения могут быть преобразованы из одной системы знаков в другую. Типичными примерами здесь могут служить азбука Морзе. Поэтому в принятой нами терминологии четко различаются язык, органически развивавшийся на протяжении длительного времени, и коды, которые изобретены для некоторых специальных целей и подчиняются четко сформулированным правилам».
В коммуникативистике под кодированием часто понимают соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата.
Декодирование — в техническом смысле — это обратный процесс перевода закодированного сообщения на язык, понятный получателю. В более широком плане это: а) процесс придания определены смысла полученным сигналам;
б) процесс выявления первоначального смысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.
Если смысл сообщения будет адекватно расшифрован получателем то его реакция будет именно такой, какую и стремился вызвать правитель (источник) сообщения.
То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей восприятия информации, присущих каждому человеку. Учет индивидуальных особенностей восприятия — ключ к эффективной коммуникации.
Декодированный смысл не обязательно (или не всегда) совпадает с тем смыслом, который был закодирован, хотя он опосредуется уже сложившимися медиа-жанрами и общей языковой системой. Однако важнее, то, что декодирование может принимать направление, отличное от предполагаемого: получатели могут читать «между строк» и даже «переворачивать» изначальный смысл сообщения.
3.3. Сообщение – это уже осмысленная и соответствующим образом (с Помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация. Сообщение может быть передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной почты и пр. Содержание сообщений составляют какие-либо сведения, факты, аргументы, доводы, идеи, мнения, Размышления, эмоции и т.д.
Обычно сообщения — это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение, физический предмет.
Широко известна точка зрения канадского ученого-коммуникативиста Маклюэна, согласно которой «средство и есть сообщение т.е. не столько важно само содержание сообщения, сколько то, и каким образом осуществляется передача сообщения и, главное – какие средства для этого используются. Более того, по мнению Маклюэна, технические средства связи, структурируя характер передачи информации, влияют не только на ее форму, но и на содержание, подчиняя его тем или иным типам кодификации реальности.
3.4. Канал.Изначально понимание пошло от проводного канала телефонной или телеграфной связи либо как беспроводного канала радиосвязи. В современной литературе по коммуникативистике можно встретить трактовку «канала» коммуникации как средства, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. При такой интерпретации коммуникационные каналы делятся на:
а) СМИ — пресса, радио, телевидение, информ и рекламные агентства и т.д.;
б) межличностную коммуникацию — непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем.
Таким образом, понятия «коммуникации» и «средство коммуникации» здесь использую как взаимозаменяемые. Чаще всего и в обыденной речи их используют как синонимы.
Более предпочтительным кажется подход, отграничивающий «средства» от «каналов» коммуникации. При этом под «средствами» коммуникации можно понимать как способы кодирования сообщения (например, слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), так и собственно технические средства кодирования. Термином «канал» целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи сообщения.«Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту»
Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на:
• естественные — каналы, возникающие в сфере полисенсорного взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром при участии разных органов чувств;
• искусственные (технические) — линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, транспортные артерии и пр.
3.5. Получатель— тот (или те), кому адресовано сообщение. Именно для него, собственно, и осуществляется коммуникация. Получателем может быть одно лицо, группа лиц, общество в целом или какая-нибудь его часть. Когда в роли получателя выступает более чем одно лицо, его (получателя) называют аудиторией коммуникации.
Характеристики получателя являются одним из важнейших факторов, влияющих на результативность (эффект) коммуникации. Не менее важным условием является способность получателя воспринимать и декодировать посланное ему сообщение, т.е. распознавать и интерпретировать его смысл. Эта способность определяется компетентностью получателя, его жизненным опытом, групповой принадлежностью, ценностными ориентациями, общей культурой, социокультурными рамками, в которых осуществляется коммуникативный процесс. Реакция получателя выступает основным индикатором результативности коммуникации.
О результативности коммуникации мы можем судить по степени ее влияния на получателя, на его установки, привычки, стереотипы и т.д. Это не означает, что они обязательно должны изменить свой вектор или смениться на противоположные. Чаще всего, по мнению специалистов, результатом коммуникации, напротив, оказывается усиление тех стереотипов сознания и поведения, которые сформировались ранее.
Аудитория как объект информационного воздействия обычно делится на массовую и специализированную. Такое деление проводится: на основе количественного критерия, хотя специализированная аудитория в некоторых случаях может оказаться б многочисленной, нежели массовая; на основе характера объединения людей, составляющих аудиторию.
Количественные характеристики аудитории (т.е. данные о поле, возрасте, образовании, роде занятий и месте жительства, об их интересах и предпочтениях), конечно, необходимы, но это — лишь первый этап познания, поскольку при таком ракурсе ее изучения вне поля зрения остаются многие процессы, возникающие в сознании людей в результате восприятия продукции СМИ.
Теоретические представления о массовой аудитории достаточно амбивалентны. Этим термином в коммуникативистике чаще всего обозначаются: а) все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ, — читатели газет, журналов, книг, радиослушатели, телезрители, покупатели аудио- и видеопродукции и т.д. (массовость — главный атрибут данной аудитории); б) случайные объединения людей, не имеющих общих профессиональных, возрастных, политических, экономических, культурных и иных признаков и интересов (толпа зевак, собравшихся послушать уличного оратора или музыкантов, и пр.).
Специализированная аудитория представляет достаточно определенное и устойчивое целое, с более или менее очерченными границами, включающее множество индивидов, объединенных общими интересами, целями, системами ценностей, стилем жизни, взаимными симпатиями, а также общими социальными, профессиональными, культурными, демографическими и иными признаками. Эту аудиторию можно рассматривать как более или менее широкий сегмент массовой аудитории СМИ в том случае, если речь идет, например, об аудитории определенного вида массовой коммуникации.
Наличие специализированных аудиторий является показателем того, что публика воспринимает информацию в зависимости от своих социальных, профессиональных, возрастных, демографических, культурно-образовательных и иных особенностей. Умение структурировать аудиторию, выделять в ней нужные сегменты (целевые группы) во многом предопределяет успех коммуникации, какую бы конкретную форму она ни приняла — избирательной кампании, партийной пропаганды, рекламы товаров и услуг, коммерческих сделок, экологических или культурных мероприятий.
Каждая из групп требует своей стратегии, своих способов информирования и форм общения. И чем точнее будет проведена дифференциация аудитории и определены параметры целевой группы, тем успешнее будет осуществлена коммуникация.
3.6. Обратная связь — Термин «обратная связь» появился в кибернетике — науке о процессах управления и контроля в системах самого разного типа. С точки зрения кибернетики биологические, социальные и механические системы (живые организмы, люди, общества, механизмы) действуют по одним и тем же принципам, везде наблюдаются сходные модели поведения.
В теории коммуникации под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и свое поведение по отношению друг к другу.
Обратная связь в ходе социальной коммуникации отлична от аналогичных процессов в автоматических системах, так как ответная реакция получателя не может быть предсказана со 100%-ной точностью. Непредсказуемость реакции в некоторых случаях может стать основной причиной возникновения комедийных или, наоборот, трагедийных ситуаций.
Именно благодаря обратной связи источник информации узнает, достигнут ли желаемый результат коммуникации (положительная обратная связь) или нет или сообщение вызвало не ту реакцию, на которую рассчитывал источник (отрицательная обратная связь).
Обратная связь очевидна в ситуации межличностной коммуникации. В массовой коммуникации, на первый взгляд, обратная связь не обнаруживается. Особенно, когда коммуникатор (например, рекламодатель) не прилагает усилий по ее налаживанию. Но даже помимо желания заниматься этим рекламодатель (особенно если его положение на рынке относительно стабильно) невольно обнаружит эту обратную связь в изменении статистики продаж, в. динамике финансовых показателей, и т.п. Таким образом, даже в массовой коммуникации обнаруживается естественное наличие обратной связи, какой бы длинной она ни была. Это объясняется тем, что коммуникатор не изолирован от внешней среды, и еще раз подтверждает потенциальную возможность использования обратной связи в целях прогнозирования эффектов и управления массово-коммуникациоными процессами.
Таким образом, в любом случае устойчивая обратная связь — необходимое условие результативной коммуникации.
4. Коммуникативные барьеры. Барьер коммуникации – помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации.
4.1. Барьеры, обусловленные факторами среды.К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:
· акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверей, звонки телефона и т.д.
· отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце, цвет стен в помещении, т.е. все то, что способно отвлечь внимание ее собеседников;
· температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении;
· погодные условия — дождь, ветер, высокое или низкое давление и т.д.
Данный перечень внешних условий коммуникации можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.
4.2. Технические барьеры.В технической литературе для их об значения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории связи К. Шенноном. Оно ассоциировалось с технологическими проблемами (например, с плохой телефонной связью или помехами в радиоэфире) и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажаем (прерывает) передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом. (помехи на радиоволнах, телефонных проводах, в телеэфире и проч.)
4.3. «Человеческие» барьеры коммуникации.Как уже было отмечено, главная причина возникновения коммуникативных барьеров – сам человек. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.
Психофизиологические барьеры. Одной из важнейших особенностей коммуникации является то, что она осуществляется через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла и холода). Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушения логопедического характера — заикание, картавость и т.п.), нарушений фониатрического характера, связанных голосовым аппаратом, глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.д.
На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. В современной общей психологии и социальной психологии большое внимание уделяется проблеме затрудненного общения. В отечественной социальной психологии содержательный анализ затрудненного общения весьма полно представлен Б.Д. Парыгиным. Рассматривая психологический барьер как «такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности», он распространяет психологические барьеры на всю систему человеческих коммуникаций — межличностные отношения, отношения между личностью и общностью, между различными общностями. Как самостоятельные Парыгин выделяет социально-психологические барьеры деятельности, которые могут дифференцироваться по видам последней: это могут быть психологические барьеры познавательной, трудовой, управленческой и проч. Деятельностей. А также социально-психологические барьеры общения, столь же многообразные, как и само общение между людьми.
Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. (стереотипы, фобии и проч.)
Социокулътурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями отдельных социальных качеств. Но они и не оловянные солдатики, лишенные какой-либо индивидуальности. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокулътурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно. Целая группа факторов, тесно связанных друг с другом, способна существенно затруднить общение.
В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Если взаимодействуюшие лица имеют сходные социальные характеристики и, следовательно, сходный социальный опыт (принадлежат одной семье, одному государству и т.д.), то это значительно облегчает их взаимопонимание в процессе общения. Напротив, если взаимодействующие имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт, их взаимопонимание может быть существенно осложнено.
Однако представители различных культур могут столкнуться с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с несовпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения.
Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семантические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и разных социальных групп.
Однако общности знаков, в частности языка, недостаточно для адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не понимают друг друга. Необходима еще и общность значений, придаваемых этим знакам коммуникантами. Для успешной коммуникации недостаточно овладеть только языковым кодом в его узко структуралистском понимании. Необходимо также овладеть социокультурным кодом сообщества, на языке которого осуществляется комммуникация, теми знаниями и представлениями, которые хранятся в «когнитивной базе» — совокупности знаний и представлений общих для всех членов данного лингвокультурного сообщества.
Источник